Исламские радикальные организации на территории Северного Кавказа 1 — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Исламские радикальные организации на территории Северного Кавказа 1

2017-10-16 1280
Исламские радикальные организации на территории Северного Кавказа 1 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Российский ислам, в том числе и на Северном Кавказе к моменту перестройки в условиях начавшихся возрожденческих процессов оказался не готов осознанно сопротивляться враждебному идеологическому вторжению. Зону воздействия традиционного ислама попытались занять иные партия и движения, как правило политизированные.

Первую группу партий и движений составили организации, получившие легальный федеральный статус и пытавшиеся монопольно представлять федеральный центр в регионе и тем самым в определенном смысле подменять собой духовное управление мусульман. Примером таких организаций были Исламская партия возрождения (общероссийская) и Союз мусульман России.

В настоящее время обе эти организации практически утратили свое влияние на федеральном и региональном уровнях, однако, им наследуют такие организации, как Союз общественных объединений "Меджлис" и Общероссийское политическое общественное движение "Рефах" ("Благоденствие"), причем последнее, по данным МВД России, рассматривается как "экстремистское".

Ко второй группе относились национальные движения и организации, противостоявшие мусульманам-традиционалистам на Северном Кавказе. Это – Конгресс народов Кавказа, Общенациональный конгресс чеченского народа, Международная черкесская ассоциация, Бирлик, Тенглик, Демократический Джамагат и другие. Данные группы активно использовали мусульманскую риторику для идеологического обоснования сепаратистских и корпоративных устремлений. Всплеск местного национализма шел параллельно с процессом возрождения ислама.

Третью, антитрадиционалистскую группу составили исламские фундаменталисты, в основе мировоззренческих установок которых лежат идеи ваххабизма. Напомним, ваххабизм – религиозно-политическое течение в суннитском исламе, разновидность исламского фундаментализма, или, как его называют сами мусульмане – салафизма (от араб. "ас-салаф ас-салих" – "праведные предки").

В самом общем виде движение ваххабитов можно разделить на умеренное и радикальное направление. Конечная цель у них одна – исламизация населения и создание независимого исламского государства на территории Северного Кавказа. Умеренное направление стремится к достижению поставленной цели на путях компромисса с религиозными структурами и политическим режимом. Радикалы провозглашают военный джихад не только с "неверными", но и с "худшими из мусульман" - теми, кто отказывается от участия в "священной войне" во имя установления "чистого ислама". Между умеренными и радикалами нет четко обозначенной границы; более того, они стремятся сохранить внутреннее единство.

Наибольшее распространение исламский экстремизм в форме "северокавказского ваххабизма" получил в восточной части Северного Кавказа. Исторически этой части региона были свойственны всплески религиозного радикализма и экстремизма (Кавказская и гражданская войны), во-первых. Именно Дагестан и Чечня в постсоветское время оказались зоной глубокого социально-экономического, политического и межэтнического кризиса, во-вторых. Именно в Дагестане и Чечне сконцентрировались внешние силы, стремящиеся использовать исламский фактор для обеспечения своих геополитических интересов на Северном Кавказе, в-третьих.

Уже к 1996 г. на территории Дагестана и Чечни были созданы территориальные плацдармы со своей инфраструктурой, которая обеспечивала культурную, идеологическую и в перспективе политическую экспансию, - т.н. "ваххабитские анклавы". Самый известный из них – "Кадарская зона" включала в себя даргинские села Кадар, Карамахи и Чабанбахи Буйнакского района. "Анклавы" служили средствами панисламской экспансии и содержались на средства из-за рубежа.

Стратегия ваххабитов предполагала создание "анклавных образований" во всех республиках Северного Кавказа на первом этапе и их политическое объединение в единое фундаменталистское государство на втором.

В Дагестане до событий августа-сентября 1999 г. ваххабитов насчитывалось несколько тысяч. Ваххабитское движение условно подразделялось на три крыла.

Умеренное возглавлял вплоть до своей смерти в марте 1998 г. первый председатель всесоюзной "Исламской партии возрождения" Ахмадкади Ахтаев.

Умеренное крыло отличалось терпимостью к суфийским братствам и представителям других религиозно-правовых школ в исламе. Уделяя основное внимание агитационной и просветительской деятельности, Ахтаев и его сторонники не ставили своей целью насильственный захват власти, а скорее хотели участвовать в работе республиканских структур.

Умеренно-радикальное крыло возглавлял известный дагестанский радикал-ваххабит Кебедов Багаутдин (Багаутдин Магомедов, Багаутдин Мухаммед, Мухаммед Кизилюртовский, или мулла Багаутдин), который был руководителем Кизилюртовского центра радикалов-ваххабитов.

Багаутдин Кебедов ставил своей целью превращение Дагестана в исламское государство, ориентированное на Саудовскую Аравию, с помощью джихада. В селе Первомайском Хасавюртовского района Дагестана, известному по рейду С. Радуева на Кизляр в 1996 г., находился его издательский центр "Сантлада", выпускавший ваххабитскую литературу экстремистской направленности.

