Тема 1. Предмет философии науки, истории и методологии науки, его значение для научно-технических специалистов — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема 1. Предмет философии науки, истории и методологии науки, его значение для научно-технических специалистов

2017-10-16 534
Тема 1. Предмет философии науки, истории и методологии науки, его значение для научно-технических специалистов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раздел 1. Философия науки

 

Тема 1. Предмет философии науки, истории и методологии науки, его значение для научно-технических специалистов

Наука как предмет философской науки

Наука представляет собой сложное образование, включающее различные аспекты: деятельность по созданию новых знаний, социальный институт, феномен культуры.

Наука как деятельность по созданию новых знаний существует в системе научно-исследовательских институтов; включает в себя: субъект и объект, средство и методы исследования, эвристическую деятельность и результаты исследования.

В качестве субъекта научной деятельности выступают ученый, научный коллектив, научное сообщество.

Объект – часть реальности, вовлеченная в познавательно-практическое взаимодействие с субъектом.

Предмет познания есть свойства и закономерности объекта, которые изучаются наукой.

Средства и методы познания – орудия и инструменты научной деятельности.

Результат научной деятельности – научные факты, проблемы, гипотезы, теории.

Если факты и теории выражают устойчивую сторону, то проблемы и гипотезы – динамическую сторону научного познания.

Наука как социальный институт.

Социальный институт – организационная система социальных связей и норм, ценностей и деятельности людей, удовлетворяющих общественные потребности.

Первый научно-социальный институт появился в 1660 году: Лондонское королевское общество естествоиспытателей. Целью общества являлось совершенствование знаний обо всех природных предметах (не вмешиваясь в богословие, метафизику, политику и на основе опытов).

В конце ХХ века США специализировались на медицине, биомедицине, науках о земле и космосе; Япония и Германия – на физике и химии; Великобритания – на медицине, науках о земле и космосе; Франции – на математике, СССР – на химии, физике, науках о Земле и космосе (см. таблицу 1.1).

Таблица 1.1.

№ п. п. США СССР
Территориальная организация науки Технопарки и технополисы (университеты, технологические научно-производственные центры) Города науки, ядерные центры

Наука как феномен культуры.

Культура включает в себя нравственность, искусство, науку и религию. В современном обществе, над которым нависли глобальные угрозы его существованию, жизненно важной становится проблема получения объективно истинных знаний об отношениях людей друг с другом, общества и природы и практическая реализация этих знаний. Поэтому наука так важна своей ориентацией на объект, она создает объективные знания о мире, на основе которых мы преобразовываем природу, общество; контролируем и ограничиваем, если это необходимо, развитие техники.

Кроме того, наука задает высокие моральные стандарты в обществе. Ученый может ошибаться, но не может подтасовывать результаты, присваивать чужие открытия. Современная наука продвинулась в такие глубины нас самих и природы, что резко возросла нравственная и социальная ответственность за сделанные ею открытия и их применение на практике.

 

Значение науки для общественных и научно-технических

Специальностей

Наука постигает окружающую человека объективную реальность, ее законы и становится необходимым основанием для ее преобразования в предметы, удовлетворяющие его материальные потребности. Современная наука является неотъемлемым элементом научно-технического прогресса, создания новой техники и технологий.

Наука способна создавать знания необходимые для решения глобальных проблем человечества, угрожающих его существованию.

 

Тема 2. Структура научного знания

Проблема связи эмпирического и теоретического познания.

Концепция роста научного знания К. Поппера

Интернализм – это направление в философии науки, которое рассматривает развитие науки, исходя из внутренних факторов: возникновения и решения научных проблем, противоречий между эмпирическим и теоретическим уровнями научного знания.

Экстернализм – направление в философии науки, изучающее развитие науки как результат воздействия на нее социокультурных факторов: производственных задач, интересов социальных групп, нравственных проблем.

Концепция К. Поппера

Карл Поппер (1902–1994 гг.) получил в Великобритании звание «сэра» за научно-философские достижения. Основные работы: «Логика и рост научного знания», «Объективное знание. Эволюционный подход». Выступил первым оппонентом стандартной концепции, противопоставив верификацию и фальсификацию. Любое общее утверждение с начальным словом «все» невозможно подтвердить в наблюдении или эксперименте полностью, зато его можно опровергнуть одним единственным наблюдением или экспериментом (фальсифицировать). Индукции Поппер противопоставил выдвижение теоретических гипотез, дедуктивный вывод из проверяемых следствий и фальсификацию теоретических гипотез.

