В. Дифференциальные признаки звуков. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

В. Дифференциальные признаки звуков.

2017-10-17 418
В. Дифференциальные признаки звуков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вариант I

 

1. Найти дифференциальный признак гласных [и] – [э]:

а) ряд;

б) подъем;

в) лабиализация.

 

2. Найти общий для всех пар дифференциальный признак согласных [в]– [ф]; [з]– [с]; [г]– [к]; [д]– [т]:

а) место образования;

б) способ образования;

в) глухость / звонкость;

г) твердость / мягкость.

 

3. Найти общий для всех пар дифференциальный признак согласных [д]-[з]; [т]-[с]; [к]-[х]; [д’]-[з’]:

а) место образования;

б) способ образования;

в) глухость / звонкость;

г) твердость / мягкость.

 

4. У каких звуков дифференциальным признаком является ряд:

а) [и] – [ы];

б) [и] – [э];

в) [у] – [о];

г) [ы] – [а].

 

5. У каких звуков дифференциальным признаком является место образования:

а) [г] – [к];

б) [б] – [б’];

в) [д] – [г];

г) [г] – [х].

 

Вариант II

 

1. Найти общий для всех пар дифференциальный признак гласных [и] – [ы]:

а) ряд;

б) подъем;

в) лабиализация.

 

2. Найти общий для всех пар дифференциальный признак согласных [б] – [д]; [п] – [т]; [д] – [г]; [с] – [х]:

а) место образования;

б) способ образования;

в) глухость / звонкость;

г) твердость / мягкость.

 

3. Найти общий для всех пар дифференциальный признак согласных [с] – [з’]; [д] – [д’]; [л] – [л’]; [з] – [з’]; [т] – [т’]:

а) место образования;

б) способ образования;

в) глухость / звонкость;

г) твердость / мягкость.

 

4. У каких гласных дифференциальным признаком является подъем:

а) [и] – [ы];

б) [ы] – [а];

в) [ы] – [у];

г) [э] – [о].

 

5. У каких звуков дифференциальным признаком является способ образования:

а) [д] – [з];

б) [д] – [д’];

в) [д] – [г];

г) [д] – [в].

Г. Фонетические процессы.

Вариант I

1. Назвать слово, в котором происходит ассимиляция по глухости/звонкости:

а) ветви; г) крот;

б) тонна; д) второй;

в) свежий; е) смыть.

 

2. Назвать слово, в котором не происходит ассимиляции по глухости/звонкости:

а) в саду; г) фляжка;

б) перевозка; д) гибкий;

в) сдобрить; е) звонкий.

 

3. Назвать слово, в котором происходит редукция согласного:

а) сжигать; в) дома;

б) соль; г) дуб;

 

4. Найти слово, в котором происходит ассимиляция по мягкости:

а) звон; г) тройка;

б) здесь; д) лебеда;

в) смола; е) обращение.

 

5. Найти слово, в котором происходит качественная редукция гласных:

а) дымок;

б) окоп;

в) сурок;

г) сырок.

 

Вариант II

1. Назвать слово, в котором не происходит ассимиляции по глухости/звонкости:

а) книжка; г) свой;

б) будка; д) редко;

в) подпилить; е) всюду.

 

2. Назвать слово, в котором происходит ассимиляции по глухости/звонкости:

а) ссора; г) злой;

б) создать; д) доктор;

в) мрак; е) сбор.

 

3. Назвать слово, в котором происходит ассимиляция по мягкости:

а) ждать; г) стена;

б) ирония; д) драка;

в) книга; е) блины.

 

4. Найти слово, в котором происходит количественная редукция гласных:

а) икра;

б) какаду;

в) книга;

г) роща.

 

5. Найти слово, в котором происходит редукция согласного:

а) губка;

б) кафе;

в) гриб;

г) знамя.

Д. Фонема.

Вариант I

1. Какое слово из перечисленных «доказывает», что в слове “город” последняя фонема <д>?

а) города;

б) городской;

в) доверие;

г) горожанин.

2. В каком из перечисленных слов фонема <з> из слова “морозы” реализуется в виде варианта [с]?

а) морозный;

б) мороз;

в) изморозь;

г) сорняк.

 

3. В каком из перечисленных слов гласная фонема корня находится в сильной позиции? Какая это фонема?

а) земля;

б) подземный;

в) подземелье;

г) земляной.

Вариант II

1. В каком из перечисленных слов фонема <о> из слова “поле” реализуется в виде варианта [^]?

а) полевой;

б) поля;

в) с поля;

г) вода.

 

2. Какая первая фонема в слове «сдержать»?

а) <с> (потому что сильная позция: “сломать”);

б) <с’> (потому что сильная позция: “Семён”);

в) <з> (потому что сильная позция: “здание”);

г) <з’> (потому что сильная позция: “Зина”);

 

3. В виде какого варианта реализуется фонема <с> в слове “с Димой”?

а) [c];

б) [c’];

в) [з];

г) [з’].

 

Е. Грамматика.

Вариант I

1. Укажите, какое общее грамматическое значение свойственно группе слов “нога, рука, большая, писала, обе, выдающаяся”:

а) женский род;

б) именительный падеж;

в) единственное число.

 

2. Укажите, какое общее грамматическое значение свойственно группе слов “в море, на песке, в лесу, на ветках, на яблоне”:

а) единственное число;

б) Дательный падеж;

в) Предложный падеж.

3. Укажите, какое грамматическое значение отличает слова в парах “читаю – читает; живу – живёт; дышу - дышит”:

а) 1 и 2 лица;

б) 1 и 3 лица;

в) 2 и 3 лица.

