Формирование феодально-зависимого населения — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Формирование феодально-зависимого населения

2017-10-17 789
Формирование феодально-зависимого населения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Занятие № 4

Формирование феодально-зависимого населения

И крупного землевладения во Франкском государстве в VII-IX вв.

(4 часа)

Характеристика внешней политики Каролингов и ее социальные последствия.

2. Пути и способы утраты крестьянами прав собственности на землю и втягивание их в зависимость:

а) прекарные отношения;

б) кабальная зависимость;

в) коммендации;

г) роль прямого насилия в процессе формирования феодально-зависимого крестьянства.

3. Политика государственной власти в отношении крестьянства и ее результаты.

а) источники крупного землевладения;

б) «Капитулярий о виллах» как исторический источник;

в) комплексное хозяйство каролингской эпохи по «Капитулярию о виллах»

г) структура королевской виллы и ее управление

 

Источники

Мерсенский капитулярий Карла Лысого (847 г.) // Каролингская эпоха. Из истории Западной Европы в раннее Средневековье: Сборник документов. Казань, 2002. С. 185.

Кьерсийский капитулярий 877 г. (короля Карла Лысого) // Каролингская эпоха. Из истории Западной Европы в раннее Средневековье: Сборник документов. Казань, 2002. С. 189.

Развитие феодальных отношений во Франкском государстве // Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С. Д. Сказкина и Н. П. Грацианского. М., 1953. Т. I. С. 148-153; Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С. Д. Сказкина. М., 1961. Т. I. С. 419-420, 428-437; Практикум по истории средних веков / Сост. С. Л. Абрамсон, С. А. Сливко, М. М. Фрейденберг. М., 1967. С. 64-79; Практикум по истории средних веков / Сост. С. Л. Абрамсон, С. А. Сливко, М. М. Фрейденберг. М., 1971. С. 72-95; История средних веков (V-XV века): Хрестоматия. М., 1980. Ч. I. Пособие для учителей / Сост. В. Е. Степанова, А. Я. Шевеленко. С. 43-48; Методическое пособие по истории средних веков / Сост. О. Н. Устьянцева. Кемерово, 2000. Часть I. С. 32-44.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ Литература

Бессмертный Ю. Л. Некоторые дискуссионные вопросы генезиса феодализма на территории Франции // Средние века. М., 1984. Вып. 47. С. 166–184.

Бессмертный Ю. Л. Формирование феодально-зависимого крестьянства на территории Северной Франции (VI-X вв.) // История крестьянства в Европе. М., 1985. Т. I. Формирование феодально-зависимого крестьянства. С. 216-225.

Бессмертный Ю. Л. Франкское государство Меровингов в конце VI – начале VIII в. и становление феодального уклада // История Европы: в 8-и томах. М., 1992. Т. II. Средневековая Европа. С. 115-118.

Бессмертный Ю. Л. Франкское государство при Каролингах (VIII – середина X) // История Европы: в 8-и томах. М., 1992. Т. II. Средневековая Европа. С. 118-126.

Граменицкий Д. С. К вопросу о происхождении и содержании франкского иммунитета // Средние века. М.-Л., 1946. Вып. 2.

Гуревич А. Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970. С. 145-220.

Гуревич А. Я. Культура средневековья и историк конца XX века // История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Под ред. С. Д. Серебряного. М., 1998. С.219-221.

Корсунский А. Р. Становление феодально-зависимого крестьянства в юго-западной Европе в V-X вв. // История крестьянства в Европе. М., 1985. Т.I. Формирование феодально-зависимого крестьянства. С. 178-215.

Неусыхин А. И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе в VI-VIII вв. М., 1956. Гл.1, 2 (§ 2, 3).

Неусыхин А. И. Эволюция общинного строя варваров от ранних форм общины к возникновению индивидуального хозяйства // История крестьянства в Европе. М., 1985. Т. I. Формирование феодально-зависимого крестьянства. С. 137-176.

Романова Е. Д. Прекарий на землях Сен-Галленского аббатства в VIII - IX вв. // Средние века. М., 1959. Вып. 15.

Сказкин С. Д. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века // Сказкин С.Д. Избранные труды по истории. М., 1978.

