Теоретические основы организации методической работы учителя физической культуры — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Теоретические основы организации методической работы учителя физической культуры



Тема 1.1.

Тема 2.1. Требования к созданию предметно-развивающей среды физического воспитания

1.Значение предметно-развивающей среды в организации обучения, воспитания и развития в современном образовательном учреждении. Педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды.

2. Осуществление профилактики травматизма.

1.В начале нового тысячелетия наступила насущная потребность в модернизации одного из важнейших институтов социализации человека – системы образования. Новая школа должна максимально соответствовать требованиям времени. Опора на естественно – научные принципы при организации жизнедеятельности ученика может помочь в решении многих проблем современной школы. Это требует от педагога пересмотра некоторых позиций, выбора новых форм и методов работы. Школа должна обеспечить право обучающегося на образование как на разностороннее развитие, в том числе на развитие резервных возможностей организма.

Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой – не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширения его адаптивных возможностей.

Большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит, развитие школьника во многом зависит от рациональной организации предметно – развивающей среды школы, учебного кабинета. Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками. Среда имеет важное значение для развития детей.

Предметно развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Она вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:

1.Насыщенность- соответствие среды возрастным возможностям детей, содержанию программы, обеспечение двигательной активности, эмоционального благополучия;

2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.



3. Полифункциональность предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды

4. Вариативность среды предполагает возможность выбора и периодическую сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную активность детей.

5.Доступность среды предполагает соответствие возрастным особенностям.

6. Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования

В первую очередь предметно развивающая среда должна способствовать сохранению здоровья детей.

Сан Пин ( Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва (выдержка)

"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

10.21. Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).

10.22. Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:

- физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений (приложение 4);

- организованных подвижных игр на переменах;

- спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;

- внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;

- самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

10.23. Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).



Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам

В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.

10.24. Моторная плотность занятий физической культурой должна составлять не менее 70%.

К тестированию физической подготовленности, участию в соревнованиях и туристских походах обучающихся допускают с разрешения медицинского работника. Его присутствие на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах обязательно.

ФГОС предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, что определяет освоение учащимися не только предметных умений, но и развитие у них широкого комплекса общих учебных умений и обобщенных способов деятельности, связанных с формированием познавательной, информационной и коммуникативной компетентности. Поэтому, в отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по физической культуре, материально-техническое оснащение образовательного процесса ориентируется, прежде всего, на эффективное решение этих задач, на создание необходимых условий для полной реализации требований к уровню подготовки выпускников по предмету физической культуры. Отличительной особенностью требований к оснащенности учебного процесса по физической культуре является включение в перечень нестандартного инвентаря и оборудования, измерительных приборов, используемых учащимися в самостоятельных формах учебной деятельности.

Правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Нестандартное оборудование привлекает внимание детей, поддерживает интерес к занятиям, дает положительный эмоциональный настрой.

Введение в учебный план общеобразовательной школы третьего часа физической культуры имеет следствием расширение требований к качеству спортивных объектов, рост внимания к приведению спортивных залов в соответствие с гигиеническими требованиями СанПиН к условиям обучения. Мощным импульсом к укреплению здоровья школьников стало развитие конкурсного движения, включая всероссийские спортивные соревнования «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры».

Спортивный зал (кабинет) и пришкольный спортивный стадион (площадка) должны удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Спортивный зал и пришкольная спортивная площадка должны быть оснащены типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки выпускников основной и средней школы на базовом уровне. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения.

