История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-10-17 | 418 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Вариант I
1. Найти дифференциальный признак гласных [и] – [э]:
а) ряд;
б) подъем;
в) лабиализация.
2. Найти общий для всех пар дифференциальный признак согласных [в]– [ф]; [з]– [с]; [г]– [к]; [д]– [т]:
а) место образования;
б) способ образования;
в) глухость / звонкость;
г) твердость / мягкость.
3. Найти общий для всех пар дифференциальный признак согласных [д]-[з]; [т]-[с]; [к]-[х]; [д’]-[з’]:
а) место образования;
б) способ образования;
в) глухость / звонкость;
г) твердость / мягкость.
4. У каких звуков дифференциальным признаком является ряд:
а) [и] – [ы];
б) [и] – [э];
в) [у] – [о];
г) [ы] – [а].
5. У каких звуков дифференциальным признаком является место образования:
а) [г] – [к];
б) [б] – [б’];
в) [д] – [г];
г) [г] – [х].
Вариант II
1. Найти общий для всех пар дифференциальный признак гласных [и] – [ы]:
а) ряд;
б) подъем;
в) лабиализация.
2. Найти общий для всех пар дифференциальный признак согласных [б] – [д]; [п] – [т]; [д] – [г]; [с] – [х]:
а) место образования;
б) способ образования;
в) глухость / звонкость;
г) твердость / мягкость.
3. Найти общий для всех пар дифференциальный признак согласных [с] – [з’]; [д] – [д’]; [л] – [л’]; [з] – [з’]; [т] – [т’]:
а) место образования;
б) способ образования;
в) глухость / звонкость;
г) твердость / мягкость.
4. У каких гласных дифференциальным признаком является подъем:
а) [и] – [ы];
б) [ы] – [а];
в) [ы] – [у];
г) [э] – [о].
5. У каких звуков дифференциальным признаком является способ образования:
а) [д] – [з];
б) [д] – [д’];
в) [д] – [г];
г) [д] – [в].
Г. Фонетические процессы.
Вариант I
1. Назвать слово, в котором происходит ассимиляция по глухости/звонкости:
|
а) ветви; г) крот;
б) тонна; д) второй;
в) свежий; е) смыть.
2. Назвать слово, в котором не происходит ассимиляции по глухости/звонкости:
а) в саду; г) фляжка;
б) перевозка; д) гибкий;
в) сдобрить; е) звонкий.
3. Назвать слово, в котором происходит редукция согласного:
а) сжигать; в) дома;
б) соль; г) дуб;
4. Найти слово, в котором происходит ассимиляция по мягкости:
а) звон; г) тройка;
б) здесь; д) лебеда;
в) смола; е) обращение.
5. Найти слово, в котором происходит качественная редукция гласных:
а) дымок;
б) окоп;
в) сурок;
г) сырок.
Вариант II
1. Назвать слово, в котором не происходит ассимиляции по глухости/звонкости:
а) книжка; г) свой;
б) будка; д) редко;
в) подпилить; е) всюду.
2. Назвать слово, в котором происходит ассимиляции по глухости/звонкости:
а) ссора; г) злой;
б) создать; д) доктор;
в) мрак; е) сбор.
3. Назвать слово, в котором происходит ассимиляция по мягкости:
а) ждать; г) стена;
б) ирония; д) драка;
в) книга; е) блины.
4. Найти слово, в котором происходит количественная редукция гласных:
а) икра;
б) какаду;
в) книга;
г) роща.
5. Найти слово, в котором происходит редукция согласного:
а) губка;
б) кафе;
в) гриб;
г) знамя.
Д. Фонема.
Вариант I
1. Какое слово из перечисленных «доказывает», что в слове “город” последняя фонема <д>?
а) города;
б) городской;
в) доверие;
г) горожанин.
2. В каком из перечисленных слов фонема <з> из слова “морозы” реализуется в виде варианта [с]?
а) морозный;
б) мороз;
в) изморозь;
г) сорняк.
3. В каком из перечисленных слов гласная фонема корня находится в сильной позиции? Какая это фонема?
а) земля;
б) подземный;
в) подземелье;
г) земляной.
Вариант II
1. В каком из перечисленных слов фонема <о> из слова “поле” реализуется в виде варианта [^]?
а) полевой;
б) поля;
в) с поля;
г) вода.
2. Какая первая фонема в слове «сдержать»?
а) <с> (потому что сильная позция: “сломать”);
б) <с’> (потому что сильная позция: “Семён”);
|
в) <з> (потому что сильная позция: “здание”);
г) <з’> (потому что сильная позция: “Зина”);
3. В виде какого варианта реализуется фонема <с> в слове “с Димой”?
а) [c];
б) [c’];
в) [з];
г) [з’].
Е. Грамматика.
Вариант I
1. Укажите, какое общее грамматическое значение свойственно группе слов “нога, рука, большая, писала, обе, выдающаяся”:
а) женский род;
б) именительный падеж;
в) единственное число.
2. Укажите, какое общее грамматическое значение свойственно группе слов “в море, на песке, в лесу, на ветках, на яблоне”:
а) единственное число;
б) Дательный падеж;
в) Предложный падеж.
3. Укажите, какое грамматическое значение отличает слова в парах “читаю – читает; живу – живёт; дышу - дышит”:
а) 1 и 2 лица;
б) 1 и 3 лица;
в) 2 и 3 лица.
