Вопрос 1. Патопсихологические симптомокомплексы. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Вопрос 1. Патопсихологические симптомокомплексы.

2017-10-21 1352
Вопрос 1. Патопсихологические симптомокомплексы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Патопсихологический симптомокомплекс – это относительно специфический паттерн (определенным образом организованный комплекс, структурированная совокупность) внутренне связанных, родственных по происхождению (патогенезу) и механизмам развития психологических феноменов (симптомов) – признаков нарушения поведения, эмоционального реагирования и познавательной деятельности, несущих информацию об уровне (глубине), объеме (тяжести) психического поражения и некоторых его нозологических характеристиках (диагностической «окраске»)»

Представления о патопсихологическом симптоме, патопсихологическом синдроме/симптомокомплексе получили свое развитие в работах В.М.Блейхера, И.А.Кудрявцева, В.В.Николаевой, Ф.С.Сафуанова и др. Под симптомом в патопсихологии подразумевают единичный феномен нарушения психической деятельности, обнаруживаемый в патопсихологическом исследовании. Например, симптомы нарушения мышления – соскальзывание, искажение процесса обобщения, неадекватный ассоциативный образ – могут быть обусловлены различными механизмами и состояниями (Б.В.Зейгарник). Умение патопсихолога выделить и корректно классифицировать то или иное нарушение психической деятельности является первым, начальным шагом патопсихологического анализа. Тем самым специфика высказываний испытуемого переводится на язык психологических терминов. Анализируются в основном нестандартные, ошибочные ответы испытуемого. После первичного анализа психолог переходит к обобщению выделенных психологических симптомов и формированию симптомокомплекса, соотносимого с нозологической формой. Действительно, одного лишь перечисления обнаруженных особенностей и нарушений психической деятельности недостаточно. В настоящее время уже принято говорить о комплексе симптомов, обусловленных единым механизмом, свойственным определенным нозологическим формам. В.В.Гульдан дает следующее определение патопсихологическому симптомокомплексу: «сочетание признаков нарушений психической деятельности, ее сохранных сторон и индивидуальных особенностей психической деятельности, объединенных психологическими механизмами». В.В.Николаева и соавторы дают определение патопсихологическому синдрому, как совокупности поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей познавательной деятельности, выраженных в психологических понятиях. Описаны шизофренический, органический, психопатический симптомокомплексы и симптомокомплекс психогенной дезорганизации психической деятельности. Названия симптомокомплексов свидетельствуют об их клиническом диагностическом предназначении. Связь патопсихологических синдромов с определенными кругами психических заболеваний дает основание обозначать их как регистр-синдромы. В.М.Блейхер выделяет следующие регистр-синдромы:

-шизофренический (в клинике ему соответствует шизофрения)

-аффективно-эндогенный (в клинике - маниакально-депрессивный психоз)

-олигофренический (в клинике - различная степень умственной отсталости)

-экзогенно-огранический (в клинике – последствия черепно-мозговых травм, церебральный атеросклероз, токсикомании и др.)

-эндогенно-органический (в клинике – истинная эпилепсия, атрофические процессы головного мозга)

-личностно-аномальный (в клинике – акцентуации характера, психопатии)

-психогенно-психотический (в клинике – реактивные психозы)

-психогенно-невротический (в клинике – неврозы и невротические реакции)

Для шизофренического симптомокомплекса (синдрома) ядром является нарушение селективности (избирательности) информации. Согласно теории Ю.Ф.Полякова, патология познавательной деятельности у больных шизофренией связана с нарушением избирательности актуализации (воспроизведения) знаний из памяти на основе факторов прошлого опыта. Как правило, прошлый опыт ограничивает привлечение знаний для обработки той или иной информации таким образом, что наиболее частыми являются признаки объектов и явлений, имеющие происхождение из практики и исторически закрепленные в понятиях. В зависимости от частоты использования здоровыми лицами все признаки разделены на «стандартные» и «нестандартные». При нарушении селективности, т.е. избирательности информации, происходит расширение круга привлекаемых признаков. Происходит использование маловероятных, необычных, слабых (латентных) признаков. В речи больных имеет место использование необычных, редких речевых связей, зрительных и звуковых эталонов. Речь и ответы больных шизофренией носят качественно иной «нестандартный» характер.

Патопсихологический симптомокомплекс, свойственный больным шизофренией, включает: неадекватный характер ассоциаций, формальность и выхолощенность (бессодержательность) ассоциативных ответов; использование при обобщении несущественных, маловероятных (латентных) признаков объектов или субъективных критериев, некритичность мышления, разноплановость мышления, резонерство и соскальзывание на случайные ассоциации в суждениях, использование вычурных или усложненных речевых конструкций, искаженное толкование условного смысла; колебание внимания и снижение активности.

Патопсихологический симптомокомплекс при органическом психическом расстройстве связан со снижением интеллектуальных возможностей, т.е. ядром его является снижение всех функций (внимания, памяти, мышления, умственной работоспособности). Его показателями являются: низкий (конкретный и конкретно-ситуационный) уровень обобщения, конкретный уровень ассоциаций, непонимание условного смысла, трудности установления логических (вербальных и наглядно-образных) связей и отношений; замедленность и истощаемость психических процессов, инертность мыслительных действий и обстоятельность суждений, застревание на несущественных деталях, персеверации (повторения) ответов и ассоциаций. В целом вербальный интеллект ниже наглядно-образного. Нарушены мнестические процессы, уменьшен объем непосредственного и опосредованного запоминания. Снижена умственная работоспособность (по гипостеническому и гиперстеническому типам).

Ядром патопсихологического симптомокомплекса при психопатиях являются личностно-мотивационные нарушения и проявляются в: эмоциональной насыщенности ассоциаций, аффективно обусловленном рассуждательстве, претенциозности суждений, наличии оценочных комментариев, опоре на субъективно предпочитаемые критерии при обобщении, частичной некритичности мышления и своеобразии ответов в зоне, угрожающей самооценке личности.

Патопсихологический симптомокомплекс при психогении, ядром которого является аффективная дезорганизация умственной деятельности, проявляется в искажении процесса обобщения с акцентом на аффективно значимых признаках предметов, аффективно обусловленных задержках или затруднениях ответов, снижении уровня обобщения и абстрагирования, искажении переработки сюжетов с вытеснением эмоционально значимых (отрицательных) компонентов, фиксации и доминировании аффективного круга представлений, проекции аффективных тематических комплексов в материал заданий, общих динамических нарушениях внимания и его переключения.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.