Управление как наука и практика человеческой деятельности — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Управление как наука и практика человеческой деятельности

2017-10-17 608
Управление как наука и практика человеческой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К.Ю. БЕЛАЯ

Дошкольное образовательное учреждение — управление по результатам

Целью данного курса является оказание помощи слушателям в осмыслении их собственного опыта управления и системы методической работы с кадрами, а также внедрение в практику новейших достижений в области управления. В основе технологии управления дошкольным образованием, разработанной П.И. Третьяковым и К.Ю. Белой, лежит концепция управления по результатам, предложенная финскими авторами (Т.Санталайнен и др.). Данный курс поможет руководителю составить программу развития своего дошкольного учреждения с учетом социального заказа.
При управлении по результатам каждый участник педагогического процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с деятельностью других членов коллектива — об этом будет рассказано в лекции «Организационные основы эффективной методической работы».
Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Автор рассматривает особенности построения системы внутрисадовского контроля. Освоение курса менеджмента позволяет перейти от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества. В предлагаемом курсе раскрываются основные управленческие механизмы, обеспечивающие переход дошкольного учреждения из функционирующего в развивающий режим.

Учебный план курса «Дошкольное образовательное учреждение — управление по результатам»

Лекция № 1

Теоретические основы управления дошкольным образовательным учреждением по результатам

План

1. Управление как наука и практика.
2. Особенности управления дошкольным образовательным учреждением по результатам.
3. Уровни управления ДОУ.
4. Формирование организационной структуры управления ДОУ.
5. Основные принципы обновления деятельности ДОУ.
6. Ключевые результаты деятельности ДОУ.

Литература

1. Омаров А. Руководитель. М., 1987.

2. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: Новая школа, 2001; 2003.

3. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании.

4. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. М.: Новая школа, 1997.

Уровни управления ДОУ

Необходимо выделить уровни управления по результатам.

Первый уровень определяется умением руководителя видеть миссию деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Социальная характеристика любой организации включает цели и стратегию.

Цель организации — это конкретный образ желаемого (ожидаемого) результата, которого организация реально может достичь к четко определенному моменту времени. (Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой. М., 1997. С. 75.) При определении цели деятельности организации следует придерживаться структуры, предложенной В.И. Зверевой.

При формулировании целей возможно несоблюдение указанной последовательности компонентов, но их сохранность обязательна. Стратегия организации — это базовые ориентиры, куда движется организация, какие средства использует. Какие ресурсы и куда тратятся, на что мобилизуются люди. В интегрированном виде цели и стратегия представлены миссией организации. Миссия организации есть ее предназначение, то есть то, ради чего она существует, каковы отличия от окружающих организаций. Чтобы определить миссию, используйте ответы на следующие вопросы: 1. Для удовлетворения каких социальных потребностей создана организация? 2. Посредством чего, с помощью каких услуг удовлетворяется данная потребность? 3. Кто непосредственный потребитель услуг? 4. В чем конкурентное преимущество? 5. Почему вы продолжаете существовать наряду с другими организациями?

При определении миссии ДОУ учитывайте следующие моменты: 1) перспективность миссии. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает, на что будут направлены усилия и какие направления при этом будут приоритетными; 2) гласность и коллегиальность в разработке миссии. С целью выработки реальной, а не формально провозглашенной миссии следует учесть мнение коллектива; 3) конкретность миссии. Формулировки должны быть четкие, ясные, понятные для всех субъектов, взаимодействующих с вашей организацией; 4) изменение миссии организации может быть вызвано невозможностью качественного выполнения миссии по причине ее «завышенности» либо существенных преобразований организации.

Второй уровень предлагает рассматривать результат с точки зрения качества услуг.

Основная услуга ДОУ населению — это дошкольное воспитание и образование детей от 3 до 7 лет.

Качество дошкольного образования — это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка возрастает в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. От чего же зависит качество работы дошкольного образовательного учреждения?

1. От качества работы воспитателя.
2. От сложившихся в педагогическом коллективе отношений.
3. От условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов работы с детьми.
4. От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Следовательно, качество дошкольного образования в учреждении — это управляемый процесс. Поэтому в основе перечисленных выше составляющих «качества» можно выделить два подхода к управлению качеством.

