Тема №1 «Введение в ТиМФКиС» — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Тема №1 «Введение в ТиМФКиС»

2017-10-21 1636
Тема №1 «Введение в ТиМФКиС» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема №1 «Введение в ТиМФКиС»

 

1. ТиМФВ как научная и учебная дисциплина. Исторические аспекты

Становления ФВ.

Как научная дисциплина теория ФК представляет собой систему научных знаний о сущности ФК, общих закономерностях её функционирования и направленного использования с целью гармонического развития людей. Она создавалась на понимании закономерностей физического развития человека и на современных методологических основах истории и теории культуры общества, широко используя информацию из области других наук.

Возникновение ФВ относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы ФВ возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой дея­тельности спонтанно происходило совершенствование их физи­ческих способностей — силы, выносливости, быстроты.

Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более ак­тивный и подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия, проявляли физические усилия, были и более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняемости (повторяемости действий). Именно явление упражняемости стало основой ФВ.

Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например, бросать дротик в изоб­ражение животного. Как только трудовые действия начали приме­няться вне реальных трудовых процессов, они превратились в фи­зические упражнения. Превращение трудовых действий в физические упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физичес­кого совершенствования. Далее, в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической под­готовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.

Таким образом, осознание человечеством явления упражняемости и важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни, установление связи между ними послужили истоком появления подлинного физического воспитания.

Из этого сложного процесса первобытной «педагогики» постепенно, по мере историчес­кого развития общества, выделяются и зачатки ФК как области специальной деятельности, в которой решаются задачи собствен­но физической подготовки людей к различным требованиям жизни.

Формы организованного физического воспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения молодежи воен­ным и спортивным упражнениям, но вплоть до Новейшей исто­рии они оставались достоянием немногих представителей приви­легированных классов или ограничивались рамками военного обу­чения.

В ходе развития человека и общественного производства возникла со­циальная (общественная) потребность определить общие цели и конкрет­ные задачи, а также и специальные средства физической подготовки лю­дей к жизни, методы (способы) использования этих средств.

На первых порах развития человеческого общества все эти вопросы решались интуитивно, стихийно, либо только на основе прямой передачи и освоения опыта предшествующих поколений. Позднее эта деятельность выделилась в самостоятельную и социально необходимую профессию. И чтобы решать все вопросы на профессиональном уровне, в настоящее время специалист по ФК должен владеть боль­шим объёмом достаточно глубоких теоретических знаний.

ФК постепенно вырастает в область широкой и слож­ной социальной деятельности, в которой формируются и осуществляются научно-практические подходы с позиций различных наук — философии, истории, педагогики, психологии, биологических наук (физиологии, анатомии и др.), социологии. Поэтому возникает её теория, которая опира­ется на данные исторического опыта, современной практики, а также на данные социально-экономических, медико-биологических и психолого-педагогических наук и раскрывает общие законы и закономерности ФК.

Таким образом, по мере усложнения и развития общественных требо­ваний к физической подготовленности людей, к деятельности в различных областях жизни появляются предпосылки к возникновению теории. Вна­чале возникают и развиваются взгляды на ФВ как на педагогический процесс и необходимую часть общего образования. Во вто­рой половине XIX в. П.Ф. Лесгафт разработал теорию физического образования, которая была направлена на формирование знаний, умений, навыков в области двигательной деятельности. Он разработал принципы, формы и методы использования физических упражнений для физического и интеллектуального развития человека. В годы советской власти в стране была разработана ТиМФВ.

В связи с разработкой в 1950 — 1960 гг. зарубежными и отечественны­ми учёными теории культуры, на основе её концепций в 1970 — 1980-х гг. в стране начинает разрабатываться и теория физической культуры (В.М. Выдрин, Б.В. Евстафьев, Л. П. Матвеев, Ю.М. Николаев, Н. А. По­номарев, Н.И. Пономарев, В. И. Столяров и др.).

