Развитие эмоциональной сферы ребенка в период дошкольного детства. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Развитие эмоциональной сферы ребенка в период дошкольного детства.

2017-10-21 850
Развитие эмоциональной сферы ребенка в период дошкольного детства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для малыша эмоции — своеобразный эталон качества предметов и явлений окружающего мира, определитель их ценности. Именно через призму эмоций младенец воспринимает пока еще маленький мир, именно с их помощью дает понять окружающим, что он сейчас ощущает.

В отечественной психологии, начиная с работ Л.С. Выготского утвердилось мнение о многоуровневости эмоций как об основной из фундаментальных закономерностей их проявления и развития. Наиболее ярко эта идея проявляется при рассмотрении возрастных этапов развития эмоций, в частности на этапах младенческого, раннего и дошкольного детства.

 

Развитие эмоций в раннем детстве

 

Ключевые моменты эмоционального развития детей раннего возраста следующие:

— эмоции также неустойчивы и изменчивы, как и в младенческом возрасте;

— эмоции являются мотивами поведения ребенка, что объясняет их импульсивность;

— более интенсивно начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимают чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда;

— особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств и поступков.

 

Развитие эмоций в дошкольном детстве

 

Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей.

Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются трудно контролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.

Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций — интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого. Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.

На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.

Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий.

Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребенка.

Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

— освоение социальных форм выражения эмоций;

— формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;

— благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

— эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

 

Особенности эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте

 

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных, утилитарных целей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции.

К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности.

Формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от желаемого результата, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

Постепенно дошкольник начинает предвидеть эмоциональные результаты своей деятельности. Предполагая, как обрадуется мама, он делает ей подарок, отказываясь от привлекательной игры. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств через интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть их для себя. Таким образом, с одной стороны, развитие эмоций обусловлено появлениями новых мотивов и их соподчинением, а с другой – эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение.

Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самопознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова. Подчеркнем, что дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Голод, жажда заставляют их действовать импульсивно.

Развитие общения с взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно – ролевой игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.

Так, ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признания окружающих ребенка преобладает радостное настроение. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева, или приступами страха. Это свидетельствует о том, что его потребность не удовлетворена. И тогда можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребенка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие.

Источником гуманных чувств выступают именно взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.

Если в раннем детстве ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сопереживая другим людям. Практическое овладение нормами поведения также является источником развития нравственных чувств. Переживания теперь вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Опыт таких переживаний обобщается в форме нравственных чувств. Если младшие дошкольники дают оценку поступка с точки зрения его непосредственного значения для окружающих людей («Маленьких нельзя обижать, а то они могут упасть»), то старшие – обобщенную («Маленьких нельзя обижать, потому что они слабее. Им надо помогать, мы же старше»).

Сопереживание к сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессий в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов относящихся к сверстнику, а просто (в речи) выражает свое отношение к нему, сопереживание товарищу резко снижается. Пассивное наблюдение за деятельностью сверстника вызывает у дошкольника двоякие переживания. Если он уверен в своих силах, то радуется успехам другого, а если неуверен, то испытывает зависть.

Когда дети соревнуются друг с другом, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищем, то стремление к личному успеху, признание собственных достоинств и достижений увеличивает силу экспрессий до самого высокого уровня. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и качество негативных экспрессий снижается, так как на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.

Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.

Ребенок переживает радость, удовлетворение при совершении им достойных поступков и огорчений, возмущений, недовольства, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования, совершают недостойные поступки. Переживаемые чувства вызываются не только оценкой взрослых, но и оценочным отношением самого ребенка к своим и чужим поступкам. Такие чувства он испытывает при совершении действий и поступков по отношению ко многим взрослым и сверстникам, дошкольник начинает испытывать это чувство и по отношению к малышам.

Таким образом, особенности эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте, на наш взгляд, заключаются в следующем:

ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;

изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;

формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические;

появляется способность предвидеть эмоциональные результаты своей деятельности;

дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сопереживая другим людям.

15. Планирование педагогического процесса в дошкольной образовательной организации.

Планирование - заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной деятельности с указанием: необходимых условий, используемых средств, форм и методов.

Принципы планирования:

• принцип целесообразности;

• принцип системности, последовательности и усложняемости;

• принцип парциальности;

• принцип интеграции и дифференциации;

• принцип обеспечения формирования целостного опыта детей;

• принцип социокультурной соотнесенности, учета субкультуры детей;

• принцип оперативности;

• принцип открытости образовательного процесса социокультурному окружению

Условия, которые необходимо соблюдать при планировании:

• Выделение целей и задач на определённый период;

• Чёткое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода (наличие определенного багажа знаний, выход продуктов детской деятельности);

• Выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных результатов (что и как мы будем делать для достижения поставленной цели);

• Учёт принципа развивающего обучения, целью которого является развитие каждого ребенка (что нового узнал сегодня каждый ребенок);

• Содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики;

• Комплексно-тематический принцип построения воспитательно-образовательной деятельности (одна тема проходит в разных видах деятельности);

• Учёт интеграции образовательных областей.