Критика К. Поппером верификации:

1) Психологически легко получить подтверждения, когда мы их ищем.

2) Подтверждения принимаются, если они являются результатом рискованных предположений.

3) Каждая теория что-то запрещает.

4) Чем больше теория запрещает, тем лучше, легче найти фальсификацию.

5) Неопровержимая теория ненаучна.

Любая теория содержит в себе ошибку, поэтому теоретические знания принципиально неистинны. Философские рассуждения важны при выдвижении новых пробных теорий. Поппер называл свою концепцию: фаллибилизмом, принципиальной ошибочностью научного знания, или «критическим реализмом». Критика была необходима для избавления научного знания от заблуждений.

С другой стороны, теория истинна тогда, когда обнаружена ее ложность.

Правда, пока развитие научного знания идет внутри предметной области классической механики, определить истинность знания по концепции К. Поппера невозможно.

Стандартная концепция исследует устойчивую структуру научного знания. Критический рационализм – рост, развитие научного знания.

Критический рационализм характеризует ключевое понятие "пробная теория ".

Стандартная концепция характеризует ключевое понятие "протокольные предложения ".

Концепция трех миров К. Поппера:

Мир физических объектов и состояний.

Мир состояний нашего сознания и обусловленных ими действий.

Мир объективного содержания мышления, научных идей, художественных произведений, теорий, проблем, проблемных ситуаций, критических рассуждений, дискуссий; содержание журналов, книг и библиотек.

Первый мир – результат деятельности людей, но, несмотря на это, он автономен, не зависит от людей, более того – это люди зависят от него.

Второй мир, мир нашего сознания выступает посредником между первым миром, миром природы, и третьим миром.

Третий мир, мир теории и знания, оказывает воздействие на природу через техническую деятельность.

Автономность, объективность третьего мира связана с непреднамеренным «остатком», который всегда в результатах нашей деятельности, в том числе в построении знания. Конечная причина этого «остатка» находится в бесконечном и лишь частично познаваемом разнообразии мира природы.

Важным шагом К. Поппера было то, что критика предполагает субъект – субъектные отношения (S-S), следовательно, содержит в себе «выход» на научное сообщество, как коллективный субъект познания.

Но научная теория никогда не отвергаетсяпервым контрпримером, который ей противоречит.

 

Парадигмальная наука

Нормальная наука – период установления норм и стандартов научной деятельности, теоретических основных положений, соединение теории и эксперимента. В период нормальной науки ученые решают не проблемы, а головоломки, решение которых, несомненно, существует.

Положительные моменты:

- Сокращаются споры;

- Концентрация сил на решение задач;

- Быстрый рост знаний.

- Ни одна парадигма не в состоянии решить все проблемы, поэтому с самого начала в ней существуют нерешенные проблемы; которые нельзя решить в рамках имеющейся парадигмы; эти проблемы называются аномалиями.

Когда аномалий много наступает кризис. В состоянии кризиса научное сообщество распадается на несколько групп, одна группа верит в парадигму, другая – выдвигает концепцию новой парадигмы.

Когда какая - либо из концепций побеждает, то приходит научная революция, т.е. смена парадигмы.

Парадигма меняется иррационально (стихийно, спонтанно) и скачкообразно и вызывает у ученых психологический шок.

Открывает новую парадигму только тот, кто хорошо знает прежнюю парадигму, поэтому способен увидеть то, что отклоняется от ожидаемого результата.

Сопротивление изменению парадигм приводит к тому, что его преодолевают, используя только те аномалии, которые пронизывают прежнюю парадигму до основания.

Идеал научной теории

Теория своими следствиями должна точно согласовываться с результатами эксперимента и идеалом.

Теория должна быть непротиворечивой, как внутри себя, так и в отношениях с другими теориями.

Теория должна иметь область применения шире, чем область существующих фактов.

Теория должна быть простой и вносящей упорядоченность в ранее несвязанные множества фактов.

Теория должна быть плодотворной, т.е. открыть новые явления и отношения.

Возникает вопрос, существуют ли инвариантные ценности в науке?

По мнению В. С. Степина, существуют две такие универсальные ценности:

1. Установка на получение предметного объективного знания о мире, лежащего в основе познания законов изменения объектов и практического их преобразования.

2. Установка на инновационный рост этого знания.

