Из гимна богу Атону (XIV в. до н.э.) — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Из гимна богу Атону (XIV в. до н.э.)



«…Сияешь ты на небосклоне неба, живой солнечный диск, давший начало жизни!..Лучи твои обнимают страны до границ того, что ты создал…Ты подчиняешь их для сына твоего (Эхнатона), любимого тобой…Заходишь ты на западе – и земля вокруг во мраке, подобно умершему…Прогоняешь ты мрак, и ликуют Обе Земли (Египет). Просыпаются…(люди)благодаря тебе; омывают тела свои и берут одежды. (Подняты руки) их, славя твое воссияние, и и делают они работу свою. Скот вкушает травы, деревья и травы зеленеют, птицы вылетают из гнезд…Дающий дыхание, чтобы сохранить живым то, что создал…Ты – один сотворил землю по своему желанию – с людьми, скотом и всеми животными…Чужеземные страны, Сирия, Нубия, Египет – определяешь ты человеку всякому место его…Есть у каждого пища его, и отмерено время жизни его. .разделены языки их согласно речи, подобно их обликам; кожа у них различна, ведь отличил ты чужеземцев…Даешь ты жизнь дальним чужеземным странам. Дал ты Нил на небеса (дождь),…и орошает он поля их. Как прекрасны все замыслы твои! Нил на небе ты дал чужеземцам и диким животным, а Нил, (вытекающий) из преисподней, - Египту…» «Един ты, но восходишь в (многих) проявлениях своих - в виде живого солнечного дичка, который сияет, уходя и возвращаясь. Творишь ты миллионы проявлений из одного себя…Ты в моем сердце, и нет другого, кто знает тебя, кроме твоего сына (Эхнатона)…»(перевод В.А. Головиной)

Вопросы:Какие элементы новой «солнцепоклоннической» религии проступают в гимне, авторство которого часто приписывают Эхнатону? Какие черты в образе Атона кажутся необычными?

Рассказ об Исиде и Осирисе

Велик был бог Осирис. Он открыл людям земледелие, садоводство и виноградарство. Создал ячмень и пшеницу и вообще был покровителем всей полезной растительности. Женой его была богиня Исида. И был у них сын Гор.

Но у этой семьи был злой враг – бог Сет, бог знойных пустынь и зыбучих песков. И вот, в самом конце лета Сет вероломно убил Осириса. Все в стране перестало расти, задули знойные ветры пустынь, принося с собой тучи раскаленного песка. Но Исида нашла тело мужа и стала плакать над ним. От слез Исиды начал разливаться Нил, и от живительной влаги все начало расцветать. От слез жены ожил Осирис. Его сын Гор победил Сета и убил его. Ненавистные ветры пустыни перестали дуть и для простого народа тяжелые времена снова отступили.

Вопросы: О каких богах идет речь в рассказе? Какие функции приписывают Осирису и Исиде? Подумайте, какие реальные события лежат в основе рассказа?



1.3.Молитва умершего перед судьей потустороннего мира Осирисом (из «Книги мертвых»)

«Слава тебе, бог великий, владыка правды, я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту, я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобой в чертоге правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день ответа пред лицом Благого. Вот я пришел к тебе, владыка правды. Я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил неправедного против людей, я не убивал. Я не делал зла. Не делал я того, что для богов мерзость… Не уменьшал хлебов я в храмах, не убавлял я пищи богов, не отнимал заупокойных даров у покойников. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей, не увеличивал весовых гирь, не подделывал стрелки весов…Я чист, я чист, я чист…»

Вопросы: Какие выводы о верованиях древних египтян о загробном мире можно сделать опираясь на данный текст? Какие грехи египтяне считают «мерзостными»?

Религия Древней Индии

2.1. Рассказ о боге Вишну (по древнейшей из Вед)

Высоко в горах, где Земля встречается с Небом, живет могучий Вишну. Огромна сила его, он один может держать и Землю и Небо. Вишну – хозяин всех живых существ. Вокруг его жилища пасутся бесчисленные стада коров, дающих молоко, подобное меду. Вишну охраняет всех смертных, не дает врагам победить, даруя сиу ариям, продлевая им жизнь. Велико могущество Вишну. Лишь три шага надо сделать ему, чтобы обойти все Небо и Землю. Нет для него преград, везде он может пройти, всюду проникнуть. Где ступает он, остается след, который превращается в озеро. Но не вода в нем, а мед. Не иссякает то озеро. Вместе с Индрой, громовержцем могучим, победил Вишну ужасного змея Вритру в тяжелом бою.

Вопросы: О каких древнеиндийских богах идет речь в отрывке? Как в тексте отражен процесс создания мира? Какими сверх способностями наделен бог Вишну?



Легенда о Будде.

У подножия седых Гималаев раскинулась страна Кошала. Испокон веков ее занимали сакья, считавшие себя внуками Солнца. У царя этого племени родился первенец, которому дали имя Гаутама. На седьмой день после рождения сына умерла его мать. Отец решил посвятить свою жизнь сыну. Он приказал огородить дом высокой стеной, чтобы ничто не могло смутить юную душу. В ворота пропускали только красивых и хорошо одетых людей. Прожив 29 лет, став мужем и отцом, Гаутама ни разу не выходил за ворота и наивно полагал, что всюду живут также беззаботно, как он.

Он бы и дольше пребывал в этом счастливом неведении, если бы от стены не отвалилось несколько камней. Гуляя по саду в сопровождении верного слуги, Гаутама обнаружил отверстие и выглянул в него. Его взору предстала каменистая дорога и бредущий по ней человек. Спина его была согнута, словно он нес какую-то невидимую тяжесть.