Теория ФК относится к категории педагогических наук, так как она связана с процессами образования, обучения и воспита­ния человека в интересах общества. Она изучает ФК как особый, специфический вид культуры общества, сложную область соци­ально необходимой деятельности, имеющую множество взаимосвязей с другими явлениями и сторонами социальной жизни общества. Её задачи заключаются в том, чтобы обнаружить и раскрыть взаимосвязи и взаимовлияния культуры общей и физической, закономерности гармонического развития человека, объяснить и обосновать средства, обеспечивающие его целенаправленное и всестороннее физическое развитие, найти рациональ­ные методы использования средств, целесообразные формы и принципы, обеспечивающие их эффективную реализацию. Однако это только одна сторона дела. Вторая заключается в том, что теория ФК вооружает специалистов знаниями методики использования средств для практической деятельности. Первая сторона относится преимущественно к теории ФК как науки, вторая — к учебному предмету «ТиМФК».

Теория – система законов, принципов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное целостное явление – систему или её элементы функций.

Теория ФВ – наука об общих закономерностях, определяющая содержание и формы построения физического воспитания, как педагогического процесса, органически включенного в общую систему воспитания человека.

Теория ФК как наука исследует содержание, струк­туру, функции ФК, её принципы, цели, задачи и сред­ства; разрабатывает понятийный аппарат; изучает цели, задачи, методы и содержание видов ФК. Она раскрывает слож­ные взаимосвязи ФК с другими областями деятельности общества и всеми сторонами воспитания (нравственным, умственным, трудовым, эстетическим).

Как учебная дисциплина «ТиМФК» является главной, профилирующей в учебных планах средних и высших физкультурных учебных заведений. В конечном счёте, она определяет фундаментальность физкультурного образовании специалиста, педагогическую направленность его деятельности, профессиональную компетентность. Она лежит в основе знаний любой конкретной специальности (тренер, инст­руктор, учитель, методист и т.п.), создает необходимые предпосылки и условия для профессионального роста и совершенствования специалиста. Поэтому в разработке специфических проблем теории и методики спортив­ной тренировки все спортивно-педагогические дисциплины опираются на основные положения теории физической культуры.


 

2. ФК как вид культуры. Виды, структура и функции ФК.

Культура является наиболее сложным феноменом в современной на­уке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной теории культуры существуют сотни её определений, а значит, нет ни од­ного адекватного. Из всех подходов к её определению для теории физиче­ской культуры наиболее близкими являются следующие:

* Культура — творение человека, то, что не создано в таком виде природой.

* Культура — это мера и способ развития человека.

* Культура — это качественная характеристика деятельности челове­ка и общества.

* Культура — это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей.

Каждый из этих подходов может быть основой для определения поня­тия «ФК».

В первом определении речь идет о преобразовании природы, ее мате­риалов и процессов в интересах развития человечества, освоении и ис­пользовании природных ресурсов.

Во втором подходе, рассматривая культуру в качестве меры и способа развития человека, необходимо иметь в виду, что речь идет о разносторон­нем или, более того, всестороннем его развитии (интеллектуальном, физическом, психическом и других сторонах его совершенствования). Чело­век развивается в основном в процессе деятельности и конкретных её видов. Основными универсальными её видами являются: познавательная, трудо­вая, коммуникативная, игровая. Человек, по существу, и является про­дуктом этих видов деятельности. Выпадение хотя бы одного из них будет свидетельствовать о глубоких психических сдвигах, о ненормальности индивидуума.

Качественная характеристика деятельности человека свидетельствует о том, что не сама по себе деятельность (она может быть и антигуманной, и криминогенной, враждебной обществу, и разрушающий), а её способы, качество, степень разумности, полезности для человека и общества в це­лом характеризуют степень её культурности. Качество деятельности чело­века проявляется в его профессиональном мастерстве, в общении, одеж­де, поведении, эрудиции и т.п.

Наконец, хранение, распредмечивание, создание новых и распрост­ранение духовных и материальных ценностей ведёт к тому, что каждое новое поколение людей стоит на плечах предшествующих поколений, с их деятельностью и её результатами. Деятельность представляет собой про­цесс освоения мира, как в целом, так и в конкретных его проявлениях. Другими словами — это человеческая активность, направленная на освое­ние окружающей действительности, на её совершенствование в интересах человека, на физическое и интеллектуальное саморазвитие человека.

