Греческий эпос оказал большое влияние на последующую европейскую литературу, а Гомер явился творцом эпической техники. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Греческий эпос оказал большое влияние на последующую европейскую литературу, а Гомер явился творцом эпической техники.

2017-10-17 622
Греческий эпос оказал большое влияние на последующую европейскую литературу, а Гомер явился творцом эпической техники. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Керамика

Наиболее распространенным видом изобразительного искусства в гомеровский период была вазовая роспись, в которой господствовал геометрический стиль (схематический, однообразный узор). Лучшими образцами этого стиля являются надгробные амфоры, найденные в Афинах (9 в.до н.э.). Поверхность этих сосудов разделена на декоративные пояса, образованные геометрическими узорами: треугольниками, звездочками и т.д. Сцены на вазах переносят нас в мир гомеровских героев: плывут по морю суда с гребцами, идет жестокая битва, происходят пышные похороны героев, бьются кулачные бойцы и т.д.

 

Архаический период

Архаическая эпоха – время наиболее интенсивного развития античного общества, когда окончательно определились специфические особенности цивилизации античного типа. Греция уже далеко обогнала в своем развитии все соседние страны, в т.ч. и государства Передней Азии, которые раньше шли в авангарде культурного прогресса человечества. В архаическую эпоху были заложены основы: Классического рабства; системы денежного обращения и рынка; основной формой политической организации полиса; концепции суверенитета народа и демократической формы правления. Тогда же были разработаны этические нормы и принципы морали, эстетические идеалы античности. В этот период зародились основные феномены античной культуры: философия и наука, главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура, олимпийские и прочие игры.

Игры

Отличительной особенностью культуры древних греков был агон, т.е. состязательное начало. Знатные аристократы в поэмах Гомера состязаются в силе, ловкости и упорстве, и победа в этих соревнованиях может принести лишь славу, а не материальные блага. Формирование представлений об агоне дало начало различным играм, носившим аристократический характер (участвовать в играх ни рабы, ни полусвободные, ни иноземцы не могли). Древнейшими и самыми важными были игры, устроенные впервые в 776 г. до н.э.в честь Зевса Олимпийского и с тех пор повторявшиеся каждые 4 года. Местом проведения игр была Олимпия в Пелопоннесе. Они продолжались 5 дней, и на это время по всей Греции провозглашался священный мир. Наградой победителю была оливковая ветвь. Атлет трижды одержавший победу в играх получал право на установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского. Атлеты состязались в беге, кулачной борьбе, беге на колесницах. Позже к Олимпийским играм добавились Пифийские игры в Дельфах (в честь Аполлона) – наградой победителю служил лавровый венок, Истмийские игры (в честь бога Посейдона) на Коринфском перешейке, где наградой был венок из сосновых веток. Участники всех игр выступали нагими, поэтому женщинам под страхом смертной казни запрещалось присутствовать на играх, зато прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческого искусства.

Письменность и литература

Одним из наиболее важных факторов греческой культуры 8-6 вв. до н.э. по праву считается новая система письменности. Через посредство финикийцев греки приняли семитский алфавит, усовершенствовав его путем добавления нескольких знаков для обозначения гласных. Алфавитное письмо было удобнее древнего слогового письма микенской эпохи: оно состояло из 24 знаков. Греческий алфавит имел ряд вариантов, наиболее распространенным из низ был ионийский, принятый, в частности, в Афинах.

В архаический период сформировалось новое течение в греческой литературе. Эпоха героев ушла вместе с Гомером, теперь внимание поэтов привлекают сегодняшняя жизнь, чувства и переживания отдельного человека. Этот жанр получает название лирики.

Появление и развитие лирической поэзии связано с именем Архилоха с острова Парос. С невиданной прежде силой он передал в своих стихах и порывы страсти, и оскорбленное самолюбие, и желание мести, и готовность стойко переносить превратности судьбы. Архилох ввел в литературу новые размеры – ямб и трохей.

Анакреонт с острова Теос остался в памяти человечества как певец дружеских пиров и любви. Именно его лирика создала известный всем образ веселых, радостно и безмятежно пирующих греков.

