Основные Законы развития технических систем. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Основные Законы развития технических систем.

2017-10-17 296
Основные Законы развития технических систем. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЧТО ТАКОЕ ТРИЗ?

Метод проб и ошибок, которым пользовались и продолжают пользоваться специалисты, ограничивает эффективность их творческих действий. Любая работа, которую делает человек, должна иметь свою технологию, свои правила, выполнение которых обеспечивают достижение поставленной цели.

Поиск нового в технике это тоже работа и, пожалуй, одна из самых важных и трудных. К сожалению, для этой работы отсутствует, какая - либо технология и человек вынужден искать новые решения методом проб и ошибок, затрачивая на них многие месяцы и годы. С начала прошлого столетия были созданы многочисленные методики активации творческого мышления – мозговой штурм, синектика, метод контрольных вопросов, морфологический анализ и другие. Но все они представляли собой лишь усовершенствованный вариант метода проб и ошибок.

В 60 годах в России сформировалась, и начала стремительно развиваться Теория Решения Изобретательских Задач - ТРИЗ, в основе которой лежит использование объективно существующих в природе законов развития технических систем. Знание этих законов дает возможность любому думающему инженеру целенаправленно и без перебора вариантов получать изобретения высоких уровней. Творчество становится не уделом избранных, а уделом образованных. Однако, следует заметить, знание ТРИЗ не заменяет творческие способности человека, а только организует их и повышает эффективность использования.

Автором ТРИЗ является российский ученый - исследователь Генрих Саулович Альтшуллер. В настоящее время в России и за рубежом ТРИЗ развивается усилиями многих учеников и последователей Г.С. Альтшуллера. С помощью ТРИЗ уже созданы многие тысячи изобретений.

 

Многие положения и разделы ТРИЗ сегодня с успехом используются в педагогике, в научных исследованиях, медицине, бизнесе, рекламе, журналистике и во многих других областях деятельности человека.

 

* Основы системного мышления.

* Законы развития технических систем.

* Принципы и приемы устранения технических противоречий.

* Вепольный анализ.

* Стандарты

* Алгоритм выбора изобретательских задач - АВИЗ.

* Алгоритм решения изобретательских задач - АРИЗ.

* Функционально-стоимостной анализ на основе ТРИЗ.

* Операторы снижения инерции мышления.

* Система развития творческого воображения.

* Жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ)

Уровни творчества

Различают пять уровней творчества в технике:

Первый уровень - задача и средства ее решения находятся в приделах одной специальности.

Второй уровень - задача и средства ее решения находятся в приделах нескольких специальностей.

Третий уровень - задача и средства ее решения находятся в приделах одной науки.

Четвертый уровень - задача и средства ее решения находятся в приделах нескольких наук.

Пятый уровень - задача и средства ее решения находятся за приделами известных наук.

Для реализации изобретения высокого уровня должны быть выявлены и решены многочисленные задачи нижележащих уровней.

ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ

В основе творческого мышления лежит умение анализировать объект или событие в трех измерениях - во времени (прошлое, настоящее, будущее), в пространстве (система, подсистема и надсистема), и в изменениях взаимосвязей элементов (системных, подсистемных, надсистемных).

Видеть систему в будущем - это, значит, не делать ошибок в настоящем, видеть систему в прошлом - это, значит, не делать ошибок в будущем.

Для анализа проблемной ситуации и решения задач рекомендуется задействовать, как минимум, 9 мысленных экранов - сам объект (систему), то куда он входит (надсистему) и то из чего он состоит (подсистему). Причем рассматривать все эти экраны надо в прошлом, будущем и настоящем времени.

Решая изобретательскую задачу необходимо мыслить смело, широко и глобально, охватывая все системы в пространстве и во времени, а действовать, для получения максимального результата, осторожно, локально, с минимальными затратами и изменениями.

 

 

"Линия жизни" технической системы

В течение "своей жизни" техническая система переживает три этапа - зарождение, развитие и угасание. На этапе зарождения формируется только рабочий орган, появляются изобретения в небольших количествах, но очень высоких уровней. В систему вкладываются большие финансовые средства, но она пока не приносит прибыли. По мере формирования остальных частей системы наступает период ее расцвета, - она становится экономически выгодной, бурно развивается, внедряются изобретения, в основном, средних уровней.

