Кто ты есть, когда никто не смотрит — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кто ты есть, когда никто не смотрит



Кто ты есть, когда никто не смотрит

Выбирая постоянство, противостоя компромиссу

 

Билл Хайбелс

 

Оглавление

1. ХАРАКТЕР: Характер в опасности

2. СМЕЛОСТЬ: Преодолевая запинающие страхи

3. ДИСЦИПЛИНА: Достигнуть успеха, отложив вознаграждение

4. ВИДЕНИЕ: Глядя сквозь очевидное

5. ТЕРПЕНИЕ: Продолжая идти вперед, когда хочется все бросить

6. НЕЖНАЯ ЛЮБОВЬ: Залезть в «шкуру» другого

7. СУРОВАЯ ЛЮБОВЬ: Утверждая истину во взаимоотношениях

8. ЖЕРТВЕННАЯ ЛЮБОВЬ: Раздавая, не иссякать

9, РАДИКАЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ: Разрывая замкнутый круг враждебности

10. ХАРАКТЕР ХРИСТОВ

 

Глава 1

ХАРАКТЕР

Характер в опасности

Характер. Это слово очень редко используется в Биб­лии. Да и на страницах газет и в выпусках телевизионных программ его не слишком часто встретишь. Но, несмотря на это, мы с вами знаем его значение и немедленно осознаем факт его отсутствия.

Люди, в лексиконе которых не встречается слово харак­тер, оглядываясь вокруг себя, видят расцвет подросткового секса, загруженность абортариев и рост эпидемических бо­лезней, передающихся половым путем, а также сетуют на то, что «мораль теперь уже не та». Они наблюдают за тем, как избранные представители власти берут взятки, бизнес­мены отказываются возвращать деньги банкам, а инвесто­ры используют внутреннюю информацию для получения сверхприбылей, сокрушаясь, что «честных людей уже не ос­талось». Или они читают об избитых женах, безработных мужьях и детях, которые день за днем терпят оскорбления и унижения, и поражаются тому, что же происходит и почему всем все равно.

Характер, как однажды сказал один мудрый человек, это то, что мы делаем, когда никто за нами не наблюдает. Это не то же самое, что репутация, — то, что другие люди о нас дума­ют. Это не то же самое, что успех или достижения. Характер заключается не в том, что мы сделали или делаем, а в том, кто мы есть. И, несмотря на то, что нам так часто приходит­ся слышать истории о трагических ошибках и испорченных характерах, описания причин подобного явления и вовсе от­сутствия характера недостаточно для того, чтобы поставить точку.

 

Характер в опасности

Каждый день окружающие нас люди при помощи сотен раз­личных способов демонстрируют силу своего характера:

■ Женщина преодолевает страх перед публичным выступле­нием, чтобы рассказать церкви о чудесном ответе на мо­литву. Это смелость.

■ Мужчина дает себе обязательство каждое утро просыпать­ся на двадцать минут раньше обычного для того, чтобы совершать двадцатиминутные пробежки вокруг дома, и исполняет свое обещание. Это дисциплина, и Преподаватель института терпеливо «тянет» невнима­тельную студентку, и в результате обнаруживается, что она одаренный писатель. Это видение.



■ Студент колледжа, устав от бесконечных экзаменов и пра­вил, думает о том, чтобы все бросить и уйти, но потом принимает решение остаться и продолжать обучение. Это терпение.

Эти четыре особенности входят в мой список «наиболее подвергающихся опасности черт характера». Это не что-то эффектное, чем можно блеснуть, и, что совершенно точно, не что-то легковесное. По этой причине многие люди пытаются и вовсе обойтись без них. Но вот что самое странное: качест­во, которое наиболее подвержено опасности и которое нам так хочется иметь, — любовь.

К сожалению, когда мы говорим, что хотим примерить на себя качество характера под названием «любовь», большин­ство из нас имеет в виду только желание быть любимым. Мы надеемся, что люди будут восхищаться нами и относиться к нам с нежностью, а мы постараемся поступить так же и с ними. Но люди характера выбирают пойти дальше того, что­бы просто быть «белыми и пушистыми», сосредоточиваясь на тяжелом труде — любви. Они делают это самыми разнооб­разными способами, зачастую даже не осознавая, что таким образом демонстрируют силу характера:

■ Женщина отказывается придумывать оправдания для мужа, когда он в очередной раз пропускает работу из-за «вчерашнего». Это суровая любовь.

■ Мужчина замечает заплаканное лицо дочери, садится с ней рядом и просит ее поделиться с ним тем, что у нее на сердце. Это отзывчивая любовь.