Лучших своих представителей архаическая лирика обрела на острове Лесбос на рубеже 7-6 вв.до н.э. Это поэт Алкей и поэтесса тончайшего лирического дарования Сафо, известная как автор любовных стихов. Древняя Спарта стала центром развития хоровой лирики, одной и наиболее часто встречающейся форм которой был дифирамб – песнь в честь бога Диониса.

Во всем греческом мире распространилась слава о поэте Пиндаре, воспевавшем высшую добродетель – арете – врожденное свойство аристократа, означавшее доблесть, физическое совершенство, благородство и достоинство.

 

 

Архитектура

В эпоху архаики уже возникли основные типы и формы греческого искусства, которые затем получат развитие в классический период. Все достижения греческой архитектуры ого времени, и конструктивные и декоративные, связаны со строительством храмов.

Типичными образцами дорических построек архаической эпохи были храмы Аполлона в Коринфе и Посейдона в Пестуме. Об ионических храмах этой эпохи мы знаем больше из античной литературы: значительная их часть была уничтожена. Так, во всем греческом мире славилось святилище Артемиды в г.Эфесе в Малой Азии (одно из семи чудес света), храм Геры на о.Самос, Аполлона в Дидимах. Особенностью архаических храмов была богатая полихромная роспись (многоцветная). Древняя Греция была родиной мраморных сооружений, но отнюдь не только сверкающих белизной, как иногда думают. Шедевры античной архитектуры блистали всем разноцветьем красок: красной, синей, золотой, зеленой на фоне сияющего солнца и лучезарного неба.

Скульптура

Скульптура архаического периода отличалась несовершенством. Это так называемые куросы («юноши»), именуемые также архаическими Аполлонами. До нашего времени дошло несколько десятков таких статуй. Наиболее известная – мраморная фигура Аполлона из Теней. На устах его играет характерная для скульптуры той поры условная «архаическая улыбка», глаза широко раскрыты, руки опущены и сжаты в кулаки. Архаические женские статуи представлены так называемыми корами («девушками») в длинных ниспадающих одеждах. Головы девушек украшены локонами, сами статуи полны изящества и грации. К концу 6 в. до н.э. греческие скульпторы постепенно научились преодолевать первоначально свойственную их статуям статичность.

Керамика

Богатую картину повседневного быта обитателей Эллады рисует искусство вазовой росписи 7-6 вв. до н.э., ярко свидетельствующее о любви греков к цвету и краскам. Формы сосудов стол же различны как и их функции. Наряду с кратерами для смешивания вина, пифосами и амфорами для хранения оливкового масла, вина и зерна, изготовлялись и маленькие флакончики для благовоний, тарелки, большие блюда.

В 6 в. до н.э.греческая вазовая живопись начинает освобождаться от восточных влияний. Причудливый живописный декор, напоминающий рисунки на восточных коврах или тканях уступает место сценам взятым из жизни. Набольшего развития новый, чернофигурный стиль достиг в Халкиде и в Афинах.

Приблизительно с середины 6 в. до н.э. была открыта техника краснофигурной росписи. Вместо черных фигур на светлом фоне стали изображать светлые фигуры на темном фоне. Из известных мастеров краснофигурной живописи стоит упомянуть Эвтимида и Эвфрония. Помимо сцен из мифологии и гомеровского эпоса на вазах запечатлены повседневные занятия и развлечения древних эллинов. Мы видим юношей, занимающихся спортивной борьбой, флейтисток и танцовщиц, мастерскую ремесленника, школу, веселый пир. Стремление к реализму в изображении, к гармонии между изображенными фигурами и формой сосуда делает керамику именно этого периода особенно ценной в глазах знатоков искусства.

ВЫСОКАЯ КЛАССИКА

Высшей точки экономического, политического и культурного подъема Греция достигла в середине 5 в. до н.э.

В начале 5 в. до н.э. центр политической и культурной жизни греческого мира переместился из Малой Азии и островов Эгейского моря в континентальную Грецию и особенно в центр Аттики – Афины. Афинское государство стало источником политических и культурных влияний и своеобразным законодателем моды. Правители Афин, прежде всего Перикл, стремились сделать родной город крупнейшим культурным центром Эллады. Средоточием всего ценного и прекрасного в греческом мире.