 

Дополнительная Литература

Гуревич А. Я. Крестьянство и духовная жизнь раннесредневекового общества // История крестьянства в Европе. М., 1985. Т. I. Формирование феодально-зависимого крестьянства. С. 519-538, 550-554.

Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства // Гуревич А.Я. Избранные труды: в 4-х томах. М.-СПб., 1999. Т. II. Средневековый мир. С. 300-304.

Данилова Г. М. Возникновение феодальных отношений у франков в VI - VIII вв. Петрозаводск, 1959.

История средних веков: Европа. М., 2000. С. 48-52.

История Франции. М. 1972. Т. I.

Корсунский А. Р. Крестьянство и государство // История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма: Т. I. Формирование феодально-зависимого крестьянства. М., 1985. С. 428–461.

Мильская Л. Г. Социальный состав деревни юго-западной Германии в VIII - IX вв. // Средние века. М., 1957. Вып.7.

Неусыхин А. И. Судьбы свободного крестьянства в Германии в VIII-XII вв. М., 1964. С.24-82.

Шевеленко А. Я. Торжество феодальной собственности в Бретани IX столетия // Французский ежегодник. 1971. М., 1973.

 

Методические рекомендации

Основная цель занятия - дать характеристику основным социально-экономическим процессам в период генезиса феодализма. При подготовке к данному занятию необходимо отчетливо понимать, что представляет собой феодальное общество как система. Без этого невозможно понять сущность процесса феодализации.

Изучение проблемы строится на основе сравнительного анализа комплекса источников. Давая общую характеристику источников, отражающих процесс формирования феодально-зависимого населения и крупного землевладения (грамоты, формулы, картулярии, королевские капитулярии, хроники), следует выяснить, к какому типу источников они относятся, какие сведения содержат и какова степень их достоверности.

Рассмотрение процесса феодализации необходимо начать с изучения причин разорения свободного франкского населения и утраты им социально-политических прав.

Используя источники, необходимо показать мотивацию крестьян при передаче прав собственности на землю другим землевладельцам, механизмы утраты свободными франками прав собственности на землю, описать основные пути потери свободы рядовым франкским населением. Рассматривая предложенные вопросы, важно иметь в виду, что крестьяне в эпоху феодализации теряли не землю, а право собственности на нее. Нужно с равнить по источникам социальное положение людей, заключивших тот или иной договор, выявить различия в формах зависимости. Кроме того, раскрывая причины и сам процесс обезземеливания крестьян, следует помнить, что это объективный процесс, и что насилие играло в нем лишь вспомогательную роль.

Рассматривая вопрос об отношении королевской власти к процессу разорения крестьянства, следует выяснить отношение королевской власти к данному процессу, показав его неоднозначность. В этой связи необходимо рассмотреть отрывки из королевских капитуляриев и картуляриев, где говорится о «защите» бедняков королевской властью. Роль государства в процессе феодализации франкского общества лучше всего показать на примере военной и административной реформы Карла Мартелла (715-741 гг.). Чем была вызвана эта реформа? Какова связь между военной реформой и земельными отношениями? Что такое бенефиций и почему он является зародышем феода? Зачем нужно было передавать административную власть в руки бенефициариев? Какие последствия имела реформа для дальнейшего развития франкского общества. Кроме того, необходимо раскрыть роль иммунитета в оформлении и развитии феодальных отношений.

Изучив внимательно источники, студент должен четко представлять процесс формирования крупной земельной собственности как эволюционный, начиная с земельных владений на основе римского права и франкского аллода, через бенефиций к феоду, и дать характеристику особенностей феодальной собственности на землю (условный и иерархический характер, соединение с политической властью, преобладание внеэкономических механизмов реализации собственности).

 

ИСТОЧНИКИ

I. Прекарий

Прекарная грамота

(Вестготская формула № 36, VII в.)

Постоянному господину моему такому-то такой-то. Испытывая повседневную нужду, разыскивая повсюду и не будучи в состоянии найти заработка, прибегнул я к благочестию вашего могущества, дабы вы дали мне в качестве прекария земли для обработки в поместье вашем таком-то. Ваше могущество согласилось выполнить мою просьбу... Посему настоящею моею прекарной грамотой обещаюсь никогда никакого противодействия и ущерба вам по отношению означенных земель не наносить, но во всем поступать вам на пользу... Десятины и другие платежи, свойственны колонам, ежегодно вносить обязуюсь... Если же я, забыв условия моей настоящей прекарной грамоты, что-нибудь из обещанного осмелюсь нарушить... Вы будете иметь полное право с названных земель меня изгнать и снова распоряжаться по своему праву, как должно.