■ Один из родителей отклоняет перспективное повышение на работе, ради того чтобы его семья могла оставаться в городе, где они уже нашли друзей и «пустили корни». Это жертвенная любовь.



■ Молодая вдова прощает пьяного водителя, который на­смерть сбил ее мужа. Это радикальная любовь.

Любовь, по словам апостола Павла, является наиболее

важной чертой характера христианина (см. 1 Кор. 13:13) и, наверное, наименее понятной. По этой причине вторая часть книги посвящена именно ей. Но все же, до тех пор пока нам не удастся развить другие черты характера: смелость испол­нить то, что должно: дисциплину, чтобы, приняв решение, исполнить задуманное; видение — способность увидеть буду­ щее и заглянуть глубоко в людские сердца; и терпение — про­должать идти вперед, невзирая на осмеяние, дискомфорт или банальную скуку. Нам будет крайне сложно научиться лю­бить. По этой причине я принял решение первую часть книги посвятить этим основополагающим чертам характера.

 

Развивая сильный характер

Некоторые люди, открыв содержание книги, могут подверг­нуться искушению набросать некую схему. «Давай-ка по­смотрим, — скажут они, — у меня проблемы со смелостью, так что два месяца я уделю тому, чтобы над этим поработать. Шести недель наверняка хватит на дисциплину, и я уверен, что с видением смогу разобраться недели за две как макси­мум. Терпение можно совсем пропустить, и таким образом у меня будет два месяца на каждый представленный вид люб­ви. Если я последую этому плану, то спустя год наверняка смогу выработать сильный характер».

Бенджамин Франклин в своей автобиографии пишет о том, что пытался применить этот метод, но ничего не вышло. Как только ему удавалось управиться с одной особенностью характера и перейти к следующей, первая тут же начинала выскальзывать из его крепко сжатых рук. Характер невоз­можно развить только решимостью и неким контрольным списком. Обычно для этого требуется огромное количество тяжелого труда, немного боли и годы верности, прежде чем любая из этих добродетелей станет последовательной и за­метной.

Однако вовсе не предполагается, что развитие характера должно быть исключительно жестоким и трудновыполни­мым заданием. Для развития каждой из перечисленных черт характера существуют определенные секреты, и в следующих главах я их раскрою. Но что еще более важно, Иисус Хрис­тос — единственная личность, которой удалось добиться по­стоянства и превосходства в каждой из перечисленных нами добродетелей, — предлагает нам развить в себе Его характер. И от этого предложения мы вряд ли сможем отказаться!

 

Спасение — это дар

Пожалуйста, в процессе чтения этой книги не забывайте об одном важном факте: не имеет значения, насколько хороший у вас характер, он никогда не сможет стать достаточно за­мечательным для того, чтобы заслужить Божье одобрение. И эта книга вовсе не о том, как привлечь к себе Божье вни­мание или повысить свой небесный рейтинг. Какой бы сте­пенью важности не обладал процесс развития характера, он никогда не станет одним из методов обретения спасения. И все потому, что спасение невозможно заработать ни сме­лостью, ни дисциплиной, ни видением, ни терпением, ни даже любовью.

Спасение является даром нашего небесного Отца. Оно сто­ило Ему всего — даже смерти Его возлюбленного единствен­ного Сына. А нам оно ничего не стоит. Мы не можем зарабо­тать его тяжелым трудом, ни хорошее поведение, ни безуко­ризненный характер не смогут даже приблизить нас к Нему. Единственный способ насладиться взаимоотношениями с Богом, это прийти с пустыми протянутыми руками к Иисусу Христу и сказать: «Господь, я хочу следовать за Тобой. По­жалуйста, прими меня в Твою семью, очисти меня, даруй мне новые одежды и сделай меня подобным Себе». Иисус так и сделает. Он возьмет нас такими, как мы есть, и вложит в наши сердца уверенность в том, что теперь мы Его вовеки. Затем — сначала очень медленно, но очень твердо — Он начнет прида­вать нам определенную форму и творить из нас нечто, до тех пор пока мы не станем похожими на Него.

Эта книга предназначена для двух групп людей. Во-первых, для тех, кто, не важно, христианин или нет, выражает восторг и восхищение сильным характером и осознает, как личную, так и общественную потребность в нем. Я надеюсь, что мне удастся показать вам, как добраться туда, куда вы стремитесь. Во-вторых, книга предназначается вам, отдав­шим свою жизнь Христу и стремящимся к видимому преоб­разованию и ослепительному блеску добродетелей. Я наде­юсь, что мне удастся убедить вас, что вы уже движетесь по пути к силе характера, даже несмотря на то, что дорога оказа­лась куда более трудной, чем вы ожидали.