Кипучая общественная жизнь отличала Афины середины 5 в. до н.э. Все полноправные граждане полиса участвовали в народном собрании экклесии, обладавшем высшей властью. Афинское государство заботилось и о культурном досуге своих граждан, давая им возможность участвовать в празднествах, посещать театр. Малоимущим из казны выплачивали театральные деньги – теорикон – на посещение театра. В Афинах существовала и развитая система образования: дети с 7 до 16 лет получали образование в частных платных школах: преподавались грамота, литература, музыка, математика. Большое внимание уделялось физическому воспитанию. Многочисленные гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи превратили занятия спортом из привилегии знати в право любого афинского гражданина. Целью образования было всестороннее развитие личности. Здесь греки опередили другие народы не только древности, но и более поздних эпох. В Афины 5 в. до н.э., где существовали наилучшие тогда условия для свободного творчества, стремились ученые и художники из других греческих городов.

Архитектура

В классический период греческая архитектура и искусство переживают эпоху наивысшего расцвета, причем, главным центром художественного творчества были Афины.

В архитектуре окончательно оформляется классический тип периптерального храма. Наибольшего размаха монументальное строительство достигло в Афинах. За неполных два десятилетия (445 – 427 г. до н.э) в Афинах был воздвигнут великолепный архитектурный ансамбль Афинского Акрополя, ставший символом античной Греции. Возведенный в честь победы греков над персами он был средоточием замечательных творений афинских зодчих и скульпторов, символом демократического, свободного государства. Даже сейчас в развалинах, этот памятник сохраняет свою гармонию и величавость.

Строительными работами и украшениями Афинского Акрополя в 5 в. до н.э. руководил замечательный скульптор Фидий, друг Перикла. Гордо возвышаются здесь колонны самого большого храма Акрополя – Парфенона, посвященного богине Афине – Деве. История сохранила имена его создателей - Иктин и Калликрат. Построенный из светлого мрамора, окруженный 46 колоннами дорического ордера и обрамленный ионическим фризом, Парфенон был воплощением гармонии и строгости. В сочетании дорического и ионического стилей были выполнены величественные ворота, ведущие на Акрополь, - Пропилеи (архитектор Мнесикл). В архитектуре небольшого и очень изящного храма Афины – Ники Аптерос преобладали ионические черты. В ионическом ордере был построен своеобразный по замыслу храм в честь Афины, Посейдона и героя Эрехтея – Эрехтейон – образец редко встречающегося в греческой архитектуре храма с ассиметричным планом. Каждый из его фасадов оформлен по-разному. Особенно живописен южный – вместо колонн там стоят шесть женских фигур – знаменитые кариатиды.

Архитекторы Парфенона учли также несовершенство человеческого зрения. Колонны храма отстоят друг от друга на неравное расстояние, угловые колонны чуть массивнее внутренних, и все колонны немного наклонены внутрь к стенам здания – от этого они выглядят стройнее и выше. В Парфеноне все чуть – чуть изогнуто, чуть – чуть искривлено, все рассчитано на то, чтобы отдельные части сооружения выглядели идеально правильными и гармоничными.

Скульптура

Своего совершенства греческая пластика достигла во Фризах Парфенона (работа Фидия и его учеников). Он считается одной из вершин классического искусства.

Внутри Парфенона в обширном, окрашенном в синий и красный цвета зале, стояла 12-ти метровая статуя Афины – Девы. Богиня была изображена в образе прекрасной женщины, высеченной из слоновой кости и золота. Из чистого золота была сделана одежда богини, а её шлем, волосы и щит были выполнены из золотых пластин. В глазницы были вставлены драгоценные камни – сапфиры. Эта культовая статуя была творением великого Фидия, воплотившего в образе Афины – Девы величие родного города. Фидий явил миру новый образ Афины – богини – воительницы и богини мудрости – истинной покровительницы находящегося на вершине своей славы и могущества афинского полиса.

