Раздел 2.7 СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Раздел 2.7 СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ



 

Задание 1 Исправьте речевые ошибки

1) Оплатите за проезд!

2) Поделитесь о своих впечатлениях.

3) Подтвердите о том, что вы участвуете в акции.

4) Встретились по приезду, пришел со школы.

5) Согласно приказа вы приняты на работу с завтрашнего дня.

6) По истечению срока договора выплачиваются зарплата и премия.

 

Задание 2Укажите словосочетание, в котором предлог пишется раздельно

1) двигаться (на)встречу ветру

2) узнали (на)счёт контрольной

3) звонил (в)продолжение получаса

4) выступит (в)место меня

 

Задание 3 Выпишите словосочетания в два столбика:1) с союзами, 2) со сходными с ними по звучанию местоимениями с предлогами, наречиями

1)Зайди за то здание. увидишь нужный дом. 2) Мост старый, ехать по этому мосту опасно. 3) Ты. наверное, тоже устал? 4)Если идти по этому переулку, выйдешь к площади. 5) Грибы собирать интересно, зато обрабатывать их довольно скучно. 6) Спой, пожалуйста, то же, что ты пел на концерте. 7) Поздно уже, а потому пора спать. 8) В незнакомой реке купаться опасно. поэтому будьте осторожны. 9) Чтобы вырастить дерево, нужно много лет. 10) Не знаешь, что бы мне надеть на день рождения.

 

Задание 4 Спишите правильно словосочетания

Н… у кого спросить, н…пересекающиеся прямые, н…кто н… виноват, н… с кем н… ссоришься, н… переставая, н… о ком н… спрашивай, н… с кем поиграть, н… высохшие после дождя лужи, н…выученные уроки, н… порежьтесь ножом, н…велика потеря, н… высокий, а коренастый боксёр, н…кого н… беспокой, н…чья собака, домик н…высок, н…сколько н… трудно, н… перед кем н… отчитываешься, н… слова н… говоря, н…породистая собака.

 

Раздел 2.8 СИНТАКСИС

Задание 1. Укажите тип связи слов в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание).

Интересная книга; написать изложение; встречаться изредка; уехать на юг; уединенное место; каждый ученик; войдя в комнату; советы родителей; писать быстрее; писать карандашом; любовь к родине; предложить сесть; заниматься по плану; проснуться рано; последние известия; подплыть к берегу; готовый услужить; достойный похвалы; стремление к знаниям; желание учиться; вытереть насухо; говорить по-английски.

Задание 2. Рассмотрите предложения. Определите подлежащее и занесите его в таблицу соответственно его морфологическому выражению.

1. На спинке стула у него в комнате висело холстинное полотенце, в углу стоял кувшин холодной колодезной воды (М.А.Шолохов). 2. Что-то заворочалось в потемках и испустило глубокий вздох (А.П.Чехов). 3. Половина неба затянулась красным дымом (К.Г.Паустовский). 4. Меня взялся приобщать к подледному лову мой друг Саша Косицын (В.А.Солоухин). 5. И что-то тут случилось невидимое. Что-то незаметное, скрытое вдруг распахнулось (В.Вересаев). 6. Стаи белых птиц метались перед ней, как хлопья одуванчика (К.Г.Паустовский). 7. За два дня до собрания гремяченской партячейки к Нагульнову на квартиру пришли шесть колхозниц (М.А.Шолохов). 8. Мы трое пошли вечером на ялтинскую пристань (В.Г.Паустовский). 9. Я продолжал переписываться с отцом (В.Гиляровский). 10. В курене у знакомого Якову Лукичу казака сидело человек 20 хуторян (М.А.Шолохов). 11. На столике горели две восковые свечи (К.Г.Паустовский). 12. Ее [голову] красиво окружает венчик седых кудрей (М.Горький).



