Иудаизм и политический сионизм — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Иудаизм и политический сионизм

2017-10-17 350
Иудаизм и политический сионизм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Возникшее главным образом как ответ на европейский антисеми­тизм движение политического сионизма, как это ни покажется странным, тоже стало вызовом традиционному иудаизму. Безус­ловно, иудаизм придает особое значение связи еврейского наро­да, потомков библейских патриархов Авраама, Исаака и Иакова со Святой землей, называемой также Эрец Исраэлъ (Земля Из­раиля). Эта идея красной нитью проходит сквозь Танах и другие религиозные тексты иудаизма. Поэтическими синонимами для обозначения этой страны служат слова «Иерусалим» — по имени ее священной столицы, и «Сион» — по названию горы в центре Иерусалима. В этом смысле показательны стихи из псалма № 136: «При реках Вавилона сидели мы и плакали, вспоминая о Сионе... Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя». После разрушения еврейской государственности укрепилась вера, что в свое время придет помазанник Божий Мессия, который вернет всех изгнанников в Эрец Исраэль. Как сказано в Книге пророка Иеремии (32:37): «Вот Я (Господь) соберу их из всех стран, в ко­торые Я изгнал их во гневе Моем и в ярости Моей и в великом негодовании, и возвращу их на место сие и дам им безопасное жи­тие». Почитание Святой земли было настолько велико, что счита­лось предпочтительным жить в ней среди неиудеев, чем за ее пре­делами среди иудеев. Самый торжественный праздник — Пасха — заканчивался пожеланием: «Следующий год в Иерусалиме!». Ве­рующие даже полагали за счастье окончить жизнь в Земле Израи­ля, а религиозные общины оказывали материальную помощь па­ломникам и отдельным переселенцам. Тем не менее воссоздание еврейской государственности считалось делом грядущего Мес­сии — посланца Божия.

В свою очередь, под влиянием успехов национально-освобо­дительных движений в Европе в XIX в. у представителей ассими­лированной в европейскую культуру еврейской интеллигенции стали развиваться идеи политического сионизма. Согласно их взглядам, евреи — это не просто религиозная община, но прежде всего народ, который, как и все народы, имеет право жить в своем государстве, естественно, не дожидаясь прихода Мессии. Главны­ми идеологами этого движения были немецко-еврейский публи­цист Мозес Гесс («Рим и Иерусалим», 1862 г.), сочетавший месси­анские идеи с коммунистическими, Лев Пинскер («Автоэмансипа­ция — призыв русского еврея к своим соплеменникам», 1882 г.), и особенно основатель сионистского движения Теодор Герцль, венский журналист, опубликовавший в 1896 г. ключевую работу «Еврейское государство». При этом Пинскер и Герцль допускали возможность того, что будущее еврейское государство может на­ходиться не на исторической родине иудаизма. Но традиция взя­ла свое, и после включения в сионистское движение выходцев из Восточной Европы, находившихся под сильным влиянием рус­ских социалистических движений, победила ориентация на Пале­стину. При этом первые сионисты, основавшие в Палестине киб- буцы — сельскохозяйственные поселения коммунистического ти­па, — были по своим убеждениям в основном нерелигиозными, а иногда и активными атеистами.

Первоначально против политического сионизма выступили как реформисты, так и подавляющее большинство представите­лей традиционного иудаизма, полагавших, что дело восстановле­ния еврейской государственности не может быть предметом уси­лий грешных людей. Но небольшая часть религиозных деятелей образовала в 1902 г. в Вильно объединение «Мизрахи», присоеди­нившееся к Всемирной сионистской организации. В ее воззвании утверждалось, что «Сион и Тора — это две святыни, дополня­ющие друг друга и нуждающиеся друг в друге». Главным идеоло­гом этого движения был переселившийся из России в Палестину Рав Кук. Он поддержал идеи политического сионизма, за что под­вергался резкой критике со стороны виднейших религиозных дея­телей. Катастрофа европейского еврейства во время Второй ми­ровой войны сгладила эти противоречия. Однако характерно, что в Декларации о провозглашении независимости государства Израиль от 14 мая 1948 г. отсутствует прямое упоминание Бога. Позднее стало известно, что атеисты отказывались подписывать документ с таким упоминанием, а верующие, естественно, требо­вали обратного. В ходе сложных переговоров в текст было вклю­чено нейтральное выражение «Оплот Израиля».

После создания государства Израиль отношения ортодоксаль­ного иудаизма с политическим сионизмом, олицетворяемым этим государством, можно охарактеризовать как весьма непростые. Среди критиков идей сионизма можно назвать много видных иу­дейских религиозных мыслителей: С. Гирша, И. Бревера, Г. Коге­на, И. Лейбовича и др. Характерно мнение Лейбовича, что госу­дарство, не реализующее идеи ортодоксального иудаизма, создает новый израильский народ, который не является продолжением прежнего еврейского. Электорат религиозных партий составляет около 20% еврейского населения Израиля. Эти партии представ­ляют как сионистов, так и несионистов. Несионистские религиоз­ные группы и движения полагают, что подлинное возрождение еврейского государства остается прерогативой Мессии. Напротив, религиозные сионисты активно поддерживают светские сионист­ские партии, но оспаривают их взгляды по религиозным вопро­сам. В целом большинство иудейских религиозных лидеров во всем мире положительно относится к государству Израиль, отка­зываясь при этом признавать его реализацией мессианской идеи.

Серьезным камнем преткновения между религиозными и свет­скими сионистскими партиями в Израиле являются, в частно­сти, вопросы иммиграционной политики. Религиозные ортодок­сы требуют считать имеющими безусловное право на иммигра­цию только тех, кто является евреем согласно иудейским религи­озным законам. Таковыми, по их мнению, можно считать детей матери еврейки или принявших иудаизм (гиюр) по правилам ор­тодоксального иудаизма. В свою очередь, сторонники светского сионизма требуют отмены многочисленных привилегий, предо­ставленных религиозным школам, отмены освобождения учащих­ся религиозных заведений от воинской обязанности и других льгот. Следует отметить, что среди израильских граждан находят отклик идеи активного атеизма и даже теория «ханаанизма» (от библей­ского названия страны Ханаан). Согласно этой теории, как это предполагал Лейбович, в Израиле формируется новая нация, не опирающаяся на прежние историческую и религиозную тради­ции.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.