Относительно этого аята есть и иные мнения. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Относительно этого аята есть и иные мнения.

2017-10-16 279
Относительно этого аята есть и иные мнения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Второе мнение: под словом ″никах″ в аяте имеется в виду не женитьба, а половая близость. Имеется в виду следующее: никто не согласится вступить в половую близость с прелюбодеем, кроме подобной ему прелюбодейки или же многобожницы, которая не считает прелюбодеяние запретным деянием. [Согласно этому толкованию аят следует переводить на русский язык так: «Прелюбодей (из числа верующих) вступает в близость только с (подобной себе) прелюбодейкой или многобожницей, а с прелюбодейкой (из числа верующих) вступает в близость только прелюбодей или многобожник. Верующим же это запрещено»].

Это мнение достоверно передаётся от ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, как это передали ибн Джарир [ат-Табари], ибн Аби Хатим и Абу ‘Убейд в книге «ан-Насих уа-ль-Мансух».

 

Сказал аль-Хафиз ибн Касир, разъясняя этот аят: «Это – сообщение от Аллаха Всевышнего о том, что прелюбодей вступает в близость только с прелюбодейкой или многобожницей. Имеется в виду следующее: никто не согласится с его желанием совершить прелюбодеяние, кроме прелюбодейки, которая ослушалась Аллаха, или многобожницы, которая вообще не ведает о запретности прелюбодеяния. Также никто не вступит в близость с прелюбодейкой кроме двоих: прелюбодей-грешник или же многобожник, который не считает прелюбодеяние запрещенным.

Передал Суфьян ас-Саури от Хабиба ибн Аби ‘Амры, а тот – от Са‘ида ибн Джубейра, а тот – от ибн ‘Аббаса, который сказал относительно этого аята: ″В аяте не идёт речь о заключении брака. Поистине, речь идёт всего лишь о половой близости. Никто не совершит прелюбодеяние с прелюбодейкой, кроме прелюбодея или многобожника″. Эти слова достоверно передаются от него.

Также это мнение передаётся от Муджахида, ‘Икримы, Са‘ида ибн Джубейра, ‘Урвы ибн аз-Зубейра, ад-Даххака [ибн Музахима], Макхуля, Мукатиля ибн Хаяна и других обладателей знания».

 

Именно это мнение посчитал верным ибн Джарир ат-Табари, который сказал: «На мой взгляд, самым правильным мнением является мнение тех, кто сказал, что в аяте под словом ″никах″ имеется в виду половая близость. Этот аят был ниспослан относительно блудниц из числа многобожниц, которые зазывали мужчин в свои дома» [См. «Тафсир ат-Табари», 19/101].

 

Сказал аш-Шинкыты: «Бракосочетание (мусульманина) с многобожницей или (мусульманки) с многобожником запрещено в любом случае. Это указывает на то, что в аяте под словом ″никах″ имеется в виду половая близость, а именно, прелюбодеяние, а не бракосочетание». [См. «Адуа уль-Байан», 6/72].

 

Третье мнение: аят не является отмененным и указывает на запрет заключения брака между целомудренным мужчиной и прелюбодейкой, а также между целомудренной женщиной и прелюбодеем.

Сказал ибн уль-Каййим: «Правильное мнение заключается в том, что этот аят не является отмененным и в соответствии с ним нужно действовать. Он содержит в себе повествование (хабар) и запрет (тахрим). А тот, кто заявляет об аннулировании этого аята, не привел ни одного довода. А то, что вызвало затруднения у многих людей, на самом деле является предельно ясным, хвала Аллаху. У них вызвали затруднения слова Всевышнего: ″Прелюбодей (из числа верующих) женится только на (подобной себе) прелюбодейке или многобожнице″. Являются ли эти слова просто повествованием о том, что происходит в действительности (хабар), или же они содержат в себе запрет, или же они указывают на дозволенность (ибаха)?!

Если это просто повествование о том, что происходит в действительности (хабар), то мы видели много прелюбодеев, которые заключали браки с целомудренными девушками. Если же это запрет, то получается, что Аллах запретил прелюбодею жениться, кроме как на прелюбодейке или многобожнице. Следовательно, ему запрещено вступать в брак с целомудренной верующей девушкой, но разрешено вступать в брак с многобожницами и прелюбодейками. Но Аллах Всевышний не имел в виду ни то, ни другое.

Как же понимать этот аят?! Следует понимать так, а Аллах знает лучше: желающему вступить в брак следует жениться на целомудренной девушке. Ему разрешено жениться на женщине только при соблюдении этого условия. Аллах Всевышний сообщил об этом в суре «ан-Ниса» и в суре «аль-Маида».