 

«Способы выражения подлежащего»

Способ Примеры из упражнения
Имя существительное в им.п.  
Имя существительное из прилагательного  
Имя существительное из причастия  
Имя числительное  
Местоимение  
Инфинитив  
Наречие  
Словосочетание  
Другое  

Задание 3. В следующих предложениях найдите главные члены и определите, чем они выражены. Между подлежащим и сказуемым в необходимых случаях поставьте тире. Обоснуйте его постановку.

1. Притаившись, я соображал, пороть значит расшивать платье, отданное в краску, а сечь и бить одно и то же, видимо (М.Горький). 2. Смотреть на все это невыносимо тяжело (М.Горький). 3. Ночь была полна глубокой тишины, и темнота ее казалась бархатной и теплой (А.И.Куприн). 4. Я стал не тем, кем был тогда (С.Есенин). 5. Быть поэтом значит петь раздолье… (С.А.Есенин). 6. То было веселое и беспокойное племя маленьких черноморцев (К.Г.Паустовский). 7. Электросварка дело, требующее тонкого знания (Б.Полевой.). 8. Вано решил идти вперед, хотя и знал, где находится крепость (К.Г.Паустовский). 9. Стоять на месте невозможно (К.Г.Паустовский). 10. Дом наш тоже большой пароход. Папин врачебный кабинет капитанский мостик (Л.Кассиль). 11.Иванов, наверное, второкурсник (Д.Э.Розенталь).



Задание 4Спишите, расставьте знаки препинания. Выделите однородные члены и укажите вид союза между ними.

1. Мне чудятся то шумные пиры то ратный стан то схватки боевые.

2. Он очень талантлив но негодяй.

3. Горького же в то время не было не только в Петербурге но и в России.

4. Никто лучше Вьюна не умеет вовремя подкрасться и цапнуть или забраться в чулан или украсть курицу.

5. Небо заволокло не то тучами не то туманом.

6. Лошадь шла хотя с трудом но покорно.

7. Стоял говор и звук ножниц и шелест бумаги и звук перьев.

8. Разве было что-нибудь красивое поэтическое или поучительное или просто интересное в его отношениях к Анне Сергеевне?

 

Задание 5Спишите текст, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены и обобщающие слова, если такие имеются:

Распоряжения его всегда были быстры точны отчетливы. Вовка брал всем и силой и смелостью и ловкостью и мозгами и душевной широтой. Он мастер был на все руки слесарь столяр плотник и даже механик. Ни справа ни слева ни на воде на берегу никого не было.

Задание 6Запишите и объясните пунктуацию.

И река,(1) дымившаяся внизу,(2) и седой бесконечный лес по сторонам,(3) и лохматые псы,(4) хрипло лающие из-за скрипучих ворот,(5)-(6) всё показалось очень знакомым,(7) как будто пришедшим из старых страшных сказок.

Сделайте фонетический, морфемный и словообразовательный разбор слова «лающие»

Задание 7Спишите, расставьте знаки препинания, подчеркните обособленные обстоятельства.

  1. Улыбаясь потирая руки и подмигивая глазом Иван Карлыч на цыпочках и не оглянувшись подошел к двери ведущей в спальную и осторожно боясь скрипнуть отворил её.
  2. Он не упал а проявив ловкость удержался ухватившись за ветку и полез выше а забравшись на вершину громко закричал.
  3. Несколько раз он клал ложку и кашлял желая начать говорить но взглянувши пристально на отца опять принимался за еду уже казавшуюся ему безвкусной.
  4. Надоели твои рассказы слушая которые я испытываю неловкость.
  5. Почти всю дорогу он ехал сидя и лишь последний час провел лежа на полке почти опустевшего вагона.
  6. После работы он засучив рукава мыл руки а вот работал он спустя рукава.
  7. Сдернув с плеча полотенце оглянувшись он поискал куда бы его приткнуть и не найдя лучшего места кинул на висевшие на стене ветвистые олени рога потом же не попадая в рукава натянул китель.

 

Задание 8Спишите, расставьте знаки препинания. Подчеркните вводные слова и вставные конструкции.