Идеал человеческой личности был воплощен Фидием и в другой его знаменитой статуе Зевса Олимпийского (для храма в Олимпии). Высота статуи 14 м. Грозный бог был изображен величаво сидящим на троне, но его мягкий и глубоко человечный взгляд не соответствовал образу жестокого и мстительного царя богов. Доброе и кроткое лицо Зевса в изображении Фидия как будто воплощало идею мудрости и человеколюбия. Статуя Зевса также была сделана из золота и слоновой кости и причислялась к семи чудесам света.

Скульптура в целом переживает период бурного расцвета. На смену двум типам фигур куросу и коре приходит гораздо большее разнообразие типов; скульпторы стремятся к передаче сложного движения человеческого тела.

Утверждение достоинства и величия человека и гражданина – главный мотив греческой скульптуры эпохи классики. Два великих современника Фидия – Мирон и Поликлет – прославились созданием скульптурных образов атлетов – победителей. Их излюбленным материалом была бронза. Всемирно известен «Дискобол» Мирона, в котором прекрасно передан момент движения тела и преодолена идущая от архаического периода статичность. Мирон был первым среди греческих скульпторов, кому удалось показать динамику человеческого тела.

Третий знаменитый скульптор 5 в.до н.э. – Поликлет – определил совершеннейшие пропорции человеческого тела и передал их в пластике. Установленный им канон более 100 лет господствовал в греческом искусстве, пока ему на смену не пришёл в 4 в. до н.э. новый, открытый скульптором Лисиппом.

Согласно канону Поликлета длина ступни должна составлять 1\6 длины тела, высота головы – 1\8. Эти и другие соотношения соблюдены в фигуре «Дорифора» (Копьеносца), воплотившего в себе идеал мужской красоты. Бронзовые статуи Мирона и Поликлета не сохранились до нашего времени, дошли лишь римские мраморные копии.

Театр

Эпоха архаики выразила себя в лирике, 5 в. до н.э., когда культурным центром сделались Афины, выразил себя в трагедии и комедии.

Трагедия (в переводе буквально – «песнь козлов») возникла их хоровой песни, из дифирамба, распевавшегося «сатирами», одетыми в козлиные шкуры и изображавшими веселых спутников бога вина Диониса. В Афинах существовал ежегодный общегосударственный праздник Великих Дионисий, во время которого разыгрывались сцены из мифов в сопровождении хора сатиров. В 5 в. до н.э. к хору были добавлены три актера, ведущие с ним диалог – так возникла драма – театральное действо.

Театр занимал совершенно особое место в жизни греков, он был общественным институтом и имел дидактические (воспитывающие) функции.

Греческий театр во многом отличался от современного. Во-первых, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Финансирование и организация театрального представления были одной из обязанностей наиболее богатых граждан. Во-вторых, само устройство греческого театра было своеобразным и напоминало скорее современный стадион. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке – орхестре. Скамьи для зрителей вырубались прямо в каменистых склонах холма, у подножия которого устраивалась орхестра. Этот простейший зрительный зал назывался у греков театроном. В таком огромном открытом театре нельзя было рассмотреть ни мимику актеров, ни деталей их костюмов, поэтому актеры выступали в масках, обозначающих либо сценический тип персонажа (царь, жрец, женщина и пр.), либо душевное состояние или характер (радость, горе, надменность, отчаяние и т.д.). Приходилось увеличивать и фигуру актера, который для этого надевал обувь на высокой платформе (котурны). В греческом театре почти не было декораций.

Как и в других областях греческой культуры, в театре присутствовал агон (состязательность). Театральные постановки шли три дня подряд, во время празднования Великих Дионисий. Давали обязательно три трагедии и одну комедию. В каждом представлении участвовали три драматурга, а зрители должны были определить лучшую постановку, лучшего актера и лучшего организатора представления. В заключительный день праздника победители получали награды.

Всемирную славу аттической трагедии принесли три величайших афинских драматурга – Эсхил, Софокл и Еврипид. Эсхил (трагедии: «Персы», «Прикованный Прометей» и др.) побеждал в состязаниях драматургов 13 раз. Главная тема его трагедий – проблема моральной ответственности за причиненное зло. Софокл признавался лучшим трагиком 24 раза. Созданные им художественные образы – царь Эдип, Антигона, Электра – глубоко человечны. Творчество младшего из трех знаменитых драматургов – Еврипида – отличалось пристальным интересом к человеческой личности, её индивидуальности, её влечениям и порывам, радостям и страданиям. Созданные им образы, особенно женские (Медея, Федра), отличались глубиной психологических характеристик.

