Анализ валового дохода. Оценочные показатели — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Анализ валового дохода. Оценочные показатели

2017-10-17 413
Анализ валового дохода. Оценочные показатели 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Эффективное управление процессом формирования валового дохода на предприятии предполагает овладение следующими правилами: необходимо знать как общую затратоемкость, так и индивидуальные затраты по реализации того или иного товара; постоянно быть в курсе цен конкурентов; прогнозировать, какую реальную цену покупатель готов заплатить за конкретный товар или торговую услугу; оценивать ожидаемую платежеспособность покупателей; сравнивать цены на новые товары с ценами товаров, которые уже находятся в торговом предприятии. Не реже одного раза в месяц необходимо оценивать оптимальность установления розничных цен, торговых надбавок и торговых скидок, в частности на те или иные товары, с тем, чтобы, с одной стороны, не отпугнуть потенциального покупателя повышением цены на товар, а с другой – получить ожидаемую прибыль от продажи товаров.

Анализ валового дохода, как и других результативных прибылеобразующих показателей предполагает:

– изучение исследуемого показателя в его взаимосвязях;

– оценку воздействия объективных и субъективных факторов;

– использование результатов анализа при разработке бизнес-плана;

– выявление и количественное измерение действия факторов на исследуемое явление;

– выявление неиспользованных резервов для роста величины валового дохода в предплановом периоде времени;

– изучение отечественного и зарубежного опыта и использование их при принятии управленческих решений.

Цель анализа валового дохода – поиск рациональных и эффективных путей использования ресурсов предприятия, оптимального их комбинирования для достижения максимальной доходности при минимизации затрат.

Анализ валового дохода предопределяет анализ финансовых результатов предприятия. От величины валового дохода во многом зависит финансовое положение торгового предприятия, оплата труда работников, поскольку главнейшим источником образования прибыли является валовой доход от продажи
товаров.

Для анализа валового дохода на практике обычно используются традиционные технические приемы: оценка абсолютных, относительных и средних величин, метод сравнивания, группировки, индексный, графический, метод цепных подстановок, балансовый.

Достоверность результатов анализа находится в прямой зависимости от качества информационного обеспечения. Источники экономической информации подразделяются на учетные и нормативные. К учетным относятся бухгалтерский баланс и отчетность, прилагаемая к нему; статистический учет и отчетность; оперативный учет и отчетность; отчетность по налогообложению товарооборота. Нормативные источники – это рекомендации вышестоящих органов управления, утвержденные тарифы, ставки, размеры среднего уровня валового дохода и т.п.

Анализ валового дохода начинается с оценки полученных абсолютных величин.

Сумма валового дохода от продажи товаров согласно форме №2 «Отчет о прибылях и убытках», прилагаемой к бухгалтерскому балансу, рассчитывается применительно к розничной и оптовой торговле, путем вычитания из выручки от продажи товаров (за минусом налога на добавочную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) себестоимости купленных товаров, т.е. покупной стоимости всех поступивших на предприятие товаров.

Ранее, до вступления в силу Федерального закона от 2 января 2000 года №36-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость», организации (предприятия) розничной торговли отражали по строке 010 полученную выручку за минусом НДС, исчисленного с реализованной торговой надбавки; теперь же исчисляют НДС с полной стоимости товара. Таким образом, согласно ст.146 гл.21 НК «Налог на добавленную стоимость» объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, выручка, полученная от какой-либо деятельности и составляющая более 5 процентов от общей суммы выручки, показывается в Отчете отдельно – строки 011 – 013.

Следует помнить, что в отличие от сферы обращения в сфере товарного производства путем вычитания из выручки себестоимости проданной продукции рассчитывается не валовой доход, а валовая прибыль. Известно, что в себестоимость продукции входят два элемента: стоимость поступившего сырья и издержки производства, связанные с изготовлением данной продукции. В торговле не исчисляется себестоимость проданных товаров – вместо этого показателя применяется показатель «издержки обращения», в состав которых не входит стоимость купленного товара.

В процессе анализа валового дохода устанавливается степень соответствия фактических (ожидаемых значений) прогнозным (плановым); выполнения заданий по валовому доходу. В ходе анализа определяется динамика валового дохода, устанавливаются причины ее роста или снижения.

Валовой доход от продажи товаров анализируется и планируется как в сумме, так и по уровню. Если сумма валового дохода показывает полученный доход от продажи всей массы товаров, то уровень – только ее величину, приходящуюся на единицу реализованных товаров, за которую обычно в торговле берется рубль или сто рублей оборота.