  1. На платформе как назло не оказалось ни одного мальчишки.
  2. Лучистое солнце казалось скользило по верхушкам деревьев.
  3. К счастью погода была тихая и пруд словно заснул.
  4. Ты уже вероятно получил оттиск рассказа «Лес шумит».
  5. Жара и усталость взяли однако ж своё.
  6. Она кажется довольной и счастливой.
  7. Тиррей взял со стола нитку должно быть оставленную Франком.
  8. Популярность была моим так сказать сумасшествием.
  9. Длинной вереницей один за другим потянулись вагоны и казалось конца им не было.

Задание 9Спишите, расставьте знаки препинания. определите смысловые отношения между частями данных ССП.

1. Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит. 2. Пройдет время и мы уйдем навеки. 3. Люди сильно проголодались и лошади тоже нуждались в отдыхе. 4. В это время у Павлуши закружилась голова и он от слабости положил голову на подушку. 5. Я с ними вечно бранюсь но всё-таки я их очень люблю. 6. В очаровании русского пейзажа есть подлинная радость однако она открыта не для каждого.

7. Его послали с донесением но время очень тревожное. 8. Не то шел дождь не то моросило. 9. То солнце тусклое блестит то туча черная висит.

Задание 10Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Определите вид придаточных предложений.

1) Бабушка расскажи мне сказку которую любила мама.

2) Он не знал что брат ему привез подарок.

3) И если тебе удастся это сделать то сейчас же у тебя на душе станет хорошо и радостно.

4) Небольшой домик куда приехал Лаврецкий и где два года тому назад скончалась Глафира Петровна был выстроен в прошлом столетии из прочного соснового леса.

5) Хотя он мог остаться у друзей Петр вернулся домой.

6) Тут увидишь ты столько золота сколько ни тебе ни мне не снилось.

7) Это было то чувство которого он так жаждал в Москве только светлое почти совсем очищенное от себялюбия.

8) Один из романов задуман уже давно так что некоторые из действующих лиц уже устарели не успев быть написаны.

 

Задание 11Вставьте необходимые средства связи

1. …гости вышли на половину залы, я как будто опомнился, расшаркался и объявил им, … бабушка в гостиной. 2. Но Улитушка слишком любила всякие предательства, … в тишине пользоваться выпавшим на её долю хорошим житьем. 3. Наступила гулкая тишина,… бывает перед грозой. 4. Люди стонали только в первую минуту,…без памяти бежали к месту пожара. 5. …ему(Обломову) кое-как удавалось одолеть книгу, называемую статистикой, историей, политической экономией, он совершенно был доволен. 6. Наконец доложили,…самовар подан и батюшка ожидает в столовой. 7. Бывает такая уверенность в себе,… человек может сделать всё. 8. Коля вздохнул всей грудью и взглянул в ту сторону, …подходила гроза. 9. … человек, наблюдая за звездами, постиг огромность мира, он испытал сознание своего ничтожества.

Задание 12 Переделайте сложносочиненные и сложноподчиненные предложения в бессоюзные сложные предложения.

  1. Если зимою сухо и холодно, то летом сухо и жарко.
  2. Дальнейший разговор их я не передаю, потому что он был бесполезен и пуст…
  3. Знайка все с полуслова понимает, а незнайка на все только рот разевает.
  4. Он чувствовал, как сердце его, капля по капле, переполняется горечью.
  5. Если желаешь познакомиться с человеком, то расспроси о его друзьях.
  6. Мы все стояли, потому что сесть было не на что.

 

Задание 13 Перепишите, расставляя знаки препинания. Сделайте полный синтаксический анализ предложений.

1. Весна была еще только в начале и самая настоящая роскошь цветов пряталась ещё в теплушках но уже и того что цвело вдоль аллей и на клумбах было достаточно чтобы гуляя по саду почувствовать себя в царстве нежных красок.

