Вопрос 1. Наблюдение, игра, рисование как диагностические методы исследования детей. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Вопрос 1. Наблюдение, игра, рисование как диагностические методы исследования детей.

2017-10-21 766
Вопрос 1. Наблюдение, игра, рисование как диагностические методы исследования детей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Особенности метода наблюдения:

· непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;

· данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;

· целостное восприятие наблюдаемой ситуации;

· зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;

· влияние наблюдателя на объект наблюдения;

· влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.

Научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них.

Оно имеет много общего с обыденным наблюдением, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится. Особо важное значение метод наблюдения имеет для изучения психологических особенностей детей, поскольку ребенок как объект исследования представляет большие трудности для экспериментального изучения, чем взрослый человек.

Наблюдение - не пассивный акт запечатления увиденного, все проходит через призму наших установок. Мы получаем то, что хотели получить, мы воспринимаем людей в соответствии с нашими ожиданиями. Результаты зависят от опыта, умения психодиагноста, его личностных особенностей. Метод наблюдения дает информацию и о психодиагносте, даже больше, чем о том за кем наблюдает. Обойтись без наблюдения психодиагност не может. Точность результатов зависит от соблюдения строгих требований к наблюдению.

Стремление рисовать присуще большинству детей старшего дошкольного возраста. При неврозах дети часто не реализуют его из-за односторонней ориентации родителей на более интеллектуально насыщенные занятия. Рисование, как и игра, считается несерьезным занятием, работой «для себя», и подобная установка обедняет духовный мир детей, не дает возможности реализоваться их творческим началам. Изучение рисунков детей с неврозами полезно и в плане диагностики интересов и увлечений, особенностей темперамента и переживаний. С известной долей осторожности можно считать, что преобладание серых тонов и черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный фон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Доминирование ярких, светлых и насыщенных красок указывает на высокий жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, говорит об уверенности и решительности. Повышенная возбудимость, гиперактивность находят выражение в неустойчивости изображения, смазанности или в большом числе отчетливых, но пересекающихся линий.

Изучение спонтанных, т.е. сделанных по собственному желанию рисунков показывают обычную возрастную направленность у детей с неврозами. Мальчики предпочитают рисовать машины, технику, затем – людей и сражения; девочки – людей, дом и природу, затем – животных.

Тематическое рисование по заданию врача может осуществляться как во время ожидания приема, так и дома. Рисунки на темы: «В детском саду, школе», «На улице, во дворе», «Мы дома», «Семья», «Что мне снится страшное» или «Мои страхи», «Что было со мной самое плохое или хорошее», «Кем я хочу стать» – дают много ценной информации, дополняющей клиническое обследование. Дошкольники изображают себя в детском саду, как правило, рядом с одним из сверстников, с которым поддерживают дружеские отношения. Если сверстников на рисунке несколько, то автор помещает себя обычно на периферии группы, отображая этим отсутствие лидирующей позиции. О феномене социально-психологической изоляции можно судить по рисункам школьников. Они достоверно чаще изображают себя в одиночестве, чем в окружении сверстников или взрослых. Таким образом, степень принятия в группе (коллективе) уменьшается по мере перехода из детского сада в школу, сопровождаясь все более выраженными переживаниями своей обособленности, непонятости и одиночества с ведущим переживанием «я не такой, как все». Чувство одиночества – одно из центральных переживаний при неврозах – особенно заметно в сюжете «улица, двор». Здесь также достоверно доминирует изображение только себя, а не себя и сверстников, подчеркивая трудности в установлении дружеских, неформальных отношений.

Рисование ситуации «Мы дома» дает возможность воспроизвести взаимодействие в семье, какую-либо сценку из ее жизни. Здесь же предлагается нарисовать всех членов семьи по усмотрению автора рисунка в отдельных комнатах, отразив таким образом наиболее близких для него лиц. Один мальчик нарисовал в этом случае мать похожей на робота, что указывало на ее занятость, строгость и принципиальность, отсутствие душевной теплоты в отношениях с сыном.

