И их акустическая и артикуляционная характеристика. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

И их акустическая и артикуляционная характеристика.

2017-10-17 288
И их акустическая и артикуляционная характеристика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

I. По лекциям и учебникам “Введение в языкознание”, а также по пособию М.К. Каракуловой “Такие разные языки” (Глазов, 2005г.) подготовить ответы на вопросы:

· Устройство речевого аппарата и функции отдельных органов речи в производстве звуков речи.

· Акустическая характеристика звуков.

· Гласные. Механизм образования гласных:

o Зависимость качества гласных от конкретной работы органов речи.

o Артикуляционная характеристика гласных и межъязыковые различия.

· Согласные. Механизм образования согласных:

o Зависимость качества согласных от конкретной работы органов речи.

o Артикуляционная характеристика согласных и межъязыковые различия.

 

II. 1) Из “Сборника задач и упражнений по “Введению в языкознание” Н.А.Кондрашова и др. (1985 г. изд.) выполнить в тетрадях:

упр. 35 (1991 г. изд.) или по изданию 1985 г. — упр 29;

упр. 48 (1991 г. изд.) или по изданию 1985 г. — упр 41;

упр. 50 (1991 г. изд.) или по изданию 1985 г. — упр 42;

упр. 60 (1991 г. изд.) или по изданию 1985 г. — упр 53;

упр. 31 (1991 г. изд.) в издании 1985 г. - упр. нет.

 

2) Письменно описать артикуляцию звуков в слове «лёд» по образцу выполнения задания № 1 по Введению в языкознание (Вариант 1) на стр. 5 — 7 из «Контрольных работ по лингвистическим дисциплинам: методические рекомендации и образцы выполнения» (Для студентов заочного отделения / Отв. за выпуск М.К. Каракулова, В.Н. Мартьянова. - Глазов, 2005).

 

Занятие № 3

Тема: Фонетика. Акустико-артикуляционная классификации звуков.

 

I. По лекциям, учебникам «Введение в языкознание» а также по пособиям: М.К. Каракуловой “Такие разные языки” (Глазов, 2005г.) «Пособию для подготовки государственному экзамену по современному русскому языку (Отв. за выпуск М.К. Каракулова, В.Н. Мартьянова. - Глазов, 2003, 2005 гг. изд.)» подготовить ответы на вопросы:

· Понятие различительного (дифференцированного) признака звуков речи.

· Различительные признаки гласных русского языка.

· Различительные признаки гласных в других языках, кроме русского.

· Различительные признаки согласных русского языка.

· Различительные признаки согласных в других языках, кроме русского.

 

II. Выполнить:

Из «Сб. задач и упражнений…» Кондрашова И. А. и др.

упр. 60 (1985 г. изд.) или упр. 79 (1991 г. изд.);

упр. 77 (1991 г. изд.);

упр. 68 (1985 г. изд.) или упр. 93 (1991 г. изд.);

 

Занятие № 4

Тема: Фонема

I. По лекциям, учебникам «Введение в языкознание» а также по пособиям: М.К. Каракуловой “Такие разные языки” (Глазов, 2005г.) «Пособию для подготовки государственному экзамену по современному русскому языку (Отв. за выпуск М.К. Каракулова, В.Н. Мартьянова. - Глазов, 2003, 2005 гг. изд.)» подготовить ответы на вопросы:

· Позиционное изменение гласных. Сильная и слабая позиция гласных.

· Гласные фонемы русского языка.

· Позиционное изменение согласных. Сильная и слабая позиция согласных.

· Согласные фонемы русского языка.

· Две функции фонем. Варианты и вариации. Нейтрализация.

 

II. Выполнить из «Сб. задач и упражнений…» Кондрашова И. А. и др. упр. 119 (1985 г. изд.) или упр. 165 (1991 г. изд.), найдите в нём примеры:

а) гласных фонем в сильной позиции;

б) согласных фонем в сильной позиции;

в) гласных фонем в слабой позиции с объяснением, вариантом какой фонемы они являются;

г) согласных фонем в слабой позиции с объяснением, вариантом какой фонемы они являются.

 

Занятие № 5

Тема: Фонетические изменения звуков речи

 

I. По лекциям, учебникам «Введение в языкознание» подготовить ответы на вопросы:

· Редукция гласных (две разновидности) и согласных.

· Ассимиляция и её признаки.

· Диссимиляция и другие фонетические процессы.

· Сингармонизм гласных.

· Понятие позиционных и комбинаторных изменений (чередований).