Познавательные идеалы и нормы включают в себя:

- объяснения и описания;

- доказательность и обоснованность научного знания;

- построение и организацию научного знания.

Существуют три уровня идеалов и норм научного исследования:

1) общенаучный;

2) исторически-конкретный;

3) идеалы и нормы конкретизируются применительно к специфике каждой науки.

Идеалы и нормы научного исследования представляют собой дальнейшее развитие ценностного элемента парадигмы.

Научная картина мира (НКМ)

Понятие «мир» применяется для обозначения особой сферы реальности. Научная картина мира – надтеоретическая форма организации научного знания. Она включает в себя знания о фундаментальных объектах, о типологии их, об общих законах их взаимодействия, о пространственно-временной структуре реальности. Например: ньютоновская картина мира: мир состоит из неделимых частиц с мгновенным взаимодействием и движением в абсолютном пространстве и времени.

Если в научной теории формулируются законы, то в научной картине мира – принципы. Теоретические объекты, образованные процедурой идеализации, нетождественны реальности, а понятие картины мира отождествляется с элементами реальности. Научная картина мира, ее понятия и принципы связывают идеализированную научную теорию с познаваемой реальностью. Научная картина мира имеет большое значение при разработке научной теории, при переходе от одной теории к другой теории. Понятия и принципы научной картины мира обосновываются опытными фактами.

Научная картина мира представляет собой конкретизацию онтологического аспекта парадигмы.

Тема 2.1. Логика и интуиция

Логические методы

Логикаэто наука о правильном мышлении, о законах необходимого перехода от одних истинных мыслей к другим, без обращения к наблюдению и эксперименту. Она состоит из умозаключений и рассуждений.

Научное знание – это мышление, облеченное в материально-знаковую форму. Следовательно, важное значение имеют логические методы познания. Они подразделяются на индуктивные и дедуктивные методы.

Индукция представляет собой рассуждение, в результате которого мы создаем недостоверное знание; иначе, индукция – переход от частного знания к общему. Действительно, реальность разнообразна, поэтому сходство наблюдаемых вещей непременно должно закончиться. Отсюда – главная проблема индуктивных логических методов, состоящая в том, чтобы избежать ошибки обнаружения общего признака вещей там, где его нет (ошибка «поспешного обобщения»). Рассмотрим конкретные индуктивные методы.

Методы установления причинной связи

Метод сходства-различия. В предшествующих одному и тому же явлению обстоятельствах находим общее обстоятельство, а потом «убираем» его. Если вместе с исключением этого обстоятельства исчезает явление, то считаем его искомой причиной явления. Примеры с экспериментальной и контрольной ситуацией.

Метод сопутствующих изменений применяется тогда, когда предшествующие обстоятельства нельзя отделить друг от друга. Например, выявление причинных связей между изменениями давления, объема и температуры газов. В этом случае причинная связь между изменениями двух параметров, исследуется при постоянном значении третьего параметра.

Метод остатков используется тогда, когда при установлении причинной связи имеют дело со сложными явлениями. В этих условиях рассматривается связь каждого известного элемента предшествующего явления с каждым известным элементом последующего явления, и тогда оставшийся элемент предшествующих обстоятельств оказывается причиной оставшегося элемента последующих обстоятельств. Короче, оставшаяся причина определяется таким способом исключением из известных элементов составной причины. Наиболее яркий пример: открытие планеты Нептун по гравитационному воздействию на орбиту планеты Уран.

Ограничения: методы установления причинных связей применяются только при раскрытии всех предшествующих обстоятельств и тогда, когда эти обстоятельства независимы друг от друга.

Дедукция – это рассуждение, в результате которого мы получаем необходимо достоверное знание; другими словами, дедукция – переход от более общего знания к менее общему.

Существует четыре логических закона: тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания.

Закон тождества: каждая мысль, участвующая в рассуждении, при повторении должна иметь одно и то же значение. Если одна из мыслей рассуждения обладает двумя или более значениями, то нарушается необходимость этого и только этого логического вывода.

Ограничения: все мысли в рассуждении должны быть точными, ясными и однозначными.

Закон запрета противоречия.