Характер был и остается наиболее насущной нуждой ок­ружающего нас с вами мира. Если бы всем пяти миллиардам людей, живущим сегодня на земле, удалось развить сильный характер, то не было бы ни войн, ни голода, ни разводов, ни преступности, ни бедности. Конечно же, нам не жить в по­добном совершенном мире до тех пор, пока Христос не вер­нется на землю и не обновит ее, но мы не должны отчаивать­ся. В той мере, в какой нам удастся сделать наш собственный характер сильнее, мир будет становиться лучше.

Поэтому смелее, именно с этого мы и начнем.

 

 

Глава 2

СМЕЛОСТЬ

Смелость быть уязвимым

Люди часто говорят, что христианство — удел слабых и тру­сов. Меня всегда возмущало подобное обвинение, потому что, судя по личному опыту, истинно совершенно противополож­ное. Для того чтобы быть и оставаться христианином, чело­веку может понадобиться немалое количество старой доброй смелости. Моя вера требует всего самого лучшего, что у меня есть. И, кстати говоря, для того чтобы просто стать христиа­нином, также требуется огромная смелость. Библия говорит, что тебе нужно признать свой грех перед святым Богом. Для этого нужна смелость.

В начале каждого семестра профессора в университетах обычно говорят: «В такой-то и такой-то день вы должны бу­дете сдать свой проверочный лист». Будучи студентом, так просто увлечься разнообразной деятельностью, и когда день сдачи экзамена уже завтра, ты вдруг понимаешь, что совсем не готов. Ты идешь в кабинет профессора и говоришь: «Про­фессор, вы не поверите, что со мной случилось. Моя тетушка Эфель заболела, в библиотеке потеряли одну из рекомендо­ванных книг, как раз ту, которая была мне больше всего нуж­на, а моя собака съела окончательную версию моей работы, как только я ее распечатал и на минутку оставил на столе». Вы пускаетесь на самые разнообразные выдумки и предлага­ете профессору разные версии происшедшего, кроме правды, разумеется, в надежде на то, что профессор окажется челове­ком милостивым и даст вам отсрочку.

Наверняка очень немногие, входя в кабинет профессора, обращались к нему так: «Профессор, несколько месяцев на­зад вы дали нам задание. Вы все хорошо объяснили, и я все понял. К сожалению, я слишком много времени уделил игре в карты и баскетболу. Я пренебрег тем, что должен был сде­лать. Я был недисциплинированным и постоянно отклады­вал „на потом“. Все кончилось тем, что задание я так и не вы­полнил. Я не пытаюсь придумать оправдание, это была моя вина. И вы вправе поступить со мной так, как считаете нуж­ным». Почему же люди не поступают таким образом? Потому что очень часто признавать истинное положение дел очень неприятно и болезненно. Для этого нужна смелость.

Когда я говорю с людьми о христианстве, то обращаюсь примерно с такими словами: «Вы должны покаяться перед святым Богом. Вы должны рассказать Ему всю правду о себе — что вы лгали, обижали людей и воровали. Вы были жадными, нечестными, неверными своему супругу, эгоиста­ми». Когда я это говорю, то вижу ужас в глазах людей. Они не хотят быть настолько открытыми и уязвимыми. Они начина­ют ерзать на своих стульях. Они смотрят на часы и лихора­дочно соображают, как бы им выбраться из этого неловкого положения.

Что происходит? Внутри себя они слышат голос, говоря­щий: «Исповедание будет болезненным и унизительным, ты почувствуешь себя очень неуютно, как будто тебя перед все­ми раздели догола, но это то, что правильно. Настало время, когда тебе нужно это сделать». В тот же момент другой го­лос, обращаясь к ним, говорит: «Не смотри на себя так при­стально. Относись к этому проще. Плыви по течению. Заме­тай следы».

Слишком многие люди уступают своим страхам и говорят: «Я не могу этого сделать, это будет слишком трудно, слиш­ком унизительно». Они начинают говорить такие нелепости, как например: «Кто? Я? Грешник? Нет, нет, только не я. Да, вот Гарри ужасен, а Мэри, так та вообще великая грешница, но я прожил неплохую благочестивую жизнь. Может быть, я и совершил несколько незначительных ошибок — никто же несовершенен, но не так много, уверяю тебя. Ничего серьез­ного».