 

II. Из “Сборника задач и упражнений по “Введению в языкознание” Н.А.Кондрашова и др. выполнить в тетрадях:

упр. 122 (1991 г. изд.) или по изданию 1985 г. — упр 91;

упр. 123 (1991 г. изд.) или по изданию 1985 г. — упр нет;

упр. 124 (1991 г. изд.) или по изданию 1985 г. — упр нет;

упр. 125 (1991 г. изд.) или по изданию 1985 г. — упр 93;

упр. 128 (1991 г. изд.) или по изданию 1985 г. — упр. 97.

 

III. На основе текста из «Практикума по курсу «Введение в языкознание» Калабиной С.И. на стр. 79 (1985 г. изд.) или на стр. 69-70 (1977 г. изд.) выполнить задания № 2, 3, 4 (стр. 5-9) из пособия: «Контрольные работы по лингвистическим дисциплинам: методические рекомендации и образцы выполнения» (Для студентов заочного отделения / Отв. за выпуск М.К. Каракулова, В.Н. Мартьянова. - Глазов, 2005).

 

IV. Выполнить из «Практикума по курсу «Введение в языкознание» Калабиной С.И. упр. 18, 19 (стр. 25) по сб. 1985 г. изд. или (стр. 22-23) по сб. 1977 г. изд.

 

Занятие № 6

Тема: Грамматика. Грамматическое значение и грамматический способ

I. По лекциям и учебникам подготовить ответы на вопросы:

· Лексическое и грамматическое значение слова (знать их отличия).

· Грамматическое значение существительных, прилагательных, глаголов.

· Морфологические и синтаксические грамматические значения.

· Грамматические способы.

· Грамматическая форма.

· Языки синтетические и аналитические.

 

II. Выполнить в рабочих тетрадях из «Практикума» Калабиной упр. 1, 4, 6 на стр. 53-54 (по сб. 1985 г. изд.) или на стр. 48- 49 (по сб. 1977 г. изд.)

 

III. Из “Сборника задач и упражнений по “Введению в языкознание” Н.А.Кондрашова и др. выполнить в тетрадях:

упр. 244 (1991 г. изд.) или по изданию 1985 г. — упр 201;

упр. 247 (1991 г. изд.) или по изданию 1985 г. — упр 204;

упр. 250 (1991 г. изд.) или по изданию 1985 г. — упр 207;

упр. 249, 3 строчки (1991 г. изд.) или по изданию 1985 г. — упр 206, 3 строчки;

упр. 13 (1991 г. изд.) или по изданию 1985 г. — упр 12.

 

Занятие № 7

Тема: Морфологическая классификация языков

I. По лекциям, учебникам «Введение в языкознание» книге М.К. Каракуловой и Б.И. Каракулова “Сопоставительная грамматика русского и удмуртского языков” Ижевск, 2001г., раздел “Типологичекая характеристика удмурсткого и русского языков”, стр. 14-21) подготовить ответы на вопросы:

· Основы морфологической классификации языков.

· Языки флективные и агглютинативные.

· Языки корневые и инкорпорирующие.

 

II. Выполнить в рабочих тетрадях из сб. Кондрашова (изд. 1991 г.) упр. 438, 432, 440 или по изд. 1985 г. – упр. 363, 369, 371.

 

Занятие № 8

Тема: Родство языков и генеалогическая классификация языков

· Найти по лекциям и учебникам ответ на вопрос «Понятие родства языков».

· Выучить языки, относящиеся к индоевропейской, финно-угорской, тюркской, кавказской семье языков.

· Внимательно изучить 7 таблиц из Сборника задач и упражнений по “Введению в языкознание” Кондрашова Н.А. (упр. 372 по изд. 1985 г. или упр 441 по изд 1991 г.) и выписать из них по 2 – 3 примера в тетрадь.

· Ответить на вопросы, используя указанные таблицы

· В чём проявляется лексическое родство славянских языков (какие группы слов похожи в родственных языках)?

· В чём проявляется грамматическое родство славянских языков?

· История происхождения (выделения) русских языков из родственных ему языков (стр. 160 — 161).

· Дать понятие о регулярных звуковых соответствиях (закон Я. Гримма…) и выполнить из сборника Калабиной С.И. «Практикум по курсу «Введение в языкознание» упр. 1, 2 на стр. 37; упр. 6 на стр. 39 (сб. 1985 г. изд.) или упр. 1, 2 на стр. 33; упр. 6 на стр. 34-35 (сб. 1977 г. изд.)

 

Занятие № 9

Тема: Лексика

I. По лекциям и учебникам подготовить ответы на вопросы:

1) Номинативная функция слова. Дейктическая (или заместительная) функция слова.

2) Однозначные и многозначные слова.