Но вот наступает момент, когда рабочий орган системы останавливается в развитии, так как исчерпаны все его резервы. Этот период характеризуется стремлением системы резко увеличить свои габаритные размеры и мощность. Появляется масса изобретений, но все они мелкого или мельчайшего уровня - система полностью выбрала свои ресурсы. Развиваются все части, кроме рабочего органа, возникают и все более обостряются противоречия с надсистемой, в том числе с экологической. Вкладывание средств в развитие старой системы не приводит к положительным результатам.

И вот, на смену старой приходит новая система, с принципиально новым рабочим органом и все повторяется с начала...

ВЕПОЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

 

ВЕПОЛЬНЫЙ АНАЛИЗ входит составной частью в теоретический фундамент ТРИЗ и

наравне с законами развития ТС (технических систем) является мощным решательным инструментом.

В процессе накопления опыта решения задач было выявлено, что многие задачи имеют одинаковую структуру, следовательно, и структура их решения может быть одинаковой.

Независимо от природы объекта, в котором возникла задача, вепольный анализ на формальном уровне помогает выявить структуры рассматриваемой задачи и, в соответствии с ней, выбрать структуры необходимого технического решения.

Практически в любой очищенной задаче всегда имеется ярко выраженная конфликтная (оперативная) зона – зона, в которой происходят какие-либо нежелательные события (явления). В этой зоне, как правило, находятся два вещества (В1и В2) и какое-либо поле (П) с помощью которого эти два вещества взаимодействуют между собой. Анализ этих взаимодействий и внесение в них нужных (типовых) изменений и является основной целью Вепольного анализа.

Примечание

Слово «веполь» образовано из двух слов – «вещество» и «поле», при этом под веществом понимается любой вещественный объект (вещество в химическом смысле, какая либо деталь машины или ее узел), а под полем – не только физические поля, но и всевозможные технические поля- механические, акустические, тепловые и т.д.

Графически веполь изображается в следующем виде

П (поле)


В1 В2

(вещество1) (вещество2)

 

Линии обозначают типы взаимодействий, которые могут быть:

– однонаправленными

- обоюдными

- вредными

- отсутствующими

 

В конфликтной (оперативной) зоне всегда присутствует веполь, но он может быть ПОЛНЫМ или НЕПОЛНЫМ.

Неполный веполь необходимо достроить, введя в него недостающее поле (П) или недостающие вещества - (В1 или В2).

Полный веполь содержит в себе два вещества и поле.

Полный веполь может быть ПОЛЕЗНЫМ или ВРЕДНЫМ.

Полезный веполь необходимо усилить или развить.

Вредный веполь необходимо нейтрализовать или уничтожить.

 

Все веполи делятся на два класса- ИЗМЕНИТЕЛЬНЫЕ И ОБНАРУЖИТЕЛЬНЫЕ.

Изменительные веполи предполагают проведение работ связанных с изменениями системы, то есть замену веществ или полей в них и могут быть простыми, сложными или форсированными.

Обнаружительные веполи предполагают проведение работ, связанных с получением информации о состоянии имеющихся веществ или полей.

Они так же могут быть простыми, сложными и форсированными.

 

Общее развитие вепольных систем можно представить в следующем виде

 

КОМПЛЕКСНЫЙ ФОРСИРОВАННЫЙ  

НЕПОЛНЫЙ ПОЛНЫЙ СЛОЖНЫЙ ФОРСИРОВАННЫЙ

 

Основные правила вепольного анализа.

 

1. Если одно вещество вредно действует на другое, то между ними вводится третье вещество, которое является видоизмененным состоянием одного из двух имеющихся веществ.

2. Если поле вредно действует на вещество, то между ними вводят второе поле, нейтрализующее его действие, или вводят третье вещество, которое оттягивает на себя действие вредного поля.

3. В обнаружительном веполе должно быть второе поле, которое порождает одно из веществ и которое является носителем информации о происходящих изменениях.

 

На основе вепольного анализа создан перечень стандартных решений который может быть эффективно использован в инженерной практике.


Стандарты.

ЧТО ТАКОЕ ТРИЗ?

Метод проб и ошибок, которым пользовались и продолжают пользоваться специалисты, ограничивает эффективность их творческих действий. Любая работа, которую делает человек, должна иметь свою технологию, свои правила, выполнение которых обеспечивают достижение поставленной цели.