Когда я слышу подобного рода ответы, мне так и хочет­ся сказать: «Пол, ты просто трус. Ты знаешь, что нужно де­лать, но слишком трусоват для этого. Ты боишься боли и трудностей. Ты слишком напуган, чтобы признать очевид­ное». Затем мне хочется добавить: «Если ты трус и боишься раскаяться, тогда, пожалуйста, никогда не говори, что хрис­тианство — удел слабых. Совершенно очевидно, что христи­ане — люди, обладающие гораздо большей смелостью, чем ты». Поскольку, чтобы только стать христианином, нужна смелость, а для того чтобы христианином быть, смелости нужно значительно больше.

 

Смелость следовать

Я вспоминаю, как в летнем лагере мы играли в игру, когда од­ному из детей завязывали глаза и заставляли бежать через лес, полагаясь исключительно на словесные инструкции друга.

■ Поверни налево, впереди дерево!

■ У тебя под ногами бревно — прыгай!

Некоторые ребятишки никак не могли положиться на эти словесные директивы. Они шарили ногами и передвигались очень медленно, даже когда их друзья кричали, что путь сво­боден. Другие же дети бежали, никого вокруг себя не слушая. И еще несколько ребят объединялись в группу и все вместе двигались вперед. Так или иначе, но всем детям в определен­ный момент приходилось сдерживать желание сорвать с лица повязку, чтобы увидеть, что впереди. Для того чтобы следо­вать руководству другого человека, требуется огромная сме­лость.

Будучи христианами, мы иногда чувствуем себя подобно детям с повязками на глазах. Павел во Втором послании к Ко­ринфянам (5:7) говорит: «Мы ходим верою, а не видением». Мы не одиноки в нашем лесу, мы знаем, что Бог «направит стези твои» (Прит. 3:6). Но следование за Иисусом Христом требует от нас бесчисленного количества смелости. Доволь­но часто Его руководство кажется нелогичным, нерациональ­ным, выделяющимся из культурной среды, в которой мы жи­вем. Иногда Его вызов становится таким требовательным и в то же время сомнительным, что я предпочитаю сказать: «Нет, спасибо, я уж лучше здесь пережду. Здесь спокойней как-то». И тогда мой внутренний голос говорит: «Ну и где твоя сме­лость, Хайбелс? Вставай и иди. Богу ты можешь доверять».

Трусы не слишком далеко уходят в своих духовных путе­шествиях. Проходит совсем немного времени, и они начина­ют съеживаться и исчезают. Для того чтобы покаяться и стать христианином, требуется огромная смелость. Для того что­бы, оставаясь христианином, следовать за Божьим руковод­ством, требуется огромная смелость. Некоторые Его вызовы предполагают максимальную мобилизацию вашего потенци­ала. Некоторые Его испытания растягивают вас до предела. Авантюры, на которые Он побуждает вас пойти, вызывают в вас сильный страх и сомнения. Что и говорить, духовная сме­лость по праву занимает первое место в нашем списке черт характера, наиболее подвергающихся опасности.

 

Смелость морали

Мы можем обсудить еще много других образцов смелости. К примеру, смелость взять на себя ответственность, смелость лицом к лицу столкнуться с непростыми обстоятельствами. Или вот — смелость хранить мораль.

Сколько смелости вам понадобится для того, чтобы дей­ствовать в рамках этических норм на своем рабочем месте на бирже или в магазине? Сколько смелости нужно для того, чтобы оставаться честным? Так часто мы не хотим обидеть покупателя, поэтому говорим: «Доставка будет произведена в понедельник», хотя прекрасно знаем, что до среды товар со склада точно не будет отправлен. Мы хотим, чтобы люди ду­мали, что мы честны, поэтому говорим: «Я задекларировал все мои доходы», хотя в реальности у нас дома в ящике сто­ла лежит горстка незарегистрированных чеков. Пятнадцатое апреля для нашей страны — замечательный день, когда мож­но отделить смелых от трусов, потому что именно в этот день моральная смелость бьет по нашему бумажнику.

Сколько смелости потребуется для того, чтобы оставаться сексуально чистым в нашей сексуально извращенной культу­ре? Сколько смелости понадобится для того, чтобы оставать­ся твердым приверженцем своих убеждений, когда все вок­руг тебя, в офисе, в школе или соседних домах, говорят: «Ты безнадежный идеалист, старомодный и немного странный. Кстати, тебе уже говорили, что ты религиозный фанатик?»

 

Как стать смелым

Но как же мы становимся смелыми? Может быть, следует загадать желание? Или прочитать молитву? Или взмахнуть волшебной палочкой?

Мы становимся смелее в тот самый момент, когда лицом к лицу сталкиваемся со сдерживающим нас страхом. Иногда нам кажется, что смелые люди были рождены смелыми и ни­когда не знали, что такое страх. В действительности же, сме­лые люди — это самые обычные, рядовые люди, подобные вам и мне, которые в определенный момент жизни загляну­ли своим страхам в глаза, вместо того чтобы пытаться от них убежать и укрыться.