Расцвет аттической комедии связан с творчеством Аристофана («Всадники». «Осы», «Облака», «Лягушки», «Мир», «Лисистрата» и др.). Сюжеты комедий Аристофана взяты из тогдашней политической жизни Афин. Это и отличает комедию с её язвительной сатирой и политической заостренностью от классической трагедии с её интересом к легендарному мифологическому прошлому древних греков.

 

КУЛЬТУРА IV В. ДО Н.Э.

С начала 4в. до н.э. полисная жизнь греков начинает клониться к упадку. Кровопролитные войны, политическая нестабильность, внутриполисная борьба подрывали его основу – союз равноправных граждан. Реакцией на эти проблемы было ослабление полисного патриотизма, нарушение традиционных связей государства и гражданина. Ослаблением греческих государств воспользовался северный сосед греков – молодое государство Македония, покорившее Грецию в 338 г. до н.э.

Однако политико – экономический кризис не означал упадка культуры. В этот период творили такие выдающиеся мыслители древности, как Платон и Аристотель, на небывало высокий уровень поднялось ораторское искусство, а изобразительное искусство, особенно скульптуру, прославили в то время шедевры Праксителя и Скопаса.

Архитектура

В 4 в. до н.э. центр архитектуры переместился в Малую Азию, которая вновь переживает период расцвета. В материковой Греции господствовал дорический стиль, но с более легкими пропорциями, чем прежде. В малоазийских же городах сохранился стиль ионический, в котором творил талантливый зодчий Пифей, построивший в городе Приене храм Афины. Он же впервые в истории архитектуры воздвиг такую монументальную постройку как Мавзолей – грандиозную гробницу карийского царя Мафсола и его жены Артемисии в городе Галикарнассе (одно из семи чудес света).

В зодчестве 4 в. до н.э.ведущую роль играли уже не храмовые сооружения, а постройки светского характера – театры, помещения для собраний, палестры, гимнасии.

Скульптура

Скульптура 4 в. до н.э. передавала, по сравнению с творчеством великих афинских скульпторов 5 в. до н.э., больше индивидуальных черт. На смену величавости, достоинству, даже некоторой суровости классического стиля пришли другие тенденции - драматический пафос, лиризм, задушевность и грациозность. Их воплотили в своем творчестве Скопас («Ме нада», «Амазономахия»), Пракситель («Отдыхающий сатир», «Аполлон», «Афродита Книдская»), и Лисипп («Апоксиомен»), передавшие тончайшие оттенки движения человеческой души, настроения.

Имя афинянина Леохара связано с произведением – «Аполлоном Бельведерским». Изысканность и эффектность Аполлона приводили в восхищенияе художников эпохи Возрождения, считавших его эталоном классического стиля.

 

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Эллинистической цивилизацией принято называть новую ступень в развитии материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальной жизни народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих районов. Начало эллинистической эпохи положили походы Александра Македонского и завоевание им территории бывшей Персидской державы и (включая Египет, Месопотамию, Малую и Среднюю Азию).

 

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА.

Дальнейшее развитие античной культуры и цивилизации происходило в рамках тысячелетней истории «вечного Рима» - государства, которое прошло путь от маленькой крестьянской общины на р.Тибр до огромной, мировой державы, владыки всего мира. Римская цивилизация была эпохой расцвета античной культуры и вместе с тем её последней страницей.

Римская культура, просуществовавшая более двенадцати веков (8 в. до н.э. – 5 в. н.э.), была явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Рим позже, чем Греция, вступил на арену мировой истории и был столицей необъятной империи, охватившей все территории, примыкавшая к Средиземноморью. Само слово «Рим» было синонимом величия, славы, военной доблести, богатства и высокой культуры. «Все дороги ведут в Рим», - гласила известная поговорка, ибо со всего света устремлялись туда многочисленные путешественники, купцы, любители приключений и искатели сокровищ. Весть о падении «вечного города» (476 г.н.э.) была подобна удару грома и произвела неотразимое впечатление на современников.