Таким образом, желающий вступить в брак либо считает для себя обязательным придерживаться этого постановления от Аллаха, либо не считает это обязательным для себя. Если он не считает себя обязанным придерживаться этого постановления Аллаха, то он является многобожником (мушриком). И никто не согласится выйти замуж за него, кроме многобожницы, подобной ему. Если же он считает себя обязанным придерживаться этого постановления Аллаха, но все равно противоречит этому постановлению, то есть, женится на той, на ком ему запрещено жениться, то его брак не является действительным. В таком случае он будет прелюбодеем. Именно поэтому Аллах сказал: ″Прелюбодей (из числа верующих) женится только на (подобной себе) прелюбодейке или многобожнице″. То же самое касается и женщины».

Это – мнение имама Ахмада [ибн Ханбаля], Исхака [ибн Рахауейха] и Абу ‘Убейда. [См. «аль-Мугни», 9/562].

 

Также это мнение передаётся от аль-Хасана [аль-Басри] и Катады [ибн Ди‘ама ас-Садуси]. Именно это мнение посчитал верным шейх уль-Ислям ибн Теймийа.

Сторонники этого мнения говорят, что прелюбодею нельзя жениться на целомудренной девушке, а прелюбодейке нельзя выходить замуж за целомудренного мужчину. Они приводят и другие доводы, помимо этого аята.

 

В частности, они приводят в качестве довода слова Всевышнего: «Посему женитесь на них [на женщинах] с разрешения их семей и давайте им вознаграждение [брачный дар] достойным образом, если они являются целомудренными, а не распутницами или имеющими приятелей». [Сура ан-Ниса, аят 25].

 

Сказал ибн уль-Каййим: «Поистине, Аллах дозволил жениться на женщинах только при соблюдении этих условий и никак иначе». [См. «Адуа уль-Байан», 6/79].

 

Также Аллах Всевышний сказал: «Также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших (мусульманок) и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас [иудейки и христианки], если вы выплатите им вознаграждение [брачный дар], желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги». [Сура аль-Маида, аят 5].

 

Сказал шейх уль-Ислям ибн Теймийа: «Также на запрещенность этого [заключения брака между целомудренным и прелюбодейкой] указывают общие шари‘атские доказательства о том, что нужно отстраняться от скверных людей. Аллах Всевышний сказал: ″И сторонись скверны″. [Сура аль-Муддассир, аят 5].

 

Также Аллах Всевышний сделал того, кто сидит с совершающим порицаемое, подобным ему в грехе. Аллах Всевышний сказал: ″Он [Аллах] уже ниспослал вам в Писании [в Коране], чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они отвергают знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором. В противном случае вы будете подобны им [Сура ан-Ниса, аят 140].

 

Именно поэтому говорят: ″Слушающий того, кто злословит, подобен самому злословящему″.

Однажды, к ‘Умару ибн ‘Абд уль-‘Азизу привели группу людей, которые распивали опьяняющие напитки, среди которых был человек, который соблюдал пост и ничего не пил. Тогда ‘Умар сказал: ″Накажите его первым. Разве ты не слышал слова Всевышнего: ‘‘…не сидите (вместе) с ними…‘‘. [Сура ан-Ниса, аят 140].

 

Если это касается случайного общения и посиделок с людьми, которые совершают порицаемое, то что можно сказать о постоянной близости (с супругой)?!

Аллах Всевышний поведал о том, что на прелюбодейке женится только прелюбодей или многобожник. Что касается многобожника, то у него нет веры (имана), которая бы удерживала его от скверного. Что же касается прелюбодея, то греховность зовёт его к этому, даже если он не является многобожником» [См. «Дакаик ут-Тафсир», 4/402].

 

Также сторонники третьего мнения заявили, что все хадисы о ниспослании этого аята говорят о том, что аят именно о бракосочетании, а не половой близости.

 

Передаёт ат-Тирмизи от ‘Амра ибн Шу‘айба, от его отца, который передаёт от своего отца, который сказал:

Человек, которого звали Марсад ибн Аби Марсад, помогал пленникам убегать из Мекки и приводил их в Медину. В то время в Мекке жила блудница, которую звали ‘Инак, и они с Марсадом были знакомы. Однажды, он пообещал одному пленному, что выведет его из Мекки. Марсад рассказывал: «И вот я шёл (к нему), пока не остановился в тени одной из стен Мекки в лунную ночь. Вдруг мимо проходила ‘Инак и увидела тень возле стены, подойдя ближе, она узнала меня. Она сказала: ″Марсад?″ Я ответил: ″Да, Марсад″. Тогда она сказала: ″Добро пожаловать! Можешь переночевать у нас″. Тогда я сказал: ″О, ‘Инак, Аллах запретил прелюбодеяние″. Тогда она воскликнула: ″О, спящие в палатках, этот человек помогает бежать вашим пленным″. Тогда за мной побежали восемь человек, а я добежал до горы Хандама (возле Мекки), после чего забежал в пещеру. Они подошли к пещере, остановились прям рядом со мной и начали справлять малую нужду так, что моча брызнула мне на голову, но Аллах ослепил их и они не увидели меня. Затем они вернулись в Мекку, а я вернулся к пленному, (которому обещал помочь). Я забрал его и мы добрались до места, где рос душистый тростник, затем я освободил его от оков и донёс его (раненного) до Медины. После этого я пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал ему: ″О, посланник Аллаха, позволь мне жениться на ‘Инак″. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, промолчал и ничего не ответил, а затем был ниспослан аят, в котором сказано: ″Прелюбодей (из числа верующих) женится только на (подобной себе) прелюбодейке или многобожнице, а на прелюбодейке (из числа верующих) женится только прелюбодей или многобожник. Верующим же это [такое супружество] запрещено″.