4. Какой общий грамматический способ свойственен для слов в парах “ребёнок – дети; плохой – хуже; иду – шёл; брать – взять”:
а) аффиксальный;
б) супплетивный;
в) чередований;
г) повтора;
д) служебных слов.
5. Какой общий грамматический способ свойственен для слов в парах “книга – книге; рассказываю – рассказываешь; сковать – сковывать; делать – сделать”:
а) аффиксальный;
б) супплетивный;
в) чередования;
г) повтора;
д) служебных слов.
6. Какое грамматическое значение отсутствует в словоформе «ходила»?
а) прошедшего времени;
б) единственного числа;
в) 3-го лица;
г) женского рода.
Вариант II
1. Укажите, какое общее грамматическое значение свойственно группе слов “бéрега, пустынного, его, пятерых, рыжей”:
а) единственное число;
б) Родительный падеж;
в) мужской род.
2. Укажите, какое грамматическое значение отличает слова в парах “друг – друзья; ведро – вёдра; сестра - сёстры”:
а) единственное – множественное число;
б) женский – мужской род;
в) Именительный – винительный падеж.
3. Какое грамматическое значение выражается при помощи способа ударения в парах слов насыпать - насыпать; нарезать - нарезать”:
а) вид;
б) переходность;
в) время.
4. Какой общий грамматический способ свойственен для слов в парах “еле – еле; едва – едва; умный - умный”:
а) аффиксальный;
б) чередований;
в) повтора;
г) супплетивный;
д) служебных слов.
5. Какой общий грамматический способ свойственен для слов в парах “шёл – шёл бы; читаю – буду читать; светлый – более светлый; Сочи – о Сочи”:
|
а) аффиксальный;
б) супплетивный;
в) чередования;
г) повтора;
д) служебных слов.
6. Какое грамматическое значение отсутствует в словоформе «хотел бы»?
а) прошедшего времени;
б) единственного числа;
в) мужского рода;
г) сослагательного наклонения.
Вопросы к экзамену
по дисциплине “Введение в языкознание”
Языкознание как наука. Общее, частное и прикладное языкознание. Языкознание и другие науки. Предмет курса “Введение в языкознание”.
Множество и разнообразие языков мира.
Язык как особая знаковая (семиотическая) система.
Понятие родства языков и генеалогическая классификация языков.
Предназначение языка. Коммуникативная функция. Её частные разновидности.
Язык и мышление Когнитивная функция. Внутренняя речь. Основные типы мышления.
Вопрос о языковом развитии. Происхождение языка. Изменения на фонетическом, грамматическом и лексическом уровнях языка. Внешние и внутренние причины языковых изменений.
Общественная природа языка: взаимосвязь языка и общества Территориальная и социальная дифференциация языка. Язык и речь. Виды языкового контактирования: заимствование, билингвизм, языковые союзы.
Устройство языка: единицы языка, уровни языка, отношения между единицами. Разделы языкознания.
Звуковой уровень языка. Фонетическое членение речевого потока: фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук. Ударение как объединяющее начало фонетического слова. Особенности словесного ударения в разных языках.
Акустический аспект изучения звуков речи. Акустические свойства звуков речи. Артикуляционный аспект изучения звуков речи. Речевой аппарат: устройство, функции. Механизм образования гласных и согласных.
Артикуляционная характеристика гласных и согласных русского языка. Различительные признаки гласных и согласных в разных языках.
Функциональный аспект изучения звуков речи. Понятие фонемы: функции, позиции, варианты, вариации, различительные признаки, оппозиции. Нейтрализация.
Взаимодействие звуков (фонетические явления) в речевом потоке.
Морфемный уровень языка. Разновидности морфем. Разновидности аффиксов по положению относительно корня. Разновидности аффиксов по их роли в слове. Словоизменительные и словообразовательные аффиксы. Морфемная деривация (словообразование) как один из путей пополнения словарного состава языка.
|
Лексическое и грамматическое значение в слове, их различия. Грамматические значения разных частей речи. Синтаксические грамматические значения.
Способы (средства) выражения грамматических значений (=грамматические способы) и языки синтетического аналитического типа.
Понятие грамматической категории. Грамматические категории в разных языках. Части речи как категория категорий. Принципы выделения частей речи. Части речи в разных языках.
Морфологическая (типологическая) классификация языков.
Лексический уровень языка. Слово как основная единица лексического уровня. Позиционная и синтаксическая самостоятельность слов по сравнению с морфемой. Номинативная функция слова. Лексикография: разновидности словарей. Способы размещения слов в словарях. Понятие словарной статьи.
Полисемия (многозначность) слов. Значение прямое и переносное. Способы переноса слов: метафора, метонимия, синекдоха. Многозначность и омонимия. Развитие значений у слов как один из путей пополнения словарного состава языка.
Понятие мотивировки (внутренней формы) слова. Мотивирующий признак. Изобразительная и описательная мотивированность. Утрата мотивировки. Народная этимология.
Устойчивые сочетания как единица словесного уровня языка. Свободные и связанные значения слов. Разновидности фразеологизмов.
Синтаксический уровень языка. предложение как основная единица синтаксического уровня. Предикативность. Предложения в разных языках. Словосочетание как второстепенная единица синтаксического уровня. Смысловые отношения между компонентами. Грамматическая связь между членами словосочетания.
Письмо и основные этапы его развития.
Графика. Алфавит. Орфография. Принципы орфографии.
Орфоэпия. Транскрипция. Транслитерация.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!