Она неразрывно связана с потребностями, поскольку вся история че­ловеческого общества есть не что иное, как деятельность по удовлетворению его потребностей. Существует два класса, два условия потребностей — ес­тественные, докультурные и человеческие социальные, культурные. К первым относятся нужда в пище, воде, воздухе, движении, потребности размножения, защиты потомства. Они в полной мере присущи как жи­вотным, так и человеку, но в человеческом обществе они детерминирова­ны социальными условиями.

Культурные, человеческие потребности не даны, а только «заданы» природой; они формируются в процессе воспитания и различных видов деятельности. Уровень их сформированности и осознанности зависит от качества деятельности человека по удовлетворению осознанной им нуж­ды, необходимости в материальных и духовных, физических и психичес­ких, интеллектуальных и эмоциональных ценностях. И поэтому механиз­му в процессе деятельности формируются духовные и физические качества человека, его способности. А затем эти различные, разносторонние спо­собности (например, в двигательной деятельности) раскрываются, реали­зуются в процессе жизни, труда, быта, военного дела, как в интересах самого человека, так и в интересах общества, создания его материальных и духовных ценностей.

Иначе говоря — потребность является одним из важнейших источников и условий развития личности и общества, побудительной причиной соци­альной деятельности людей. При этом имеется в виду, прежде всего, сво­бодная активность, в основе которой может лежать как творческая вариативность, так и репродуктивная, стандартная деятельность. Вынужденные действия «из-под палки» не могут рассматриваться в качестве деятельности.

К числу наиболее общих социальных, сверхприродных потребностей относится необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобиль­ной нации, во всесторонне и гармонически развитых людях и в создании объективных условий для свободного и безграничного развития их сил, способностей и дарований. Это, прежде всего, обусловлено социальным строем, уровнем и характером развития производительных сил (людей, техники, искусства) и взаимоотношениями людей в процессе производства. Эта потребность, с позиции здравого смысла, присуща любому здравомыслящему человеку.

Реальный процесс удовлетворения потребностей человека весьма сло­жен, противоречив и ему свойственны постоянные трудности, проблемы. Всестороннее и гармоническое физическое, интеллектуальное, духовное развитие является естественной целью любого нормального человека. Оно, так или иначе, лежит в основе всех видов его двигательной и психической деятельности, составляет её базу в целом и основу конкретных видов дея­тельности (трудовой, познавательной, коммуникативной, игровой и лю­бой конкретной профессиональной деятельности).

Отсюда можно предположить, что у каждого индивидуума на различ­ных этапах его биологического и психического развития существует в той или иной мере потребность в собственном всестороннем, безграничном и гармоническом развитии. Степень сформированности этой потребности, её уровень зависят, прежде всего, от уровня культуры человека, его воспитанности и образованности.

Весь комплекс потребностей формируется в течение всей жизни челове­ка, начиная с самого раннего детства и кончая глубокой старостью. На их формирование и развитие огромное влияние оказывает детский сад, семья, школа, армия, труд и трудовые коллекти­вы, различные общественные организации (клубы, секции, команды), весь быт и вся личная и социально-общественная жизнь человека. Естественно, чем выше культура человека и его окружения (социального и природного), тем выше, разнообразнее и шире эти потребности.

В течение всей жизни у людей естественным путем развиваются одни и те же физические качества и двигательные навыки. Другими словами — идет процесс естественного, «докультурного» развития, под которым по­нимается как сам процесс изменения форм и функций человеческого организма, так и результат этих изменений. Основой его как у животных, так и у человека является естественная потребность в движениях, которая при­суща всему животному миру.

По отношению к культуре человек выступает в трёх ипостасях: он её осваивает («потребляет»), является носителем культуры (в той мере, в ка­кой он развит духовно и физически) и создает новые культурные ценнос­ти. Это в полной мере относится к ФК как виду культу­ры. Освоение, «потребление» ФК в прямую, непосредственно, или через знание её теории проявляется в результатах этой деятельности — в овладении знаниями, развитии физических качеств и двигательных способностей, «владельцем» которых он является. «Опредмеченная» в них физическая культура предоставляет человеку более широкие возможности для двигательной и интеллектуальной деятельнос­ти, для проявления на новом, более высоком уровне его физических и интеллектуальных сил и для дальнейшего развития и распространения куль­туры физической.

