Психологические основы методики обучения чтению — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Психологические основы методики обучения чтению

2017-10-17 484
Психологические основы методики обучения чтению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чтение — это один из видов речевой деятельности, представ­ляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации.

Умение читать включает в себя соотнесение зрительного об­раза речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с ее слухоречедвигательным образом и последнего с его значением. Триединство этого процесса сохраняется при любом виде чте­ния, будь то чтение вслух или чтение про себя.

В первом случае речедвигательный компонент реализуется во внешне выраженной речи; во втором случае — во внутренней речи.

По мере расширения читательского опыта и совершен­ствования навыка быстрого чтения промежуточный компонент начинает играть все меньшую роль, а зрительный образ речевой единицы все в большей степени напрямую соотносится с ее значением. Однако, как показали исследования психологов, на этапе становления синтетических способов чтения огромное значение для понимания читаемого имеет то, осуществляется оно с внешним артикулированием или скрытым. И чем менее сформирована техника чтения, тем важнее роль громкого проговаривания. Именно оно помогает начинающему читателю осознать буквенные символы и связать их с наполненной


смыслом устной речью, которой он уже давно владеет. Данная психологическая закономерность обусловливает такой подход, когда детей вначале учат чтению вслух и только затем постепенно переводят на чтение про себя как более продуктивный способ усвоения письменной информации. Особенно это важно в отно­шении умственно отсталых детей, для которых скрытого арти­кулирования явно недостаточно для установления связи между зрительным, слухоречевым и смысловым компонентами. Вот почему учащиеся специальной школы даже в 7-м классе лучше осмысливают содержание текста при чтении вслух, чем при чтении про себя1.

С помощью киносъемки удалось установить, что глаза читаю­щего человека движутся по строчке скачкообразно, с короткими остановками, равными 0,15—0,2 с. Как правило, опытный чтец делает на строчке 3—6 остановок (в зависимости от сложности текста), во время которых происходит осознание прочитанного. Если то, что воспринято сенсорно, непонятно, глаза читающего совершают повторное движение, возвращаясь к прочитанному. У начинающего чтеца это возвращение с целью осознания прочитан­ного сопровождается повторным произнесением слога или слова. Данную психологическую особенность необходимо учитывать и при обучении умственно отсталых детей. У последних многочис­ленные повторы могут играть ту же роль и возникать чаще, так как у этих школьников понимание смысла еще более затруднено, чем у учащихся с нормальным интеллектом. Вместе с тем важно сле­дить, чтобы чтение с повторением не превращалось в стереотип, не происходило без надобности.

Минимальной единицей, которая подвергается осмыслению опытным чтецом, является синтагма, выражающая наряду с лекси­ческим значением и смысловые отношения (в словосочетании «зо­лотая голова» каждое слово имеет определенное значение, а под­линный смысл синтагмы — оценка качества ума и т.п.).

Смысловая переработка прочитанного происходит на уровне не только тех речевых единиц, которые воспринимаются зри­тельно, но и того материала, который прогнозируется. Смысло­вая догадка при этом может возникнуть на основе прочитанно­го слова, синтагмы, предложения.

Психологи выделяют в становлении навыков чтения три этапа: аналитический, синтетический и автоматизированный. На первом этапе зрительно воспринимаемой единицей является

1 См.: Сумарокова В.А. Оптимизация усвоения учебного материала с учетом развития памяти умственно отсталых школьников. — М., 1986.


буква или слог. Поле зрения ученика в этот период еше очень or-1 раниченно. Понимание значения прочитанного слова существен-' но отстает от его произношения, так как требуется время, чтобы присоединить один слог к другому, воспроизвести слово и только после этого «узнать» его. -

Но уже на данном этапе, освоив послоговое чтение, ребенок предпринимает попытки догадаться о слове в целом, основыва­ясь на первом слоге. Но поскольку смысловая догадка не рабо­тает на уровне слога, школьник, как правило, ошибается. Одна­ко наличие желания угадать слово свидетельствует о стремлении ученика к сознательному чтению.

На этапе синтетического чтения единицей становится слово. Время прочтения предложения заметно сокращается и прибли­жается к моменту произнесения последней речевой единицы в структуре синтагмы или предложения. Продолжаем развиваться и процесс прогнозирования. Основываясь на прочитанном слове. этот процесс становится более успешным, хотя возможность оши­бок не исключается. Но, как правило, эти ошибки не приводят к нарушению общего смысла читаемого, так как дети получают воз­можность ориентироваться на ранее прочитанный кбнтекст (пос­ле слова зажурчал ребенок произносит ручей, а надо ручеек; после прочитанных слов мальчик упал и громко ученик говорит заплакал вместо заревел). Эта тенденция к использованию смысловой догад­ки проявляется и у умственно отсталых детей, хотя у них, в отличие от учащихся массовой школы, она может превратиться в угадыва­ние и на этом этапе, в результате чего нарушается смысл прочи­танного (упал в воду и стал... — читают вместо тонутьтянуть}. В любом случае не следует резко одергивать ученика, потому что сама тенденция очень позитивна. Она — залог развития навыка беглого чтения.

Единица чтения автоматизированного этапа — синтагма или предложение. Понимание начинает опережать процесс произне­сения читаемого, поскольку определенный отрезок текста зри­тельно схвачен и осмыслен быстрее, чем произнесен. Вероят­ностное прогнозирование, которое на данном этапе осуще­ствляется на уровне синтагмы или предложения, оказывается почти безошибочным. Учащиеся полностью овладевают навы­ком беглого чтения.

В обучении умственно отсталых детей все три этапа хорошо прослеживаются, поскольку они растянуты во времени: весь первый год и первое полугодие 2-го класса дети находятся на этапе аналитического чтения, вторая половина второго года обучения и весь 3-й класс — это промежуточный период, когда

146 '


еще не полностью сформировано чтение целым словом и уче­ники не перешли на этап синтетического чтения. В 4-м и 5-м классах должен быть закончен этап синтетического чтения, но такой переход характерен не для всех умственно отсталых школь­ников. Промежуточным между вторым и третьим этапами явля­ется 6-й класс, а с 7-го класса школьники должны освоить автома­тизированное чтение. Однако, как показывают исследования, не все умственно отсталые ученики достигают автоматизма в чте­нии. Причинами, тормозящими развитие тех характерных при­знаков процесса чтения, которые свойственны данному этапу, являются нарушение осознания читаемого, слабое развитие смысловой догадки.

Умственно отсталые учащиеся оказываются не в состоянии полностью овладеть умением опережающего осмысления еще не до конца произнесенного текста, хотя беглость чтения, как техническая сторона этого процесса, у них может быть сформи­рована.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что представляет собой чтение как вид речевой деятельности?

2. Оцените роль речедвигательного компонента в обучении чтению умст­
венно отсталых детей.

3. В чем сущность каждого из трех этапов процесса формирования навыка
чтения? Что специфично для умственно отсталых детей в овладении навыком
чтения на каждом из этапов?

4. На каких этапах становления навыка чтения появляются повторы слогов,
слов и о чем они свидетельствуют?

5. Что такое вероятностное прогнозирование в чтении и в чем своеобразие
развития этого процесса у умственно отсталых детей?


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.