В формировании римской культуры приняли участие многие народы и племена, подчинившиеся римской власти – население Италии, греческих областей, эллинистических государств (Египет, Пергам и пр.). Но греческие и восточные влияния творчески перерабатывались в соответствии с римской системой ценностей. В свою очередь Рим также оказал значительное влияние на завоёванные им эллинистические территории. Так формировался синтез греческой и римской культур. Результатом которого стало позднеантичная греко – римская культура, лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.

Римскую идеологию и систему ценностей определял прежде всего патриотизм, выражавшийся не только в готовности пожертвовать жизнью за родину, но и в высоком уважении и любви к её героическому прошлому, традициям предков. В Риме всегда господствовало представление об особой

богоизбранности римского народа. Делами достойными римлянина, особенно знатного, признавались политика, война, земледелие и правотворчество. Римская ментальность (духовность, способ мышления, склад ума) резко отличалась от греческой. Если греки были изумительно одаренным народом в области художественного творчества, то римляне имели наибольшие способности к практической деятельности. Эта главная черта римского склада характера наложила отпечаток на римскую культуру. Римляне были хорошими, дисциплинированными солдатами, прекрасными организаторами и администраторами, законодателями и юристами. Больших успехов они достигли также в области градостроительства и городского благоустройства, они были прекрасными сельскими хозяевами. Римляне явились также создателями выдающихся памятников архитектуры, поражающих совершенством инженерной техники.

История римской культуры делится на следующие периоды, соответствующие основным этапам истории Древнего Рима:

  1. Ранний, или царский, Рим (8 – 6 вв. до н.э.)
  2. Ранняя Римская республика (5 – 4 вв. до н.э.)
  3. Римская республика (3-1 вв. до н.э.)
  4. Расцвет Римской империи (1-2 вв.н.э.)
  5. Упадок Римской империи (3-5 вв.н.э.)

 

 

РАННИЙ РИМ

В первые века 1 тыс.до н.э. территорию Апеннинского полуострова насели италийские индоевропейские племена, разделявшиеся в этническом и языковом отношении на несколько групп. На формирование раннеримской культуры наибольшее влияние оказали племена латинов, обитавшие в области Лаций (там и возник г. Рим).

Кроме италиков, на полуострове жили племена этрусков и греки. Последние передали латинам более совершенные методы земледелия, полисную систему государственного устройства и свой алфавит, на основе которого была создана латинская письменность.

Важная роль в становлении римской государственности и культуры принадлежала этрускам.

Этруски

Из племен, населявших Италию в 1 тыс. до н.э., высококультурным народом были этруски. Их цивилизация красочно описана античными историками и представлена в многочисленных памятниках.

Этруски были опытными земледельцами и ремесленниками, они производили своеобразную керамику – «буккеро»: сосуды обжигались до черного цвета, затем полировались и украшались рельефными изображениями животных и птиц. Знаменитым было также этрусское художественное бронзовое литье. Этрусская керамика и разнообразные изделия из металла находили широкий сбыт в самой Италии, Греции, Карфагене и других местах.

Расцвет этрусской культуры приходится на 7 – 6 вв.до н.э. Уровень развития производительных сил у этрусков для того времени был очень высок. Их города имели регулярную планировку, мощеные улицы, хорошую систему канализации, множество храмов на каменных фундаментах. Почти все достижения этрусков в строительном деле в последствии заимствовали римляне.

Особенно сильным было культурное влияние этрусков на Рим в 6 в. до н.э. – в период правления трех последних римских царей. Но в целом, не смотря на многочисленные влияния и заимствования, ранняя римская культура выросла на местной, италийской почве и была в достаточной степени самобытной.

Рим эпохи царей

Центр будущей великой державы – город Рим – возник в Лации, в средней Италии, в нижнем течении реки Тибр. Ранняя история Рима окутана преданиями и туманом легенд. Известно, что первые поселения появились на одном из семи римских холмов – Палатине (10 в. до н.э.), затем постепенно были заселены остальные. В обширной низине между ними возник Форум – будущее ядро Рима. Археологи обнаружили там следы погребений, керамику, погребальные урны в форме хижин, оружие и украшения.