После завершения чеченской войны 1994-1996 гг. Кебедов Багаутдин организовывал ваххабитские ячейки – "джамааты", "исламские общества" на территории Дагестана. На их основе в 1997 г. создается "Джамаат уль-Исмамийун" ("Исламское сообщество Дагестана", ИСД), которое получило официальную регистрацию в министерстве юстиции Республики Дагестан.

Основной целью ИСД являлся выход Дагестана из состава России и построение на его территории исламского государства. Для реализации этой политической задачи создавались собственные органы власти, параллельные официальным, которые провозглашались единственно законными и правомочными. Одновременно ИСД формировало военизированные группировки экстремистов. Так, например, "Центральный фронт освобождения Дагестана" имел сеть лагерей и учебных центров на территории Чечни и Дагестана и находился под командованием Главного штаба ИСД, который возглавлял Багаутдин Кебедов.

Осенью 1997 г. после принятия Госсоветом Дагестана ряда мер против экстремистской деятельности ваххабитов (в первую очередь – поправок к Закону Республики Дагестан "О религии"), а также после нападения исламских террористов в декабре 1997 г. на воинскую часть в Буйнакске Кебедов Багаутдин и его сторонники перебрались в Чечню. В Урус-Мартане проводилась религиозно-идеологическая и военная подготовка боевиков "Повстанческой армии имама", которые приняли активное участие в военных действиях на территории Дагестана в августе-сентябре 1999 г.

Основные силы боевиков под руководством "Объединенного командования дагестанских моджахедов" во главе с Ш. Басаевым были сведены в три группировки. Две из них возглавляли дагестанцы: М. Багаутдин – "Исламскую армию Кавказа" и М. Тагаев – "Дагестанскую повстанческую армию имама". Третьей группировкой "Миротворческих сил меджлиса народов Ичкерии и Дагестана" руководил Хаттаб.

Лидером радикального крыла считался Аюб Астраханский, крайне нетерпимый к нарушениям практики и отходу от идеологии ваххабизма. Его влияние в общедагестанском масштабе никогда не было заметным и ограничивалось общиной цумадинцев в Цумадинском и Кизилюртовском районах Дагестана.

В результате событий августа-сентября 1999 г. "Кадарская зона" была взята штурмом федеральными силами, поддержанными прежде всего аварцами Дагестана. 16 сентября 1999 г. Народный Совет Республики Дагестан принял закон "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан". Согласно нему "создание и функционирование ваххабитских и других экстремистских организаций" было признано "противоречащим Конституции Республики Дагестан", "угрожающим территориальной целостности и безопасности Республики" и по этому законодательно запрещено.

Принятые меры дали как будто бы быстрый положительный эффект. Однако одинаковый подход ко всем, умеренным и радикальным, ваххабитам, игнорирование степени их реального радикализма, привели к радикализации умеренных сил и углублении конспирации в деятельности экстремистских организаций.

В Чечне ваххабизм получил широкое распространение в период правления Д. Дудаева: в Грозном был открыт центр ваххабитов, который организовывал коллективные моления, распространял религиозную литературу и проповедовал идеи ваххабизма через средства массовой информации. По замыслам дудаевских идеологов (З. Яндарбиева, М. Удугова и других), ваххабизм должен был стать идеологией строящегося исламского государства.

Ваххабизм в Чечне получил дальнейшее распространение в период войны 1994-1996 гг. силами прибывших зарубежных моджахедов, которые сформировали отряд иностранных наемников "Джамаат Ислами" под командованием Х. Хаттаба.

После окончания военной кампании Хаттаб создал в районе селения Сержень-Юрт Шалинского района Чечни учебный центр – "Исламский институт Кавказа", фактически являвшийся филиалом международной экстремистской организации "Братья-мусульмане". Одновременно происходили консолидация и организационное сращивание чеченских и дагестанских ваххабитов, строительство совместных политических институтов, призванных ускорить создание чеченско-дагестанского государства.

Так, в августе 1997 г. в Грозном под председательством первого вице-премьера ЧРИ М. Удугова представителями 35 исламски ориентированных партий и движений Чечни и Дагестана было организовано движение "Исламская умма" ("Исламская нация"). Тогда же в Грозном на "Съезде народов Кавказа" был образован общественно-политический союз "Кавказская конфедерация", лидером которой был избран Э. Яндарбиев, бывший премьер Чечни. В апреле 1998 г. в Грозном был образован "Конгресс народов Ичкерии и Дагестана", председателем которого был избран Ш. Басаева, а заместителями – от Чечни М. Удугов и А. Алиев и Т. Исмаилов от Дагестана.

