I этап логопедической работы – подготовительный. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

I этап логопедической работы – подготовительный.

2017-10-17 280
I этап логопедической работы – подготовительный. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основная цель: развитие у старшего дошкольника психофизиологической и психологической основы для формирования коммуникативных умений.

Задачи первого этапа:

1.Нормализовать темпо-ритмическую сторону речи (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, И.Ю. Левченко).

2.Нормализовать эмоциональную выразительность речи, правильное использование мимики и жестов (Н.И. Дьяченко).

3.Научить вступать в контакт и общаться в паре, в группе 4-5 человек (М.М. Алексеева, Б.И. Яшина, С.М. Еременко).

Логопедическая работа, на данном этапе, осуществлялась по следующим направлениям:

Направление 1. Развитие темпо-ритмической стороны речи. Данная работа проходила в виде индивидуальных занятий два раза в неделю по понедельникам и пятницам в течение декабря месяца (8 занятий). Методы: наглядные, словесные, практические. Используемые приемы на данном направлении: беседа, демонстрация, игра. Поскольку у ребенка дизартрия, на данном направлении предлагалось три вида работы: дошкольника учили воспринимать и воспроизводить различные ритмические структуры, работа над темповой организацией высказывания.

Материалом для упражнений служили различные ритмические структуры: //, ///, ////, // //, // // // //, /// ///. //// ////. /. /, //, //, /и/и и т. д., где / -громкий, а и — тихий удар. Работа на данном направлении проходила в игровой деятельности. Совместно с ребенком мы подготовили карточки для данной работы, где изобразили представленные выше ритмические структуры в виде сказочных человечков.

Работу начали с упражнений по развитию ритма:

С начала упражнения, направленные на восприятие ритма:

1. Ребенку предлагалось прослушать изолированные удары (//, ///, //// и т. д.), определить количество ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.

2. Прослушать серии простых ударов (// // // //, /// ///. //// //// и т.д.)- определить количество ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.

3. Далее предлагалось прослушать серии акцентированных ударов (/ии /, / /, //ии// и т. д.). Определить, сколько и какие удары были предъявлены, путем показа карточки с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.

Упражнения по воспроизведению ритма:

1. Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные изолированные удары.

2. Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные серии простых ударов.

3. Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) серии акцентированных ударов.

4. Записать условными знаками предложенные для восприятия удары и их серии (простые и акцентированные).

5. Самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары и их серии (простые и акцентированные).

Важным разделом работы являлось восприятие и воспроизведение ритма стихотворений. Необходимо было прослушать текст стихотворения, его ритм, отхлопать ритм, затем - проговорить стихотворение сначала с одновременным отхлопыванием ритма, а потом без него.

В работе над темпом использовались следующие игровые упражнения: «дирижирование» в такт со стихотворением, ребенок хлопал в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова. При работе над темпом речи использовались повторение фраз в заданном темпе; заучивание скороговорок. Важно проговаривание речевого материала в заданном темпе (от замедленного к убыстренному темпу с постепенным наращиванием).

Направление 2. Развитие эмоциональной выразительности, мимики и жестов. Данная работа проходила в группе в виде психологических тренингов с использованием игр, во время свободной деятельности два раза в неделю во вторник и четверг (8 занятий). Методы работы: наглядные, словесные, практические. Приемы: беседа, демонстрация, игра.

Данная работа направлена на умение понимать свое эмоциональное состояние, выражать мимикой и жестами смену настроений, чувствовать и сопереживать окружающим. В работе использовались следующие игровые упражнения: «Конструктор эмоций», «Солнечный зайчик», «Настроение и походка», «Веселые человечки», «Злой волшебник», «Что съел?» и т.д.

Раскроем содержание игры «Конструктор эмоций». Дети садились по кругу. Участвовало 6 человек. Давалась следующая инструкция: "Сейчас я раздам вам карточки, на которых нарисованы разные эмоций. Те, кто получит карточки, посмотрите, что на них нарисовано, но так, чтобы ни кто не видел, и затем по очереди показывайте это состояние, выходя в середину круга. Мы будем смотреть и постараемся понять, какое состояние вы показываете". Использовались изображения со следующими эмоциональными состояниями: радость, грусть, злость. Исследуемому ребенку была выдана карточка радость. Во время игры Тимур отвлекался, приходилось привлекать его внимание вопросами следующего плана: «Тимур, как ты думаешь, какие эмоций показывает Катя? Тимур, как ты определил, что это злость? Когда до Тимура дошла очередь, он не хотел выходить в центр круга. Только вместе с воспитателем он вышел и с ее помощью они показывали радость, держась за руки, они прыгали и улыбались. Затем, карточки для каждого ребенка поменялись, нашему ребенку была выдана карточка грусть. В этот раз Тимур самостоятельно показал грусть, делая вид, что плачет. Стоит отметить, что каждый раз после того, как состояние угадано, нужно спросить, прежде всего, у тех, кто дал правильный ответ, потом и у остальных участников группы, на какие признаки они ориентировались, определяя состояние. Данная игра позволяет развивать выразительность собственных эмоций и понимать эмоциональное состояние других.

Направление 3. Развитие умения вступать в контакт и активно общаться со сверстниками и взрослыми. Проводились занятия один раз в неделю по средам (4 занятия). В групповой форме во время занятий по формированию связной речи предусмотренных перспективным планированием логопедической работы. Методы работы: наглядные, словесные, практические. Приемы: беседа, демонстрация, игра. Данная работа направлена на повышение уровня сформированности межличностных отношений, где дети выполняли упражнения в игровой форме, с обязательным использованием связной речи, которые помогают сплотиться, настроить детей на тактичное отношение друг к другу и взрослым, вызвать дружескую атмосферу. Использовались упражнения: «Комплимент», «Молекулы», «Найди себя» и др. Раскроем содержание игры «Комплимент». Дети, вставали в круг, им предлагалось говорить друг другу комплименты. С начала по часовой стрелке, затем в обратную сторону. Тимур на первом круге не смог самостоятельно придумать комплимент для товарища, ему потребовалась подсказка со стороны, на втором кругу для девочки сделал комплимент, сказав, что у нее красивая футболка. Комплименты в свою сторону, дошкольник слушал охотно и благодарил, говоря спасибо.

Также проходила работа над умением понимать смысл сообщений, выделять основную идею высказывания, подводить итоги мысли собеседника. Для этого, использовался прием словесных поручений, который активно помогал слушать и понимать чужую речь. Тимуру, предлагались следующие поручения: отдать воспитателю книгу, принести карандаши из группы и раздать всем по два, принести стул, намочить тряпочку и т.д.

Проводились различные игры, например «Менялки», где детям необходимо было услышать ведущего, понять смысл сообщения и быстро отреагировать на него. В такой игре необходимо было активно взаимодействовать с партнером, что, в свою очередь, развивает доверительные отношения.

Таким образом, в процессе выполнения упражнений и игр на данном этапе, была заложена психофизиологическая и психологическая основа у старшего дошкольника с ДЦП и СНР и ЯС для усвоения диалогической речи. Примерный комплекс заданий и упражнений см. приложение №5, таблица 1.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.