Прежде, чем мы его рассмотрим, выясним основные типы суждений, участвующих в рассуждении. Суждение – это мысль, в которой утверждается либо отрицается что-либо о предметах мысли. Различают общие и частные, утвердительные и отрицательные суждения. Общеутвердительное суждение – «Все предметы имеют данный признак»; общеотрицательное суждение – «Ни один из предметов не имеет этот признак»; частноутвердительное суждение – «Некоторые предметы имеют данный признак»; частноотрицательное суждение – «Некоторые предметы не имеют этого признака». Строим «логический квадрат», на верхней стороне которого располагаем в его углах общеутвердительное и общеотрицательное суждения, на нижних углах – частноутвердительное и частноотрицательное суждения. Верхнюю сторону «логического квадрата» образует отношение противоположности, боковые стороны – отношения подчинения, диагонали – отношение противоречия. Закон запрета противоречия: два противоположных суждения, высказанные в отношении одного и того же предмета, в одно и то же время и в одном и том же значении, не могут быть истинны.

Ограничения: суждения должны высказываться в одно и то же время и в одном и том же значении; оба противоположных суждения могут быть ложными.

Закон исключенного третьего: из двух противоречащих друг другу суждений одно непременно истинно, другое непременно ложно. В научном споре для опровержения общего суждения оппонента логически достаточно приведение противоречащего ему частного суждения.

Ограничение: суждения должны высказываться в одно и то же время и в одном и том же значении.

На схеме «логического квадрата» область закона запрета противоречия охватывает верхнюю его сторону, область закона исключенного третьего – обе его диагонали.

Введем понятие доказательства. Доказательство – это процесс обоснования истинности какого-либо утверждения с помощью уже установленных истинных утверждений. Оно состоит из тезиса, аргументов и демонстрации. Тезис – положение, которое требуется доказать. Аргументы – суждения, с помощью которых доказывается тезис. Демонстрация – совокупность логических законов и правил, обеспечивающих необходимую логическую связь между аргументами и тезисом.

Закон достаточного основания: любое суждение должно быть достаточно обосновано, особенно в научном познании. Для признания сообществом ученых научной работы необходимо достаточное аргументированное обоснование созданных автором элементов научной новизны.

Чтобы выявить ошибку приведения недостаточных аргументов в обосновании тезиса, необходимо создать достаточные для обоснования тезиса аргументы.

Например, в качестве аргументов в пользу обоснования шарообразности Земли предлагаются факты исчезновения сначала кормы, а потом мачты уходящего от берега в океан корабля. При приближении корабля из океана к берегу эти его детали появляются в обратном порядке. Конечно, указанные аргументы не обосновывают тезис о шарообразности Земли. Они служат обоснованием более широкого тезиса о выпуклости ее поверхности. Достаточными для обоснования данного тезиса аргументами являются факты: линия горизонта в открытом море представляет собой окружность; тень Земли на диске Луны – часть круга; наконец, наблюдения космонавтов, облетающих Землю.

Правила доказательства

Тезис и аргументы должны быть ясными, точно определенными и одинаковыми на всем протяжении доказательства; не должны противоречить друг другу и самим себе. Аргументы должны быть истинными, обоснованными, в конечном счете, фактами; не зависеть друг от друга и от тезиса. Демонстрация должна быть достаточной и непротиворечивой.

Доказательство может быть прямым и косвенным, с применением закона исключенного третьего («доказательство от противного»).

Опровержение тоже разделяется на два вида: опровержение демонстрации посредством обнаружения логических ошибок; опровержение тезиса. Дело в том, что наличие логических ошибок не говорит об ошибочности тезиса. Он может быть доказан с помощью других аргументов, поэтому необходимо проводить специальное опровержение тезиса. Опровержение тезиса, в свою очередь, разделяется на два вида: прямое опровержение тезиса и приведение к абсурду, когда из него логически выводится следствие, открыто противоречащее фактам или установленным истинным законам.

 

Формы научного познания

Научный факт

Следует отличать факт как событие (это материальный феномен) от факта как знание (это воспроизведение события в знании).

Полученные данные в эксперименте – это эмпирические данные, которые могут между собой различаться.

Эти эмпирические данные могут отличаться и от факта. Такая погрешность наблюдается:

1) по причине конкретного условия наблюдения;

2) случайного состояния прибора;

3) случайного состояния объекта;

4) случайного состояния наблюдателя.

Исключение этих случайных или субъективных моментов производится повторением наблюдения или экспериментов, выявлением условий и границ применимости истинности эмпирических данных.

Фактэто достоверное эмпирическое знание о повторяющемся или единичном событии, явлении или процессе объективного мира.