Один — через управление всем педагогическим процессом и его составляющими.

Другой — через личностные субъективные аспекты в системе управления: формирование коллектива и регулирование морально-психологического климата в нем.

Выделив эти, пожалуй, основные позиции, можно утверждать, что качество — это результат деятельности всего коллектива, который определяется двумя позициями:

— как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы и т.д.);

— как ребенок (дети) в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями.

Следовательно, качество работы дошкольного образовательного учреждения — это и процесс, и результат.

Третий уровень управления по результатам предполагает рассматривать результат с позиций потребителей.

Это семья, родители, имеющие детей дошкольного возраста, которые нуждаются в условиях, предоставляемых образовательными учреждениями. Однако сегодня недостаточно полно изучена и представлена картина о родительских запросах и потребностях. Изучение запросов родителей и создание условий, помогающих руководителю гибко менять ситуацию, предлагать детям и родителям разнообразные виды услуг.

Образовательные: развитие социальных (математических, речевых, познавательных, художественно-эстетических, музыкальных, ритмических) способностей; специальная подготовка к школе, обучение языку; развивающие игры; этикет и поведение, вышивание, конструирование и др.

Медико-оздоровительные: ритмопластика, плавание, релаксация; термотерапия (сауна), дыхательная профилактика; спортивная гимнастика, двигательно-укрепляющая; массаж и др.

Социальные: музейные экскурсии, музыкальный час в филармонии, театр кукол, праздники взрослых и детей; туризм, экскурсии; юридические консультации; гувернерские услуги.

Задание

1. Проанализируйте предложенные или сформулируйте ключевые результаты деятельности своего дошкольного образовательного учреждения.

2. Сформулируйте миссию своего учреждения.

Выполнение этого задания понадобится вам для составления Программы развития вашего ДОУ. Отнеситесь серьезно.

* См.: Санталайнен Т., Воутилайнен Э. и др. Управление по результатам. М., 1993.

Лекция № 2

Состав и содержание функций управления, технология их реализации в практике работы руководителя дошкольного образовательного учреждения

План

1. Функции управления, их взаимосвязь.
2. Информационно-аналитическое обеспечение управления.
3. Целостная система внутренней информации в ДОУ.
4. Мотивационно-целевая функция.
5. Планово-прогностическая функция.
6. Организационно-исполнительская функция.
7. Контрольно-диагностическая функция.
8. Регуляторно-коррекционная функция.
Вопросы и задания по теме.

Литература

1. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: Новая школа, 2003.

2. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М.: АСТ. Астрель, 2003. С. 37—48.

3. Поздняк Л.В. Спецкурс: основы управления дошкольным образовательным учреждением. М., 1994.

Таблица 1. Здоровье и здоровый образ жизни детей

№ п/п Содержание информации Когда, кто собирает, анализирует информацию Выход информации Шифр хране-ния информации
Авг. Сент. Окт. Нояб. Дек. Янв. Февр. Март Апр. Май Июнь
  Показатели здоровья + ВР + ВР                   АС 31
  Показатели физического развития и физической подготовки детей + ВС МС, Б Ф + ВР МС, Б Ф     + ВР МС, Б Ф         + ВР МС   ПС А 32
  Результаты диспансеризации детей с пролечиванием     + ВР + МС   + ВР + МС + ВР + МС   + МС, З ПС СТК 33
  Акты санитарно-гигиенического режима ДОУ + МС + З + ВР + МС + З + МС + З + З + МС + АХЧ + СК СТК 34
  Акты организации рационального питания + З + МС + СТК + МС + З + МС + З + СТК + МС + З + СК СТК 35
  План-график физкультурно-оздоровительных мероприятий   + СтВ Ф       + СтВ Ф       + СтВ Ф   ПС 36
  Результаты выборочной диагностики детей подготовительной к школе группы   + Ф СтВ       + Ф СтВ       + Ф СтВ   ПС 37
  Анализ работы по обеспечению охраны труда и безопасности детей и сотрудника + З СтВ МС       + З СтВ МС         + З СтВ МС   СТК А 38