- Кто это? – спросил Гаутама у своего спутника.

- Старец, - ответил слуга.

- Почему он согнулся?

- От долгих лет, - ответил слуга.

- Значит я и буду таким, - задумчиво промолвил Гаутама. Его прекрасный лоб впервые прорезала морщина…

Как-то он увидел странное зрелище. Четверо несли на плечах ящик, в котором недвижимо лежал бледный человек. Сзади шло несколько десятков мужчин и женщин. Слышался плач.

- Что делают эти люди? – спросил Гаутама слугу.

- Они несут мертвого, - отвечал слуга.

- И я умру? – спросил Гаутама….Никто не заметил первой горькой складки у рта царевича. Увидев вечером того же дня прокаженного Гаутама был пронзен состраданием…Мир полный горестей, звал к себе. И царевич шел, повинуясь этому зову.

С тех пор во многих городах и селениях Индии видели удивительного странника, но его не привлекали дома, откуда доносились музыка и веселый смех. Он появлялся в хижинах бедняков, где слышался плач и стоны. Став добровольным помощником лекаря, он поил больных , обмывал раны. Для слепых он был поводырем. Юноша стоял у шалаша чандала, питающегося одними отбросами из разбитой посуды, и на его лице не было отвращения. Однажды Гаутама, прося подаяния, пришел в главный город страны магадхов и царь, увидев его с террасы дворца, захотел пригласить его в свои покои. Но Гаутама отказался, сказав, что нет лучшей доли, чем та, которую он выбрал…..И когда душа его переполнилась людскими горестями через край, он отыскал в горах дерево, защищающее от палящих лучей, и ходил вокруг него. Прохожий мог бы подумать: «Этот человек охраняет под деревом клад». Но мудрец оберегал свою мысль, как еще не окрепшую молодую веточку на древе жизни. Семь дней росла мысль, охраняемая неусыпным стражем, пока не стала истиной. Мудрец прошептал ее пересохшими губами: «Человек - это сосуд страданий. Страдание неизбежно. От него надо избавиться. Путь к спасению – в искоренении желаний». А потом он впал в глубокий сон. И явился к нему во сне враг истины Мара. Искушая мудреца, он воздвиг благоуханный сад.

- Отрекись! – вещал сладкоречивый волшебник. – Разве эти деревья и цветы не лучше, чем обладает человек?

- Нет, - отвечал мудрец – Из цветов можно сплести много благоуханных венков, но все они высохнут и опадут. Добрые дела – это венки украшающие нас вечно. Аромат лотоса и жасмина распространяется по ветру. Добродетель проникает во все места, и нет аромата, который был бы ей равен.

И отступил Мара, раненый истиной. Но скоро он вернулся, и с ним были его прекрасные юные дочери. Глаза у них были подобны чашечкам лотоса.

- Отрекись! – казал злой волшебник. – И их красота будет твоей. Они отведут тебя во дворец и будут услаждать плясками.

- Нет! Отрезал мудрец. – Во время странствий я видел фокусника с размалеванной деревянной куклой. Она танцевала так забавно. Но развяжи ниточки, и она распадется на кусочки. Что в ней пленит сердце? Красата истины не увядает.

И зашипел Мара, как кобра, когда ей наступают на хвост, и скрылся из глаз. Потом он сводил с неба молнии, гремел громом, обрушивал скалы, но не мог сокрушить мудреца: человек, верный истине, крепче каменной горы.

Мудрец поднялся и твердым шагом спустился в долину. Там были люди, словно бы ожидавшие его прихода. Их было пятеро. Они были первыми, кому Гаутама возвестил истину. С той поры его стали называть Буддой (просветленным). На самом деле Просветленным он стал уже тогда, когда впервые был пронзен жалостью к людям.

Прошло много лет, и Просветленный, уже глубокий старец, пришел со своими учениками к тому самому дереву, близ которого он открыл первую из истин. Один из учеников, самый преданный и любимый, пал на колени, чтобы поклониться месту, где родилась истина. Просветленный поднял его и, взяв с земли горсть листьев, спросил: «Скажи, юноша, есть ил еще листья, кроме тех, что у меня в руке?» - «Осенние листья падают повсюду, - ответил ученик. – Их не счесть». – «Вот так и я, - сказал Просветленный, - дал вам лишь горсть истин, но, кроме них, есть бесчисленное множество других, которых не счесть»

Вопросы: Опираясь на текст легенды, сформулируете основные положения буддизма. Приведите примеры из текста.

Религия Древней Греции

3.1. Пантеон богов (по Н.А. Куну)

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его .гера, и златокудрый Аполлон с сетсрой своей Аретмидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Аяина, и много других богов. Три прекрасные оры охраняют вход на всокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевсаю Высоко над Олимпом раскинулось голубое бездонное небо, и льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не ьывает в царстве Зевса; вечно там светлое, раюостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далекую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят, и снова водворяется рабость на Олимпе.

Приуют боги в своих золотых чертогах, построеныых сыном Зевса Гефестом. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо – спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, прекрасное лицо Зевса. У трона его богиня Эйрена и постоянная спутница Зевса, крылатая богиня победы Ника. Вот входит величественная богиня Гера, жена Зевса. Зевс чтит свою жену; почетом окружают Геру, покровительницу брака, все боги Олимпа. Когда блистая своей красотой, в пышном наряде, Гера входит в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца. А она идет к золотому трону и садится рядом с Зевсом. Около трона Геры стоит ее посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида, всегда готовая быстро нестись на радужных крыльях в самые дальние края исполнять повеления Геры.






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.008 с.