Когда я был маленьким, мой отец заметил, что я расту крайне робким и застенчивым мальчиком, поэтому он начал побуждать меня делать что-то такое, чего я панически боялся. Например, когда я учился в средней школе, отец часто брал меня с собой на наш завод. Мы приходили в цех, он поворачи­вался ко мне и рычал: «А ну-ка, Билли, полезай в эту штукови­ну и прокатись туда-сюда разок. К этому времени я уже управ­лял тракторами несколько лет, но мне приходилось буквально заталкивать себя в кабину этого сорокапятифутового приспо­собления, и все это время я буквально трясся от страха. Ино­гда мне требовалось сорок пять минут, чтобы только выехать из доков. Но когда я наконец выползал из кабины, отец го­ворил: «Хорошая работа». В следующий раз, когда он просил меня сделать нечто подобное, это давалось уже чуть легче.

Иногда мы с отцом на парусной шлюпке отправлялись в плавание по озеру Мичиган. Когда, отчаливая, мы проходили между двумя бетонными пирсами, и огромные волны с обе­их сторон хлестали борта шлюпки, он говорил: «Мне нужно спуститься вниз — а ты возьми руль». Уже в первое наше пу­тешествие я ясно понял, что все это время он просто дожи­дался, когда я испугаюсь до смерти, и в самый критический момент передавал контроль над судном мне. Лодку чуть было не разбивало о бетонный барьер, и в следующий миг волна подхватывала ее и швыряла в другую сторону. Когда мне все же удавалось чудом привести шлюпку туда, куда было нужно, папочка поднимался ко мне и говорил: «Ну что, не так уж и страшно, верно?» Раз за разом задача становилась для меня чуть-чуть проще.

Точно так же папа поступал со мной, когда я учился ле­тать. Аэропорт Мейгсфилд всегда считался одним из самых опасных во всей Америке. Расположенный неподалеку от озера в деловой части Чикаго, он окружен водой, и при захо­де на посадку вы всегда вынуждены бороться с неприятным встречным ветром. Поэтому, конечно же, когда бы мы ни со­бирались лететь по делам бизнеса из Каламазо в Чикаго, мой отец.просил меня приземлиться именно в Мейгсфилде, не­смотря на то, что несколько других аэропортов были откры­ты. Но всякий раз, когда я это делал, становилось все легче и легче.

Всякий страх, который мы преодолеваем, сталкиваясь с ним лицом к лицу, и становится строительным камнем. Каж­дый успех дает вам новое ощущение уверенности. Вы возрас­таете в смелости, когда лицом к лицу сталкиваетесь с восста­ющими на вас страхами. Также вы растете в тот момент, когда окружаете себя хорошими примерами. Библия говорит: «Ху­дые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Если вы проводите время с людьми слабыми, не имеющи­ми внутри себя так называемого «стержня», вы наверняка и сами вскоре станете таким же слабым. К сожалению, часто нас кружают люди, готовые отступить, все бросить, пойти на компромисс, стремящиеся себя защитить, живущие так день за днем на протяжении всей жизни. Но если вы хотите стать смелым человеком, вам предстоит принять взвешенное реше­ние стать более открытым и почаще соприкасаться со смелы­ми людьми. Читайте автобиографии смелых людей, статьи о смелости и библейские истории о людях, подобных Моисею, Даниилу, Есфири и Павлу, которые, хотя и были напуганы до полусмерти, сделали шаг в вере и выросли.

И, наконец, вы растете в смелости, когда позволяете свое­му мышлению преобразиться. Рано или поздно вы начнете понимать центральное место смелости во всех сферах вашей жизни. Смелость — это не некая обособленная, необязатель­ная черта характера. И это не просто изящная, утонченная манера поведения, предназначенная для тех, кому бы очень хотелось ею обладать, и совсем не обязательная для тех, кто в ней не заинтересован. Смелость, по сути, является основа­нием, базисом христианства.

Для того чтобы сделать первые шаги в построении взаи­моотношений с Богом, чтобы поднять руки к небесам и до­вериться Ему, нужна смелость. Для того чтобы жить жизнью послушания Христу, нужна смелость. Для того чтобы оста­ваться чистым посреди нечистоты и созидать значимые вза­имоотношения с супругом, с детьми и друзьями, нужна сме­лость. Для того чтобы расширить бизнес, сменить работу или начать новую карьеру, требуется смелость. Для того чтобы уйти из дома или вернуться, требуется смелость.