Престарная грамота

(Салическая формула Биньона № 22, конец VIII в.)

Во Христе сыну церкви такому-то, во имя божие, такой-то, аббат монастыря такого-то святого. Согласно твоей просьбе последовало наше определение: две трети принадлежавшей нам части в местечке таком-то, в округе таком-то, каковую часть ты недавно... нам продал... передать тебе, по милости нашей, в пожизненное пользование. Так мы и сделали. Посему настоящую, рукою нашею скрепленную престарную грамоту тебе дали [с условием], чтобы ежегодно в праздник означенного святого ты платил за это столько-то чинша, а также такую-то десятину со своего урожая... и землю пожизненно, по нашей милости, удержишь; на том, однако, условии, чтобы никоим образом не продавать, ни дарить, ни другим божьим домам передавать, ни в собственность заклевывать, ни наследникам своим в качестве аллода оставлять, ни расточать эту землю ты не имел права, но по смерти твоей, помимо всякого вмешательства судьи, перешла бы в собственность монастыря со всеми улучшениями и застройками.

Прекарная грамота

(Салическая формула Меркеля № 34, конец VIII в.)

Достопочтенному моему господину и во Христе отцу такому-то, аббату монастыря такого-то святого и всей братии, там обитающей, мы, во имя божие, такой-то и сын мой такой-то, обратились к вам с тем, чтобы, согласно нашей просьбе и вашему и вашей братии соизволению, вы предоставили нам для обработки и для пользования по вашей милости, пожизненно, имущество ваше в местечке таком-то, в округе таком-то, в сотне такой-то; так вы и сделали, именно [предоставили] означенное имущество с землями, домами... А за это пользование вашим имуществом мы дали вам в пользу означенного святого другое наше имущество, наше законное наследственное достояние, в селении таком-то, округе таком-то, сотне такой-то... с землями, домами... на том, однако, условии, чтобы в обоих селениях нам принадлежало пожизненное держание и пользование. И мы обещаем платить вам за этот прекарий в праздник такого-то святого ежегодный чинш, сколько между нами установлено. Если же мы не заплатим или же замедлим с уплатою этого чинша, должны дать вам соответствующее обязательство и не утрачивать вышеназванного имущества в обоих селениях. И если кто из нас переживет другого, тому пусть останется названный прекарий для владения и обработки, но мы отнюдь не будем иметь права что-либо продавать, дарить, обменивать, расточать, кроме того, что полагается по закону. После же смерти нас обоих [имущество] пусть переходит в обоих селениях к монастырю со всеми улучшениями и застройками без всякого противодействия со стороны кого бы то ни было и наследников наших.

Прекарная грамота

(Формула из Рейхенау № 17, конец VIII в.)

Достопочтенному господину и во Христе отцу, аббату монастыря такого-то. Известно, что такой-то, ныне покойный, все, что имел в местечке таком-то, подарил такому-то монастырю, церкви такого-то святого и просил, чтобы после него сыновья его до смерти имели эти земли и чинш платили, именно, столько-то и столько-то. В настоящее время сын его такой-то обратился с просьбой, чтобы означенные земли по его смерти сыновьям его были уступлены в пожизненное пользование. На это мы изъявили свое согласие, с условием, чтобы означенный такой-то ежегодно чинш свой соответственно платил в большем размере, именно, столько-то и столько-то.

Прекарная грамота

(Буржская формула № 2, VIII в.)

Господину нашему, такому-то и госпоже нашей такой-то. Известно, что родитель наш занимал эту принадлежащую нам землю и написал вам прекарную грамоту, каковую и мы возобновляем, подписями скрепляем и смиренно просим, чтобы благочестие ваше разрешило нам владеть тою же землею. А чтобы наше владение этой землею не наносило никакого ущерба ни вам, ни наследникам вашим, мы вручили вам эту прекарную грамоту с обещанием, что если когда-либо, вопреки условиям этой грамоты, не потщимся выполнить со всяким послушанием вашу службу или какие-либо данные от вашего имени управляющими вашими приказания или скажем, что земля, которую мы владеем, не ваша собственность, обязаны будем заплатить вам штраф по всей строгости законов, как бесчестные захватчики, и вы будете иметь полное право, не прибегая ни к какому суду, прогнать нас оттуда.