Требования к спортивному инвентарю и оборудованию
Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в закрытых или открытых местах проведения занятий, должны находиться в полной исправности и быть надежно закреплены. Надежность установки и результаты испытаний инвентаря и оборудования должны быть зафиксированы в специальном журнале. Размещение оборудования должно предусматривать безопасную зону вокруг каждого гимнастического снаряда. Гимнастические снаряды не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний, прогибов, детали крепления (гайки, винты) должны быть надежно завинчены.
Жерди брусьев каждый раз перед началом учебного года должны ремонтироваться по всей длине. При обнаружении трещины жердь необходимо заменить.
Гриф перекладины необходимо протирать сухой тряпкой и зачищать шкуркой. Пластины для крепления крюков, растяжек должны быть плотно привинчены к полу и заделаны заподлицо.
Бревно гимнастическое не должно иметь трещин и заусенцев на брусе, заметного искривления.
Опоры гимнастического козла должны быть прочно укреплены в коробах корпуса. Ноги козла должны свободно устанавливаться и прочно закрепляться в заданном положении.
Гимнастические маты не должны иметь порывов.
Мостик гимнастический должен быть подбит резиной, чтобы исключить скольжение при отталкивании.
Канат для лазанья должен быть изготовлен из пенькового или хлопчатобумажного трех или четырех прядного волокна диаметром 3540 мм. Щеки, сдавливающиеся двумя болтами, должны плотно, без зазоров, обхватывать канат по всей площади прилегания. Нижний конец каната должен быть туго обмотан шпагатом на длину 100 мм и обтянут кожаным или матерчатым чехлом. Канат не должен иметь порывов и узлов.
Шведская стенка должна надежно крепиться к стене, а поперечины не должны иметь трещин и люфтов в местах крепления.
Гимнастическая скамейка должна иметь хорошую устойчивость. В узлах креплений гайки и болты должны быть надежно завинчены.
Гимнастическая палка должна иметь ровную поверхность без трещин, заусениц и закругленные концы.
Мячи набивные должны использоваться по номерам строго в соответствии с возрастом и физической подготовленностью учащихся.
Вес спортивных снарядов для метания должен соответствовать возрасту и полу согласно правилам соревнований.
Лыжный инвентарь должен быть подобран в соответствии с росто-весовыми данными учащихся и подогнан индивидуально: палки должны быть легкими, прочными и удобными, иметь петли для хвата руками, острие для упора и ограничительное кольцо; поверхность лыж не должна иметь перекосов и боковых искривлений, трещин, заусенцев и сколов; скользящая поверхность должна быть просмолена и смазана специальной мазью в соответствии с погодными условиями.
Баскетбольный щит должен быть изготовлен из соответствующего прозрачного материала (предпочтительно закаленного небьющегося стекла), представляющего собой монолитный кусок. Если он изготовлен из другого непрозрачного материала, то должен быть выкрашен в белый цвет. Размер щита должен быть 1,80 м по горизонтали и 1,05 м по вертикали. Нижняя часть щита должна быть гладкой. Щит должен жестко монтироваться к стене или к опоре и выступать от лицевой линии на 1,20 м. Кольца должны иметь диаметр 45 см и быть окрашены в оранжевый цвет. Приспособления для крепления сеток не должны иметь острых краев и щелей.
Баскетбольный мяч должен иметь сферическую форму и вес не менее 567 г и не более 650 г. Он должен быть накачан до такой степени воздушного давления, чтобы при падении с высоты 1,80 м, измеренной от нижней поверхности мяча, отскакивал на высоту, измеренную до верхней поверхности мяча, не менее 1,20 м и не более 1,40 м.
Волейбольные стойки должны устанавливаться на расстоянии не ближе 50 см от боковых линий, а их крепление не должно представлять опасность для игроков. Высота стойки должна обеспечивать крепление сетки на необходимом уровне.
Волейбольная сетка должна иметь ширину 1 м, длину 9,5 м. Высота, на которую натягивается сетка в центре площадки, составляет для мужчин 2,43 м, для женщин 2,24 м. На сетке под боковыми линиями устанавливаются так называемые антенны, высота которых превышает высоту сетки на 80 см.
Волейбольный мяч должен быть изготовлен из мягкой кожи, круглый и одноцветный. Вес мяча 270280 г, окружность 6466 см. Давление воздуха внутри камеры должно составлять максимум 0,051 кг/см3.

2. Осуществление профилактики травматизма.

Для предупреждения травматизма во время занятий физической культурой следует для начала определить причины, условия и обстоятельства получения травм обучающимися во время выполнения различных упражнений, а затем выработать травмоисключающие поведенческие рекомендации. Чаще всего встречаются легкие спортивные травмы, которые не доставляют пострадавшим больших неприятностей. Как правило, это обычные травмы, такие же как и в повседневной жизни. Но есть травмы, которые характерны только для спортсменов. Они могут быть различной тяжести, в том числе и тяжелыми, требующими оперативного вмешательство медицинских специалистов. Следует выделить три основных фактора, влияющих на травматизм: индивидуальные особенности занимающихся физической культурой; условия проведения занятий, наличие и качество инвентаря (снаряжения); особенности конкретного вида спортивной деятельности и тип физической активности. Среди индивидуальных особенностей людей, занимающихся физической культурой и спортом, наибольшее значение имеют возраст, состояние нервной системы, темперамент, психологическую зрелость и практический опыт. В образовательных учреждениях наибольшее количество травм наблюдается в начале и в конце учебного года, когда учащиеся еще функционально не готовы к нагрузкам или уже находятся в перенапряженном состоянии. Резко возрастает риск получения травм при инфекционных заболеваниях, часто сопровождающихся различными осложнениями.