3) Причины возникновения многозначных слов (способы переноса значения слова).

4) Полисемия и омонимия

 

II. Выполнить в рабочих тетрадях из “Сборника задач и упражнений по “Введению в языкознание” Н.А.Кондрашова и др.

по изданию 1991 г.:

упр. 311 (ответить на вопрос только по первому слову), 317, 325 (III часть, значения выделенных слов определите и выпишите по толковому словарю), 330 (русскую часть), 331, 334, 338, 339 (русскую часть)

Или

по изданию 1985 г:

упр. 268 (ответить на вопрос только по первому слову), 271, 275 (III часть, значения выделенных слов определите и выпишите по толковому словарю), 280 (русскую часть), 281, 284, 288, 289 (русскую часть)

 

Лабораторные занятия

Учебным планом не предусмотрены.

4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

Порядок расположения тем лекционного курса является примерным. Курс начинается с представления множества и разнообразия языков мира и изложения общих закономерностей функционирования и развития языка, и только после этого изучаются отдельные стороны языковой структуры.

Семинарские занятия соотносятся с лекционным курсом различно: они могут дополнять прочитанные ранее лекции, могут предшествовать им, подготавливая студентов к восприятию курса. Однако опыт показывает, что только по вопросам, изложенным в начале лекции, студенты способны подготовиться к практическим занятиям, т.е. выполнить все предложенные домашние задания.

5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Работа студентов на занятиях оценивается в рамках внедренной на кафедре балльно-рейтинговой системы оценки образовательной деятельности студентов. По результатам учебной деятельности студенты в соответствии с набранными баллами, по решению кафедры, могут освобождаться от проведения итоговой аттестации в форме экзамена с выставлением им соответствующей оценки.

Итоговая аттестация студентов включает в себя балльно-рейтинговую оценку как сумму баллов текущей успеваемости и баллов, полученных за экзамен.

 

 

6. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)

Основная литература

1. Камчатнов, А. М. Введение в языкознание [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. М. Камчатнов, Н. А. Николина. - 10-е изд., стереотип. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 232 с. - ISBN 978-5-89349-149-4 (Флинта), ISBN 978-5-02-011720-4 (Наука). – Режим доступа: http://znanium.com/editrecommend.php?item=goextsearchrecommends&collectionstamp=1453973591&title=%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B2&collection=2203#none

2. Логинова Е. А. Нарушения письменной речи у младших школьников: учеб.-методич. пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2017. — 192 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=814358

Логинова Е. А. Общее недоразвитие речи. Алалия: учеб.-методич. пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2017. — 64 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: В режиме: http://znanium.com/bookread2.php?book=814432

Немченко, В. Н. Введение в языкознание [Текст]: учеб. для вузов /В. Н. Немченко.- Москва: Юрайт, 2013.- 688 с.: – Режим доступа: http://lib.ggpi.org/2013-04-03-14-07-20

3. Маслов, Ю. С. Введение в языкознание [Текст]: учеб. для студентов вузов, обуч. по спец. " Филология" /Ю. С. Маслов.- М., СПб.: Академия, СПбГУ, 2006.- 304 с.– Режим доступа: http://lib.ggpi.org/2013-04-03-14-07-20

Дополнительная литература

Головин П.Н. Введение в языкознание. -М., 1983.

Калабина С.И. Практикум по курсу "Введение в языкознание". - М., 1977

Каракулова М.К. Такие разные языки: Уч. пособие / ГГПИ. – Глазов, 2005

Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1987.

Кондрашов Н.А., Колосов Л.Ф. Рупосова Л.П. Сборник задач и упр. По введению в языкознание. -М., 1991

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебник для филологич. спец. вузов. – М.,1987; 2006.

Норман Б.Ю. Теория языка: Вводный курс: Учеб. пособие. – М.: Флинта,2004.

Реформатский А.А. Введение в языковедение: Учеб. для студ. филолог. Спец. пед. вузов / А.А. Реформатский. – М.: Аспект Пресс, 2002.

 

7. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)

(по содержанию дисциплины с краткой аннотацией ресурсов)

ГГПИ располагает доступом через сайт научной библиотеки http://lib.ggpi.org/ к

следующим подписным электронным ресурсам:

 

Русскоязычные ресурсы

Электронно-библиотечная система ZNANIUM.com http://znanium.com/

Электронная библиотека Руконт (коллекция изданий ГГПИ) http://rucont.ru/

Межвузовская электронная библиотека (МЭБ) https://icdlib.nspu.ru/

Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина http://www.prlib.ru/

Национальная Электронная Библиотека https://НЭБ.рф


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.