В процессе своей деятельности по преобразованию природы и окру­жающей среды человек не только воздействует на окружающий мир, но и сам является субъектом и объектом собственного развития как физи­ческого, так и интеллектуального, нравственного, психического. Его де­ятельность позволяют ему, с одной стороны, демонстрировать, реализо­вывать свои духовные и физические качества, с другой — раскрывать потенциальные возможности его в умениях, навыках, физических способ­ностях. В процессе деятельности определяются и развиваются адаптационные возможности человека, реализуются резервы функционирования его организма. А это является одной из важнейших осознанных потребностей человека. По природе, по сути своей человеческий организм — чудесная и удивительная система, саморазвивающаяся, самонастраивающаяся и са­мовосстанавливающаяся. Однако сам человек, как социальное существо, зачастую, вместо того чтобы содействовать, ускорять развитие своего орга­низма, беспредельно расширять его возможности, губит его, ограничива­ет его потенциальные возможности, сокращает свою жизнь. Как прави­ло, животные всегда доживают отведенный им природой срок (исключая смерть от ран, отравления, инфекции). Человек же, пожалуй, единствен­ное существо, которое не доживает данного ему природой срока. Он уби­вает себя, медленно, но систематически и постоянно, своим образом жизни, неправильным питанием, нерациональной организацией и прове­дением отдыха, пьянством, курением, употреблением наркотиков. Од­ним словом — действует некультурно по отношению к себе.

Для специалиста в области физической культуры чрезвычайно важно уяснить, что культура направлена не только на преобразование внешней социальной и природной среды, но и на развитие самого человека, на формирование его физического облика. Культура — не только сторона духовной жизни. В процессе культурной деятельности человек формирует себя и физически, во всем многообразии форм двигательной деятельнос­ти. В этом и заключается процесс развития природных задатков в челове­ческие физические способности, которые, в свою очередь, проявляются во всем многообразии его предметной деятельности.

В социальном плане физическая культура представляет собой обшир­ную область культурной деятельности общества. Одна из ее главных задач — активное содействие всестороннему и гармоническому развитию членов общества, их преобразование, т.е. именно то, что составляет сущность культуры в более широком плане.

Используя закономерности естественного развития человека, она сво­ими средствами и методами добивается новых качественных результатов, формирования и развития таких свойств человека, которые не даны ему от природы.

Физическая культура стимулирует развитие духовной и материальной культуры.

Духовный аспект "физической культуры проявляется и в том, что при её помощи и в её сфере формируются духовные ценности, имеющие боль­шое социальное значение (международный олимпизм, музыка, литерату­ра, живопись, скульптура).

Таким образом, социальная необходимость деятельности в области физической культуры отражает объективные потребности общественного развития, она органически входит в жизнь общества структурно, функци­онально и генетически. Ее невозможно отнести либо только к материаль­ной, либо только к духовной культуре, так как она имеет материальные и
духовные формы выражения, удовлетворяет как материальные, так и ду­ховные потребности личности и общества.

Структура ФК


Любое сложное общественное явление и каждая область человеческой деятельности всегда имеют исторически сложившуюся форму организации или структуру, под которой понимается, во-первых, состав того или ино­го явления, т.е. его компонентов (частей, видов), и, во-вторых, строе­ние — связи и отношения между этими компонентами, их внутренняя организация, упорядоченность. В структуру культуры в качестве одного из важнейших её видов входит ФК, которая, в свою оче­редь, имеет свою собственную структуру. Основными её видами являются неспециальное физкультурное образование, физическая рекреация, спорт и двигательная реабилитация. Эта структура сформировалась историчес­ки, в процессе удовлетворения личностных и общественных потребностей.