Процедура описания факта:

Описание – есть «перевод», преобразование чувственных данных на язык научных терминов и понятий. Если описываем невиданное, то возникает проблема. Поэтому при описании впервые увиденного объекта познания возникает опасность в самом описании потерять его особенность, специфику. В этих случаях лучше ввести новый термин, ведь на языке необходимо описать его индивидуальность.

Анализ факта: это расчленение фактов, выделение существенных сторон. Если фактов много, то необходима их статистическая обработка, анализ и обобщение соответствующими методами. Обработанные факты становятся эмпирическим базисом научной теории.

Функции факта в научном познании:

Факты необходимы для связи теоретического знания с объектом познания, для проверки гипотез (вообще для построения теории).

Свойства факта:

- достоверность;

- инвариантность относительно логических преобразований над фактом.

Структура факта представляет собой три слоя:

1) чувственный образ;

2) эмпирическое описание;

3) теоретическая интерпретация факта (как форма эмпирического знания).

Проблема

Научная проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет собой существенный научный или общественный интерес.

Научное познание представляет собой цепь проблем, «знаний о незнании». Проблемная ситуация возникает, когда необходимо продвижение из области незнания в область знания. Научная проблема связана либо с поиском еще неизвестных новых законов, либо с отысканием новых способов применения уже известных законов (прикладные науки).

Структура проблемы:

1) известное знание;

2) приграничная область между знанием и незнанием, выражающаяся в совокупности вопросов, причем один из вопросов является главным для решения проблемы;

3) неизвестное знание.

 

Виды проблем:

а) фундаментальные и прикладные (по фактам найти закон; есть закон, нужно найти факты, подтверждающие закон, и границы применения закона);

б) стратегические и тактические;

в) специальные, комплексные (например, экологические);

г) главные, второстепенные;

д) мнимые (например, вечный двигатель), разрешимые и вечные проблемы.

Работа над проблемой:

- постановка проблемы;

- отграничение известного от неизвестного;

- определение возможных условий решения проблемы (вид проблемы, метод решения проблемы, выбор масштаба измерения и оценок).

Три стадии решения проблемы:

Существует ли здесь что-нибудь неизвестное?

- вещь,

- свойство,

- отношения,

- процесс.

Что именно (решение проблемы, выдвижение предполагаемого ответа)?

- вещь,

- свойство,

- отношения,

- процесс.

Действительно ли существует?

- вещь,

- свойство,

- отношения,

- процесс.

В конце следует стадия проверки предполагаемого ответа в наблюдении или эксперименте.

Научная гипотеза

Гипотеза есть научное предположение, несущее в себе новое знание, вероятная истинность которого обоснована анализом известных фактов и законов.

Обычно основание гипотезы – непонятный факт или факт, противоречащий существующим знаниям. Гипотеза - это предположение о возможной закономерной связи. В широком смысле гипотеза - система предложений, в которой одни предложения являются логически исходными, другие следуют из них.

Требования к гипотезе:

1) не должна противоречить известным факторам и законам и должна предсказывать новые факты;

2) не должна противоречить общенаучным принципам (например, как закон сохранения энергии);

3) гипотеза или следствие ее должна быть доступной проверке с помощью экспериментов или наблюдений;

4) должна быть простой.

Обоснование гипотезы:

- непосредственная проверка в наблюдении или эксперименте;

- етод исключения (особенно, если их несколько).

Развитие гипотезы:

а) идет накопление фактического материала;

б) логическое выведение из нее наблюдаемых следствий;

в) проверка полученных следствий в наблюдении или эксперименте.

В социальном знании

Важнейшей отличительной от природной реальности чертой социальной реальности является ценностный характер всех ее форм от социальных вещей до идей. Ценность – это положительная или отрицательная значимость материальных и идеальных явлений и объектов для человека, социальной группы или общества, вовлеченных в сферу человеческой жизнедеятельности. Оценка – воспроизведение ценности в сознании человека, социальной группы или общества.