Таблица 2. Воспитание и образование дошкольников в соответствии с государственными стандартами*

№ п/п Содержание информации Когда, кто собирает, анализирует информацию Выход информации Шифр хранения информации
Авг. Сент. Окт. Нояб. Дек. Янв. Февр. Март Апр. Май Июнь
  Взаимодействие сотрудников с детьми ПС З СтВ З СтВ Пс СтВ З СтВ З Пс МО ПС ВО1
  Развитие в игровой деятельности В В В В В В В В В В В А СТК ВО2
  Речевое развитие ребенка В ПС Л В В СтВ В СтВ Л В В Пс Л СтВ З   ВО3
  Развитие в изобразительной деятельности В В СтВ В В В В СтВ В В В В В СтВ   ВО4
  Развитие в музыкальной деятельности МР   СтВ З МР   СтВ МР З   МР   ВО5
  Развитие в театрализованной деятельности В МР В СтВ В МР З В В МР В   ВО6
  Развитие элементарных математических представлений В СтВ В В ПС В В В З В ПС В В СтВ В В   ВО7
  Развитие элементарных естественно-научных представлений В СтВ     В СтВ     В СтВ     ВО8
  Развитие экологической культуры В З В В В В СтВ В В СтВ В В В В СтВ   ВО9
  Развитие представлений о человеке в истории и культуре СтВ В З СтВ   В   З СтВ В     ВО10

* Составлена на основании Приказа Министерства образования РФ № 448 от 22.08.96 «Об утверждении документов по предложению аттестации и государственной аккредитации дошкольных учреждений».

Таблица 3. Готовность ребенка к обучению в школе

№ п/п Содержание информации Когда, кто собирает, анализирует информацию Выход информации Шифр хранения информации
Сент. Окт. Нояб. Дек. Янв. Февр. Март Апр. Май Июнь
  Общая готовность детей к школе: – физическое развитие и здоровье детей подготовительной к школе группы; В, МС В Ф СтВ МС В Ф В СтВ   ПС РК 1
  – социальное развитие; ПС СтВ                 ПС  
  – познавательное развитие старших дошкольников; В Пс В СтВ В СтВ В СтВ Пс   Пс, РК  
  – эстетическое развитие детей МР В СтВ МР В СтВ МР В СтВ   ПС  
  Социальная готовность детей к школе: – овладение элементами грамоты и математики З. СтВ В В СтВ В В СтВ В В, З СтВ   ПС  

Таблица 4. Научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

№ п/п Содержание информации Когда, кто собирает, анализирует информацию Выход информации Шифр хранения информации
Авг. Сент. Окт. Нояб. Дек. Янв. Февр. Март Апр. Май Июнь
  Подбор и систематизация материалов в методическом кабинете + СтВ + СтВ + СтВ + СтВ + СтВ + СтВ + СтВ + СтВ + СтВ + СтВ + СтВ ПС К А НМО1
  Система методологической работы в ДОУ   + СтВ               + СтВ   ПС А НМО2
  Сведения о самообра-зовании педагогов   + СтВ               + СтВ   ПС СТК НМО3
  Передовой педагогический опыт + СтВ + З + СтВ + З + СтВ + З + СтВ + З + СтВ + З + СтВ ПС НМО4
  Модель организации учебно-воспитатель-ного процесса   + СтВ     + СтВ     + СтВ     + СтВ ПС А НМО3