Виды планирования:

• Календарное – определяет организацию воспитательно-образовательной деятельности на каждый день:

- по режимным моментам

- по деятельности воспитывающего

- по содержанию

• Перспективное - определяет основные направления в воспитательно-образовательной деятельности на перспективу (месяц и более)

• Календарно-перспективное – сочетает в себе элементы календарного и перспективного плана и ведется с учетом времени года

Факторы, обуславливающие выбор тем для планирования:

• учет сезона и сезонных изменений в природе;

• календарь праздничных, памятных и юбилейных дат;

• необходимость широкой ориентации дошкольников в окружающей действительности;

• запросы и интересы детей

Виды детской деятельности

· игровая;

· двигательная;

· коммуникативная;

· познавательно-исследовательская;

· изобразительная;

· конструирование;

· чтение;

· музыкальная и;

· трудовая (как элемент)

 

Игровая деятельность предусматривает планирование

Сюжетно – ролевых игр;

Игр – драматизации;

Игры – ситуации

Двигательная деятельность:

Подвижные игры;

Индивидуальная работа;

Хороводные игры;

Спортивные развлечения;

Обучение элементам спортивным играм и упражнениям

Коммуникативная деятельность:

Дидактические игры;

Индивидуальная работа по речевому развитию;

Беседы морально-этического содержания.

Познавательно-исследовательская деятельность:

Рассказ-беседа по гражданско-патриотическому воспитанию;

Беседы о культуре поведения; природоведческого и эвристического содержания; по ОБЖ;

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром по развитию сенсорных эталонов и мелкой моторике; игры природоведческого содержания; по ФЭМП;

Индивидуальная работа;

Опытно-исследовательская деятельность.

Изобразительная деятельность:

Беседы художественно-эстетического – характера;

Индивидуальная работа по рисованию, лепке, аппликации

Дидактические игры художественно-эстетической тематике.

Конструирование:

Обучение играм со строительным материалом;

Индивидуальная работа: по художественному конструированию (оригами, поделки из природного материала), по моделированию, ручному труду;

Чтение:

Разучивание и повторение стихотворений (индивидуально и подгруппой);

Чтение произведений художественного и познавательного характера.

Музыкальная деятельность:

Индивидуальная работа по музыкальному воспитанию (разучивание и повторение движение танца; текста песен; сценок и т.д.);

Дидактические игры по музыкальному воспитанию;

Развлечения (досуги).

Трудовая деятельность:

Поручения (младший дошкольный возраст);

Коллективный труд.

Планирование утреннего отрезка времени:

на месяц -

- труд в уголке природы;

- наблюдения;

- утренняя гимнастика;

- повседневный труд (дежурства);

- привитие КГН;

- занятия по интересам.

- игровая деятельность детей;

ежедневно -

- исправление и воспитание у детей правильного звукопроизношения;

- развитие устной речи и выработке правильной интонации;

- стимулирование двигательной активности и др.

- индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности.

 

Планирование прогулки:

на месяц –

- подвижные игры;

- труд;

- наблюдение;

- экскурсии;

- закаливающие процедуры;

ежедневно –

- работа с родителями

- сюжетно – ролевые игры;

- физические упражнения;

- индивидуальная работа.

 

Первая половина дня:

на месяц –

- художественная литература (тексты для длительного чтения, и непродолжительного чтения)

- дежурства (но, если вводится новый вид дежурства, то эта работа отражается в календарном плане).

- труд по самообслуживанию

- привитие КГН.

- занятия по интересам.

- игровая деятельность детей;

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- закаливающие процедуры.

- праздники, досуги, развлечения

ежедневно –

- специально организованная деятельность

- виды индивидуальной работы (а сама индивидуальная работа с указанием фамилий детей вписывается в план после проведения занятия, игры или труда).

Вторая половина дня:

на месяц –

- повседневный труд (дежурства);

- привитие КГН;

- занятия по интересам.

- игровая деятельность детей;

- художественная литература (тексты для длительного чтения, и непродолжительного чтения)

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- закаливающие процедуры.

ежедневно -

- сюжетно – ролевые игры;

- физические упражнения;

- индивидуальная работа;

- работа с родителями

 

16. Воспитатель как организатор педагогического процесса в дошкольной образовательной организации. Квалификационные требования к профессиональной подготовке и личностным качествам воспитателя.

