Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-10-17 | 390 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Детский церебральный паралич (ДЦП) - это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. Частота его проявлений достигает в среднем 6 на 1000 новорожденных (от 5 до 9 в разных регионах страны). Современная статистика только по Москве насчитывает около 4 тысяч детей, страдающих церебральным параличом [25].
Структура дефекта при церебральном параличе включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Они могут быть связаны как с первичным поражением мозга, так и с задержкой его постнатального созревания. Большая роль в отклонениях психического развития детей с церебральным параличом принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям. Так, глазодвигательные нарушения, недоразвитие и задержка формирования важнейших двигательных функций (удержание головы, сидение и т.п.) способствуют ограничению полей зрения, что, в свою очередь, обедняет процесс восприятия окружающего, приводит к недостаточности произвольного внимания, пространственного восприятия и познавательных процессов [24].
Проблемой психических нарушений у детей, страдающих церебральным параличом, занималось большое количество отечественных авторов, таких как Э.С. Калижнюк, Л.А. Данилова, Е.М. Мастюкова, И.Ю. Левченко, Е.И. Кириченко и др.
Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы психических расстройств и, прежде всего, познавательная деятельность. Между тяжестью моторных и психических расстройств нет четкой взаимосвязи - например, тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с небольшой задержкой психического развития и остаточными проявлениями церебрального паралича - с серьезным недоразвитием индивидуальных психических функций или психики как целое. Дети с церебральным параличом характеризуются своеобразным психическим развитием, вызванным комбинацией раннего органического повреждения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе расстройств психического развития играют ограничения активности, социальные контакты, а также условия воспитания и образования [18].
|
Для умственного развития при церебральном параличе характерна тяжесть психоорганических проявлений - замедленность, истощение психических процессов. Имеются трудности с переключением на другие виды деятельности, недостаточной концентрацией внимания, медлительностью восприятия, уменьшением объема механической памяти. Большое количество детей характеризуется низкой познавательной активностью, что проявляется в снижении интереса к заданиям, плохой концентрации, вялости и уменьшении переключаемости психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти обусловлена церебральностеническим синдромом, характеризующимся быстро увеличивающейся усталостью при выполнении интеллектуальных задач. Наиболее ярко это проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. В этом случае целенаправленная деятельность обычно нарушается [7].
При детском церебральном параличе нарушается формирование когнитивной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Когнитивное нарушение церебрального паралича имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся:
• Неравномерный дисгармоничный характер нарушений индивидуальных психических функций. Эта особенность связана с «мозаичной» природой поражения головного мозга на ранних стадиях ее развития при церебральном параличе;
|
• Сокращение знаний и понимания мира;
• Тяжесть астенических проявлений - повышенная утомляемость, истощение всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы.
Неформализованные высшие кортикальные функции являются важным звеном в когнитивных нарушениях церебрального паралича. Чаще всего страдают отдельные кортикальные функции, т. Е. Характерна пристрастность их расстройств. Прежде всего, недостаток пространственных и временных представлений. У детей выражаются нарушения структуры тела. Значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется идея о ведущей руке, о частях лица и тела. Дети вряд ли могут идентифицировать их с собой и с другими людьми. Трудности дифференциации правой и левой стороны тела. Многие пространственные концепции («впереди», «сзади», «между», «выше», «ниже») усваиваются с трудом. Дети с трудом определяют пространственную удаленность: понятие «далеко», «близко», «дальше чем» заменяется их определениями «там» и «здесь». Им трудно понять предлоги и наречия, которые отражают пространственные отношения («под», «выше», «о»). Дети дошкольного возраста с церебральным параличом едва ли могут овладеть понятиями величины, они не могут четко воспринимать форму предметов, они не очень четко различают те формы: круг и овал, квадрат и прямоугольник [18].
Психические расстройства могут быть от задержки психического развития до олигофрении в легкой и умеренной степени.
Нарушение эмоционально-волевой сферы проявляется чаще всего в виде повышенной эмоциональной возбудимости в сочетании с нестабильностью вегетативных функций, повышенным истощением нервной системы. В дошкольном возрасте у детей характерна чрезмерная впечатлительность, склонность к страху, растормаживание мотора, повышенная эмоциональная возбудимость.