4. Какой общий грамматический способ свойственен для слов в парах “ребёнок – дети; плохой – хуже; иду – шёл; брать – взять”:

а) аффиксальный;

б) супплетивный;

в) чередований;

г) повтора;

д) служебных слов.

5. Какой общий грамматический способ свойственен для слов в парах “книга – книге; рассказываю – рассказываешь; сковать – сковывать; делать – сделать”:

а) аффиксальный;

б) супплетивный;

в) чередования;

г) повтора;

д) служебных слов.

 

6. Какое грамматическое значение отсутствует в словоформе «ходила»?

а) прошедшего времени;

б) единственного числа;

в) 3-го лица;

г) женского рода.

Вариант II

1. Укажите, какое общее грамматическое значение свойственно группе слов “бéрега, пустынного, его, пятерых, рыжей”:

а) единственное число;

б) Родительный падеж;

в) мужской род.

 

2. Укажите, какое грамматическое значение отличает слова в парах “друг – друзья; ведро – вёдра; сестра - сёстры”:

а) единственное – множественное число;

б) женский – мужской род;

в) Именительный – винительный падеж.

 

3. Какое грамматическое значение выражается при помощи способа ударения в парах слов насыпать - насыпать; нарезать - нарезать”:

а) вид;

б) переходность;

в) время.

 

4. Какой общий грамматический способ свойственен для слов в парах “еле – еле; едва – едва; умный - умный”:

а) аффиксальный;

б) чередований;

в) повтора;

г) супплетивный;

д) служебных слов.

 

5. Какой общий грамматический способ свойственен для слов в парах “шёл – шёл бы; читаю – буду читать; светлый – более светлый; Сочи – о Сочи”:

а) аффиксальный;

б) супплетивный;

в) чередования;

г) повтора;

д) служебных слов.

 

6. Какое грамматическое значение отсутствует в словоформе «хотел бы»?

а) прошедшего времени;

б) единственного числа;

в) мужского рода;

г) сослагательного наклонения.

 

Вопросы к экзамену

по дисциплине “Введение в языкознание”

Языкознание как наука. Общее, частное и прикладное языкознание. Языкознание и другие науки. Предмет курса “Введение в языкознание”.

Множество и разнообразие языков мира.

Язык как особая знаковая (семиотическая) система.

Понятие родства языков и генеалогическая классификация языков.

Предназначение языка. Коммуникативная функция. Её частные разновидности.

Язык и мышление Когнитивная функция. Внутренняя речь. Основные типы мышления.

Вопрос о языковом развитии. Происхождение языка. Изменения на фонетическом, грамматическом и лексическом уровнях языка. Внешние и внутренние причины языковых изменений.

Общественная природа языка: взаимосвязь языка и общества Территориальная и социальная дифференциация языка. Язык и речь. Виды языкового контактирования: заимствование, билингвизм, языковые союзы.

Устройство языка: единицы языка, уровни языка, отношения между единицами. Разделы языкознания.

Звуковой уровень языка. Фонетическое членение речевого потока: фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук. Ударение как объединяющее начало фонетического слова. Особенности словесного ударения в разных языках.

Акустический аспект изучения звуков речи. Акустические свойства звуков речи. Артикуляционный аспект изучения звуков речи. Речевой аппарат: устройство, функции. Механизм образования гласных и согласных.

Артикуляционная характеристика гласных и согласных русского языка. Различительные признаки гласных и согласных в разных языках.

Функциональный аспект изучения звуков речи. Понятие фонемы: функции, позиции, варианты, вариации, различительные признаки, оппозиции. Нейтрализация.

Взаимодействие звуков (фонетические явления) в речевом потоке.

Морфемный уровень языка. Разновидности морфем. Разновидности аффиксов по положению относительно корня. Разновидности аффиксов по их роли в слове. Словоизменительные и словообразовательные аффиксы. Морфемная деривация (словообразование) как один из путей пополнения словарного состава языка.

Лексическое и грамматическое значение в слове, их различия. Грамматические значения разных частей речи. Синтаксические грамматические значения.

Способы (средства) выражения грамматических значений (=грамматические способы) и языки синтетического аналитического типа.

Понятие грамматической категории. Грамматические категории в разных языках. Части речи как категория категорий. Принципы выделения частей речи. Части речи в разных языках.

Морфологическая (типологическая) классификация языков.

Лексический уровень языка. Слово как основная единица лексического уровня. Позиционная и синтаксическая самостоятельность слов по сравнению с морфемой. Номинативная функция слова. Лексикография: разновидности словарей. Способы размещения слов в словарях. Понятие словарной статьи.

Полисемия (многозначность) слов. Значение прямое и переносное. Способы переноса слов: метафора, метонимия, синекдоха. Многозначность и омонимия. Развитие значений у слов как один из путей пополнения словарного состава языка.

Понятие мотивировки (внутренней формы) слова. Мотивирующий признак. Изобразительная и описательная мотивированность. Утрата мотивировки. Народная этимология.

Устойчивые сочетания как единица словесного уровня языка. Свободные и связанные значения слов. Разновидности фразеологизмов.

Синтаксический уровень языка. предложение как основная единица синтаксического уровня. Предикативность. Предложения в разных языках. Словосочетание как второстепенная единица синтаксического уровня. Смысловые отношения между компонентами. Грамматическая связь между членами словосочетания.

Письмо и основные этапы его развития.

Графика. Алфавит. Орфография. Принципы орфографии.

Орфоэпия. Транскрипция. Транслитерация.

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.