Важное значение для предупреждения травматизма имеют условия проведения занятий, спортивный инвентарь и снаряжение. Так, неблагоприятная погода и недостаточное освещение значительно увеличивают риск получения травмы.

К травмам могут привести также недоброкачественный или не подходящий по размеру или для данного вида спорта инвентарь, недооценка специального защитного снаряжения.

В равной степени надо учитывать особенности конкретного вида спортивной деятельности и тип физической активности. Некоторые виды спорта предъявляют свои особые требования к занимающимся. Их особенности могут привести к специфическим для этих видов спорта травмам. Неодинаковые требования к занимающимся предъявляют и различные виды физической активности. Для предотвращения травм на занятиях физической культурой и спортом каждому занимающемуся рекомендуется выполнять следующие правила:

- иметь для занятий соответствующие одежду, обувь, инвентарь и снаряжение;

- не стремиться сразу же к рекордным результатам, а улучшать свои спортивные показатели постепенно, без ущерба для здоровья;

- перед каждым занятием непременно выполнять разминочные упражнения, чтобы уменьшить вероятность растяжения и разрыва мышц, связок и сухожилий;

- обязательно пользоваться в необходимых случаях защитным снаряжением (щитками, шлемами, очками).

Общие требования безопасности при проведении занятий по гимнастике.
К занятиям гимнастикой допускаются школьники, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности. Занятия проводятся в зале согласно расписанию, утвержденному директором школы. Гимнастический зал открывается за 5 мин до начала занятий. Вход в зал разрешается только в присутствии преподавателя. Учащиеся должны быть в спортивной форме установленного образца. Школьники, опоздавшие к началу, на занятия не допускаются. Установка и переноска снарядов в зале осуществляется только по указанию преподавателя. Запрещается выполнение упражнений на неисправных или загрязненных спортивных снарядах, без страховки, без использования гимнастических матов, а также имея влажные ладони. После занятий все снаряды должны быть поставлены на места в соответствии со схемой их размещения в зале. Выход учащихся из спортивного зала во время занятий возможет только с разрешения преподавателя. Не разрешается заниматься на спортивных снарядах без преподавателя (инструктора, тренера). В спортивном зале должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи.

Общие требования безопасности при проведении занятий по легкой атлетике.
Легкая атлетика объединяет различные виды физических упражнений со стереотипными (повторяющимися в неизменном виде), циклическими (спортивная ходьба, бег), ациклическими (метания, прыжки) и смешанными движениями (кросс, барьерный бег). Во всех видах легкой атлетики более всего подвержены повреждениям голеностопный и коленный суставы. Особенно часты растяжения и разрывы связочного аппарата, надрывы и разрывы сухожилий (ахиллова сухожилия, головки двуглавой мышцы плеча), реже встречаются травмы мышц (спины, задней поверхности бедра). Кроме того, при общих стартах на кроссовых дистанциях возможно острое физическое перенапряжение сердечно-сосудистой системы. Иногда наблюдается так называемый гравитационный шок — кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки после интенсивного бега.
Чтобы избежать травмирования во время занятий легкой атлетикой, необходимо выполнять следующие рекомендации по технике безопасности:
1. Места проведения занятий следует постоянно содержать в порядке. Своевременно проводить ремонт беговых дорожек и легкоатлетических секторов. В зимнее время очищать их от снега, а в случае оледенения посыпать поваренной солью (песком, золой). В жаркое время резинобитумные и синтетические дорожки надо смачивать водой.
2. Перед занятиями необходимо проверять исправность инвентаря и оборудования, состояние площадок.
3. Бег на стадионе следует проводить только в направлении против часовой стрелки.
4. Следить, чтобы в зонах безопасности во время бега и прыжков не было посторонних предметов и людей.
5. В качестве финишной ленточки использовать только легкорвущиеся ткани и нитки. Использование капроновых, нейлоновых тканей и ниток должно быть исключено.
6. Бежать на короткие дистанции при групповом старте следует только по своей дорожке, а во время бега исключить резко «стопорящую» остановку.
7. Необходимо тщательно рыхлить песок в яме - месте приземления, а при прыжках подкладывать в обувь под пятку резиновые прокладки.
8. Нельзя выполнять прыжки на неровном и скользком грунте с приземление на руки.
9. Нельзя подавать снаряды броском. Перед метанием гранат и других предметов необходимо проверить, нет ли людей в направлении метания. При метании нельзя стоять справа от метающего (когда метание выполняется левой рукой - слева) и ходить за снарядами без разрешения преподавателя. Перед метанием следует вытирать снаряды насухо.
10. Нельзя пересекать места, на которых проводятся занятия по метанию, бегу и прыжкам.
11. Грабли и лопаты нельзя оставлять на местах занятий. Грабли надо класть зубьями вниз, а спортивную обувь - шипами вниз.
12. Запрещается проводить на одной площадке одновременно занятия несовместимыми видами спорта (например, футбол и метания, футбол и бег и т. п.).