Мы все нуждаемся в смелости, и Бог желает, чтобы мы были смелыми людьми. «Не дал нам Бог духа боязни, но духа силы». Однако вы не можете просто сидеть и ждать, когда смелость вдруг сойдет на вас. Вы должны пойти и взять ее.

 

Глава 3

ДИСЦИПЛИНА

Для начала плохие новости

В соответствии с определением Скота Пека, предложенным им в своей книге «Забытая дорога»: «Отложенное вознаграж­дение — это процесс планирования боли и удовольствий жиз­ни, который позволил бы усилить удовольствие за счет того, что вы прежде сталкиваетесь и переживаете боль, преодоле­вая ее». Далее он добавляет: «И это единственный подходя­щий способ жизни». С этим я не могу не согласиться.

Приходилось ли вам когда-либо наблюдать за тем, как нормальный, культурный, цветущий, дисциплинированный мальчик ест кусок торта? Он осторожно отделяет глазурь и сначала съедает мучную часть. Когда он заканчивает, в его глазах вспыхивает искра, и он набрасывается на глазурь.

И это единственно подходящий для ребенка способ поеда­ния торта. Приходилось ли вам когда-нибудь наблюдать за тем, как взрослый человек ест неаполитанский пломбир? Для начала съедается ваниль, затем клубника и в последнюю очередь шоколад. Опытные поедатели тортов и мороженого прекрасно знают, что нужно сделать для того, чтобы усилить удовольствие, применяя при этом принцип отложенного воз­награждения.

Большинству родителей приходится тратить долгие годы на то, чтобы их дети усвоили этот принцип. Но те из них, кто растет и развивается должным образом, рано или поздно по­нимают, что им вряд ли удастся всецело насладиться ужином и тем, что предстоит после него, если над их головой, подобно дамоклову мечу, нависла домашняя работа или если они зна­ют, что сегодня у их собаки «банный день». Именно по этой причине дисциплинированные школьники и набрасываются на исполнение своих непосредственных обязанностей — до­машних уроков и работы по дому, — как только они возвра­щаются из школы. Как только им удается со всем управиться, они получают возможность максимально насладиться остат­ком вечера.

Молодой человек, едва вступивший во взрослую жизнь и начавший работать, обычно, понимая всю неизбежность происходящего, включают максимальную передачу на самых первых ступеньках своей карьерной лестницы. Он охотно ос­тается после работы, сокращает отпуск, смиряясь с рутинны­ми заданиями и минимальной оплатой, потому что он знает, что если ему удастся перетерпеть дискомфорт что называется «на входе», вознаграждение рано или поздно придет в виде более гибкого графика работы, более высокой оплаты, бо­лее длительных отпусков, большей ответственности и более интересных поручений. Молодежь практикует принцип от­ложенного вознаграждения, сознательно планируя вначале боль, в надежде на то, что результатом окажется куда более радостная фаза. Этот принцип, который отлично работает в сфере рыночных отношений, можно также применить и во многих других ситуациях.

Например, отложенное вознаграждение является крайне важным фактором в сфере духовной жизни. Будучи пасто­ром, я часто слышал, как люди говорят: «Я научился кое-чему за долгие годы. Если я стараюсь проводить десять-пятнадцать минут каждое утро в тихом месте, размышляя о своих отношениях с Господом, записывая некоторые мысли, читая Библию, слушая проповеди и молясь, вся оставшаяся часть моего дня приносит гораздо больше удовлетворения». Вни­мательно прислушайтесь к тому, что говорят эти люди. Если я вылезаю из-под одеяла рано утром, когда в доме еще сов­сем темно и холодно, и вкладываю свое время и силы во что- то стоящее, тогда остаток дня пройдет намного лучше. Это и есть принцип отложенного вознаграждения в применении к нашему духовному развитию.

 

Нет боли, нет награды

Достижение хорошей физической формы также невозможно без дисциплины и отложенного вознаграждения. Люди при­нимают взвешенное решение отказаться от определенных ку­линарных излишеств, потому что хотят увидеть, как стрелка весов уже не указывает на максимальный предел, как раньше, а замирает где-то посерединке. Их усилия окупаются стори­цей в тот момент, когда они, стоя в полный рост перед зер­калом, примеряют новые брюки. В тренажерном зале, куда я регулярно хожу заниматься, мы говорим так: «Зачем мы это делаем? Потому что в итоге мы чувствуем себя хорошо». В этом высказывании содержится истина. Когда вы прини­маете решение переносить боль в течение сорока пяти ми­нут или одного часа, в результате вы чувствуете себя гораздо лучше, чем час назад. Ваши мышцы обретают определенные формы и вы испытываете прилив бодрости. Вы испытывае­те удовлетворение, которое порой затягивается на весь день и продолжается даже ночью.