Поиск нового в технике это тоже работа и, пожалуй, одна из самых важных и трудных. К сожалению, для этой работы отсутствует, какая - либо технология и человек вынужден искать новые решения методом проб и ошибок, затрачивая на них многие месяцы и годы. С начала прошлого столетия были созданы многочисленные методики активации творческого мышления – мозговой штурм, синектика, метод контрольных вопросов, морфологический анализ и другие. Но все они представляли собой лишь усовершенствованный вариант метода проб и ошибок.

В 60 годах в России сформировалась, и начала стремительно развиваться Теория Решения Изобретательских Задач - ТРИЗ, в основе которой лежит использование объективно существующих в природе законов развития технических систем. Знание этих законов дает возможность любому думающему инженеру целенаправленно и без перебора вариантов получать изобретения высоких уровней. Творчество становится не уделом избранных, а уделом образованных. Однако, следует заметить, знание ТРИЗ не заменяет творческие способности человека, а только организует их и повышает эффективность использования.

Автором ТРИЗ является российский ученый - исследователь Генрих Саулович Альтшуллер. В настоящее время в России и за рубежом ТРИЗ развивается усилиями многих учеников и последователей Г.С. Альтшуллера. С помощью ТРИЗ уже созданы многие тысячи изобретений.

 

Многие положения и разделы ТРИЗ сегодня с успехом используются в педагогике, в научных исследованиях, медицине, бизнесе, рекламе, журналистике и во многих других областях деятельности человека.

 

* Основы системного мышления.

* Законы развития технических систем.

* Принципы и приемы устранения технических противоречий.

* Вепольный анализ.

* Стандарты

* Алгоритм выбора изобретательских задач - АВИЗ.

* Алгоритм решения изобретательских задач - АРИЗ.

* Функционально-стоимостной анализ на основе ТРИЗ.

* Операторы снижения инерции мышления.

* Система развития творческого воображения.

* Жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ)

Уровни творчества

Различают пять уровней творчества в технике:

Первый уровень - задача и средства ее решения находятся в приделах одной специальности.

Второй уровень - задача и средства ее решения находятся в приделах нескольких специальностей.

Третий уровень - задача и средства ее решения находятся в приделах одной науки.

Четвертый уровень - задача и средства ее решения находятся в приделах нескольких наук.

Пятый уровень - задача и средства ее решения находятся за приделами известных наук.

Для реализации изобретения высокого уровня должны быть выявлены и решены многочисленные задачи нижележащих уровней.

ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ

В основе творческого мышления лежит умение анализировать объект или событие в трех измерениях - во времени (прошлое, настоящее, будущее), в пространстве (система, подсистема и надсистема), и в изменениях взаимосвязей элементов (системных, подсистемных, надсистемных).

Видеть систему в будущем - это, значит, не делать ошибок в настоящем, видеть систему в прошлом - это, значит, не делать ошибок в будущем.

Для анализа проблемной ситуации и решения задач рекомендуется задействовать, как минимум, 9 мысленных экранов - сам объект (систему), то куда он входит (надсистему) и то из чего он состоит (подсистему). Причем рассматривать все эти экраны надо в прошлом, будущем и настоящем времени.

Решая изобретательскую задачу необходимо мыслить смело, широко и глобально, охватывая все системы в пространстве и во времени, а действовать, для получения максимального результата, осторожно, локально, с минимальными затратами и изменениями.

 

 

"Линия жизни" технической системы

В течение "своей жизни" техническая система переживает три этапа - зарождение, развитие и угасание. На этапе зарождения формируется только рабочий орган, появляются изобретения в небольших количествах, но очень высоких уровней. В систему вкладываются большие финансовые средства, но она пока не приносит прибыли. По мере формирования остальных частей системы наступает период ее расцвета, - она становится экономически выгодной, бурно развивается, внедряются изобретения, в основном, средних уровней.

Но вот наступает момент, когда рабочий орган системы останавливается в развитии, так как исчерпаны все его резервы. Этот период характеризуется стремлением системы резко увеличить свои габаритные размеры и мощность. Появляется масса изобретений, но все они мелкого или мельчайшего уровня - система полностью выбрала свои ресурсы. Развиваются все части, кроме рабочего органа, возникают и все более обостряются противоречия с надсистемой, в том числе с экологической. Вкладывание средств в развитие старой системы не приводит к положительным результатам.

И вот, на смену старой приходит новая система, с принципиально новым рабочим органом и все повторяется с начала...

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ.

Определение технической системы (ТС) –


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.