Прекарная грамота

(Грамота Сен-Галленского монастыря, 838 г.)

Бернвик, милостью Христа аббат монастыря святого Галла. С согласия нашей братии и фогта нашего Паутона порешили мы вернуть в качестве прекария Вольвину то владение, которое он принес нам в дар в поименованных местах [далее следует семь названий], все то, что имеется в тех местах с домами, строениями, рабами, лесами, всем движимым и недвижимым, возделанными и невозделанными, всем, что можно назвать и поименовать и что содержится в дарственной грамоте; так мы и сделали и притом с тем условием, чтобы это владение он получил и платил за него ежегодный чинш, то есть два денария. Пусть же так поступает и его законный наследник, если удостоится от бога иметь такового. Если же сам [прекарист] захочет выкупить это [имущество], может это сделать за один солид; если же выкупить захочет его наследник, выкупает за два солида...

II. Залог земли

1. (Турская формула № 13, VIII в.)

Высокому брату такому-то я, такой-то. По моей просьбе вы изъявили свое согласие предоставить мне в пользование такие-то ваши вещи и на столько лет. Так мы и сделали. Я же за это пользование закладываю вам местечко, мою собственность, называемую так-то, в таком-то округе, во всей ее целости, на том условии, чтобы, когда истечет положенное число лет и ты соберешь с названной земли столько-то урожая, я означенный долг тебе уплатил и имущество мое вместе с моим обеспечением из твоих рук принял. Если же пренебрегу или замедлю [с уплатой], означенный долг вдвойне уплатить тебе обязуюсь.

III. Кабала

Из формул

Кабальная грамота

(Санская формула № 4, конец VIII в.)

Господину брату такому-то. Всем ведомо, что крайняя бедность и тяжкие заботы меня постигли и совсем не имею чем жить и одеваться.

Поэтому просьбе моей ты в величайшей нужде моей не отказал вручить мне из своих денег столько-то солидов, а у меня совсем нечем выплатить эти солиды. Поэтому я просил совершить и утвердить закабаление тебе моей свободной личности, чтобы отныне вы имели полную свободу делать со мной все, что вы полномочны делать со своими прирожденными рабами, именно: продавать, выменивать, подвергать наказаниям. Если же, чего, я уверен, не будет, я или кто-либо из наследников моих, или кто другой решится оспаривать это закабаление, пусть внесет тебе и казне штраф во столько-то унций золота; настоящая же кабала пусть остается неизменной.

Отдача себя в рабство

(Клюнийская грамота, 887 г.)

Во имя господа, отдача [себя в рабство] и уведомление о том, как к неким лучшим людям, которые это уведомление или отдачу утвердили, пришел некий человек по имени Бертерий в виллу Азине и публично у церкви св. Петра, в присутствии массы народа и знатного мужа графа Теобальда [сказал]: такова была моя просьба и ваше соизволение, что я не силой и не по принуждению, не по обману, а полной своей волею накинул себе на шею ремень и передал себя во власть Алариада и его жены Эрменгарды целиком, согласно римскому закону. Ибо сказано, что каждый свободный человек может улучшать или ухудшать свое положение; и чтобы с этого времени вы и наследники ваши могли делать со мной и потомством моим все, что вам угодно, - владеть, продавать, дарить, освободить. А если же я сам или по совести злых людей вздумаю освободиться от рабской зависимости, вы или ваши посланцы должны меня задержать и наказать, как и остальных прирожденных ваших рабов. Совершено это в присутствии людей, которые видели ремень и подтвердили эту грамоту.

Обязательство

(Санская формула № 3, конец VIII в.)