Таблица 5. Работа с кадрами

№ п/п Содержание информации Когда, кто собирает, анализирует информацию Выход информации Шифр хранения информации
Авг. Сент. Окт. Нояб. Дек. Янв. Февр. Март Апр. Май Июнь
  Сведения о кадрах (профессиональном, образовательном и возрастном уровне) + З + З       + З           АС А К-1
  Функциональные обязанности сотрудников + З СтВ + З СтВ                   ПС. АС А К-2
  Тарификация   + З ПК       + З ПК         + З ПК АС, ПК УО К-3
  Нормативные документы по работе с кадрами (перечень) + З + З + З + З + З + З + З + З + З + З + З ПС, АС К-4
  Повышение квалификации (сведения) + З СтВ + З СтБ                 + З СтВ ПС А К-5
  Аттестация сотрудников (план, итоги, квалификационные характеристики)   + АК           + АК       АС ПС А К-6
  Работа с молодыми специалистами (план и результат)   + З СтВ           + З СтВ   + З СтВ   АС К-7
  Сведения о награждениях, поощрениях и материальном стимулировании   + ПК   + З   + З ПК           Пр К-8
  Охрана труда (программа) + З             + З       ПР К-9
  Общественная деятельность (сведения и отчеты)   + ПК               + ПК   АС К-10

Таблица 6. Взаимодействие детского сада с семьей, спонсорами, общественностью

№ п/п Содержание информации Когда, кто собирает, анализирует информацию Выход информации Шифр хранения информации
Авг. Сент. Окт. Нояб. Дек. Янв. Февр. Март Апр. Май Июнь  
  Сведения о составе семьи (полные, неполные, многодетные) + З В + З В                   ПК В31
  Сведения запросов родителей на образовательные услуги   + З               +   ПК В32
  План работы с неблагополучными семьями   + ПС               + З СтВ   ПК В33
  План работы родительского комитета   + З               + З   РК В34
  Материал по организации родительских собраний, лекций и бесед с родителями, другие формы работы + + + + + + + + + + + ПК В35
  Программа оказания спонсорской помощи ДОУ + З + З               + З   АС СТК ВЗ6
  Материалы по организации дополнительных образовательных услуг + З СтВ + + + + + + + + + + ПК В37

Таблица 7. Преемственность в работе детского сада и школы

№ п/п Содержание информации Когда, кто собирает, анализирует информацию Выход информации Шифр хранения информации
Авг. Сент. Окт. Нояб. Дек. Янв. Февр. Март Апр. Май Июнь
  Договор о совместной работе ДОУ и школы + З + З                   ПК П-1
  План совместных мероприятий для детей, педагогов, родителей   + СтВ               + СтВ   ПС, СТК П-2
  Диагностика развития детей, поступающих в школу   + ПС СтВ       + ПС СтВ       + ПС СтВ   ПС П-3
  Анализ успеваемости выпускников детского сада         + СтВ ПС         + СтВ ПС   ПС П-4

Таблица 8. Материально-техническое обеспечение, финансовое состояние ДОУ

№ п/п Содержание информации Когда, кто собирает, анализирует информацию Выход информации Шифр хранения информации
Авг. Сент. Окт. Нояб. Дек. Янв. Февр. Март Апр. Май Июнь    
  Смета доходов и расходов бюджетных и внебюджетных средств           + З         + З АС МТО1
  Сведения о нормативном финансировании + З         + З           Ас МТО2
  План развития мате-риально-технического обеспечения и оснащения ДОУ         + З             Ас МТО3

По каждому из перечисленных блоков информации составляются технологические карты для сбора, анализа информации и принятия управленческого решения.

В каждом из восьми блоков определено содержание информации, кто, когда ее собирает и где она используется.

Эта система информационного обеспечения внедряется во многих дошкольных учреждениях Москвы, Смоленска, Ульяновска, Перми и др.

Сокращения, применяемые в таблицах

А — аттестация
АК — аттестационная комиссия
АС — административное совещание
АХЧ — административно-хозяйственная часть
ВР — врач
З — заведующая
Л — логопед
МС — медицинская сестра
МУ — муниципальное управление
МР — музыкальный руководитель
МО — методическое объединение
ПК — педагогический коллектив
Пс — психолог
ПР — производственное совещание
ПС — педагогический совет
РК — родительский комитет
СтВ — старший воспитатель
СТК — совет трудового коллектива
УО — управление образованием
Ф — воспитатель по физической культуре

Планово-прогностическая функция

Она является основой управления и важнейшей стадией управленческого цикла на всех уровнях управления.

Применительно к управлению дошкольным учреждением планирование и прогнозирование заключается в определении зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях педагогического анализа. Это деятельность участников педагогического процесса по оптимальному выбору реальных целей, путей их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.