После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ″О, Марсад, прелюбодей (из числа верующих) женится только на (подобной себе) прелюбодейке или многобожнице, а на прелюбодейке (из числа верующих) женится только прелюбодей или многобожник. Верующим же это [такое супружество] запрещено, поэтому не женись на ней″».

Этот хадис также передали Абу Дауд и ан-Насаи, а наш шейх, выдающийся ученый, Мукбиль ибн Хади аль-Уади‘и упомянул его в своей книге, в которой собраны достоверные хадисы о причинах ниспослания разных аятов. [Этот хадис передал ат-Тирмизи, 3177, и другие. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим (хасан). См. «Сахих ат-Тирмизи», 3/287-288].

 

Относительно понимания этого аята есть и другие мнения, с которыми можно ознакомиться в книге «Тафсир аль-Куртуби», 12/168. Однако все эти мнения являются слабыми. Что же касается трех мнений, упомянутых нами, то это самые сильные мнения относительно понимания этого аята.

 

Самым же достоверным и сильным является последнее третье мнение. Сторонники этого мнения говорят, что аят является действительным и сообщает о запрете заключения брака между целомудренным мужчиной и прелюбодейкой, а также между прелюбодеем и целомудренной женщиной.

 

[Следовательно, относительно этого аята существует три мнения:

Первое мнение – аят отменен аятом № 32 из суры «ан-Нур».

Второе мнение – аят не является отмененным, а под словом ″никах″ в аяте имеется в виду не женитьба, а половая близость. Согласно этому толкованию аят следует переводить на русский язык так: «Прелюбодей (из числа верующих) вступает в близость только с (подобной себе) прелюбодейкой или многобожницей, а с прелюбодейкой (из числа верующих) вступает в близость только прелюбодей или многобожник. Верующим же это запрещено».

Третье мнение - аят не является отмененным и указывает на запрет заключения брака между целомудренным мужчиной и прелюбодейкой, а также между целомудренной женщиной и прелюбодеем.

Правильным является третье мнение].

 

Также следует заметить, что в аяте не говорится о дозволенности прелюбодею жениться на многобожнице, а прелюбодейке выходить замуж за многобожника. Этот аят следует понимать так, как разъяснил шейх уль-Ислям ибн Теймийа и его ученик ибн уль-Каййим: человек, заключающий брак с прелюбодейкой, будет одним из двух:

· Он либо является многобожником, у которого нет веры (имана), которая удерживала бы его от этого брака;

· Либо является прелюбодеем, которого к этой женитьбе подтолкнула греховность.

 

Поэтому в аяте ни в коем случае не говорится о дозволенности данного бракосочетания.

На это указал сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Побитый плетьми прелюбодей женится только на подобной себе» [Абу Дауд, 2052. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 2444].

Наш шейх Мукбиль аль-Уади‘и назвал этот хадис хорошим. [См. «ас-Сахих аль-Муснад», 1449].

 

Семнадцатый аят: «Сура аль-Ахзаб, аят 52». (Является отмененным).

 

Аллах Всевышний сказал:

«Отныне тебе (о, посланник) не дозволено жениться на других женщинах и заменять их [твоих нынешних жён] другими женами, даже если их красота понравится тебе, но это не относится к невольницам, которыми овладела твоя десница» [Сура аль-Ахзаб, аят 52].

 

Ас-Суюты сказал, что этот аят отменён словами Всевышнего:

«О Пророк! Мы сделали для тебя дозволенными твоих жен, которым ты уплатил их вознаграждение [брачный дар] » [Сура аль-Ахзаб, аят 50].

 

Другие же сказали, что этот аят [№ 52] отменён словами Всевышнего: «Ты можешь по своему желанию отложить посещение любой из них [из твоих жён] » [Сура аль-Ахзаб, аят 51].

 

Мнение об отмене этого аята пришло от ‘Али ибн Аби Талиба, [‘Абдуллаха] ибн ‘Аббаса, ‘Аишы, Умму Салямы, ‘Али ибн аль-Хусейна, ад-Даххака [ибн Музахима], и других обладателей знания. [См. «Тафсир аль-Куртуби», 14/219; «Адуа уль-Байан», 10/240].