Точно так же дела обстоят и в сфере финансов. Если и су­ществует какая-то область, где обязательно следует практи­ковать принцип отложенного вознаграждения, то это финан­сы. Вы испытываете боль и дискомфорт, когда принимаете осознанное решение не тратить деньги на что-то, что бы вам очень хотелось иметь, но в тот момент, когда отложенные вами финансы начинают расти, и вот-вот подходит срок вы­платы дивидендов, вы говорите: «Я поступил правильно».

Принцип дисциплины вовсе несложно понять, если вам удастся запомнить всего два простых слова: отложенное воз­награждение. Но понимание дисциплины и ее применение — это две совершенно разные области. Ключ к применению дисциплины можно описать в трех словах — принятие уп­реждающего решения. И вот что я имею в виду.

 

 

Управление деньгами

Упреждающее принятие решений эффективно и в управле­нии деньгами, как и в области физического здоровья. Мы с Лайон составляем бюджет нашей семьи в начале каждого года. Мы молимся о нем, соглашаемся и записываем его на бумаге. Затем мы заключаем друг с другом договор — то есть принимаем упреждающее решение — придерживаться наше­го бюджета во что бы то ни стало.

Наступает день зарплаты, и как вы думаете, что происхо­дит? Ко мне подходит жена и говорит: «Я видела самую заме­чательную лампу из всех, что только можно себе представить.

Она словно смотрела на меня с витрины. И еще, она продает­ся со скидкой. — В этот момент мы начинаем улыбаться друг другу. — Она будет так чудесно смотреться на этом малень­ком столике, а наша комната станет гораздо светлее. Нам нужна эта лампа». Не будь у нас упреждающего решения от­носительно нашего бюджета, мы бы, наверное, помчались в магазин и купили эту лампу немедленно. Но из-за того, что мы согласились жить в соответствии с нашим бюджетом, мы смотрим на статьи расходов и спрашиваем себя: «А есть ли у нас статья расходов под названием „лампа“ или все же нет?»

Если ее там не оказывается, это, наверное, плохо, потому что решение уже принято. Мы не спорим по этому поводу и не пытаемся как-то скорректировать бюджет. Мы просто живем в соответствии с ним.

 

Личные взаимоотношения

Упреждающее принятие решений также крайне важно в той сфере, где, как это ни печально, оно едва ли применяется, — в сфере взаимоотношений. Если муж с женой планируют продолжать подпитывать свои взаимоотношения и расти, им нужен по меньшей мере один вечер в неделю, когда бы они могли провести время вместе, один на один. Мы с Лайон на­зываем это вечером свидания. На протяжении нескольких лет я только и занимался тем, что постоянно побуждал семейные пары в нашей церкви планировать личное время, когда они могли бы побыть в уединении. Почти все соглашались, что идея очень хорошая и необходимая. Однако всего несколько пар делают это регулярно. Я убежден, что люди, которые буквально «прилепились» к этому и делают это неделю за неделей и месяц за месяцем, когда-то в самом начале при­няли упреждающее решение. У них есть постоянно действу­ющая договоренность друг с другом и постоянная сиделка, которая приходит и следит за детьми в заранее оговоренное время, чтобы родители могли остаться одни. Все это спла­нировано заранее, и когда приходит время, они просто это делают.

И что еще более важно, упреждающее принятие решений является важным фактором в наших взаимоотношениях с Богом. Мы знаем, что спасены благодатью, а не благодаря упорному труду, планированию или дисциплине. Наша ду­ховная жизнь является для нас Божьим даром, равно как и наша физическая жизнь была дана нам безо всяких усилий с нашей стороны. Но, не применяя дисциплину, мы не сможем духовно вырасти, так же как не смогли бы вырасти физиче­ски, если бы пренебрегли дисциплиной еды, сна и физиче­ских упражнений.

Если вы хоть немного заинтересованы в раскрытии и при­менении своего духовного потенциала, тогда для вас крайне важно начать практиковать принятие упреждающих реше­ний в своей духовной жизни. Лично для себя я открыл три вещи, которые мне следует практиковать, если я хочу, чтобы моя духовная жизнь процветала. Во-первых, мне нужно ре­гулярно принимать участие в служении поклонения в церк­ви. Во-вторых, мне нужно каждый день проводить время в уединении с Господом. И, в-третьих, мне нужно общаться с другими верующими, посещая различные церковные ме­роприятия. Если я забывал активно участвовать и прилагать усилие к этим трем моментам, я начинал слабеть. Я чувство­вал духовное разочарование, и мне начинало казаться, что Бог совсем меня не использует. Рано или поздно каждый истинный верующий приходит к пониманию того, что нужно именно ему для того, чтобы преуспеть в своей христианской жизни, к пониманию того минимума ежедневных или еже­недельных требований, необходимых для здоровой духов­ной жизни. И именно теперь в игру активно вступает дис­циплина.

