Тема 5.2. Основы проектной деятельности в области физической культуры — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема 5.2. Основы проектной деятельности в области физической культуры

2017-10-17 2701
Тема 5.2. Основы проектной деятельности в области физической культуры 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

1.Теоретические аспекты проектирования в образовании. Различные подходы к классификации проектов.

2.Особенности организации проектной деятельности обучающихся в области физического воспитания и физкультурно-оздоровительной деятельности.

3.Организация учителем физической культуры проектной деятельности обучающихся на различных этапах проектирования.

Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”. Говоря о проектном обучении, имеем в виду не только метод проектов, называемый нами «методом учебных проектов» для подчеркивания того, что проекты используются в образовательных целях. Под проектным обучением мы понимаем весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, т.е. научить школьника проектированию. Кстати, сам термин «метод проектов» пришел к нам из Америки в начале прошлого века.

Основателями его считаются американские ученые Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.

Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может под­сказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поис­ка, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, пред­полагающим владение определенной суммой знаний и через проек­тную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных зна­ний. Другими словами, от теории к практике, соединение академи­ческих знаний с прагматическими с соблюдением соответствующе­го баланса на каждом этапе обучения.

Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, со­единить в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Условиями успешности обучения по Дьюи являются:
- проблематизация учебного материала;
- активность ребенка;
-связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом;

Под методом проектов в настоящее время понимается система обучения, при которой ученик приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

-развивают у себя исследовательские умения (умения выявле­ния проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эк­сперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

-развивают системное мышление.

Как видно, проектное обучение — это качественно иная образовательная практика; выделить метод проектов из других методов можно, обнаружив отличительные черты этой образовательной технологии.

Мы имеем дело с проектным обучением, если:

- учитель ориентируется не только на получение учащимися предметных знаний, но и на развитие их мыслительных, творческих и коммуникативных способностей;

- учащиеся приняли тему проекта как личностно значимую проблему; сами планируют ход и прогнозируют результаты работы;

- участники проекта сами организуют себя на дело и осуществляют поисковую деятельность;

- сами отбирают необходимые средства для осуществления проекта;

- учитель выводит педагогический процесс в окружающий мир;

- участники проекта информируют друг друга о ходе работы над проектом;

- учитель консультирует ребят на всех этапах работы над проектом;

- учитель создает условия для коррекции работы над проектом;

- учитель организует экспертизу проектов;

- учитель организует публичную защиту проектов, а ученики готовят проект к презентации, представляют и защищают его;

- ученики анализируют свою работу над проектом.

Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.

Современная классификация учебных проектов сделана на осно­ве доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

-практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);

-исследовательский проект - исследование какой-либо про­блемы по всем правилам научного исследования;

-информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудито­рии (статья в СМИ, информация в сети Интернет);

-творческий проект — максимально свободный авторский под­ход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофиль­мы, театрализации, произведения изо или декоративно-при­кладного искусства и т.п.

-ролевой проект — литературные, исторические и т.п. дело­вые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

Возможна классификация проектов по:

- тематическим областям;

- масштабам деятельности;

- срокам реализации;

- количеству исполнителей;

- важности результатов.

Но независимо от типа проекта, все они:

- в определенной степени неповторимы и уникальны;

- направлены на достижение конкретных целей;

- ограничены во времени;

- предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпред­метными.

Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.

Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руко­водством специалистов из разных областей знания.

По характеру контактов проекты бывают — внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два после­дних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проек­ты, с использованием возможностей Интернета и средств современ­ных компьютерных технологий.

По продолжительности различают:

-минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;

-краткосрочные — на 4-6 уроков;

-недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочета­ние классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной фор­мой организации проектной работы;

- долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

Принципы организации проектной деятельности

Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей.

Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. Это повышает его мотивацию к учению. Деятельностный подход. Процесс обучения для ученика — это процесс работы над проектом своего будущего. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.

Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика.

Принцип четкого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Принцип уважения к иной точке зрения.