Господину брату такому-то такой-то. В великой моей нужде не отказал бы ты в просьбе вручить мне взаймы деньги, столько-то солидов. А я просил заключить и утвердить за это для тебя обязательство в том смысле, чтобы мне в течение стольких-то лет по столько-то дней в неделю работать на тебя, когда ты прикажешь и когда будет надобность. Если я этого не выполню, или окажусь небрежным и ленивым, или до срока осмелюсь изменить свое состояние, я обещаюсь, что в силу этого обязательства, где бы ты меня не нашел, без всякого вмешательства суда я должен дать тебе двойное удовлетворение; когда же истечет положенный срок и я возвращу долг, мое обязательство ты вручишь мне обратно.

Из капитулярия 776 г.

Глава 1. Во-первых, все мы согласно постановили, чтобы обязательственные грамоты, данные некоторыми людьми, закабаливших и себя [самих] и своих жен, сыновей и дочерей в рабство, если будут где найдены, уничтожались и чтобы пребывали свободными как и прежде.

Из капитулярия 803 г.

Если свободный, отдавший себя в закладничество под власть другого, нанесет кому-либо какой-либо ущерб, тот, кто взял его в закладничество, пусть или покроет ущерб, или же, предоставивши человека в судебное собрание, отпустит его на волю, требуя вместе с тем долг, в обеспечение которого он взял его в закладничество; тот же, кто нанес ущерб, будучи отпущен на волю, пусть заплатит штраф сообразно качеству дела. Если же до того, как отдал себя в закладничество, женился на свободной и имел сыновей, пусть пребывают свободными.

Из капитулярия 810-811 гг.

Глава 1. Если какой-либо свободный человек нанесет другому ущерб, за который не сможет уплатить полного штрафа, пусть самого себя отдаст в закладничество, как раба, пока не внесет полного штрафа.

Из капитулярия 811 г.

Глава 1. Если какой-либо свободный человек, будучи вызван для несения военной службы, явкою пренебрежет, повинен уплатить полный герибанн, т.е. 60 солидов.

Если же не будет иметь, чем заплатить эту сумму, самого себя пусть отдаст в закладничество королю, как раба, пока не уплатит полностью вышеозначенного герибанна, и тогда снова пусть вернется к состоянию своей свободы. Если же тот, кто отдаст себя, за неуплату герибанна, в рабство, в этом рабском состоянии умрет, наследники его не теряют ни оставшегося после него наследства, ни состояния своей свободы, а также за уплату означенного герибанна не отвечают.

IV. КОММЕНДАЦИЯ

(Турская формула № 43,VIII в.)

1. О том, кто коммендируется под власть другого

Высокому господину, такому-то я, такой-то. Всем достоверно известно, что я не имею чем кормиться и одеваться. Посему я просил благочестие ваше, и вышло мне ваше разрешение отдаться и коммендироваться под ваше покровительство; так я и сделал, именно на условии, чтобы вы помогли мне и снабжали меня пищею и одеждой, сообразно тому, как я буду служить и угождать вам; и пока я буду жив, должен буду нести вам службу и послушание свободного человека и не буду иметь права выйти из-под вашей власти и покровительства, но останусь под вашей властью и охраною все дни моей жизни. Между нами установлено, что, если один из нас захочет нарушить настоящее соглашение, уплатит другой стороне столько-то солидов и соглашение это навсегда останется неизменным. Условлено также, что они напишут, утвердят и подпишут две одинакового содержания грамоты настоящего акта, что ими и сделано.

Из капитуляриев

Глава 6. До слуха нашего также дошло, что помощники графов и другие государевы слуги, а также некоторые из более сильных графских вассалов взяли в обычаи разные платежи и поборы... и всякие работы, [именно] по уборке урожая, пахоте, посеву... косьбе и проч. требовать от народа... и не только от церковных людей, но и от остальных; все это, по нашему и всего народа разумению, надлежит справедливости ради отменить, ибо в некоторых местностях народ этим так утеснен, что многие... разбежались от господ и патронов своих и земли их запустели...

Из капитулярия 790 г.

Глава 13. Было угодно нам, чтобы графы наши не утесняли свободных людей рабскими службами на свою пользу, а если кто сделает это, понесет ответственность по нашему приговору.

Из капитулярия 805 г.