Как только вы определили то, что должно происходить в вашей жизни, чтобы вы могли преуспеть во Христе, настало время для принятия некоторых упреждающих решений. Если для духовного роста вам нужно быть в Теле Христовом в тот момент, когда ваши братья и сестры собираются для совмест­ного поклонения, примите упреждающее решение быть там и идите. Скажите: «Хорошо, я буду вместе с Телом Христа, я буду на собраниях и буду в церкви каждое воскресное утро». Не дожидайтесь субботнего вечера, когда вы поздно возвра­щаетесь из гостей, чтобы спросить себя: «Заводить будиль­ник или поспать подольше?» Не спрашивайте: «Кто пропове­дует? О чем будет послание?» Не выглядывайте в окно, чтобы посмотреть, какая там погода. Идите просто потому, что при­няли упреждающее решение так поступить.

Точно так же, если вы нуждаетесь в личном времени с Гос­подом каждый день, найдите это время, отметьте его в своем календаре и придерживайтесь назначенного времени. Может быть, вы назначили время для молитвы и чтения Писания на ранний час, как только проснулись или приехали в офис, во время обеденного перерыва или прежде чем ложиться спать. Может быть, вы предпочтете провести время за чтением Биб­лии, в молитве, может быть, вы запишите что-то в свой блок­нот или прослушаете отрывок проповеди — все что угодно, что подкрепляет ваши отношения с Господом. Структури­руйте ваше время и порядок действий таким образом, что­бы максимально удовлетворить ваши нужды, но не пускай­те свое время с Господом на самотек. Примите упреждающее решение поддерживать ваши с Ним встречи и следуйте этому неуклонно.

 

«Прилепиться» к дисциплине

Когда в вашей духовной жизни назревает момент и вы гово­рите: «Я собираюсь по максимуму использовать возможно­сти дисциплины и посвящаю себя тому, чтобы восполнить мой минимальный набор необходимых требований», в дей­ствительности вы говорите буквально следующее: «Я сделаю все, что от меня зависит. Я готов преодолеть дискомфорт и боль стадии инвестирования, чтобы переживать благослове­ния преуспевающего христианства до конца моих дней». Вы принимаете упреждающее решение отложить вознагражде­ние ровно настолько, насколько это необходимо, для дости­жения результатов, к которым вы так стремитесь. Это и есть дисциплина.

Итак, суть дисциплины заключается в отсрочке возна­граждения, а ключ к применению — в принятии упрежда­ющих решений. Но некоторые из вас все же говорят: «Я не могу справиться с этим в одиночку». Вы искренне верите в принцип отложенного вознаграждения и уже не раз пыта­лись жить по принципу принятия упреждающих решений, но всякий раз ваши усилия заканчиваются неудачей. Почему-то вся ваша решимость вновь и вновь тает от жара искушения или растворяется под лучами согревающего тепла лени.

У меня есть для вас хорошая новость — Бог вовсе не рас­считывает на то, что вы справитесь со всем в одиночку. Он знает, что вы отчаянно нуждаетесь в братьях и сестрах, ко­торые бы бежали рядом с вами (и, кстати говоря, в этом и заключается одна из причин, почему христиане приходят к Господу как церковь, а не как разрозненные личности). Если вам необходима помощь в том, чтобы придерживаться своих решений, используйте силу подотчетности. Попросите дво­их или троих друзей время от времени спрашивать у вас отчет о ваших решениях. Скажите им: «Я принял эти упреждающие решения, потому что действительно хочу получить отдачу. Пожалуйста, помогите мне их придерживаться». Подобный метод выступает в роли замечательного стимулятора дисцип­лины. В дополнение к этому Бог в Своем Слове говорит о том, что Дух Святой помогает вам дисциплинировать вашу жизнь (см. Гал. 5:23), и вы можете положиться на Его помощь.

 

А что мне за это будет?

Дисциплина без последующего вознаграждения со временем может показаться чем-то очень жестоким. К счастью, отдача дисциплинированной жизни поистине безгранична. Майкл Синглетери, полузащитник «Чикагских медведей», являет­ся активным членом моей церкви. Я был у него дома и сво­ими глазами видел впечатляющий оборудованный луч






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.024 с.