Первой специфической формой удовлетворения потребностей обще­ства и личности средствами ФК стало неспециальное физкультурное образование. Оно сформировалось в качестве органическо­го вида образования человека в целом в силу объективной потребности в систематической и целенаправленной физической подготовке подрастаю­щих поколений к практической деятельности, в необходимости овладевать знаниями, умениями, навыками. Оно является первым и необходимым условием формирования ФК каждого человека, поскольку направлено на овладение необходимым минимумом знаний и умений в области целенаправленного физического развития людей. В его содержа­ние входит совокупность знаний и связанных с ними двигательных навы­ков и умений, физических качеств, приобретенных в процессе самообразования, в семье, в учебных заведениях. Неспециальное физкультурное образование формирует сложный, органически взаимосвязанный комп­лекс информации, основанный на историческом житейском опыте и научных данных.

В процессе неспециального физкультурного образования осуществляется и физическое воспитание, т.е. формирование отношения к ФК. Воспитание (в широком смысле слова) включает в себя весь комплекс воздействия общества на личность, весь процесс формирования личности, подготовки её к жизни, к труду. В более узком, собственно, педагогическом смысле слова воспитание — это воздействие на ум, чув­ства, волю человека с целью формирования у него мировоззрения, нрав­ственного облика, качеств, необходимых обществу. Оно находится в орга­ническом единстве с обучением, в процессе которого не только усваиваются знания, но и формируются убеждения, моральные качества, черты харак­тера. Другими словами, воспитание — это формирование отношения лич­ности к фактам, явлениям, видам деятельности. Отсюда физическое вос­питание есть формирование положительного и активного отношения к физической культуре как одному из средств и способов собственного гар­монического развития человека, формирование осознанной потребности в занятиях различными видами и формами физических упражнений.

Образование в сфере физической культуры осуществляется в основном в трёх аспектах:

1. Общее «двигательное образование», или базовое физкультурное обра­зование, которое предполагает совершенствование природных, естествен­ных, а также формирование и развитие новых двигательных навыков и физических качеств на оптимальном для жизнедеятельности человека уров­не. Оно сопряжено с освоением минимума знаний, достаточного для по­вседневной жизни, для укрепления здоровья человека, развития его фи­зических способностей. Базовыми, непременными двигательными навыками являются ходьба, бег, прыжки, метания, плавание. В основе их формирования лежат естественные физические способности — сила, выносливость, быстрота, ловкость и гибкость.

2. Профессионально-прикладное физкультурное образование, которое направлено на формирование и совершенствование таких специфических двигательных навыков, которые позволяют человеку выполнять професси­ональные функции эффективно, экономно, сохраняя достаточно длитель­ное время высокую работоспособность. В содержание этого аспекта вклю­чаются средства и методы укрепления здоровья, противодействия неблагоприятным воздействиям условий и характера труда.

3. Образование, целью которого является овладение знаниями для раскрытия биологических резервов и адаптационных возможностей человека, по самоконтролю, по самостоятельной физкультурно-оздоровительной работе, по истории ФКиС, по организации соревнований и т.д

Другим видом физической культуры, удовлетворяющей потребности личности, является спортивная деятельность, в процессе которой раскры­ваются способности человека на предельных или околопредельных уровнях. Это своего рода лаборатория, где моделируется, изучается и раскрывается возможность деятельности человека в экстремальных усло­виях.

Спорт дает возможность расширить масштабы общения людей, воз­можность сопереживания, эстетического и эмоционального восприятия, возможность решать общеполитические, социальные, педагогические, научные задачи. На межнациональном уровне он способствует установле­нию взаимопонимания народов разных стран.

Относительно самостоятельной формой функционирования ФК, удовлетворяющей потребности людей в активном отдыхе, в удовольствии от двигательной деятельности, в общении, является физическая рекреация. Это особенно важно в настоящие время, в неблагопри­ятных экономических условиях жизни людей, потере или смешении цен­ностных ориентиров.

Характер производства оказывает одностороннее и вместе с тем весьма сложное и очень противоречивое влияние на человека. Неблагоприятное влияние труда на человека может проявляться в связи с воздействием про­изводственной среды, характером самого труда, особенностью рабочей позы, воздействием метеорологических, географических условий и други­ми факторами. Все это неблагоприятно отражается на психике и самочув­ствии человека, вызывает необходимость смены вида деятельности, ак­тивного отдыха, релаксации.

