Философские идеи эпохи Возрождения. Традиции гуманизма. Натурфилософия Возрождения (Н. Коперник, Л. Винчи, Д. Бруно, Г. Галилей) — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Философские идеи эпохи Возрождения. Традиции гуманизма. Натурфилософия Возрождения (Н. Коперник, Л. Винчи, Д. Бруно, Г. Галилей)

2017-10-21 692
Философские идеи эпохи Возрождения. Традиции гуманизма. Натурфилософия Возрождения (Н. Коперник, Л. Винчи, Д. Бруно, Г. Галилей) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эпоха Возрождения (XIV–XVII вв.) – переход от средневековья к Новому времени.

Основные идеи эпохи Возрождения:

1. Антропоцентризм – переворот в мировоззрении. Как проявление – противостояние схоластике, ее критика, осмеяние. Право на поиск истины, критика догматизма. Основной вопрос – благородство человека. Оно – в доблести духа (не в родовитости, не в богатстве), которую человек сам в состоянии довести до совершенства через науку, искусство, труд. Тот, кто трудится, имеет право на богатство. Защита частного интереса, индивидуализм.

2. Гуманизм – демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что люди имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни

3. Творческая сущность человека- он никому не подражает (ни Богу, ни природе), он сам по себе деятелен, он творит.

4. Личностно-материальное понимание мира- все существующее понимается в проекции на человека при максимальном учете телесного начала.

5. Эстетическое понимание действительности -доминирующий аспект философии эпохи Возрождения, но без утраты духовного. В искусстве сюжеты из Библии, но воплощение – через изображение реальных людей, автопортреты. К знанию Библии добавляется энциклопедическая образованность. Красота должна быть математически строгой. Математика оформляет субъективное (показатель: выработана геометрическая концепция линейной перспективы – объективного порядка зрительного восприятия).

6. Антисхоластика: развенчание авторитетов и догм, за религиозные реформы.

7. Геометрически-структурное понимание мира- дополняемое диалектикой предельного перехода, характерного для бесконечно малого и бесконечно большого и их соотношения между собой.

8. Пантеизм: Бог – природа; в центре – героическая личность.

Гуманизм эпохи Возрождения, Ренессансный гуманизм также классический гуманизм - европейский интеллектуальное движение, что является одним из определяющих компонентов Ренессанса, как исторической и культурной эпохи, основной идеей которого было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы. Возник в Флоренции в середине XIV века, существовал до середины XVI века.

Зарождение гуманизма связывают с именем поэта и мыслителя Франческо Петрарки (1304-1374). Гуманизм был прежде просветительским движением, придавал первостепенное значение литературе. Гуманистическое образование, по мнению гуманистов, должно способствовать всестороннему развитию личности: знания имели сочетаться с добродетелями, истинный смысл с совершенной языковой формой, поэтому центральную роль в гуманистическом образовании должны играть литературоведение и языкознание.

Важным признаком гуманизма эпохи Возрождения было ощущение принадлежности к действительно новой эпохе, потребность отмежеваться от прошлых веков. Это прошлое, которое в то время стали называть Средневековьем, отвергалось представителями гуманизма, как неполноценное по сравнению с античной эпохой, которую гуманисты принимали за образец и желаемую норму для всех сфер человеческой деятельности. Едва ли не главной целью гуманистов было возрождение прямого культурной связи с античностью. Отсюда вытекала требование к ориентации на аутентичные античные источники, нашедшая свое лаконичное определение в латинском изречении ad fontes (т.е. "к истокам")

Гуманизм Эпохи Возрождения разделяется на 3 периода:
- Ранний гуманизм (с конца XIV в. до середины XV в.) – еще называют гражданским гуманизмом или этико-филологическим. Риторика, грамматика, поэзия, история и моральная философия изучались и преподавались на основе классической образованности, создав предпосылки для возникновения раннего гуманизма, вместо тем и методов средневековой схоластики.

- Развитие традиционных сфер культуры (с середины XV века) в Эпоху Возрождения в Италии способствовали развитию гуманизма в иных сферах: теология, натурфилософия, естествознание. Появились флорентийский неоплатонизм Фичино, неоаристотелизм Помпонацци и другие направления.

- Гуманизм позднего периода Эпохи Возрождения пережил новый взлет на фоне конфликтов Реформации XVI века и проблем культурного самоопределения европейских народов. Тогда же появился северный гуманизм, представителями которого явились Эразм Роттердамский, Томас Мор и др.
На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени.

Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т. е., прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой.

Николай Коперник (1473 — 1543)-польский астроном, опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:

- Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм-Земля-центр Вселенной);

-Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом- Солнце-центр), Земля вращается вокруг Солнца;

- Все космические тела движутся по собственной траектории;

- Космос бесконечен;

- Процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.

Джордано Бруно (1548 — 1600)-философ и поэт развил и углубил философ­ские идеи Коперника:

- Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;

- Вселенная не имеет центра и бесконечна;

- Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);

- Звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;

- Число миров во Вселенной бесконечно;

- Все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что име­ется на них, обладают свойством движения;

- Не существует Бога отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое.

Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Цер­ковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.

Галилео Галилей (1564 — 1642) на практике подтвердил пра­вильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:

- Изобрел телескоп;

- С помощью телескопа исследовал небесные тела;

- Доказал, что небесные тела движутся не только по траекто­рии, но и одновременно вокруг своей оси;

- Обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни - "моря") на Луне;

- Открыл спутники вокруг других планет;

Также Галилей считается основателем механицизма- т.е. вселенная рассматривается как гигантский механизм, а сложные природные процессы как комбинации простейших причин, главная из них- механическое движение.

Леонардо да Винчи (1452-1519)

В эпоху Возрождения происходи восстановление интереса к исследованию природы и к естественным наукам.. Леонардо да Винчи возрождает античную идею индукции и индуктивного метода, выступая с критикой силлогизма, являвшегося основным методом в теологии.

Да Винчи восстанавливает то особое отношение к опыту, которое было в 13 веке в школе францисканцев выражено Гроссетестом и Бэконом:

Опыт - активный целенаправленный эксперимент. Да Винчи пытается осмыслить роль эксперимента для познания. Не создает, конечно, теорию эксперимента, но, самое главное, утверждает, что опыт невозможен без опоры на теорию и в этом случае будет «слепым», не имеющим значимости. «Наука - полководец, практика - солдаты».

Роль математики. Математику надо соединить с экспериментом. Пока это скорее декларация, но тем не менее, идеи из записных книжек Леонардо да Винчи представляют собой особенность науки Нового времени.

Эксперимент как метод и применение математики определяют специфику науки Нового времени. Леонардо уже нащупывает значимость этих двух моментов.

Проблема соотношения природы и человеческого искусства. Продолжает гуманистическую линию. Во-первых, человеческая природа активна, человек - это деятель. Природа - это творческая мощь, природа творит, в ней действует закон необходимости и причинности (порождения следствия). Бог - первопричина и перводвигатель, но у природы - творческая мощь. Леонардо не противопоставляет природу и человека, природное и божественное.

Человек - «великое орудие природы».

Человек продолжает творческую деятельность там, где природа ее заканчивает, и создает «бесчисленные виды новых вещей».

Человек опирается на природу и превосходит ее, потому что проивзодит то, что природа не смогла бы создать. Человек подобен Богу, может называться «внуком Бога» (сыном природы).

Мир, человек прекрасны.

Гармония и природы, и человека не лишена трагизма.

Некоторых людей оценивает уничижительно («проходы для пищи»). Это симптомы кризиса гуманистической идеи.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.