Уровень валового дохода в розничной торговле рассчитывается как отношение суммы валового дохода от реализации к объему полученной выручки[3], выраженное в процентах.

Так, например, если уровень валового дохода за отчетный год составил 29,24% к обороту, то это значит, что на единицу реализованных товаров, например, на один рубль, предприятие получило валового дохода в размере более 29 коп., а на единицу, равную 100 рублям оборота – 29 руб. 24 коп.

Анализ валового дохода производится в следующей последовательности:

На первом этапе анализируются валовой доход в сравнении с планом. При отсутствии планирования, сравним величины формирования валового дохода за два смежных периода, для чего составим табл. 2.4.1.

Таблица 2.4.1

Фактические величины валового дохода

за прошлый и отчетный периоды на исследуемом предприятии

сумма – тыс.руб.

уровень – в % к обороту

Показатели Прошлый период Отчетный период Отклонение (+,-) Темп роста (снижения)
1. Выручка от продажи товаров (товарооборот без НДС, акциза)       -9478   78,3
2. Валовой доход от продажи товаров: сумма уровень     21,88     29,24     -2180 1,36     82,1 -

 

Снижение объема оборота за сравнимый период на 9 478 тыс. руб. привело к уменьшению суммы валового дохода на 2 180 тыс. руб., хотя его уровень на единицу реализованных товаров возрос на 1,36% к обороту. Это свидетельствует, что на величину валового дохода оказало влияние не только изменение объема оборота, но и его ассортиментной структуры, что найдет свое практическое подтверждение в табл. 2.4.3.

На втором этапе рассмотрим изменение формирования величины валового дохода за относительно большой промежуток времени, т.е. в динамике (2.4.2).

 

Таблица 2.4.2

Динамика валового дохода на предприятии за исследуемый период

сумма – тыс.руб.

уровень – в % к обороту

Показатели ХХХ1 г. ХХХ2 г. ХХХ3 г. ХХХ4 г. ХХХ5 г. ХХХ6 г.
Выручка            
Валовой доход: Сумма Уровень   19,99   22,5   24,24   24,29   27,88   29,24
Темпы роста в %% к базисному году: - выручки - валового дохода         98,7 113,7     99,2 120,2     81,6 99,2     132,4 184,8     103,7 151,6

 

При росте объема оборота в динамике на 3,7% сумма валового дохода возросла более чем в 2,5 раза (151,6%). Объяснением тому служит ежегодное возрастание (при ежегодном снижении физического объема продаж товара) среднего размера торговой надбавки, величина которой в динамике увеличилась на 9,25% к обороту (29,24 – 19,99).

В течение исследуемого периода темп роста суммы валового дохода намного превышал показатель увеличения объема продаж товаров.

Общая тенденция развития дохода предприятия от продажи товаров соответствует оптимальному соотношению валового дохода и оборота:

Jв.д. > Jвыручки в динамике: 1,516 > 1,037; за прошлый и отчетный годы: 0,821>0,783.

На изменение величины валового дохода порой существенное влияние оказывает звенность товародвижения. Чем больше каналов прошел товар от производителя к конечному потребителю, тем выше цена его закупки, поскольку каждый промежуточный продавец добавляет к свободной отпускной цене производителя свою надбавку. Магазин же, чтобы продать товар, может добавить к цене закупки только минимальную торговую надбавку, иначе его не удастся продать, при прочих равных условиях.

Рассмотрим два варианта формирования розничной цены i-го товара с участием и без участия посредников.

Вариант первый – при условии, что каждый посредник-продавец i-го товара применит торговую надбавку в размере 20% к покупной стоимости товара.

 

«А» «В» «С» «Q»
Товаропроизводитель Посредник Посредник Торговое предприятие
100 руб. 120 руб. 144 руб. 172,8 руб.

 

Рыночная цена на i-й товар составила 165 руб. за единицу. Следовательно, торговое предприятие имеет реальную возможность применить к покупной цене товара торговую надбавку только в размере 14,6% (165:144=1,146), а не 20%, на что оно рассчитывало первоначально. Иными словами для населения привлекательной будет цена за единицу продукции в размере 165 руб., а не 172,8 руб.; последняя осталась не востребованной покупателями.


Вариант второй – тот же i-й товар:

«А» «Q»

товаропроизводитель торговое предприятие

100 руб. 165 руб.