Общие требования безопасности при проведении занятий по лыжному спорту.
При проведении занятий по лыжному спорту возможны механические повреждения и холодовые травмы. Чаще всего лыжники получают ушибы, ссадины, растяжения сумочно-связочного аппарата конечностей. Травмирование обычно происходит при движении по узким лесным дорогам, на обледенелых склонах, на снегу, покрытом коркой, в местах, где мало снега и торчат пни, камни, растет кустарник. Нередки на занятиях по лыжному спорту отморожения лица, рук и ног.
Общие требования безопасности при проведении занятий по лыжному спорту заключаются в следующем:
1. К занятиям допускаются школьники, прошедшие инструктаж, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
2. Занятия проводятся согласно расписанию в специально отведенных местах, утвержденных руководством образовательного учреждения.
3. Обувь и одежда занимающихся должны соответствовать установленным требованиям. Лыжные ботинки должны быть свободными, мягкими и сухими. Обязательны варежки или рукавицы.
4. Длина лыж должна соответствовать росту лыжника и не превышать уровня вытянутой вверх руки (пластиковые лыжи могут быть немного короче). Лыжные палки должны быть правильно подобранными и доходить до уровня плеча (при коньковом ходе применяются палки немного длиннее).
5. Передвижение к месту занятий осуществляется на лыжах или с лыжами, которые несут на плече или под мышкой. При передвижении на лыжах впереди должен идти преподаватель, а сзади - инструктор-общественник, или наоборот. Самовольный выход из строя и самостоятельное катание запрещаются.
6. Интервал при движении на лыжах по дистанции 3—4 м, при спусках с горы - не менее 30 м.
7. Лыжную трассу следует прокладывать в защищенном от ветра месте, она не должна пересекаться с замерзшими водоемами, густыми зарослями кустарника, автомобильными и железными дорогами. Ширина трассы должна быть не менее 3 м, а на поворотах и спусках — не менее 5 м.
8. На дистанции лыжникам не следует обгонять друг друга на узких участках трассы и неудобных для обозрения спусках. Не следует останавливаться на спусках и пересекать на них лыжню.
9. При падении на спуске надо быстро освободить трассу и помнить, что особую опасность на спуске представляют палки, выдвинутые вперед. При вынужденном падении безопаснее падать на бок в сторону. Торможение во время спусков лучше производить «плугом» и «боковым соскальзыванием».
10. Если во время занятий (соревнований) по каким-либо причинам пришлось сойти с дистанции, необходимо обязательно предупредить преподавателя, инструктора, судейскую коллегию (лично, через товарища или контролера).
11. На занятиях по лыжам обязательно надо иметь медицинскую аптечку для оказания первой медицинской помощи.

Спортивная гимнастика. Во время занятий спортивной гимнастикой чаще всего наблюдаются ссадины (причина их в неправильном захвате снаряда), ушибы и повреждения связок (вследствие падения со снарядов или неправильного приземления после выполнения упражнений). Травма может произойти, если ладони сильно потеют или на них имеются мозоли, трещины, потертости; если маты находятся в плохом состоянии или неправильно уложены; если обувь и одежда непригодны для занятий гимнастикой; если магнезия плохого качества или плохо размельчена (встречаются комки).