Наконец, потребности в ускоренном и наиболее эффективном лече­нии травм удовлетворяет двигательная реабилитация, которая направле­на на восстановление или компенсацию с помощью физических упраж­нений временно утраченных или сниженных в процессе труда или спортивных занятий двигательных навыков и физических способностей. Совокупность всех этих форм функционирования физической культуры полностью удовлетворяет все личные и общественные потребности в фи­зической подготовке людей к разным видам производственно-трудовой, военно-профессиональной, боевой и бытовой деятельности, в укрепле­нии здоровья, восстановлении сил, во всестороннем и гармоническом развитии.

Основные понятия

Физическая культура – это ограниченная часть культуры общества и личности, представляющая собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средства и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей.

Спорт – это вид физической культуры: игровая и соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанная на использовании физических упражнений и направленная на достижение наивысших спортивных результатов.

Физическое воспитание – это вид физической культуры направленный на обучение движения, воспитание двигательных способностей человека и формирование потребности систематических занятиях физическими упражнениями.

Двигательная реабилитация – это вид физической культуры, основанный на использовании физических упражнений для восстановления или компенсации или временно утраченных двигательных способностей, лечение травм и их последствий.

Физическая рекреация – вид физической культуры, основанный на использовании физических упражнений для активного отдыха и развлечений.

Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма на протяжении жизни человека, либо под воздействием естественных условий, либо под воздействием целенаправленного использования специальных физических упражнений.

Физическое упражнение – это двигательное действие, построенное в соответствии с закономерностями физического воспитания.

Физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств и двигательных способностей, и овладение жизненно-важными двигательными навыками и умениями.

Физическое совершенство – это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям к жизни.

Как указывалось выше, структура ФК характеризу­ется не только строением (т.е. количеством элементов), но и взаимосвязями. Эти связи могут носить либо координационный характер (взаимодействие «по горизонтали», на одном уровне), либо подчиненный, субординационный («по вертикали»). Все вышеперечисленные виды но­сят однопорядковый характер.

Другими словами, они выросли из одного корня, являются в рамках ФК её органическими компонентами и не подчинены друг другу. В то же время каждая из этих относительно самостоятельных частей несёт в себе отдельные элементы других видов ФК, в силу чего они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, в процессе неспециального физкультурного образования широко использу­ются спортивные состязания, эстафеты, рекреативные формы занятий физическими упражнениями. В спортивной тренировке имеет место обучение, образование, широко применяются формы и методы физической рекреации, а последняя пользуется элементарными формами спортивных соревнований, спортивным инвентарем и оборудованием, содействует решению задач физического образования и спорта.

Функции ФК

Специальные функции того или иного явления — это способ его бытия, способность удовлетворять потребности общества или личности в данном виде деятельности. Не выяснив функции ФК, невозможно точно определить её роль и значение для развития личности и общества.

Поскольку ФК является видом культуры личности и общества, то ей присущи, прежде всего, общекультурные функции, кото­рые вытекают из закономерностей развития культуры и общества в целом. К ним можно от­нести общеобразовательную, воспитательную, нормативную, преобразо­вательную, познавательную, ценностную, ориентационную, коммуника­тивную и др. культурные функции. Основная же функция культуры заключается в формировании и прогрессивном развитии ценнос­тей, выступающих в качестве средств и способов, обеспечивающих про­грессивное развитие личности и общества.

ФК, являясь относительно самостоятельным видом культуры, имеет свои специфические функции, выражающие её способность удовлетворять запросы личности и общества в физическом совершенствовании людей всех возрастов и любого социаль­ного положения.

Специфические функции можно свести по признакам общности в сле­дующие группы:

1. Образование надприродной телесности, общефизическое развитие и укрепление здоровья людей вне зависимости от возраста, пола, степени физического развития; совершенствование физических качеств и способ­ностей, формирование и совершенствование двигательных навыков; про­тиводействие неблагоприятным условиям жизни и быта; сдерживание про­цессов инволюции, создание основы для ЗСЖ и т.п.

2. Физическая подготовка людей к трудовой деятельности и защите Родины (повышение работоспособности, устойчивости к неблагоприятным условиям труда, гипокинезии и гиподинамии, профессионально-при­кладная физическая подготовка и т.п.).