Античная традиция, переданная римскими историками и поэтами, приписывает основание г.Рима легендарному Ромулу и относит это событие к 754\3 г. до н.э. Согласно этой традиции Ромул, потомок легендарного троянца Энея, задумал основать новый город. Он обозначил, по этрусскому обычаю, его границы бороздой, пропаханной плугом с бронзовым лемехом. После убийства своего брата Рема во время ссоры Ромул стал первым римским царем, а новый город получил его имя.

По преданию, в Риме в 8 – 6 вв.до н.э. правили 7 царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый.

Особое значение в истории раннего Рима и его культуре имеет время правления трех последних римских царей, которые происходили из этрусков и в отличие от остальных царей, были реальными историческими лицами. При этрусской династии Рим стал преображаться. Были произведены работы по осушению болотистого Форума, там были построены торговые ряды и портики. На Капиталийском холме был воздвигнут храм Юпитера. Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. При последнем царе - Тарквинии Гордом – в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба – Великая клоака (cloaca maxima), которая служит «вечному городу» и поныне.

Согласно античной традиции в 510 г.до н.э. произошло изгнание из Рима Тарквиния Гордого. Управление было объявлено «общенародным делом» (respublica).

 

РАННЯЯ РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Раннее Римское государство приобрело основные черты полиса. Римская республика была аристократической и патрицианской. Римская культура 5-6 вв. до н.э. формировалась и крепла, впитывая в себя различные влияния, прежде всего этрусские и греческие. Шло развитие латинского языка и письменности, в Риме распространялась грамотность, развивалась риторика, велось большое строительство. В 4 в. до н.э. в Риме укоренился обычай трехсложного составного имени (Гай Юлий Цезарь, Марк Лициний Красс). Римские имена состояли из личного (собственного), называемого praenomen, родового имени – nomen и фамильного (прозвища) – cognomen. Начиная с 4 в до н.э. когномен стал передаваться по наследству и обозначать название семьи в роде, которому принадлежало данное лицо.

 

РАСЦВЕТ РИМСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ЭПОХИ РЕСПУБЛИКИ

В 3 -2 вв.до н.э. Рим вел войны уже за пределами Италии: сначала с Карфагеном, сильным государством с Северной Африке, с иллирийцами, Македонией, и царством Селевкидов. Результатом этих кровопролитных войн были обширные завоевания в Северной Африке, Испании, Малой Азии, на Балканском полуострове, островах Сицилия и Сардиния. Рим из маленького городка на р.Тибр превратился в господина Западного и Восточного Средиземноморья, столицу мировой державы. Все завоеванные территории превращались в провинции – «поместья римского народа».

Римское государство, превратившееся в могущественную рабовладельческую державу древности, изнутри раздиралось острыми социальными и классовыми противоречиями. В Риме шла жестокая борьба за власть между представителями знатных фамилий, политическими деятелями и полководцами.

На этом изобилующем событиями фоне происходило дальнейшее развитии римской культуры. У римлян мифы не получили такого развития, как у греков, уступив своё место историческим преданиям, особенно истории римских войн.

Мощное культурное движение начинается в Риме в конце 3 в.до н.э. Его главной особенностью было влияние греческой культуры, греческого языка и образованности. Для молодых и знатных римлян обязательным считалось усвоение всего того, что преподавалось в Греции. Потребности в образованных людях удовлетворялись за счет импорта образованных рабов – греков. Многочисленные деятели римской культуры – прозаики, поэты, философы, ораторы, юристы, учителя, врачи, художники, архитекторы – в подавляющем большинстве были не римлянами. Для знакомства с греческой культурой не только знати, но и простого народа большое значение имело скопление в Риме вывезенных из греческих городов картин и статуй, выставлявшихся на площадях и в храмах и служивших образцами для римских мастеров.