Принцип обеспечения ответственности за результат. Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания. Особенности организации и методики. Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.

Требования к проектной деятельности

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом (иначе говоря, выходом проекта) является продукт.

5. Подготовительный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это «пять П»:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.Шестое «П» проекта – его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Работу над проектом модно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация – проблема, заключенная в ней и осознанная человеком, - поиск способов решения проблемы – решение проблемы.

3.Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.

Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.

Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

В работе над проектом учитель:

- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

- сам является источником;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руково­дитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; пози­ция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятель­ности учащихся.

Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных (хочу это подчеркнуть!) усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат.


Роль ученика в проектной деятельности

Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.

Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.


Выбор темы проекта (актуальность, идея, замысел проекта)

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть раз­личным. В одних случаях тематика может формулироваться специ­алистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других — выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, инте­ресов и способностей учащихся. В-третьих - тематика проектов мо­жет предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ори­ентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического воп­роса школьной программы. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то прак­тическому вопросу, актуальному для практической жизни. Так дос­тигается вполне естественная интеграция знаний.

Например, очень острая проблема городов — загрязнение окру­жающей среды отходами быта. Проблема: как добиться полной пе­реработки всех отходов? Тут и экология, и химия, и биология, и социология, и физика.

Рассмотрим подробнее основной этап.

Основной этап состоит из трех важных шагов.

1. Подготовительный - анализ способов и целей работы в группах.

Он включает в себя:

- выявление исходного уровня;

- разработку проекта;

- подготовку к предстоящему исследованию.

2. Практический

- поиск источников необходимой информации;

- сбор материала;

- анализ возможных трудностей;

- освоение проектной технологии;

- организация мониторинга;

- создание условий;

3. Обобщающий – подведение итогов.

- обработка данных исследования, обсуждение;

- соотнесение результата исследования с поставленными целями;

- корректировка гипотезы;

- оформление и описание хода и результатов исследования;

- разработка практических рекомендаций.

Рассмотрим подробнее заключительный этап.

Обобщающий и внедренческий этап проекта.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть надлежащим образом оформлены (видеофильм, альбом, бор­тжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах). В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимися приходится привлекать знания и умения из разных областей: химии, физики, иностранного и родного языков.

Виды презентации проектов:

- научный доклад;

- деловая игра;

- де­монстрация видеофильма;

- экскурсия;

- телепередача;

- научная кон­ференция;

- инсценировка;

- театрализация;

- игры с залом;

- диалог исторических или литературных персона­жей;

- спортивная игра;

- спектакль;

- путешествие;

- реклама;

- пресс-кон­ференция

 

 

По мнению исследователей данного вопроса (например Н.Ю. Пахомовой), степень активности учеников и учителя на разных этапах проекта различная. Осуществляя проектную деятельность, ученики должны работать самостоятельно, но педагогам важно понимать: степень самостоятельности учащихся зависит не от их возраста, а от сформированности учений и навыков проектной деятельности. Взаимодействие учителя и учащихся можно представить в виде следующей схемы:

1-й этап: учитель – ученик;

2-4 этапы: учитель – ученик;

Последний этап: учитель – ученик.

Очевидно, что роль учителя особенно велика на первом и последнем этапах проекта. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь существует угроза сведения работы над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть «мостик» к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

На всех этапах работы под проектом педагог выступает как помощник: он не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

- консультирует: учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;

- мотивирует: высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;

- помогает: помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения он получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;

- наблюдает: наблюдение, осуществляемое руководителем проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности компетентностей учащихся – с другой.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

Следует признать, что каждый ученик имеет право:

- не участвовать ни в одном из текущих проектов;

- участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

В любой момент начать новый проект.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

- выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;

- выстраивает систему взаимодействия с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход ученика за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступить во взаимодействия со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиции социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);

- оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию – с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи – с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того, чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т.д.) Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.

 

2.Базовым результатом образования в области физической культуры является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций), которые «закладываются» в образовательный процесс и посредством технологий.