Подготовка плана работы дошкольного учреждения предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность руководителя по обоснованию того, что предстоит сделать для достижения поставленных целей.

Планирование должно отвечать целому ряду принципиальных требований. Это единство долгосрочного и краткосрочного планирования, осуществление принципа сочетания государственных и общеобразовательных начал, обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования, стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

Планирование будет эффективным, если соблюдаются три главных условия:

· объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования;

· четкое представление тех результатов, уровня работы, которые к концу планируемого периода должны быть достигнуты;

· выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.

Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности, мероприятий, подборе и расстановке конкретных исполнителей и в определении сроков исполнения. Деятельность дошкольного учреждения регламентируется многочисленными документами. Все они должны учитываться при составлении плана работы на год.

В процессе развития плана проходит его уточнение и корректировка в зависимости от объективных условий. Однако число таких поправок можно свести до минимума, если при формировании плана учитываются принципы научности, оптимальности, комплексности, перспективности, коллегиальности.

Необходимым условием реального планирования работы является также учет специфических особенностей конкретного педагогического коллектива, дошкольного учреждения, реальной обстановки и условий, а также индивидуальных особенностей тех, кто будет осуществлять на практике намеченные мероприятия.

При разработке плана важно учесть результаты прошедшего учебного года и на их основе строить схему развития учреждения на новый период.

Лекция № 3

План

1. Характеристика стилей руководства: авторитарный, демократический, либеральный.

2. Влияние личностных качеств руководителя на стиль управления.

3. Организационно-распорядительные, организационно-педагогические, экономические и социально-психологические методы управления.

Литература

1. Поташник М.М., Моисеев А.К. Управление современной школой. М.: Новая школа, 1997.

2. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М.: Академия, 1999.

3. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. М.: Академия, 2003.

4. Омаров А.М. Руководитель. Размышления о стиле управления. М., 1987.

Эффективное управление дошкольным образовательным учреждением предполагает создание здоровой творческой обстановки в коллективе с высокими результатами труда и находится в прямой зависимости от того, какой стиль управления выбран руководителем. В науке управления существует несколько концепций стиля руководства.

Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные обязанности в определенном, свойственном только ему стиле.

Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Тем самым приятный стиль может служить характеристикой качества деятельности руководителя и руководящего органа, их способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а также создавать и воспроизводить в коллективе особую атмосферу, порождающую определенные нормы взаимоотношений и поведения. Поэтому в нем выделяются два компонента: способы, с помощью которых оказывается воздействие на подчиненных, и взаимоотношения с ними, а также коллегами и вышестоящими руководителями.

Обычно стиль отличается устойчивостью, обнаруживаемой в частом повторении тех или иных приемов руководства. Но устойчивость эта относительная, поскольку стилю обычно присущ и динамизм, который многими специалистами ценится столь высоко, что, по их заверению, «наилучший тип руководителя — это динамический» и что «умение руководить — это умение менять стиль руководства».

Стиль руководства — это почерк руководителя, и выражается он в том, как действует руководитель, какими способами он решает стоящие перед ним задачи. Принятый стиль создает и воспроизводит в коллективе особую атмосферу и порождает свой этикет, определенный тип поведения и взаимоотношений. Не случайно современная управленческая наука много внимания уделяет совершенствованию именно стиля руководства. Еще в 40-е годы К.Левиным была предложена широко известная в наше время классификация стилей управления: авторитарный, демократический и либеральный. В этой классификации стили руководства различаются по тому, как руководитель включает подчиненных в процесс принятия решений. Руководитель с авторитарным стилем всегда принимает решение сам, не советуясь с подчиненными, навязывая им свою волю и не давая возможности проявить инициативу. Для него идеальны только такие отношения с подчиненными, при которых они безоговорочно принимают к исполнению все его решения. Как правило, у представителей этого стиля преобладают административные методы: приказ, выговор, взыскания, лишение определенных льгот. Он признает только два способа стимулирования подчиненных — материальное поощрение и административное наказание. К жесткому авторитарному стилю склонны прибегать руководители, не имеющие достаточной квалификации и не знающие лучших методов воздействия на подчиненных, а также руководители с гипертрофированным мнением о собственных достоинствах и нуждающиеся в беспрекословном повиновении подчиненных, чтобы ощутить свою значимость. Однако в практике работы отдельные авторитарные методы дают наибольший положительный результат в том случае, если существует дефицит времени или возникла экстремальная ситуация и надо четко и быстро выполнить определенные действия для получения необходимого результата.