Архитектура

От республиканского периода истории Древнего Рима сохранились лишь не многие архитектурные памятники. В строительстве римляне применяли в основном четыре архитектурных ордера: тосканский, дорический, ионический и коринфский. Римские храмы напоминали греческие своей прямоугольной формой и использованием портиков, но были грандиознее и воздвигались на высоких подиумах. В 5 – 4 вв.до н.э.в римском строительстве применялся главным образом мягкий вулканический туф. В позднереспубликанский период широко использовался обожженный кирпич и мрамор. Во 2 в.до н.э. римскими строителями был изобретен бетон, что вызвало повсеместное распространение арочно – сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру.

В храмовом зодчестве стали применять тип ротонды, т.е. круглого храма. Таким был один из древнейших римских храмов – храм Весты.

Разнообразные арки и арочные конструкции были характерным элементом римской архитектуры. Но римляне не отказывались и от колонн – ими украшались общественные здания, например огромный, на тысячу семьсот мест, театр Помпея, первый каменный театр в Риме. Весьма популярными были отдельно стоящие колонны, воздвигнутые в честь военных побед.

Очень характерным типом римских сооружением являлись аркады. Ряд арок опирающихся на столбы или колонны. Они применялись при устройстве открытых галерей, например, идущих вдоль стены театра, а также в акведуках – многоярусных каменных мостах, внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город.

Арочные и сводчатые конструкции использовались также при строительстве амфитеатров – оригинальных римских театров, в которых зрительские места располагались не полукругом, как в греческих, а эллипсом вокруг сцены или арены.

Специфически римским типом сооружения была триумфальная арка, получившая более широкое распространение в эпоху империи, как памятник военной и императорской славы.

В середине 1 в. до н.э.в г.Риме появились первые мраморные постройки. Юлий Цезарь приказал построить новый Форум, достойный столицы великой державы. Там была сооружена Базилика Цезаря – трехнефное здание прямоугольной формы, предназначавшееся для судебных заседаний, торговых операций и народных собраний. На Форуме также был возведен храм в честь Венеры.

Главные улицы и площади г.Рима в позднереспубликанский период украсились великолепными мраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров. Благодаря этому до нас дошли произведения греческих скульпторов: Мирона, Поликлета, Праксителя, Лисиппа.

 

ЭПОХА РАННЕЙ ИМПЕРИИ

Культура «века Августа»

В правление Октавиана Августа (27 г. до н.э. – 14 г.н.э.) римская культура переживает блестящий расцвет, свой «золотой» век. Государственное устройство Августа, основными лозунгами которого были: восстановление республики и нравов предков, прекращение войн и смут, - воспринималось современниками как долгожданное избавление от потрясающих римское общество гражданских распрей и войн. Поэтому римские ценности, полузабытые религиозные обряды, предания о доблести предков, миф о богоизбранности римского народа теперь всячески подчеркивались и были одной из основных тем всех тогдашних деятелей культуры. В «век Августа» завершился синтез античной греческой и римской культуры. Под влиянием окончательного освоения и переработки эллинского наследия высокого совершенства достигли литература и искусство, окончательно сформировалась античная культура, которая вошла в качестве существенного компонента в европейскую культуру.

Литература

Наиболее плодотворным «век Августа» оказался для римской поэзии (именно поэтому его назвали «золотым»). Расцвет поэзии связан с именами трех самых знаменитых поэтов Вергилия, Горация и Овидия.

Выдающимся творением Публия Вергилия Марона, принесшим ему мировую славу, была «Энеида». Эта поэма выразила самосознание римского народа и заняла место рядом с творениями Гомера. Герои Вергилия так же мужественны и верны Риму, как и герои древних римских преданий. Вергилий умер, не успев закончить «Энеиду», но и незавершенная эта поэма стала самым популярным памятником римской литературы.

Вершина римской любовной поэзии – творчество Публия Овидия Назона, талантливейшего из римских лириков. Ему принадлежат поэмы «Метаморфозы», «Фасты», «Наука любви» и др.

Крупнейшим историком этого времени был Тит Ливий. Большой труд Ливия «История Рима от основания города» в 142 книгах (полностью сохранились лишь 35)идеализировал Рим, усматривая причины его возвышения в доблести, патриотизме, почитании богов и нравов предков. Труд Ливия был настольной книгой каждого образованного


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.