 

Минуя посредников, торговое предприятие может довести размер торговой надбавки до 65% к покупной цене изделия товаропроизводителя. В этой связи продажная розничная цена будет соответствовать покупательскому спросу населения на i-й товар.

Влияние звенности товародвижения на валовой доход определяется на основе выборочного учета и по данным о выполнении договоров поставки товаров торговому предприятию различными хозяйствующими субъектами – товаропроизводителями и посредниками.

На исследуемом предприятии товары непосредственно поступают от товаропроизводителей, минуя посредническое звено.

Значительный рост цен при закупке товаров, не подтвержденный новыми потребительскими свойствами или особым качеством товаров, отрицательно влияет на возможности роста валового дохода. Поэтому торговое предприятие при закупке товаров и согласовании цен с поставщиками должно проводить политику оптимизации цены закупки с учетом качества товаров.

На третьем этапе – валовой доход анализируется по месяцам, кварталам, декадам, в разрезе подведомственных подразделений, в сравнении с достижениями конкурентов, торгующих аналогичной продукцией. Данный анализ необходим для оценки складывающейся рентабельности продаж товаров (соотношение доходов и расходов по их реализации) не только за относительно большой период времени – год, но и за относительно короткий его срок – квартал, месяц. Подобный анализ позволяет учесть вклад каждого подведомственного подразделения в формирование валового дохода от продажи товаров торгового предприятия (организации) в целом за исследуемый период времени.

Если предприятие наряду с применением торговой надбавки к покупной цене товара получает от поставщиков и определенные торговые скидки (что должно найти отражение в договоре поставки товаров), то целесообразно сумму торговых скидок включать при анализе в валовой доход предприятия.

Так, например, за отчетный год величина валового дохода торгового предприятия составила 9 982 тыс. руб., элементами ее формирования явились:

– торговая надбавка………………………………………9 222 тыс. руб.

– гибкая система скидок, полученных

от товаропроизводителей……………………………..1 208 тыс. руб.

– предоставление дополнительной скидки

покупателям магазина по дисконтным картам……....448 тыс. руб.

ИТОГО: (9 222 + 1 208 - 448 = 9 982 тыс. руб.).

На четвертом этапе (табл.2.4.3) анализируется валовой доход в разрезе отдельных товарных групп, что позволит получить ответы на следующие вопросы:

– в какой степени (удельные веса торговых надбавок) та или иная товарная группа участвует в формировании валового дохода;

– какие товарные группы в основном формируют валовой доход;

– продажа каких ассортиментных групп приносит предприятию минимальный доход.

Таблица 2.4.3

Анализ валового дохода по товарным группам

Товарные группы Прошлый год   Отчетный год Среднегодовые удельные веса Изменение удельных весов
выручка валовой доход выручка валовой доход
Сумма Удельный вес Сумма Уровень Удельный вес Сумма Удельный вес Сумма Уровень Удельный вес Оборота Валов. дохода Оборота Валов. дохода
«А» 16 662 38,2 2 989 17,94 24,6 10 413 30,5 2 493 23,94 25,0 34,4 24,8 -7,7 5,95
«В» 10 512 24,1 3 969 37,76 32,6 9 491 27,8 3 589 37,81 36,0 26,0 34,3 3,7 0,05
«С» 9 291 21,3 1 806 19,44 14,9 7 716 22,6 2 307 29,90 23,1 21,9 18,9 1,3 10,46
«L» 3 969 9,1   20,05 6,5 3 926 11,5   21,11 8,3 10,3 7,4 2,4 1,06
«Q» 3 184 7,3 2 602 81,72 21,4 2 594 7,6   29,45 7,6 7,4 14,6 0,3 -52,27
Итого: 43 618   12 162 27,88   34 140   9 982 29,24       - -

Наиболее доходной является реализация товарной группы «В». Например в отчетном году занимая 26,8% общего объема оборота, тем не менее доля ее дохода составила 36,0% всего полученного валового дохода, что на 11,0% больше доли товарной группы «А» и на 12,9 больше товарной группы «С».

Максимально приближен уровень валового дохода товарной группы «С» к аналогичному показателю предприятия в целом (соответственно: 29,9 и 29,24), тем не менее его участие в формировании валового дохода составляет всего лишь 3-е место.

Самый большой удельный вес в выручке предприятия приходится на долю товарной группы «А» – 30,5%, что на 2,7 и 7,9% больше сравнимого результата товарных групп «В» и «С». Но тем не менее по формированию валового дохода она занимает второе место после товарной группы «В».