Цель технологии проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Проектная технология, используемая на уроке физической культуры, позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. В этом случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально. Применение технологии проектного обучения делает учебный процесс более увлекательным для учащихся: они самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания морально-волевых качеств. Реализуемые в учебной деятельности проекты могут быть интегрированными, то есть охватывать содержание других учебных предметов. Проект – это также одна из форм развития творческой деятельности обучающихся, она дает возможность для индивидуального развития личности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. И главными целями метода проектов являются:

-показать умения отдельного ученика использовать приобретенный исследовательский опыт;

-реализовать свой интерес к обсуждаемой теме;

-совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения.

 

Тематика проектов, используемых на уроках физкультуры, разнообразна. Это могут быть проекты по исследованию влияний занятий ФК на организм человека, исторические справки и события, биографии спортсменов, развитие видов спорта, подготовка и проведение соревнований и спортивных праздников, важнейшие события в мире спорта, сопоставление и сравнение явлений и фактов из истории спорта и т.д.

Проекты бывают информационные, исследовательские, обзорные, творческие и другие. Темами информационных проектов могут быть: «Русские народные игры и забавы», «Мой любимый вид спорта», «История Олимпийского движения в России», «Применение лыжных ходов с учетом рельефа местности» и др. Они с успехом применяются при проведении «Дня здоровья», «Дня защиты детей», при проведении вводных уроков. Примерами исследовательских проектов, применяемых в практике, могут служить: «Мое здоровье в моих руках», «Физическая культура в повышении моей физической и умственной работоспособности» и др.

Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.). Оформление результатов проекта может быть в виде сборника, сценария, программы праздника, видеофильма и т. д. В такой форме могут быть созданы проекты «Сочи 2014».

Формы проектов могут быть разнообразными: монопроект, коллективный проект, устно-речевой, письменный, интернетпроект.

Организуя работу над проектами, педагоги должны соблюдать следующие условия:

а) проблема или тема проекта должна быть сформирована так, чтобы направить обучающегося на привлечение фактов из разных областей знаний и разнообразных источников информации;

б) необходимо вовлекать в работу над проектом всех обучающихся класса, предложив каждому свое задание с учетом их умений и навыков.

В связи с этим работа над проектом выстраиваются в несколько этапов:

1. Планирование работы над проектом. Это перечисление возможных тем проектов, обмен имеющими знаниями.

2. Поиск и сбор информации, взаимосвязь между отобранными данными.

3. Обобщение полученной информации, систематизация полученных данных.

4. Презентация полученных результатов – подведение итогов.

У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Такой вид работы при отсутствии у ребят учебных пособий формирует определенные знания в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания. Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроке двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений.

Например, учащимся 8 классов можно предложить такую тему проекта: “О как прекрасен спорт!”. В данной теме можно выделить следующие подтемы: “Баскетбол”, “Волейбол”, “Гимнастика”, “Легкая атлетика” - виды спорта, входящие в школьную программу по физической культуре. Для раскрытия подтем проекта предлагается план:

· история создания вида спорта;

· основные положения и правила данного вида спорта;

· это интересно (любая интересная информация о виде спорта или его представителях).

Класс делится на группы по 6-7 человек. Каждая группа по жеребьевке получает вид спорта, карточку с планом работы. Устанавливаются сроки предварительной проверки проекта. По окончании работы над проектами проводится спортивный праздник, на котором учащиеся представляют свои работы и демонстрируют практические навыки по своему виду спорта, например:

-гимнастика - выполнение комбинации из акробатических упражнений;

-баскетбол - жонглирование мячами, фигурная обводка стоек;

-волейбол - передача и подача мяча в заданную зону;

-легкая атлетика - юмористические эстафеты.

Оценивается вся группа в целом, но учитывается участие каждого ученика в работе над проектом. Педагогическое наблюдение показало: использование метода проектов на предмете «физическая культура» в школе позволяет через направленные на решение проблем в области физической культуры и спорта, учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность повысить творческую активность школьников, культуру их поведения и общения, взаимодействия с людьми. Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами.

