Саадия Гаон и антикараимская полемика — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Саадия Гаон и антикараимская полемика

2017-10-17 290
Саадия Гаон и антикараимская полемика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Полемика с караимами оказалась весьма полезной для их против­ников, приверженцев Талмуда, называемых «раввинистами», или «раббанитами». Они успешно восстановили традиции изучения еврейского языка и восприняли идеи сочетания иудейской учено­сти и рационалистической философии, восходящие к воззрениям иудейско-эллинского философа I в. н. э. Филона Александрий­ского. Особую роль в этом сыграл уроженец Египта Саадия сын Иосифа (892-942). Он настолько прославился своими позна­ниями, что, вопреки обычаю, будучи уроженцем Египта, то есть иностранцем, был приглашен на должность гаона в Суру. Он воз­родил стремление согласовать разум и веру, науку и веру. Уже в возрасте 23 лет он написал сочинение против караимов «Опро­вержение Анана», в котором доказывал необходимость талмуди­ческих комментариев к законам Танаха, поскольку многое там из­ложено неясно, например ничего не говорится о воздаянии после смерти и воскресении мертвых. Поскольку у иудеев арабский язык постепенно стал вытеснять арамейский в качестве разговорного, Саадия перевел на арабский язык Танах и Мишну. Однако самым его главным трудом стал религиозно-философский трактат «Вера и познание» (Сефирот ве-деот), сыгравший огромную роль в по­следующем развитии еврейской философии. Как утверждал Саа- дия, Бог дает откровение как совокупность установленных истин, но разум человека может утвердить эти истины на основании соб­ственных наблюдений. В этом заключается значение наделенного разумной душой человека как венца творения, способного позна­вать истину и отличать добро от зла. Однако для практического руководства в этом деле людям даны десять заповедей. При этом человеку дана свобода воли, и отсюда следует его представление о воздаянии по заслугам. Хотя в земной жизни полное воздаяние по заслугам невозможно, но оно произойдет в будущей жизни. Саадия утверждает, что с пришествием Мессии произойдет вос­кресение мертвых, причем в телесном обличье. Затем на земле на­ступит Царство Божие. В своем труде он постоянно полемизиру­ет с сомневающимися и отрицает доводы караимов.

Труды Саадии и его последователей имели большое значение для укрепления талмудического иудаизма. Постепенно движение караимов идет на убыль. Теперь уже караимы изучают труды раввинистов и многое негласно перенимают. В последующие века между караимами и раввинистами не отмечается серьезных идео­логических конфликтов. В дальнейшем караимы переселились в Византию и через принадлежавший этой державе Крым в XIII-XIV вв. попали в Восточную Европу.

 

Масореты

 

Дискуссии между караимами и раввинистами сыграли еще одну положительную роль. Обе стороны привлекали внимание к из­учению языка Священного Писания, и особенно еврейской грам­матики. И те и другие нуждались в составлении точного, грамма­тически выверенного текста Священного Писания. Эту задачу выполнили поколения ученых, называемых «масореты» (евр. масора — передача). Масореты проверяли каждое слово каждого стиха Писания, составляли списки редких грамматических форм, выясняли их точное значение. Самая главная их заслуга состоит в том, что они разработали систему знаков, передающих звучание гласных в каждом слове. Ранее при записи еврейского слова ис­пользовались только буквы, передающие согласные звуки, так что можно было прочитать слово по-разному и часто только по контексту определить его точное значение. Сохранилось имя ди­настии масоретов, выполнивших эту грандиозную задачу, — се­мья бен-Ашер. Показательно, что, несмотря на то что, по некото­рым данным, они были караимами, плодами их труда пользуются их оппоненты — раввинисты. Окончательный текст Танаха, снаб­женный огласовками и всеми знаками, исключавшими разно­чтения, был закончен к X в. Следует отметить, что утвердилась система подстрочных значков (евр. некудот) огласовки текста, разработанная в палестинском городе Тивериаде. С тех пор в иу­дейских общинах используются только масоретские книги Та­наха.

Самым древним полным рукописным текстом масоретского Танаха является написанный на веллуме (телячьей коже) кодекс, датируемый 1008-1009 гг., который хранится в Российской на­циональной библиотеке в Санкт-Петербурге. Его официальное название Codex Leningradensis — Ленинградский кодекс. Эта ру­копись является основой для научных критических изданий Биб­лии. Установлено, что эта рукопись была скопирована с кодекса масорета Аарона бен-Ашера, написанного в первой половине X в. В следующем веке кодекс бен-Ашера попал в Египет, где его из­учал крупнейший иудейский философ и знаток Закона Маймонид, признавший его текст образцовым. Затем кодекс стал собственно­стью еврейской общины сирийского города Алеппо. В 1947 г. во время антиеврейского погрома синагога г. Алеппо была сожжена, и полагали, что кодекс погиб. Однако в 1958 г. выяснилось, что большая часть кодекса сохранилась и сейчас находится в изра­ильском музее — Храме Книги. Что касается масоретских руко­писей Пятикнижия, то самыми заметными сохранившимися ко­дексами являются манускрипт Британского музея, датируемый 895 г., и кодекс, хранящийся в Тбилиси, датируемый X-XI вв. К сожалению, домасоретских текстов Танаха до нас практически не дошло.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.