Минимальную долю в формирование валового дохода внесла реализация товарной группы «Q», удельный вес которой составил всего лишь 7,6%, что на 28,4% меньше сравнимого показателя товарной группы «В», на 17,4% по отношению к товарной группе «А» и т.д. Аналогичная тенденция наблюдалась и прошлом году.

Данные табл. 2.4.3 свидетельствуют, что по всем товарным группам, кроме «Q» за исследуемый период времени возросли уровни валового дохода, в частности, по товарной группе «А» – на 6,0% (23,94-17,94). «С» – на 10,46% к обороту. Но тем не менее обращает на себя внимание тот фактор, что по товарной группе «Q» уровень валового дохода составлял в прошлом году 81,72% к обороту, что более чем в 2,9 раза (81,72: 27,88) превысило средний по предприятию сравнимый показатель (27,88% к обороту). Объясняется это тем, что в магазин впервые поступили за десять предшествующих лет новые ассортиментные разновидности данной товарной группы с относительно невысокой ценой за единицу. Повышенный покупательский спрос на данную товарную группу позволил предприятию поддерживать в течение года максимальную рыночную цену, а следовательно, и торговую надбавку. Но уже в отчетном году спрос и предложение вошли в свое обычное русло, поэтому и уровень валового дохода по данной товарной группе снизился до обычного своего размера, что соответство­вало среднему по предприятию показателю.

Таким образом, преобладающий удельный вес в формировании валового дохода за прошлый год внесли товарные группы «В» и «А», их удельный вес составил соответственно 32,6 и 24,6%, т.е. 57,2% всей величины дохода. Та же тенденция прослеживается и в отчетном году. Доля данных товарных групп в формировании валового дохода составила 61% (соответственно: 36 и 25%), что на 3,8% больше, чем в прошлом году.

Степень влияния изменения ассортиментной структуры оборота на изменение валового дохода предприятия покажем на примере табл. 2.4.4.

 

Таблица 2.4.4

Степень влияния изменения ассортиментной структуры оборота

на изменение валового дохода предприятия

Товарные группы Структура выруучки, % Базисные уровни валового дохода Процентные числа
прошлого года отчетного года изменение (+,-)
«A» 38,2 30,5 -7,7 17,94 138,14
«B» 24,1 27,8 3,7 37,76 139,71
«C» 21,3 22,6 1,3 19,44 25,27
«L» 9,1 11,5 2,4 20,05 48,12
«Q» 7,3 7,6 0,3 81,72 24,52
ИТОГО В т.ч. на рубль оборота     - - 375,76 3,76

 

Столь значительное увеличение среднего уровня валового дохода за исследуемый период – на 3,76% к выручке – произошло в связи с тем, что в ассортиментной структуре оборота снизился на 7,7% удельный вес продаж товарной группы «А», имеющей низкий уровень торговой надбавки, чем в целом по предприятию, а с другой – возросла доля продаж товарных групп «В» и «Q» на 4,0% имеющих средний уровень торговой надбавки в несколько раз превышающий сравнимый показатель предприятия в целом.

Влияние всех приведенных факторов на величину валового дохода покажем на примере табл.2.4.5.

Таблица 2.4.5

Сводная таблица, характеризующая влияние отдельных

факторов на изменение величины валового дохода за сравнимый период

сумма тыс.руб.

уровень в % к обороту

Факторы Методика расчета Изменение валового дохода
сумма уровень
1. Снижение объема оборота Размер снижения оборота умножить на базисный средний уровень валового дохода и разделить на 100% (-9478 х 21,88): 100; -2073,8:34140 х 100=6,07% -2073,8 -6,07
2. Качественное улучшение структуры оборота – рост среднего уровня валового дохода Размер увеличения среднего уровня валового дохода – 3,76% умножить на оборот отчетного года, т.е. на 34140 тыс. руб. 1283,7 3,76
3. Прочие факторы (дополнительные торговые скидки; увеличение размеров торговых надбавок по отдельным ассортиментным разновидностям товарных групп «В» и «Q» Строка 4+стр.1-стр.2 1254,4 3,67
4. ИТОГО   464,3 1,36

Следовательно, прирост среднего размера валового дохода на 3,76% и позитивное влияние прочих факторов в размере 3,67% к обороту создали реальную предпосылку для увеличения валового дохода на 2 538,1 тыс. руб. Но снижение объема выручки за сравнимый период на 3 478 тыс. руб. в итоге уменьшило прирост валового дохода с 2 538,1 тыс. руб. до 463,3 тыс. руб. то есть на 2 073,8 тыс. руб.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.