 

этап учитель На уроке Дома
  За­пуск про­ек­та. Крат­кая фор­му­ли­ров­ка за­да­чи. На­ча­ло оформ­ле­ния по­яс­ни­тель­ной за­пис­ки про­ек­та. Упраж­не­ние по на­пи­са­нию спе­ци­фи­ка­ции. Про­во­дит ана­лиз су­ще­ству­ю­щих ком­плек­сов. После ана­ли­за и об­суж­де­ния про­сит раз­ра­бо­тать свой ва­ри­ант. Ин­струк­ти­ру­ет по тре­бо­ва­ни­ям тех­ни­ки без­опас­но­сти и ги­ги­е­ны.По­яс­ня­ет важ­ность и необ­хо­ди­мость на­пи­са­ния спе­ци­фи­ка­ции (ха­рак­те­ри­сти­ки) для рас­смот­ре­ния. Ор­га­ни­зу­ет вы­пол­не­ние упраж­не­ний по на­пи­са­нию спе­ци­фи­ка­ции. Уча­щи­е­ся при­ни­ма­ют уча­стие в об­суж­де­нии, ана­ли­зи­ру­ют ком­плек­сы, пишут крат­кую фор­му­ли­ров­ку за­да­чи, вы­пол­ня­ют упраж­не­ние, ра­бо­тая в груп­пах. Ин­ди­ви­ду­аль­ное на­пи­са­ние спе­ци­фи­ка­ции к сво­е­му про­ек­ту. От­би­ра­ют под­хо­дя­щую ин­фор­ма­цию для своих про­ек­тов.
  Раз­ра­бот­ка идей, выбор луч­шей. Пред­ла­га­ет уча­щим­ся на ос­но­ве спе­ци­фи­ка­ции отобрать несколь­ко упраж­не­ний на раз­ные части тела. Вы­брать луч­шие, под­хо­дя­щие для вы­бран­но­го ими раз­де­ла лег­кой ат­ле­ти­ки, про-ком­мен­ти­ро­вать выбор. На­по­ми­на­ет обя­за­тель­ную по­сле­до­ва-тель­ность упраж­не­ний За­пи­сы­ва­ют идеи, обос­но­вывают выбор. Те­сти­ру­ют упраж­не­ния За­кан­чи­ва­ют ра­бо­ту (из мно­же­ства упраж­не­ний вы­би­ра­ют 2-3 на каж­дую часть тела)
  Пла­ни­ро­ва­ние твор­че­ской де­я­тель­но­сти. Объ­яс­ня­ет необ­хо­ди­мость со­став­ле­ния пред­ва­ри­тель­но­го плана ра­бо­ты, об­суж­да­ет с клас­сом по­сле­до­ва­тель­ность вы­пол­не­ния ра­бо­ты. Рас­ши­ря­ет зна­ния о видах фи­зи­че­ских упраж­не­ний их на­зна­че­нии и осо­бен­но­стях. За­пи­сы­ва­ют (после об­суж­де­ния) дей­ствия, ко­то­рые им необ­хо­ди­мо вы­пол­нить. Оформ­ля­ют про­грам­мы ком­плек­сов
4-7 Раз­ра­бот­ка ком­плек­са. Ру­ко­во­дит про­цес­сом со­зда­ния ком­плек­сов. На­по­ми­на­ет пра­ви­ла тех­ни­ки без­опас­но­сти. Раз­ра­ба­ты­ва­ют ком­плекс в соответ­ствии с пла­ном Окон­ча­тель­ное оформ­ле­ние про­грамм ком­плек­сов
  Оцен­ка и за­щи­та про­ек­тов уча­щи­ми­ся. Пред­ла­га­ет уча­щим­ся оце­нить про­ект: со­от­вет­ству­ет ли он спе­ци­фи­ка­ции, тех­ни­ке без­опас­но­сти и ги­ги­е­ны спор­та. Что бы вы из­ме­ни­ли в про­цес­се про­ек­ти­ро­ва­ния? За­пол­ня­ют оце­ноч­ный лист про­грам­мы ком­плек­са  

 

Ор­га­ни­за­ция про­цес­са про­ек­ти­ро­ва­ния.

