Дивизиональная структура службы ИТ — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Дивизиональная структура службы ИТ

2017-10-17 626
Дивизиональная структура службы ИТ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эта структура) удобна в тех случаях, когда сопровождение всех ИС из единого центра невозможно или неэкономично, например при наличии крупных офисов и/или производственных подразделений в различных городах или, тем более, странах. В этом случае управление сопровождением и ряд других служб необходимо распределить по всем регионам, где оно требуется. Тем самым в службе ИС возникают сравнительно независимые подразделения, которые в теории управления часто называют дивизионами. Именно поэтому данный тип организационной структуры называется дивизиональным.

В качестве примера рассмотрим структуру службы ИТ нефтяной компании (рис. 6.3). Нефтяные компании обычно имеют подразделения в различных регионах, так что обычно они сами и их службы ИС имеют дивизиональную структуру.


Рисунок 6.3 – Пример дивизиональной структуры службы ИТ

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы причины особого внимания специалистов к формам организационных структур ИС?

2. Как соотносятся организационная структура основной деятельности и организационная структура ОИ на предприятии?

3. Какие факторы, влияющие на организационную структуру ОИ, вы можете выделить?

4. Какие варианты разделения труда используют в ИТ-подразделениях?

5. Какие аргументы можно привести в пользу создания централизованных структур, в пользу децентрализованных структур?

 

 

7. Ценообразование на продукцию ИС и ИТ

Цена в условиях рыночной экономики является важнейшей экономической категорией рыночной среды, с которым вынуждены считаться фирмы, предприятия, организации, действующие на информационном рынке. Она представляет собой денежную стоимость товара.

Иметь дело с задачей формирования цены на продукцию ИС как на товар приходится в двух следующих случаях: как на товар, отпускаемый на сторону внешнему потребителю, или как на выходной продукт элемента(ов) технологического процесса, отпускаемый смежнику по этому процессу в порядке технологической кооперации внутри предприятия.

По первому условию, естественно, должна формироваться рыночная цена, цена на основе спроса, предложения и с учетом регуляторов, действующих в соответствующей модели рынка. Эта «внешняя» цена дает достаточные основания для управления эффективностью производства рассматриваемого продукта, т. е. для формирования «внутренней» цены или издержек, возникающих на предприятии при производстве этого продукта.

Для анализа издержек нужна модель, включающая факторы, участвующие в их формировании. В связи с этим может быть полезной расчетная модель издержек на основе калькуляции затрат всех используемых ресурсов. Формирование структуры цены на информационные и информационно-вычислительные услуги до сих пор связано со значительными сложностями.

В зависимости от степени регулируемости рынка цены могут быть:

· договорными (свободными), устанавливаемыми на основе прямого соглашения продавца и потребителя без каких-либо ограничений;

· лимитируемыми (регулируемыми), если продавец и потребитель вправе устанавливать цены по соглашению (договору), но не выше установленного предела. Такого рода ограничения обычно применяются по отношению к монополистам, занимающим на рынке доминирующее положение;

· фиксированными, в тех случаях, когда государство (или иной уполномоченный орган) устанавливает жесткий фиксированный уровень на тот или иной вид товаров или услуг в информационной сфере.

На рис.7.1 приведены состав и структура розничных цен на информационные продукты и услуги.

Рис.4. Взаимосвязь экономических показателей в информационной экономике

Цена информационного продукта (услуги) в общем виде может быть представлена следующим соотношением:

P = C1 + C2 + V + M,

где P – цена продукта (услуги); C1 – затраты предметов труда; C2 – затраты, связанные с применением средств труда (амортизационные отчисления, обслуживание и ремонт); V – затраты, связанные с использованием живого труда; M – включенная в цену прибыль.

Для разных видов цен каждая из составляющих слагается из соответствующих статей расходов и прибыли участников товародвижения информационных продуктов.

Можно выделить три вида цен на продукцию информационной экономики:

1) фактические, действующие в рассматриваемом периоде цены;

2) прогнозируемые цены, принятые при составлении плановых расчетов, которые используются при разработке технико-экономических обоснований, бизнес-планов и т.п., ориентированных на применение информационных продуктов в различных сферах экономики. В этом случае цена определяется на основе действующих на данный момент цен с их последующей корректировкой с учетом ожидаемого на планируемый период уровня инфляции, изменения факторов ценообразования (тарифы на энергию, стоимость перевозок, изменения в налогообложении и т.п.);

3) сопоставимые цены, если требуется оценить динамику производства и продаж информационных продуктов и услуг в натуральном объеме.

При выводе на рынок новых информационных продуктов и услуг предприятие информационного бизнеса не всегда устанавливает цены на эти продукты и услуги, сопоставляя валовые и предельные величины издержек и доходов. Иногда цены устанавливаются на основе внешнеэкономических факторов ценообразования.

Главной особенностью рыночного ценообразования на товар-информацию является то, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в среде производства, а в среде реализации продукции, то есть на рынке под воздействием спроса и предложения.

Процесс ценообразования обычно включает в себя установление расчетной цены, способов оплаты, видов скидок и надбавок, политики цен, определение цен на сопутствующие или дополнительные продукты и услуги и т.п. Основные этапы процесса ценообразования представлены на рис.7.2.