Обратимся к различию естественного и социального знания, только с логической стороны. Как мы помним, естествознание зародилось в середине XVII века с четкого отделения от социального знания. Когда мы говорим, что ценность - отличительный признак общественной реальности, как положительное или отрицательное отношение человека к чему-либо, то возникает вопрос: по отношению к какому нулю, нейтральному отношению рассматриваются положительные и отрицательные ценности? В статическом аспекте таким нейтральным отношением является безразличное отношение. Но социальная реальность есть деятельность. А что является нейтральным элементом в деятельной стороне социальной реальности? В деятельном, динамическом аспекте таким разграничительным отношением является норма. Вместе с нормой мы «впускаем» в рассуждение о существовании общественных явлений долженствование. И попадаем под «гильотину» Д. Юма. Она заключается в том, что в социальной теории описательные выражения о реальном состоянии дел со связками «есть» или «нет» вдруг сменяются предложениями со связками «должно» или «не должно». Но между этими связками отсутствует логическая связь. Другими словами, описательные утверждения могут быть логически связаны только друг с другом, но никак не с предложениями долженствования, предписания. В результате появилось противопоставление характерных их черт (см. Таблицу 1.1).

Таблица 1.3. Противопоставление характерных черт описательных утверждений

Описание Предписание
Факты Ценности
Есть Должно быть
Объективное Субъективное
Истинный (ложный) Хороший (плохой)
Позитивная теория Нормативная теория
Наука Социальная практика/политика

Противоположность между аспектами истины и ценности существует в практической социальной деятельности. Истина представляет собой соответствие знания объекту познания. Ценность в деятельном аспекте – отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и состоянием объекта до его преобразования в деятельности. Но тогда отношение между истиной – объектом и ценностью – объектом деятельности «перевернуто». В отношении истины главным элементом является существующий объект, в отношении оценки-ценности – целе-должное состояние объекта. В рамках оценочно-ценностного отношения речь идет не о том, каков объект «есть», а каков он «должен быть». Если описательное утверждение не соответствует объекту, должно быть изменено описание, а не объект; если же исходящее из необходимости удовлетворения нашей потребности оценочно-ценностное утверждение не соответствует объекту, то изменению подлежит сам объект деятельности. Это возможно только тогда, когда наша целе-ценностная практическая деятельность опирается на истинное знание об объекте познания. Научно-социальное знание включает в себя познавательно-истинностный и оценочно-ценностный моменты, но в различной, в зависимости от фундаментального и прикладного знания, пропорции.

О «гильотине» Д. Юма можно сказать следующее: конечно, истинные знания логически не связаны со сферой долженствования, но они связаны с ней мысле-целе-деятельной связью. А именно, мысль из сферы («есть») переходит в опосредствующую мышление и деятельность целевую сферу и, далее, в сферу («должно») деятельности. На переходе от «есть» к «должно» держатся все материальные, социальные и духовные достижения цивилизации и культуры. Для успешной преобразующей природную или социальную реальность практической деятельности нужно предварительно иметь истинные знания о природныхи социальных свойствах субъекта, объекта деятельности средств деятельности.

Таким образом, проблема истинности социального знания связана с тем, что мы, люди, являемся существами, в деятельную ценностно-оценочную структуру которых «встроена» познавательная подструктура. Во-первых, истинность социального знания подчинена деятельности ценностно-оценочной составляющей людей. В силу принадлежности субъектов познания к противоположным или различным социальным группам, время от времени происходит глобальное искажение представлений о реальной ценностной структуре общества. Поэтому в реальном социальном процессе развития происходит обратное компенсационное движение. Например: переворот 1917 года в России и возврат назад после 1991 года. Во-вторых, этот же пример говорит о единстве социального знания и конструктивной социальной реальности, заблуждения и деструктивной социальной реальности. Конечно, заблуждение, принимаемое за истину, может быть соединенным с конкретной социальной реальностью, но последующее разрушение этой реальности непременно обнаружит неистинность социальных знаний, лежавших в основе совершенного действия.

 

Человек – познавательно-деятельное социальное существо. Он действует в обществе, у него есть индивидуальные потребности, интересы, он смотрит на себя, на других и на общество через призму своих личных интересов. Правда, реализовать свои потребности отдельный человек может только через сознательную связь с другими людьми, через совместную с ними деятельность. Но для этого необходимо передавать мысли, чувства и волевые побуждения к деятельности из одного индивидуального сознания в другое индивидуальное сознание, а другое индивидуальное сознание непосредственно каждому из нас недоступно. Мы, как телесно-материальные существа, можем воспринимать своими органами чувств только материальные формы реальности. Следовательно, наши индивидуальные мысли, чувства и волевые побуждения должны облечься в материальную форму, «одежду». Этой формой является материальная сторона знаков, языка или речи.