Поэтому перед тренировкой вместе с тренером надо тщательно проверить состояние гимнастических снарядов: обратить внимание на прочность крепления брусьев, перекладины; посмотреть, хорошо ли закреплены кольца, находятся ли они на одном уровне; проследить за правильностью укладки матов, чтобы между ними не было промежутков.

Матрацы должны быть покрыты чехлами, которые необходимо регулярно стирать (не менее одного раза в неделю). Чтобы в матрацах не было пыли, их надо выколачивать или очищать пылесосом.

При выполнении упражнений на тех снарядах, где велика опасность падения, следует для страховки употреблять специальный пояс с тросом, пропущенным через блок.

Чтобы не скользили руки, надо пользоваться магнезией. Порошкообразная магнезия должна быть очень тонко размельчена. Чтобы избежать скольжения ног, подошвы туфель следует натирать канифолью.

Особое внимание гимнасты должны обращать на уход за кожей ладоней. После каждого занятия нужно тщательно вымыть руки теплой водой с мылом (отмыть магнезию) и затем смазать их глицерином, ланолином или витаминизированным кремом. Если на руках имеются трещинки или мозоли с пузырями, то занятия на снарядах надо временно прекратить, пока эти трещинки или мозоли не заживут. Для быстрейшего заживления трещин ладоней мы рекомендуем применять теплые ванночки (на один литр воды одну столовую ложку нашатырного спирта); после ванночки руки смазываются ланолином или кремом. Если ссадины и трещины значительны, то следует обязательно показаться врачу.

Чтобы предупредить образование наминов, желательно надевать на ладони специальные накладки из тонкой кожи или марли.

Большое внимание гимнаст должен уделять своей одежде. Надо следить, чтобы она соответствовала фигуре, не имела каких-либо пряжек или крючков, за которые можно зацепиться. Мужчинам лучше всего заниматься в майках с рукавами и рейтузах. Женщинам - в гимнастических костюмах. Обувь должна быть без каблуков, легкой, мягкой и плотно облегать ногу (гимнастические тапочки - чешки).

Легкая атлетика.Во время занятий легкой атлетикой наиболее часто наблюдаются повреждения мышц (разрывы отдельных волокон у спринтеров), повреждения связок (у ходоков, прыгунов, метателей), реже - раны и переломы (у прыгунов с шестом).

У бегунов на длинные и сверхдлинные дистанции и у ходоков, помимо указанных выше повреждений, иногда возникают травматические невриты, главным образом седалищного нерва. Возможны также потертости кожи стоп.

При метаниях и толканиях копья, диска, гранаты, молота, ядра наиболее типичными повреждениями являются растяжения сумочно-связочного аппарата кисти, лучезапястного, локтевого и плечевого суставов, возникающие при резком рывке в момент бросания снаряда. Могут возникнуть также повреждения мышц спины. Бывают и ушибы различных частей тела и ушибленные раны вследствие удара брошенным снарядом, а также срывы кожи ладоней (у метателей молота).

Причиной травм у легкоатлетов может быть и плохое состояние беговой дорожки, ям для прыжков, снарядов (ядра, шеста), несоответствие обуви данному виду спорта, плохая физическая подготовка спортсмена или недостаточно проведенная разминка.

Поэтому перед занятиями необходимо проверить: качество беговой дорожки (нет ли на ней ям, камней, вовремя ли она полита), хорошо ли закреплены стойки для прыжков и бруски для отталкивания, прочен ли трос молота и гладкая ли у него ручка. Надо посмотреть, хорошо ли вскопана яма для прыжков, достаточной ли она глубины, засыпана ли просеянным песком с опилками и т. д. Несоблюдение всех этих правил может привести к травме.

Важное значение имеет и обувь: туфли, для бегунов должны хорошо облегать ноги и иметь шипы - 12-18 мм. Бегуны, участвующие в кроссах, используют туфли без шипов; в обувь марафонцев вкладывается войлочная или фетровая прокладка. Прыгунам для предохранения пятки от удара также необходимо положить в туфли резиновую или пластмассовую прокладку. Задник в туфлях должен быть жестким.