 

2. Сквозь дыры в листве проникал такой яркий и такой волшебный лунный свет что даже белки девочкиных глаз отливали каленой синевой и такой же синевой блеснула в кадке под старой абрикосой темная вода в которой плавала чья-то игрушечная лодочка.

 

 

3. По тому как он смотрел на дело он не только без сокрушения о том что лишается участия в последней борьбе принял известие о назначении его в командировку за ремонтом для дивизии в Воронеж но и с величайшим удовольствием которое он не скрывал и которое весьма хорошо понимали его товарищи.

 

4. Когда Ростов вошел в комнату княжна опустила на мгновение голову как бы предоставляя время гостю поздороваться с теткой и потом в самое то время как Николай обратился к ней она подняла голову и блестящими глазами встретила его взгляд.

Список литературы

Основные источники:

1. Антонова Е.С., ВоителеваТ.М. Русский язык. Учебник ОИЦ «Академия» 2015

2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык .Пособие для подготовки к ЕГЭ. ОИЦ «Академия» 2014

3.Воителева Т.М. Русский язык. Сборник упражнений. Учебное пособие ОИЦ «Академия» 201

4.Воителева Т.М. Русский язык. Методические рекомендации. Учебное пособие ОИЦ «Академия» 2015

 

Дополнительные источники:

1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2012

2.Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. 6-е изд. – М., М., 1984

3.Балыхина Т.М. Практикум по современной русской орфографии. – М., 1999.

4.Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – М., 2002.

5.Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка». – М., 1991.

6.Воронцова А.М. Морфология, орфография. – Ростов н/Д., - 1999

7.Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности 10-11кл. Учебник для общеобразовательных учреждениях – М., 2005.

8.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык

(базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2014

9. Громов С.А. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. –

М., 2000.

10. Гужва Ф.К. Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации. Справочник для учителя. – Киев, 1981.

11. Демидова Н.И., Алентикова С.А., Симакова Е.С. Поурочное планирование по русскому языку 11 класс. М.: изд «Экзамен», 2006. -254с

12. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. 9-у изд. – М., 2002

13. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 2002

14. Каленчук М.Л. Словарь трудностей русского произношения. – М., 2006.

15. Капинос В.П., Сергеева П.П., Соловейчик М.С. Развитие речи. Теория и практика обучения. – М., 1991.

16. Колесников Н.П. Словарь омонимов. – Ростов н/Д, 1995.

17. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов. – 2002.

18. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.

19. Максимов В.И., Максимова А.Л. Орфографический словарь для учащихся средних учебных заведений. – СПб., 2002.

20. Максимов В.И., Одеков Р.В. Словарь-справочник по грамматике русского языка. – М., 1999.

21. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001

22. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 24 изд. – М., 2005.

 

23. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. 5-е изд. – М., 1987.

24. Русский язык. Учебник для средних специальных учебных заведений/Под ред. В.И. Максимова. – М., 2004

25. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 2001

26. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М, 2002

27. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М.,

2002.

28.Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.

 

Интернет-ресурсы

1.Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru

2. Коллекция «Диктанты — русский язык» Российского общеобразовательного портала http://language.edu.ru

3.Культура письменной речи http://www.gramma.ru

4.Имена.org — популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org

5. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

6.Мир слова русского http://www.rusword.org

7.Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http://www.ruscorpora.ru

8.Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка http://yamal.org/ook/

9.Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

10.Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы http://gramota.ru/book/ritorika/

11.Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru

12.Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН http://rusgram.narod.ru

13.Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник

http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/

14.Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты

http://character.webzone.ru

15.Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru

16.Свиток — История письменности на Руси http://www.ivki.ru/svitok/

17.Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык

http://vedi.aesc.msu.ru

18.Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru

19.Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru

20.Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru

21.Филологический портал Philology.ru http://www.philology.ru

22.Электронные пособия по русскому языку для школьников

http://learning-russian.gramota.ru

23.Сайт портала дистанционного обучения http://тсэк-до.рф

Справочные материалы для студентов






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.022 с.