Фор­ми­ро­ва­ние на­вы­ков и зна­ний Прак­ти­че­ская де­я­тель­ность уча­щих­ся
про­ек­ти­ро­ва­ние раз­ра­бот­ка зна­ния ис­сле­до­ва­тель­ская де­я­тель­ность упраж­не­ния до из­го­тов­ле­ния упраж­не­ния во время из­го­тов­ле­ния
1.Опре­де­ле­ние по­треб­но­сти. 2.Про­ве­де­ние ис­сле­до­ва­ния. 3О­бос­но­ва­ние вы­бо­ра про­ек­та. 4.На­пи­са­ние - спе­ци­фи­ка­ции. 5.Вы­ра­бот­ка идей и выбор луч­шей. 6.Оцен­ка про­ек­та 1.Упраж­не­ния раз­мин­ки в раз­ных видах лег­кой ат­ле­ти­ки. 2.Опре­де­ле­ние пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти упраж­не­ний в одном ком­плек­се. 3.Раз­ра­бот­ка соб­ствен­но­го ком­плек­са 1.Общие све­де­ния об ана­то­мии и фи­зио­ло­гии опор­но-дви­га­тель­но­го ап­па­ра­та, сер­деч­но-со­су­ди­стой и ды­ха­тель­ной си­стем. 2.Пра­ви­ла тех­ни­ки без­опас­но­сти 3.Виды упраж­не­ний и ком­плек­сов. 1.Рас­смот­ре­ние мак­си­маль­но­го ко­ли­че­ства упраж­не­ний. 2.Уяс­не­ние ло­ги­ки по­сле­до­ва­тель­но­сти упраж­не­ний в ком­плек­се. 3.Оформ­ле­ние про­ек­та для де­мон­стра­ции Апро­ба­ция про­ек­та 1.Опре­де­ле­ние ча­стей тела пре­иму­ще­ствен­но за­дей­ство­ван­ных в том или ином упраж­не­нии. 2.Клас­си­фи­ка­ция ком­плек­сов по видам спор­та, про­дол­жи­тель­но­сти, на­зна­че­нию (тре­ни­ров­ка, со­рев­но­ва­ния) 1.Спо­со­бы раз­мин­ки. 2.Прак­ти­че­ские упраж­не­ния по те­сти­ро­ва­нию упраж­не­ний. 3.Упраж­не­ние по на­пи­са­нию спе­ци­фи­ка­ции.

 

Вопросы для повторения по междисциплинарному курсу для подготовки к промежуточной аттестации

1.Организация методической работы в образовательном учреждении. Цель, задачи, содержание и направления методической работы.

2. Основы методической работы учителя физической культуры. Участие учителя физической культуры в различных видах научно- методической работы: методической, исследовательской, экспериментальной.

3. Методическое объединение учителей физической культуры в школе. Планирование работы методического объединения.

4. Нормативная, учебно-методическая документация, регламентирующая деятельность учителя физической культуры. ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования, примерные и рабочие программы по физической культуре, учебники по физической культуре, учебно-методические комплекты.

5. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета (спортивного зала), планированию и организации работы учебного кабинета (спортивного зала) в школе.

6.Характеристика предметно-развивающей среды физического воспитания. Создание предметно-развивающей среды в спортивном зале, на уроке физической культуры

7.Осуществление профилактики травматизма на уроках и внеурочных занятиях по физической культуре.

8. Особенности современных подходов и педагогических технологий в области физической культуры. Особенности ФГОС начального общего и основного общего образования. Системно - деятельностный подход на уроках физической культуры.

9. Самообразование учителя физической культуры. Этапы самообразования. Изучение и анализ педагогической и методической литературы в процессе самообразования. Современные образовательные ресурсы в методической работе учител


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.125 с.