Барьеристы должны пользоваться наколенниками и голеностопниками.

Метателям снарядов следует носить жесткую обувь, метателям молота, кроме того, пользоваться кожаными перчатками.

Секторы для метаний снарядов должны быть отгорожены сеткой от той части зала или площадки, где ведутся занятия другими видами спорта. Несоблюдение этого правила может привести к тяжелым последствиям.

Лыжный спорт. Следует различать травмы, возникающие при: а) лыжных гонках; б) горнолыжных видах (слаломе, слаломе-гиганте и скоростном спуске) и в) прыжках на лыжах с трамплина.

При лыжных гонках, в которых участвуют как мужчины, так и женщины, чаще всего возникают ушибы, ссадины и растяжения связок нижних конечностей. Реже встречаются переломы костей голени. Наблюдаются также обморожения лица, пальцев руки и ног, груди у женщин и половых органов у мужчин.

При горнолыжных видах, кроме этих повреждений, наблюдаются переломы костей верхних конечностей. Нередки сотрясения мозга.

При прыжках на лыжах с трамплина в основном наблюдаются растяжения связок голеностопного и коленного суставов, возникающие в момент приземления. Реже бывают ушибы, переломы костей голени, переломы ключицы или вывихи в плечевом суставе, сотрясения мозга.

Основными причинами всех этих травм являются слабая физическая и техническая подготовка спортсмена, плохое оснащение лыжника, неудовлетворительная подготовка мест тренировок и соревнований и неблагоприятные метеорологические условия.

Чтобы избежать этих повреждений, необходимо постепенно усложнять занятия - вначале тренироваться на пологих спусках, а затем спускаться с высоких, крутых гор. Нельзя кататься там, где грунт неровный и под снегом могут быть пни, камни, кустарник (особенно если снежный покров тонкий). Лыжня не должна быть обледеневшей. При скоростном спуске, слаломе и слаломе-гиганте необходима хорошая разметка трассы. Остановочные площадки не должны находиться около обрывов. Нельзя также допускать, чтобы трассы слалома и скоростного спуска пересекались.

Одежда лыжника должна быть теплой, но легкой, не стесняющей движений.

При лыжных гонках в теплую погоду лучше надевать обычное белье и непродуваемый комбинезон из плотной ткани (репса или саржи), на голову - лыжную шерстяную шапочку и наушники. Обувь: шерстяные носки, гетры-чулки, лыжные ботинки.

При холодной погоде рекомендуется надевать шерстяное белье, шерстяной свитер и непродуваемый комбинезон. При сильном морозе поверх лыжного ботинка на его носовую часть следует надеть плотный носок. Женщины должны, кроме того, надевать утепленные лифчики; мужчины - утепленные плавки или трусы. На руки надеваются свободные рукавицы - кожаные или брезентовые с теплой шерстяной подкладкой.

Очень важно, чтобы лыжи подбирались по росту; крепления не должны сжимать ногу. Для занятий горнолыжным спортом рекомендуются специальные лыжи; при прыжках с трамплина следует также пользоваться специальным инвентарем.

Лыжная мазь должна соответствовать погоде и состоянию лыжни.

Надо помнить, что кататься на лыжах при температуре ниже -20° (а в снегопад даже -18°) запрещено правилами.

Для предупреждения потертостей, особенно в тех случаях, когда ноги сильно потеют, надо тщательно ухаживать за ногами: мыть их ежедневно и надевать чистые носки, а также смазывать промежутки между пальцами 1-процентным раствором формалина (покупается в аптеке без рецепта).

Во избежание травм следует также помнить, что тренировки прыгунов с трамплина не должны проводиться без тренера.

Спортивные игры.Во время занятий спортивными играми травмы бывают довольно часто (26-28% всех спортивных травм). Это объясняется главным образом тем, что спортсмены, особенно начинающие, недостаточно серьезно относятся к личной профилактике травм.

Во время игры в хоккей травмы возникают в основном в результате применения силовых приемов, ударов клюшками, мячами, ушибов о борта площадок, при падении игроков вследствие их столкновений.