Необходимыми условиями рыночного ценообразования являются:

· экономическая самостоятельность и свобода выбора поведения предприятий как собственников;

· коммерческая основа отношений субъектов хозяйствования, реализуемая путем взаимовыгодных договорных отношений;

· наличие конкурентной среды, обеспечивающей возможность различного поведения субъектов хозяйствования;

· равновесие рынка (уравновешенное состояние спроса и предложения).

 

 
 

Рис.5. Основные этапы процесса ценообразования

Принципы установления цены на информационном рынке могут быть пояснены с помощью табл.7.1.

Таблица 2. Факторы, влияющие на формирование уровня цен на информационные продукты и услуги

Слишком низкая цена Возможная цена Слишком высокая цена
Главные ограничители
Получение прибыли невозможно Себестоимость Конкуренты-заменители Уникальные свойства продукта (услуги) Формирование спроса невозможно
Нет предложения Массовый спрос Снижение спроса из-за возможности замены Престижный спрос Нет спроса

К внешним факторам ценообразования относят потребителей, рыночную среду, участников каналов товародвижения и государство.

Потребителями могут выступать государственные учреждения и предприятия, фирмы, работающие в информационном бизнесе и представляющие другие секторы экономики, индивидуальные потребители и т.п. Именно эти субъекты рыночной экономики формируют спрос на информационные продукты и услуги.

В рыночной среде можно выделить несколько основных секторов с точки зрения ценообразования:

· сектор, в котором цена контролируется предприятием (фирмой);

· сектор, в котором цена контролируется группой предприятий (фирм);

· сектор, в котором цена определяется балансом спроса и предложения (равновесная цена);

· сектор, в котором цена контролируется государством.

Роль государства заключается в возможности влиять на цены, устанавливая их в диапазоне от фиксированных до регулируемых и свободных (договорных) цен.

Перечислим внутренние факторы, влияющие на установление цены на информационном рынке. Если сгруппировать эти факторы, то их можно разделить на 4 группы:

1. Факторы спроса, определяющие цену спроса на товар, которую предлагает покупатель – платежеспособный спрос; уровень сбережений, которые покупатель делает, чтобы покупать товар; объем спроса; потребительские свойства товара; полезность товара.

2. Факторы потребительского выбора, определяющие конкурентоспособность конкретного товара на рынке заменяющих товаров – структура потребностей возможных покупателей данного товара и конкурирующих с ним товаров; замещаемость данного товара конкурентными товарами; возможное сопоставление (нормы замещения) данного товара; Сопоставление рынка данного товара с рынком дополняющих его товаров.

3. Факторы предложения, определяющие цену предложения товара, на которую претендует поставщик (производитель, продавец) – количество товара, которое будет предложено на рынке и конкретной фирмой; объем запасов данного товара у возможных его поставщиков; издержки производства и обращения при реализации его на рынке; цены на средства или факторы производства и на затрачиваемый живой труд; налоги, пошлины, акцизы и др. платежи; прибыль и ее распределение на инвестиции и другие цели.

4. Факторы, обусловленные альтернативными производственными возможностями – предельная замещаемость продуктов в использовании имеющихся производственных возможностей предприятия; предельная замещаемость альтернативных технологий; предельная замещаемость производственных факторов.

5. Другие факторы – общее состояние экономики страны и ее место в мировой экономике; стоимость труда и социальная обстановка в стране.

После установления основных факторов, влияющих на ценообразование, определяются цели ценообразования, которые должны соответствовать целям предприятия на рынке в данный момент.

При определении базовых цен на информационные продукты и услуги можно использовать ряд методов, применяемых в ценообразовании.

1. Затратный метод, основанный на оценке затрат производителя (продавца):

Фиксированная цена = Себестоимость + Норма прибыли.

Этот метод наиболее прост для производителя, потому что производитель имеет больше информации о своих затратах, чем о потребительском спросе. С другой стороны, если большинство продавцов используют этот же метод, то цены у них примерно одинаковые, ценовая конкуренция сводится к минимуму.

К отрицательным моментам метода можно отнести то, что цена не увязана с текущим спросом и формируется без учета потребительских свойств товара (услуги) и товаров (услуг) конкурентов.

Затратный метод удобен при установлении цены на принципиально новую продукцию, когда сопоставление с ценой на ранее выпускаемую продукцию невозможно, а также при установлении цен по разовым заказам или на опытные образцы, и цены на товары, спрос на которые заведомо опережает предложение.

2. Агрегатный метод ценообразования, применяемый для продукции и услуг, агрегируемых из уже существующих модулей, элементов, видов услуг, файлов и др., можно представить в следующем виде:

Цена общая = Цена элемента 1 + Цена элемента 2 + … + Цена элемента n;

Цена = Цена общая + Надбавки (скидки) за наличие (отсутствие).

В сущности, это модификация затратного метода для сложных продуктов и услуг. Точность установления цены на информационные продукты зависит от точности определения цены на составляющие элементы. Метод не учитывает эффекта от совместного применения элементов.