Глава 16. О притеснениях свободных людей [постановили], чтобы могучие люди не чинили им противозаконных утеснений разными злыми ухищрениями, вынуждая их продавать или дарить свои земли... о свободных людях постановили, чтобы родственники их не были лишаемы, вопреки справедливости, наследства, дабы не умалялась королевская служба и означенные наследники из-за оскудения не становились нищими, разбойниками и злодеями.

Из капитулярия 809 г.

Глава 12. Да не осмелится никто без суда грабить бедного и неимущего человека.

Из капитулярия 811 г.

Из капитулярия 811 г.

Глава 5. Разузнать [у духовных лиц] должно, отрекся ли от мира тот, кто владения свои каждодневно всячески приумножать тщится, приманивая блаженством небесного царства, устрашая вечными муками ада и во имя божие богатых и бедняков, несведущих... простецов лишая имущества, а законных наследников - их наследства, тем самым из-за оскудения их... толкая на позор и злодейства; ибо как бы по необходимости идут на татьбу и на разбой те, у кого отеческое наследство чужим человеком исторгнуто.

Глава 6. А еще разузнать должно, отрекся ли от мира тот, кто, движимый алчностью, чужого имущества жаждет, подкупом побуждает людей к клятвопреступлениям и ложным свидетельствам, и не справедливого и богобоязненного попечителя... ищет, но безжалостного, жадного и не останавливающегося перед клятвопреступлением.

Из капитулярия 811 г.

Глава 21. Пусть ни епископы, ни аббаты, ни графы, ни викарии и никто другой никоим образом... злыми ухищрениями имущество бедных... ни покупать, ни силою отнимать не осмеливаются.

Из капитулярия 818 - 819 гг.

Глава 7. Постановлено, чтобы ни один из церковников не осмеливался принимать земельные вклады от тех лиц, дети или родственники которых не дали согласия на это приношение и могут оказаться лишенными наследства... Если же кто впредь захочет это сделать, принимающий вклады подлежит строгому осуждению собора или императора, земли же пусть возвратятся к тем, кто оказался лишенным наследства.

VI. ИММУНИТЕТ

Января 775 г.

...Предписываем и приказываем и мы, чтобы ни вы, ни ваши помощники и заместители, если хотите сохранить нашу милость отнюдь не входили в поместья церкви, в [ее] монастыри, крепости и деревни... для взимания судебных штрафов, пошлин, сборов и каких-либо кормов или для причинения кому-либо каким-либо злым умыслом ущерба. Угодным нам было признать необходимым и прибавить такое предписание, что, если церковные люди свободного звания, проживающие на церковных землях, окажутся каким-либо образом небрежными в несении воинской службы, когда нашим приказом объявляется поход, или сторожевой службы или повинности постройки мостов, в этих случаях они должны держать ответ перед нашими должностными лицами и ни [перед кем] больше и меньше того; в остальном же они ради умножения нашей [небесной] мзды, должны состоять под [церковным] иммунитетом, чтобы приумножать достатки церкви. И пусть иммунитет, нами пожалованный мецской церкви, ее монастырям, крепостям, деревням, округам, приходам и аббатствам, будет вечно пребывать и непоколебимо соблюдаться.

Из формулы Маркульфа

(кн. I, № 3, ок. 700 г.)

По просьбе епископа такого-то ради снискания себе награды в вечной жизни пожаловали мы ему благодеяние, состоящее в том, что в пределы поместий церкви этого епископа, как тех, которые она в настоящее время имеет пожалованными нами или кем-либо другим, так равно и тех, кои милосердие божие в дальнейшем соизволит передать в собственность этого святого места, не смеет входить ни одно государево лицо для слушания судебных дел или взыскания каких-либо служебных штрафов, но сам епископ и преемники его во имя божие, в силу полного иммунитета пусть владеют всеми означенными правами... Постановляем посему, чтобы ни вы, ни помощники и преемники ваши и никакое другое лицо, облеченное властью, ни в какое время не осмеливалось входить на землю церкви... ни для слушания судебных дел, ни для взыскания штрафов по каким-либо судебным решениям, ни для пользования постоем и продовольствием, ни для задержания поручителей. И все, что могла бы получить там казна со свободных или несвободных и иных людей, пусть навеки поступает на лампады означенной церкви.

Занятие № 4

Формирование феодально-зависимого населения


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.