Чаще всего наблюдается растяжение связок голеностопного и коленного суставов, если нога спортсмена, например, попадает между двумя клюшками или если защитник при передаче шайбы нападающему резко поворачивается. Могут возникнуть также ушибы локтевого сустава и грудной клетки (иногда с переломом ребер). При падении на согнутую руку возможны переломы предплечья. травматизм повреждение спорт занятие

В чем же причина этих повреждений? Основная причина - это неумение спортсмена хорошо кататься на коньках и владеть клюшкой, а также недисциплинированность (грубость) отдельных игроков. Для предупреждения травм каждый хоккеист должен постоянно совершенствовать свое мастерство.

Кроме того, большое значение имеет качество спортивного инвентаря и защитных приспособлений хоккеистов.

Важна также соответствующая одежда и обувь. У игроков в хоккей должна быть легкая, но теплая одежда и хорошо подогнанная обувь. Полевые игроки в хоккей с шайбой должны надевать защитный шлем на голову, нагрудник для защиты груди и области надплечий, специальные трусы с широким поясом и прокладками (пенопласт, фибра) для защиты таза и передней поверхности бедер. Под трусы надеваются алюминиевые раковины для защиты половых органов, на переднюю поверхность голеней и коленных суставов - щитки, на локти - налокотники. Следует также пользоваться кожаными перчатками с крагами со специальной прокладкой (волос, пенопласт).

Ботинки должны быть с высоким задником и толстым носком. Особенно хорошо должен быть защищен вратарь, который в основном имеет те же защитные приспособления, что и полевые игроки; только вместо шлема носит защитную маску для лица, надевает более длинный нагрудник, широкие щитки и специальные ботинки для вратаря.

Во время игры в хоккей с мячом игрокам нужно пользоваться только защитными щитками на голени и коленные суставы, налокотниками и перчатками.

Если занятия проводятся при температуре - 15 -20° (ниже -20° тренировки запрещаются), необходимо принять меры от обморожения.

Спортсмен должен строго соблюдать правила игры, не допускать грубых приемов, помня, что эта грубость может привести к травме. К сожалению, случаи грубого поведения в хоккее еще встречаются.

При игре в баскетбол чаще всего происходят повреждения связочного аппарата голеностопного и коленного суставов (вследствие резких поворотов туловища при неподвижном положении ноги или из-за неудачных приземлений после прыжков), а также травмы пальцев кисти в результате удара о мяч или удара противника. Могут быть и ушибы при падении. Чтобы избежать повреждений, надо овладевать мастерством, правильно проводить разминку перед занятием или соревнованием. Большое значение имеет качество инвентаря и оборудования. Поверхность баскетбольной площадки должна быть ровной, а пол в тренировочном зале не скользким. В самом зале должно быть свободно (гимнастические снаряды следует убрать).

Имеет значение и хорошо пригнанная обувь на резиновой подошве (кеды).

При игре в волейбол причины травм во многом сходны с причинами травм при баскетболе: возможны ушибы в результате падения, растяжения связочного аппарата коленного и голеностопного суставов из-за неудачного приземления после прыжка, повреждения пальцев кисти при приеме мяча или в результате ударов мячом. Для предупреждения травм надо хорошо отработать технику игры: удары и ловлю мяча, правильную стойку и приземление при приеме мяча.

При игре в волейбол необходимо, чтобы грунт открытой площадки был ровным, а пол в закрытом помещении - не скользким. Волейболистам следует надевать кеды на резиновой подошве.

При игре в теннис острая (внезапная) травма наблюдается сравнительно редко - это ушибы и растяжения мышц и связок, главным образом коленного, голеностопного и локтевого суставов. Значительно чаще у теннисистов возникают мелкие, совершенно незаметные для них повреждения локтевого сустава, последствием которых является заболевание, называемое «локоть теннисиста», т. е. деформирующий артроз локтевого сустава. Симптомы этого заболевания - боль, небольшое припухание и ограничение движений в суставе.

Основным средством личной профилактики является повышение мастерства теннисиста и умение одинаково играть обеими руками, что дает возможность чередовать нагрузку. Для игры следует надевать легкую, не стесняющую движений одежду и шапочку с козырьком для защиты от солнца. Обувь должна быть без каблуков, на нескользящей резиновой подошве. Площадка для игры в теннис должна быть ровной и хорошо утрамбованной.

При игре в футбол травмы наблюдаются довольно часто. Это ушибы, растяжения связок и над<






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.024 с.