Как показали события последних лет, в Чечне исламскую радикальную идеологию берут на вооружение различные экстремистские силы, далекие от ценностей ислама. Ваххабитская идеология используется радикальными националистами и криминальными структурами, которые разрослись в Чечне в связи с деградацией чеченского общества в течение 1990-х гг.

Что касается центральной и западной частей Северного Кавказа, проявления радикального ислама характерны для небольшой части родственных тюркских народов – карачаевцев и балкарцев. Данное обстоятельство можно объяснить чувством ущемленности карачаевцев и балкарцев, возникшим в результате сталинских репрессий, и не удовлетворенных ельцинской реабилитацией.

Среди черкесских народов исламский радикализм получил наименьшее распространение, т.к. исторически мусульмане-адыги исповедуют самый умеренный толк в суннитском исламе – ханифитский. Для него характерны веротерпимость, творческое осмысление коранических норм, уважение к местным традициям.

Изложенное выше свидетельствует, что "северокавказский ваххабизм" зачастую носит квазирелигиозный характер и является средством реализации националистических и сепаратистских притязаний конкретных политических группировок, далеких от ислама. Одной из причин распространения исламского радикализма является слабость традиционного ислама в регионе и отсутствие его поддержки со стороны российских и местных властей.

Нельзя не учитывать то обстоятельство, что ваххабизм как оппозиционное движение, направленное на восстановление справедливости, строгости, нравственной чистоты, т.е. изначальных ценностей ислама, органично аккумулирует в себе протестные настроения в регионе. В условиях отсутствия политической оппозиции практически во всех республиках региона многие люди, особенно безработная молодежь, связывают с ваххабизмом возможность прямого социального протеста.

По мнению аналитиков, в ХХI веке вероятные конфликты будут иметь не только межгосударственный, но и наднациональный, этноконфессиональный характер. В этом случае было бы недальновидно преуменьшать значение новой геополитической силы – исламского радикализма.

По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации (март 2002 г.) на территории России действуют следующие исламские организации экстремистского характера:

Духовное управление мусульман "Ассоциация мечетей";

Духовное управление мусульман азиатской части России;

Общероссийское политическое общественное движение "Рефах" ("Благоденствие";

Общество социальных реформ (Джамият Аль-Ислах Аль-Иджтимаи);

Всетатарский общественный центр;

Союз башкирской молодежи.

В конце января 2003 года правительство Российской Федерации обратилось к администрации США с просьбой рассмотреть вопрос о включении трех чеченских группировок в список международных террористических организаций государственного департамента США. Речь идет о так называемом "Батальоне шахидов-смертников Басаева", "Конгрессе народов Ичкерии и Дагестана" и "Высшей военной меджлис-уль-шуре – объединенной силе моджахедов Кавказа". 1

Известно, что все три организации являются отрядами одной бандгруппировки, все еще действующей в Чечне под руководством Шамиля Басаева, Аслана Мосхадова и Абу аль-Валида.

"Батальон шахидов-смертников Басаева" является самой молодой из перечисленных организаций. О его создании и деятельности стало известно после захвата заложников в театральном комплексе "Норд-Ост" в Москве в октябре 2002 года. Его создание, по-видимому, было обусловлено провалом акции группы смертников Мовсара Бараева, а также тем, что, обособившись от Масхадова, исламские радикалы могли попытаться спасти перед Западом его имидж.

О "Конгрессе народов Ичкерии и Дагестана" и "Высшей военной меджлис-уль-шуре" было известно еще до вторжения банд Хаттаба и Басаева в Дагестан. Членами "Конгресса народов Ичкерии и Дагестана" в свое время были некоторые видные политические деятели Дагестана, "Конгресс" имел непосредственное отношение к Аслану Масхадову, а среди его руководителей были Мовлади Удугов и один из братьев Хачилаевых. Группировка "Высшая военная меджлис-уль-шура – объединенная сила моджахедов Кавказа" была сформирована террористами Шамилем Басаевым и Абу аль-Валидом.

В феврале 2003 г. Верховный Суд Российской Федерации признал террористическими 15 экстремистских исламских организаций, активно действующих на территории России. Среди них

Международные организации:

"Аль-Каида";

"Братья-мусульмане";

"Партия исламского освобождения".

Российские организации:

"Высший военный Маджлисуль-Шура объединенных сил моджахедов Кавказа";

"Конгресс народов Ичкерии и Дагестана".

Организации других стран:

"Асбат аль-Ансар", Ливан;

"Священная война", Египет;

"Исламская группа", Пакистан;

"Лашкар-и-Тайба", Пакистан;

"Талибан", Афганистан;

"Исламская партия Туркестана", Узбекистан;

"Общество социальных реформ", Кувейт;

"Общество возрождения исламского наследия", Кувейт;

"Дом двух святынь", Саудовская Аравия.

Список террористических организаций был подготовлен Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с ФСБ России. По решению Верховного Суда Российской Федерации ни одна из перечисленных организаций не может быть официально зарегистрирована на территории Российской Федерации.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.