Коммуникация или общение есть передача мыслей, чувств или волевых побуждений (информации) из одного индивидуального сознания в другое индивидуальное сознание. Она представляет собой кодирование идеальной информации в знаках языка или речи, декодирование ее - получателем информации. Знания, умения и навыки эффективного общения – необходимое условие успешной деятельности любого менеджера.

Знак – материальный предмет, который представляет другой предмет и используется для создания, хранения, переработки, передачи информации. Знак связан с обозначаемым объектом условно и обозначает его. У него есть значение, то есть смысл знака. Если связь между знаком и обозначаемым объектом условна, то связь между значением и объектом содержит безусловно-эквивалентную составляющую, так как значение воспроизводит объект. Значение выражается в знаке.

Семиотика состоит из семантики, синтактики и прагматики. Семиотика – это наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем. Семантика рассматривает отношение знаков и знаковых систем к обозначаемому объекту познания. Синтактика изучает внутреннее свойство систем знаков безотносительно к обозначаемым ими явлениям. Прагматика исследует связь знаков и знаковых систем с интересами использующих их людей. Условная связь знака с объектом позволяет выразить в знаках любую информацию о мире.

Информационное сообщение должно обладать:

- новизной,

- значимостью,

- понятностью.

Продуктивная личностная коммуникация возможна только при наличии взаимопонимания. Взаимопонимание обеспечивается:

- личностным уважением коллеги;

- осознанием за собой не 100 % правоты;

- отказом от навязывания коллеге своего понимания проблем;

- условиями толерантности, т.е. терпимости:

- согласием с мнением коллеги;

- расширением своего сознательного опыта;

- толерантностью как уважением к другому человеку, без принятия его точки зрения;

- толерантностью как безразличным отношением к мнениям, истинность которых не может быть установлена;

- уходом от дискуссий с теми, кто не способен принимать другие взгляды.

Диалогическое общение – это уважительное отношение к другому не как к объекту, а к такому же субъекту, как ты сам. Оно присуще демократическому типу управления, отношению между руководителем и инициативным работником. Диалогическое общение соответствует постиндустриальному типу общества, общества с инновационной экономикой.

Правило: основа положительного или отрицательного отношения к нам собеседника формируется в начале и конце разговора. Чтобы успешно пройти эти два «минных поля», в каждом из них нужно сделать собеседнику 3 психологических «плюса», удовлетворяющих его потребность в искреннем признании его значимости.

Рассмотрим перечень психологических «плюсов», приемов аттракции, коммуникативного обаяния, привлекательности. «Улыбка», выражающая положительное к собеседнику отношение и желание общения именно с ним до разговора.

Хорошее настроение само собой вызывает улыбку, и эта связь взаимная. Следовательно, если у нас не очень хорошее настроение, то его можно улучшить, усилием воли вызвав на своем лице улыбку. Так, американцы стали улыбаться во время Великой депрессии 30-х годов двадцатого века, и это помогло им выйти из нее. До сих пор улыбаются.

Прием: Когда Вы идете на важную встречу, то перед встречей нужно вспомнить о положительных качествах Вашего собеседника и это вызовет на Вашем лице искреннюю улыбку. А если Вы не знаете положительных качеств Вашего собеседника? Тогда нужно вспомнить о положительных качествах Вас самих и улыбнуться им.

В общем, хотите нравиться людям, улыбайтесь!

«Имя собственное». Каждый человек хочет оставить свой след на земле, жить в памяти людей. Значит это важно и должно использоваться в общении.

Применять его нужно всегда; для увеличения взаимопонимания в конфликте; в деловом споре, если чаще называть своего оппонента по имени, то можно прийти к согласию быстрее, потому что некоторым людям нужно не столько настоять на своем мнении, сколько увидеть, что люди к ним прислушиваются, услышав от них свое имя.

Таким образом, имя собеседника – самый важный для него звук на любом языке!

«Комплимент» – это слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств, действительно присущих собеседнику.

Виды комплиментов:

1. Косвенный комплимент, когда мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого. Например, охотнику – ружье, родителям – детей, начальнице – интерьер ее кабинета.

2. Комплимент «плюс-минус» делается на фоне антикомплимента себе и сразу удовлетворяет две потребности собеседника:

1) подтверждает его положительную характеристику;

2) подтверждает отрицательную оценку нас. Формула комплимента: «Я все время удивляюсь, как Вам это… удается делать. Я пробовал, и ничего не вышло. Можно только позавидовать Вашему умению…». Комплимент «плюс-минус» успешно применяется для формирования положительного отношения к <


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.147 с.