3. Удовлетворение потребностей людей в двигательной деятельности и рациональном использовании свободного времени (развлечения, игры, переключение с одного вида деятельности на другой, активный отдых).

4. Раскрытие функциональных резервов и адаптационных возможнос­тей человека.

На каждом этапе своего развития общество разрабатывает концепции и создает общие программы развития, реализация которых ведет к наме­ченной цели. На методологической основе этих программ разрабатывают­ся и конкретные программы в области ФК (базисные учеб­ные программы, единая спортивная классификация и т.п.).

Частные функции — это функции ее компонентов (частей).

Таким образом, физической культуре как органическому виду культу­ры общества присущи три категории функций: общекультурные, специ­фические и частные. Понимание сущности этих функций и даёт возмож­ность правильно определить роль и значение ФК в жизни личности и общества, сформулировать их цели, задач, содержа­ние, принципы, средства и методы их использования.

Принцип непрерывности

Его реализация предусматривает недопусти­мость слишком больших и педагогически неоправданных перерывов между занятиями, которые приводят к снижению достигнутого уровня физичес­кой подготовленности. Функциональные и структурные изменения, происходящие в организме во время и в результате занятий физическими упражнениями, обратимы, т.е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий. Даже небольшой перерыв (5-7 дней) ведёт к снижению функциональных возможностей. В основе управления процессом чередования нагрузки и отдыха лежат закономерности адаптации организма к физической нагрузке, а также динамика восстановления после выполняемой работы. Чередование нагрузок и отдыха и обеспечивает непрерывность процесса ФВ.

Принцип цикличности

Определяет структурную упорядоченность учебно-воспитательного про­цесса. Его сущность раскрывается в композиционной повторяемости отдель­ных занятий и их серий. В практике принято различать микро-, мезо- и макроструктуру воспитательного процесса. Продолжительность микроцикла, как правило, не превышает семидневный режим двигательной активности индивида. Он является основной структурной единицей планирования учеб­но-воспитательного процесса. Его содержание предусматривает планирова­ние развивающих занятий целевой направленности и отдыха с учетом сово­купности факторов, отражающих закономерности адаптации организма к физической нагрузке и обеспечивающих выраженный кумулятивный эффект.

По мнению профессора Л.П. Матвеева, утвердившаяся современная система построения учебно-воспитательного процесса в виде микроцик­лов нарастающей интенсивности и циклически повторяющихся, пред­ставляет собой эмпирически определенную форму совершенствования фун­кциональных систем организма, отвечающих за адаптацию к физическим нагрузкам. Структура микроцикла вариативна и подвержена специфике физкультурно-спортивной деятельности, периода, этапа подготовки. Це­лесообразность использования того или иного варианта микроцикла обус­ловлена множеством факторов, в том числе преимущественной направ­ленностью тренировочного воздействия, оперативным и текущим состоянием индивида. Мезоциклы представляют собой совокупность пяти-шести микроциклов, которые формируют относительно законченные эле­менты структуры этапа подготовки и обеспечивают положительный сум­марный тренировочный эффект. Структура мезоцикла детерминирована, главным образом, целью этапа подготовки и логикой решения текущих педагогических задач. Поэтому параметры структуры мезоциклов, их виды весьма вариативны в зависимости от содержания этапа подготовки.

Содержание макроцикла предусматривает чередование нескольких ме­зоциклов на протяжении более продолжительных полугодичного, годич­ного и многолетнего циклов подготовки. Методологической основой тех­нологии управления в макроцикле являются объективные биологические закономерности долговременной адаптации индивида к физическим на­грузкам в процессе его эндогенного развития.

В подготовке спортсменов структура макроцикла предусматривает че­редование трех периодов: подготовительного, соревновательного и пере­ходного. Их выделение обусловлено созданием оптимальных условий для обеспечения последовательного приобретения состояния спортивной фор­мы (готовности к максимальному результату), ее реализации в соревнова­ниях и последующей утраты.

Принцип цикличности в практике реализуется в полной мере при со­блюдении следующих правил. Процесс физического воспитания и спортив­ной тренировки должен быть построен с использованием относительно завершенных и циклически повторяющихся структурных единиц (микро-, мезо-, макроциклов). Серии занятий должны обеспечивать


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.