Особенности личности - часто выраженное отсталое развитие типа психического инфантилизма. В своих действиях дети в основном руководствуются эмоциями удовольствия, они эгоистичны, не подчиняются требованиям коллектива, волевые усилия недостаточны. Пациенты эмоционально неустойчивы, легко истощены, инертны, их игривая деятельность плохая и монотонная, отмечаются ранние проявления сексуальности. Существует дисгармония личного развития с нестабильным настроением и сложной школой и социальной адаптацией. Тяжесть и характер моторных расстройств влияют на тяжесть психических расстройств.
|
Теоретическое обоснование методов изучения и формирования диалогической формы речи у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом и системным недоразвитием языковых и речевых средств
Диагностику на современном этапе необходимо проводить с опорой на ряд принципов, описанных в трудах ведущих специалистов (Р.Е. Левина, Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная).
Качественный анализ результатов диагностического изучения старшего дошкольника включает следующие параметры:
-способы ориентации в условиях заданий и способы их выполнения;
-соответствие действий дошкольника условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;
-продуктивное использование помощи экспериментатора;
-отношение к результатам своей деятельности, критичность оценке своих достижений.
Качественный анализ результатов диагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения.
Для того чтобы выявить уровень сформированности диалогической речи старшего дошкольника с детским церебральным параличом и системным недоразвитием речевых и языковых средств, мы изучили методики Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, И.А. Смирновой, И.С. Незаметдиновой, Р.С. Немова, Л.В. Яссман, О.В. Дыбиной. Проанализировав данные работы, мы использовали компилятивный метод работы и адаптировали методики выше указанных авторов.
В ходе работы наше исследование было разделено по составляющим компонентам диалога, которые выделила В.А. Дубовская:
1.Языковой компонент: возможность внутреннего программирования, смысловая адекватность высказывания, лексико-грамматическое оформление, фонетико-фонематическая организация речи (Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина, Л.В. Яссман, М.Ф. Фомичева).
2. Когнитивный компонент: внимание, мышление, память (Р.С. Немов)
3. Коммуникативный компонент: умение вступать в контакт, умение задавать вопросы, умение отвечать на вопросы, использование речевого этикета, понимание эмоционального состояния человека (О.В. Дыбина, И.А. Смирнова, И.С. Незаметдинова, А.В. Чулкова).
|
Методической основой предложенной нами логопедической работы явились труды М.М. Алеексевой, В.И. Яшиной, А.В. Чулковой, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Н.И. Дьяченко, И.В. Прищеповой, Н.Ф. Гусковой, В.К. Воробьевой и др.
В основе формирующего эксперимента лежат идеи о возникновении и развитии речи в процессе общения (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, М.И. Лисина, Р.Е. Левина), также психолингвистическое положение о порождении речевого высказывания (А.Н. Леонтьев, Н.И. Жинкин, В.К. Воробьева, В.П. Глухов); представления о структурно-функциональной организации диалогической речи.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.
Изучением диалогической формы речи занимались такие ученные как Л.П. Якубинский, Т.В. Ахутина, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, И.А. Смирнова и другие авторы.
Такие авторы как Л.П. Якубинский, Ц. Йотов и др. считают структурной единицей диалога элементарный акт речевого общения, состоящий из реплик.
По мнению психологов, диалог - это одно из проявлений коммуникативной функции языка.
Психолингвисты утверждают, что процесс порождения речевого высказывания включает в себя несколько взаимосвязанных этапов (или фаз), выпад одного из этапов ведет к нарушению речевого высказывания в целом.
Некоторые ученные, такие как Е.М. Мастюкова, М.В, Ипполитова, Л.А. Данилова, считают, что в сложной структуре нарушений у детей с церебральным параличом значительное место занимают речевые нарушения (около 80%) большая часть которых составляет дизартрия.
Практически у всех детей с церебральным параличом отмечаются двигательные нарушения, расстройства эмоционально-волевой сферы, познавательной, высших психических функций.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!