Воспитатель — это должность в дошкольной образовательной организации, которая по своей квалификации соответствует целям реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (пункт 3.4.1.). Воспитатель осуществляет воспитательную деятельность и обладает умением организовать специфические для раннего и дошкольного возраста виды деятельности (игровую, познавательно-исследовательскую, продуктивную), создаёт возможность для развития свободной игры детей и для проявления детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. Воспитатель регулирует поведение детей для создания безопасной образовательной среды, доброжелательно и чутко общается с ними, понимает и принимает каждого, создаёт в коллективе атмосферу уважения к достоинству, интересам и индивидуальным особенностям всех детей.

Воспитатель дошкольной образовательной организации обязан знать основные нормативные документы по вопросам образования и воспитания: Конвенцию о правах ребёнка, ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Он должен также знать возрастные закономерности развития детей и особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте. Должность воспитателя может занимать человек, который соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, а также требования профессиональной этики.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» утверждает, что

педагогической деятельностью могут заниматься лица, «имеющие среднее

профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным

требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)

профессиональным стандартам» (статья 46, п.1).

Требования к образованию и обучению - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются.

На воспитателя дошкольного учреждения возлагаются следующие функции:

• Планирование, организация и проведение воспитательно-образовательной работы.

• Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей.

• Приобщение детей к национальной культуре и традициям.

• Координация деятельности помощника воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.

Для выполнения возложенных на него функций воспитатель дошкольного учреждения обязан:

- Планировать, организовывать и проводить воспитательно-образовательную и оздоровительную работу по обеспечению полноценного физического и психического развития детей на основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов и способностей.

- Организовывать выполнение детьми режима дня.

- Обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей совместно с медицинскими работниками.

- Осуществлять дифференцированный подход к воспитанию ребенка в зависимости от пола, формировать его высокоморальные качества, мотивы деятельности, самооценку, межличностные отношения.

- Способствовать созданию в группе доброжелательного, благоприятного микроклимата для проявления творчества и способностей воспитанников.

- Приобщать детей к национальной культуре, ее традициям.

- Использовать в практике новейшие научно-методические материалы в области воспитания.

- Осуществлять педагогическую деятельность в тесном контакте с родителями (опекунами) детей, специалистами дошкольного учреждения и школы.

- Координировать деятельность помощника воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.

- Участвовать в работе педсоветов, общих собраний, методических объединений и выполнять их решения.

- Работать над повышением своего профессионального и культурного уровня.

 

17. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании.

 

Долгое время термин  «технология»  оставался за пределами понятийного аппарата педагогики, относился к технократическому языку. Хотя его буквальное значение («учение о мастерстве») не противоречит задачам педагогики: описанию, объяснению, прогнозированию, проектированию педагогических процессов.

Что же означает сам термин технология – это совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Попытаемся разобраться в сущности педагогической технологии на основе анализа трактовки данного термина ведущими педагогами.

Ученые по-разному трактуют это понятие.

Б.Т.Лихачев считает, что «педагогическая технология» представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств»

А.К.Колеченко характеризует педагогическую технологию как «набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями»

Академик  Беспалько Владимир Павлович ввел в отечественную педагогику понятие «педагогическая технология»

Педагогическая технология  – это совокупность методов, приемов, средств передачи социального опыта, обеспечивающая управляемость образовательным процессом и гарантированность результата.

 

В педагогической литературе встречается много терминов, характеризующих те или иные педагогические технологии: технологии обучения, воспитания, преподавания, образовательная и традиционная технологии, технология проблемного обучения, авторская технология и т.д.

 

Преимуществом педагогической технологии является гарантированное достижение запланированных результатов

Идея технологизации обучения не является новой. Еще Я.А. Коменский ратовал за нее. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «механическим» (т.е. «технологическим»), стремился отыскать такой его порядок, который неминуемо приводил бы к положительным результатам. Я.А. Коменский писал: «Для дидактической машины необходимо отыскать: 1) твердо установленные цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели»

Следует отличать технологию обучения от  методики обучения.  Разница между ними заключается в том, что технологии обучения удается воспроизводить и тиражировать и при этом гарантировать высокое качество образовательного процесса или решение тех педагогических задач, которые заложены в эти технологии. Методики часто не гарантируют должного качества.

Вместе с тем, методика может быть доведена до уровня технологии. Например, имеется определенная методика объяснения нового материала. Если она отвечает объективности, надежности, валидности (соответствие поставленным задачам), то ее можно назвать технологией.

Технология обучения взаимосвязана с  педагогическим мастерством .  Совершенное владение педагогической технологией и есть педагогическое мастерство. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, но в особенностях ее реализации как раз и проявляется ваше мастерство.

Селевко Герман Константинович - (Академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук), автор многочисленных работ по темам образовательных технологий, считает что педтехнология должна соответствовать основным требованиям (критериям)

Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:

1. логикой процесса,

2. взаимосвязью его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

· Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

· Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

· Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

 

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

Здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, технологии исследовательской деятельности, информиционно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные технологии, технология портфолио дошкольника и педагога, технология «ТРИЗ» и др.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.132 с.