Содержательная сторона авторитарного стиля характеризуется следующим:

— четко планирует предстоящую деятельность, требует неукоснительного того же от подчиненных. Любит планировать все до мелочей письменно. Часто скатывается к бюрократизму, так как признает только бумаги;
— проявляя сам разумную инициативу, в то же время пресекает инициативу подчиненных, свое мнение считает единственно правильным и непогрешимым;
— склонен иметь трудности в общении с людьми. Очень часто сам бывает инициатором конфликтной ситуации.

Руководитель с демократическим (коллегиальным) стилем принимает решения так же сам, но вырабатывает их совместно с подчиненными, предпочитая влиять на них при помощи убеждения. Он избегает административными методами навязывать свою волю подчиненным, прибегая к групповой дискуссии и стимулируя их активность при принятии решений.

Однако необходимо помнить, что групповые механизмы принятия решений могут вести к коллективной безответственности. Быть демократичным руководителем чрезвычайно трудно. Чтобы успешно применять в конкретной ситуации к конкретному человеку верный метод воздействия, руководитель должен иметь глубокие знания по психологии и управлению. Он должен обладать высокой эмоциональной устойчивостью, способностью гибкого поведения.

Содержательная сторона демократического стиля характеризуется следующим:

— всегда имеет четкий перспективный план как своих действий, так и действий подчиненных, однако умеет избегать излишнего бумаготворчества;
— способен критически осмысливать как свои действия, так и действия подчиненных, не пресекает критику, способен к самокритике;
— никогда не бывает сам инициатором конфликтных ситуаций. Умеет «погасить» зарождающийся конфликт в зародыше;
— пользуется истинным неформальным авторитетом.

Эффективность демократического стиля управления зависит от коммуникативной компетентности руководителя, от временных ресурсов для разрешения проблемы, от сочетаний знаний и опыта.

Руководитель с либеральным стилем целиком доверяет (делегирует) выработку и принятие решений подчиненным, предоставляя им полную свободу, оставляя за собой лишь представительскую функцию. Занимаясь внешними связями, он считает, что в вопросах внутренней жизни может целиком положиться на свой коллектив. Он готов принять решение, предложенное коллективом, даже если оно не совпадает с его собственным. Либеральный руководитель стремится наладить со своими подчиненными хорошие творческие отношения. Недостаток либерального стиля — в очень близкой дистанции со своими подчиненными, и это является ограничением для использования других методов руководства. Подобный стиль часто называют попустительским, так как методы, применяемые руководителем, оказываются неэффективными при решении ряда задач. Часто при либеральном стиле руководства коллектив не стремится к развитию, распадается на конфликтующие неформальные группировки, в каждой из которых выдвигается свой лидер, стремящийся использовать в своих целях власть, добровольно отданную официальным руководителем.

Содержательная сторона либерального стиля характеризуется следующим:

— никогда не имеет четкого плана действий, предпочитает работать «на авось»;
— полностью безынициативен на работе, стремится уйти от малейшей ответственности;
— легко общается с людьми. Стремится ни с кем не потерять отношения. Не выступает с открытой критикой.

Опыт показывает, что стиль работы во многих отношениях сказывается постепенно, пока не сформируется определенная совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них для решения задач управления. Становление стиля — сложный процесс, протекающий на протяжении достаточно долгого периода времени.

Знания и опыт играют большое значение. Успешность выбора у перечисленных выше стилей руководства обычно определяется тем, в какой степени руководитель учитывает готовность подчиненных к исполнению его решения, традиций коллектива, свои собственные возможности.

В реальной практике руководства проявляется так называемый «смешанный стиль», который характеризуется сочетанием двух каких-либо стилей. Таким образом, имея практичес


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.