Изображение на рисунке одного из наиболее беспокоящих страхов оказывает десенсибилизирующее действие на остальные страхи, поскольку ребенок, проявляя целенаправленное волевое усилие в процессе рисования, справляется с заданием и заслуживает одобрение близких и похвалу врача. На первом месте среди выбираемых для рисования страхов вне зависимости от возраста находятся чудовища. На втором месте воспроизводятся страхи стихийных бедствий (землетрясения, пожара, аварии и т.д.) и войны, а также нападения (бандитов). Все эти страхи символизируют угрозу для жизни, как и следующие по частоте страхи животных (от укуса змеи наступит смерть, паук выпьет кровь, собака загрызет и т.д.). На последнем месте изображаются страхи одиночества и темноты, поскольку они менее дифференцированы и наиболее трудны для рисования. В младшем школьном возрасте нередко воспроизводятся инстинктивно опосредованные страхи высоты, глубины, замкнутого пространства. В подростковом возрасте возрастает рисование социально опосредованных страхов плохой отметки, контрольных, не успеть все сделать вовремя. В этом случае речь идет уже не столько о страхах, сколько об опасениях, нередко приобретающих навязчивый характер. Соответственно, эффект от отображения в рисунке ведущего страха будет более высоким в дошкольном и отчасти в младшем школьном возрасте. Во всех случаях важен сам принцип выполнения задания врача, что является отправным пунктом для повышения уверенности в себе, в творческих силах и возможностях.

Тема «Самое плохое (неприятное) событие в жизни» дополняется «самым хорошим событием», чтобы уравновесить психотравмирующий аспект первого рисунка. У мальчиков и девочек на первом месте среди отрицательных воспоминаний находятся события, связанные с пребыванием в больницах, несчастными случаями и медицинскими манипуляциями. На втором месте у мальчиков воспроизводятся конфликты со сверстниками; у девочек – конфликты с родителями, что отражает большую эмоциональную значимость для них таких конфликтов.

«Кем я хочу стать» – заключительный раздел тематического рисования, вносящий в него оптимистическую ноту и способствующий повышению уверенности.

При рисовании на тему «Семья» дается задание изобразить всех, с кем живет ребенок. При анализе рисунка следует учитывать не только объективное отражение семейной ситуации, но и возможность ее изменения в благоприятную для ребенка сторону. Имеют значение порядок и близость расположения фигур, особенно место, где нарисовал себя ребенок: между родителями или рядом с одним из них. Заслуживают внимания и размеры фигур, соотносимые с ролью взрослых в семье и их авторитетом для ребенка. Общая цветовая гамма с одним из взрослых на рисунке, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую вероятность отождествления с ним по признаку пола. Как мальчики, так и девочки на первом месте в норме (546 рисунков) чаще ставят отца, на втором (слева направо) – мать, на третьем – себя. При неврозах (81 рисунок) аналогичное расположение фигур отмечается у мальчиков. Девочки на первое место ставят мать, затем отца и себя, отражая этим доминирующую позицию матери в семье. При конфликтных отношениях в семье рисунки детей при неврозах и в норме менее композиционно едины; чаще проявляется раздробленность пространства или нарушается целостность в изображении членов семьи; фигуры родителей разъединяются большим промежутком или еще одной фигурой. Из-за разобщенности в пространстве рисунка членов семьи они менее ориентированы на совместные действия. К тому же фигуры членов семьи, включая ребенка, более статичны и напряжены.

Если ребенок нежеланный со стороны одного из родителей, то он рисует себя чаще не рядом, а в отдалении, помещая между собой и этим родителем еще одну фигуру.

Каждый третий мальчик и девочка, несмотря на инструкцию нарисовать всех членов семьи, включая себя, забывает нарисовать одного из них. Подобная тенденция более характерна для детей с неврозами, косвенно указывая на конфликтную диспозицию в семье. Например, мальчики не рисуют себя при конфликте с матерью; саму мать при ее нежелании иметь сына и выделении дочери; бабушку, препятствующую активности и самостоятельности. Одна девочка «забыла» нарисовать мать, и вместо нее изобразила дом, очень похожий на избушку Бабы Яги. Мать конфликтует как с дочерью, так и с отцом, которого любит девочка. У другой девочки вместо родителей нарисованы бабушка и дедушка, которые хотели иметь внучку в отличие от занятых родителей. Девочки также забывают изобразить себя при физических наказаниях и чрезмерном давлении со стороны родителей. Таким образом, выключение в рисунке ребенком себя и одного из членов семьи создает повод для более глубокого анализа психотравмирующей ситуации в семье.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.