Данный метод имеет те же плюсы и минусы, что и затратный. Он может быть использован как дополнение к другим методам ценообразования.

3. Параметрический метод ценообразования, основанный на формировании цены на базе оценки и соотношения качественных параметров информационных продуктов.

Суть метода сводится к тому, что выбирается набор параметров (характеристик) качества продукта или услуги, определяющих их потребительские свойства. Например, для программного продукта это может быть функциональная полнота, удобство интерфейса, скорость решения задачи, надежность работы, достоверность результатов, наличие и качество помощи, наличие и качество документации, срок гарантии, организация консультаций, занимаемый объем памяти и др.

Подбирается несколько независимых экспертов или проводится изучение мнения пользователей и определяется с помощью экспертов важность каждого из параметров в баллах (по единой шкале оценок).

Этот метод позволяет определить цену на информационные продукты фирмы исходя из цен аналогичных продуктов и услуг на рынке с учетом соотношения качества этих продуктов и услуг.

Метод позволяет учитывать состояние цен на рынке, относительное качество информационных продуктов и услуг, но не учитывает их себестоимость.

4. Ценообразование на основе текущих цен применяется для информационных продуктов или услуг, которые хотят предложить на рынке. Выбираются аналоги и анализируются их текущие цены. Это позволяет определить «коридор» цен на продукты и услуги.

Далее в рамках «коридора» выбирается с учетом целей предприятия (фирмы) и свойств информационного продукта или услуги один из путей продаж:

1. по ценам более низким, чем у большинства конкурентов;

2. по ценам большинства конкурентов;

3. по самым высоким ценам в пределах «коридора». Так поступают, если в информационных продуктах или услугах есть уникальные свойства.

Данный метод позволяет учитывать рыночную ситуацию в целом и обойтись без анализа качества предлагаемого информационного продукта.

К недостаткам метода следует отнести игнорирование уровня себестоимости информационных продуктов и услуг.

5. Ценообразование на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли базируется на задаваемой величине прибыли (целевая прибыль). При этом анализируются выручка и издержки для определения уровня цен и объема продаж, обеспечивающих требуемую прибыль.

В реальной жизни применяют несколько методов, проверяя, таким образом, достоверность результатов расчетов и добиваясь получения наиболее правильного конечного решения о базовой цене информационных продуктов и услуг на рынке.

Стратегия ценообразования на информационном рынке представляет собой выбор возможной динамики изменения исходной цены информационного продукта или услуги, наилучшим образом соответствующей целям фирмы.

Стратегия строится в зависимости от того, устанавливается ли цена новый информационный продукт или на информационные продукты, уже имеющиеся на рынке.

Рассмотрим возможные стратегии поведения предприятий информатики на рынке:

1. Стратегия «снятия финансовых сливок» (skimming price policy), заключается в том, что фирма выводит свои информационные продукты на рынок по максимальной цене, добиваясь высокой величины покрытия.

В начальный период фирма ориентируются на богатых пользователей информационной продукции. Такая стратегия характерна для краткосрочных целей.

Стратегия будет эффективна, когда существует достаточно большой первоначальный спрос на информационные продукты, а сам спрос неэластичен, предприятие защищено от конкуренции, а цена поддерживает образ высокого качества информационных продуктов.

Данная стратегия поведения на информационном рынке подходит в большей степени для технических средств, чем для программных или информационных продуктов.

2. Стратегия прочного внедрения (penetration price policy) связана с установлением возможно низкой цены для завоевания определенной доли рынка и вытеснения конкурентов. Далее цена будет меняться с учетом рыночной ситуации. Предпочтительно, снизив издержки, снижать и цену, не теряя доходности. В дальнейшем, если продукция будет пользоваться спросом и утвердилась на рынке, цену можно постепенно повышать.

Данная стратегия эффективна при условии, что существует достаточно большой объем спроса, спрос эластичен, а низкая цена не заставляет думать потребителей, что предлагаемая продукция невысокого качества.

3. Стратегия установления цен на уже существующие товары, связанная с использованием стратегии скользящей падающей цены, эффективной при тех же условиях, что и стратегия «снятия финансовых сливок».

Чтобы не проиграть в конкуренции, надо продавать уникальные информационные услуги или проводить мероприятия по разработке новых информационных продуктов и услуг.

4. Стратегия преимущественной цены, суть которой состоит в достижении преимущества по отношению к конкурентам по издержкам или по качеству информационных продуктов, предлагаемых по более высоким ценам.

Ценовая тактика на информационном рынке состоит в том, что устанавливаются начальные цены на информационную продукцию и определяется направление ее желаемого изменения с учетом воздействия рынка на действия производителя. Интерес представляет установление психологически привлекательных цен. Для увеличения объемов продаж используются различные скидки, в том числе скидки за покупку большего количества товаров, оперативность платежей, а также периодические скидки в рекламных целях, скидки постоянным покупателям.

Цена информации в предпринимательской деятельности может также определяться как величина ущерба, который может быть нанесен фирме в результате использования коммерческой информации конкурентами или наоборот, дохода, который может быть получен фирмой в результате использования коммерческой информации.

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.