Приходское консультирование: цель, задачи, принципы, практические советы по организации и ведению — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Приходское консультирование: цель, задачи, принципы, практические советы по организации и ведению

2017-10-16 371
Приходское консультирование: цель, задачи, принципы, практические советы по организации и ведению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обобщение опыта работы действующих приходских консультативных служб

 

Цель службы приходского консультирования

Цель службы приходского консультирования заключается в оказании внимания и необходимой духовно-просветительской помощи, в содействии практическому вхождению в жизнь Церкви людям, редко посещающим храм.

Основной смысл консультирования заключается в проявлении живого человеческого участия в отношении человека, приходящего в храм, в момент движения его души к Богу и Церкви. При этом важно услышать и откликнуться на его первоочередную нужду, которая, возможно, привела его в храм и побудила обратиться с вопросом к церковному (верующему) человеку.

Последовательные задачи при консультировании:

– оказать приходящим людям доброжелательный прием и расположить к общению;

– выслушать человека, нуждающегося в помощи и поддержке;

– помочь сориентироваться в действиях и поведении в храме (помочь в написании записок, указать расположение икон, информировать о расписании богослужений, обучающих занятий при храме и т.д.);

– по существу ответить на заданные вопросы и дать необходимые советы в пределах компетенции;

– предложить помощь и предоставить справочную информацию (в том числе из справочника консультативной службы) с учетом нужд обратившегося и возможностей прихода;

– при необходимости посоветовать обратиться к священнику (позвать священника или сообщить время, когда можно поговорить с ним);

– предложить актуальные для человека формы занятий и обучения, имеющиеся на приходе, в благочинии или в епархии;

– порекомендовать регулярно читать духовную литературу, молиться, посещать храм, искать духовного руководства, исповедоваться и причащаться.

Советы и рекомендации по устроению консультативной службы

Служба приходского консультирования организуется по благословению настоятеля прихода. Исходя из особенностей и возможностей прихода консультативная служба может быть организована различными способами. Настоятелю и духовенству храма важно в первое время существования службы приходского консультирования разъяснять ее актуальность, а после проповеди объявлять о ее назначении и времени работы.

 

Объявление о работе службы

Чтобы входящие в храм люди узнали о наличии консультативной службы, при входе в храм можно поместить объявление со схемой, указывающей место расположения дежурных службы (Приложение 1).

Время работы

Проведение приходского консультирования особенно актуально в дни, когда храм обычно посещает большое число людей. Поэтому основные дни работы консультативной службы: двунадесятые, великие, престольные праздники; субботние, воскресные дни, поминальные родительские субботы, нерабочие дни гражданских праздников. В храмах, где имеется возможность, консультативная служба может работать регулярно. Часы работы определяются в соответствии с расписанием храмовых служб и необходимостью.

Руководство службы приходского консультирования

В соответствии с документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении»[1] «на приходском уровне общая организация, координация и контроль катехизической и религиозно-образовательной работы находятся в компетенции настоятеля. Попечение об этой работе должно быть возложено на штатного приходского катехизатора…» Данные положения документа относится и к приходскому консультированию как направлению катехизической деятельности прихода.

Руководитель (куратор) приходской консультативной службы подбирает дежурных, готовит их к работе, наблюдает за работой, помогает в сложных ситуациях, регулирует взаимоотношения с другими работниками храма. Если службой руководит катехизатор-мирянин, то пастырское попечение о ее деятельности приобретает особую значимость. Наиболее актуальным оно является на первом этапе организации консультативной службы.

Правила для дежурных

Для более четкой организации и курирования работы службы приходского консультирования может быть составлена инструкция, где прописываются основные правила, напоминания и указания по осуществлению дежурства.

Организация рабочего места

Рабочее место обычно оборудуется небольшим столиком с табличкой «Приходская консультативная служба» (Приложение 2), который может находиться при входе в храм (в притворе) или внутри храма. Около этого стола обычно и стоит консультирующий со значком (бейджиком) «Дежурный консультант». При желании можно указать фамилию, имя и отчество дежурного или только имя (Приложение 3).

Объявление о службе, табличка на консультативном столике и бейдж дежурного можно оформить единообразно, в одном стиле – с одинаковым орнаментом и фотографией храма.

Перечень необходимой духовной литературы и справочных материалов

На консультативном столике могут быть представлены: Библия, Закон Божий, катехизис, Православный церковный календарь на текущий год, книга с краткими житиями святых, православный молитвослов, брошюры по основам православной веры. Книг не должно быть слишком много. Данная литература используется в качестве примера во время беседы (не для продажи). Данные книги должны быть доступны в церковной лавке.

В качестве раздаточного материала можно разложить приходские просветительские и катехизические листки о правилах поведения в храме, о записках, о таинствах Церкви, церковных праздниках.

Одним из самых распространенных является вопрос о местонахождении икон, поэтому на консультативном столике хорошо иметь подробную схему расположения и описание икон в храме с указанием дней церковного празднования (Приложения 4 и 5).

Приходящие люди иногда интересуются историей храма, поэтому на столик можно положить брошюры и буклет о храме.

Храмовые объявления, например, о работе воскресной школы и библиотеки при храме, о ближайших духовно-просветительских мероприятиях, выставках, конкурсах, праздниках, памятных датах, встречах с интересными людьми, паломнических поездках и др. можно собрать в отдельную папку для просмотра.

В пользовании дежурных должен быть справочник по храмам и монастырям епархии, информация о епархиальных отделах, о центрах помощи в различных нуждах, о центрах реабилитации пострадавших от сект, о катехизических курсах, о духовно-просветительских и миссионерских центрах, о центрах православной семьи, о православных обществах различной специализации, о епархиальных мероприятиях и т.д.

Если нет единого епархиального телефонного справочника, он может быть составлен дежурными службы приходского консультирования с использованием информации епархиальных служб и отделов, а также сайтов православных организаций и обществ.

Основные требования к дежурным консультативной службы

Дежурных для консультативной службы следует подбирать из числа благочестивых прихожан храма, имеющих благословение (рекомендацию) духовника, имеющих достаточный опыт церковной жизни, обладающих основными богословскими знаниями, навыками общения, соответствующими личностными качествами, душевным состоянием. Не желательно привлекать к консультированию слишком молодых прихожан.

Дежурный приходской консультативной службы должен:

– быть благожелательным, приветливым, чутким к состоянию человека, внимательным к его просьбе; делиться знаниями со смирением, но и без человекоугодия, храня достоинство христианина;

– действовать в соответствии с инструктажем руководителя (куратора) службы, не выходя за рамки определенных полномочий и своей компетенции; непереоценивать свои возможности, не подменять собой священника и не брать на себя роль духовника-исповедника;

– правильно отвечатьна задаваемые вопросы; хорошо ориентироваться в литературе для новоначальных;

– понимать, в каких случаях направлять людей к священнику или настоятелю храма, к катехизатору, смотрителю, свечнице, а в каких – к директору, завучу или конкретному преподавателю воскресной школы, в приходскую библиотеку и т.д.

Дежурным необходимо знать историю храма, расписание богослужений в храме, когда совершается Крещение и Венчание, когда можно поговорить со священником, исповедоваться, причаститься; быть в курсе информации, которая содержится на досках объявлений, какие группы и кружки есть в воскресной школе при храме, когда занятия, как на них записаться. Если храм расположен на кладбище, консультирующим надо знать, кто из известных священников и мирян захоронен на этом кладбище и где находятся их могилы.

Внешний вид дежурного должен соответствовать православной традиции.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.