Объект и предмет педагогической науки. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Объект и предмет педагогической науки.

2017-10-17 173
Объект и предмет педагогической науки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Во взглядах ученых на педагогику утвердились три точки зрения:

1) педагогика — междисциплинарная область человеческого знания. Та­кой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теорети­ческую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. В этом случае в педагогике оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.);

2) педагогика — прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к реше­нию задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Содержа­ние такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представле­ний об отдельных сторонах педагогических явлений;

3) педагогика — это относительно самостоятельная дисциплина, имею­щая свой объект и предмет изучения.

Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области, ответив на вопрос: «Что же она изучает?» Поэтому не­обходимо осмысление объекта и предмета педагогики.

Объект — это область действительности, которую исследует данная нау­ка. В определении объекта педагогики существуют разные точки зрения. Некоторые ученые объектом педагогики считают воспитание (В.Т. Чепиков, В.И. Смирнов), другие – образование (В.А. Сластенин). В последние годы ученые все чаще отдают приоритет образованию, понимая его как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности является обра­зование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах чело­века, общества и государства.

Предмет — это способ видения объекта с позиций данной науки.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуе­мый педагогический процесс.

Под педагогическим процессом понимают специально организованное, раз­вивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабаты­вает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых).

Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики, можно сделать вывод, что педагогика — это наука о воспитании, обучении и образо­вании детей и взрослых.

 

4. Функции и задачи педагогики.

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений действи­тельности, которую она изучает.

Существует несколько классификаций функций педагогической науки: Г.М.Коджаспирова выделяет – научно-теоретическую, конструктивно-техническую, прогностическую; В.И. Смирнов – аналитическую, прогностическую, проективно-конструктивную; различают общетеоретиче­скую, прогностическую и практическую. Мы рассмотрим классификацию функций по В.А. Сластенину, который выделяет теоретическую и технологическую.

Эти основные функции связаны с двойственным характером педагогики, которая является и теоретической (осуществляет теоретический анализ практики образова­ния, устанавливает функционирующие в ней закономерности педагогического процесса, тенденции и перспективы его развития), и прикладной (использу­ет теоретические знания в повседневной педагогической практике, разрабатывая на их основе практические рекомендации) наукой.

Теоретическая функция педагогики реализуется на 3 уровнях: описательном, диагностическом, прогностическом посредством решения педагоги­кой следующих задач:

· анализ, изучение, обобщение и оценка передового, новаторского педагогическо­го опыта;

· теоретическое изучение, раскрытие сущности педагогических явлений; противо­речий, закономерностей, причинно-следственных связей педагогического процесса, определение его целей и задач: разработка моделей педагогических систем, опережа­ющих педагогическую практику; уточнение и дальнейшее развитие понятийно-кате­гориального аппарата;

· выявление состояния педагогических явлений, условий успешности или эффек­тивности деятельности педагога и учащихся;

· экспериментальные исследования педагогической действительности и построе­ние на их основе моделей преобразования этой действительности.

Технологическая (проективно-конструктивная) функция реализуется на 3 уровнях: проективном, преобразовательном, рефлексивно-корректировочном и предполагает решение задач:

· разработка содержания, форм, методов, Средств обучения и воспитания, новых педагогических систем и технологий, основ инновационной педагогической деятель­ности;

· разработка на основе теоретических концепций соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников, учебных и методических посо­бий, педагогических рекомендаций и т. п.);

· внедрение достижений педагогической науки, результатов педагогических ис­следований в образовательную практику с целью ее совершенствования или преобра­зования;

· оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующая коррекция взаимодействия науки и практики;

· научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами и системами, реформирования системы образования.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.