 

Также это мнение выбрал аш-Шафи‘и, как об этом сказано в книге «ат-Тафсир аль-Кабир», 25/223.

Что касается слов ‘Аишы, да будет доволен ею Аллах, то их передали Ахмад, 24137; ат-Тирмизи, 3216; ан-Насаи, 6/56; ибн Са‘д, 8/194, по следующей цепочке передатчиков: Суфьян ибн ‘Уейна передаёт от ‘Амра ибн Динара, а тот – от ‘Ата, а тот – от ‘Аишы, которая сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не умер, пока ему (вновь) не была дозволена женитьба».

Но проблема в том, что ‘Ата ничего не слышал от ‘Аишы, да будет доволен ею Аллах.

 

Но Ахмад (№ 25467), ан-Насаи (6/56), ибн Са‘д (8/195) и ад-Дарими (№ 2241) передали эти слова по другой цепочке передатчиков: Уухейб ибн Халид передал от ибн Джурейджа, а тот – от ‘Ата, а тот – от ‘Убейда ибн ‘Умейра, а тот – от ‘Аишы.

 

Также Ахмад (№ 25652) передал эти слова по другой цепочке передатчиков: ‘Абду-р-Раззакъ передаёт от ибн Джурейджа, а тот – от ‘Ата, а тот – от ‘Аишы. Затем ибн Джурейдж сказал: «Я спросил у ‘Ата: ″Как эти слова дошли до тебя?!″ Он ответил: ″Я не знаю! Кажется, я слышал это от ‘Убейда ибн ‘Умейра″».

 

Если учесть всё вышесказанное, то можно сделать вывод, что слова ‘Аишы дошли до нас по достоверным цепочкам. Ведь, ‘Убейд ибн ‘Умейр – это крепкий и надежный передатчик по единогласному мнению.

 

Что касается слов Умму Салямы, да будет доволен ею Аллах, то их передал ибн Аби Хатим, как об этом сказано в книге «ат-Тафсир» ибн Касира, по следующей цепочке передатчиков: Абу Зур‘а [ар-Рази] передал от ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Абд уль-Малика ибн Шейбы, которому рассказал ‘Умар ибн Аби Бакр, которому рассказал аль-Мугира ибн ‘Абду-р-Рахман аль-Хизами от Абу ан-Надра (вольноотпущенника ‘Умара ибн ‘Убейдуллаха), который передал от ‘Абдуллаха ибн Уахба ибн Зама‘и, а тот – от Умму Салямы, которая сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не умер, пока Аллах не разрешил ему жениться на женщинах, когда он пожелает. Запрещено жениться лишь на близких родственницах. И Аллах Всевышний сказал об этом: ″Ты можешь по своему желанию отложить посещение любой из них [из твоих жён] ». [Сура аль-Ахзаб, аят 51].

Но эта цепочка передатчиков является слабой. Ведь, ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Абд уль-Малик ибн Шейба – слабый передатчик (да‘иф), как об этом сказал ибн Аби Дауд. А Абу Ахмад аль-Хаким сказал: «У специалистов по хадису он не является крепким».

 

К тому же ‘Абдуллах ибн Уахб ибн Зама‘а – его положение в хадисоведении неизвестно. От него передаёт хадисы группа людей, но никто из ученых не назвал его крепким передатчиком.

Также мнение об отмене этого аята посчитал верным Абу Джа‘фар ан-Нуххас, который сказал: «Это мнение – а Аллах знает лучше – самое правильное из того, что было сказано при разъяснении этого аята».

 

Также мнение об отмене этого аята посчитал верным аль-Хафиз ибн Касир, который сказал: «Группа ученых, среди которых [‘Абдуллах] ибн ‘Аббас, Муджахид, ад-Даххак [ибн Музахим], Катада [ибн Ди‘ама ас-Садуси], ибн Зейд и другие, заявила, что этот аят был ниспослан в качестве награды для супруг пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и как знак довольства Аллаха ими.

 

Ведь, они поступили наилучшим образом, когда выбрали Аллаха, Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и Последнюю жизнь, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал им выбор. Когда они выбрали посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Аллах Всевышний дал им в качестве награды то, что запретил пророку, да благословит его Аллах и приветствует, жениться на ком-то еще.

 

Аллах Всевышний запретил посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, жениться на других женщинах, даже если их красота понравилась ему. Но этот запрет не касался наложниц и пленниц. Затем Аллах Всевышний освободил его от этого запрета, постановление, содержащееся в аяте, было отменено, и Аллах дозволил ему женитьбу. Но посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, все равно не женился после этого, дабы это было подобно его благодеянию (дару, любезности) по отношению ко своим супругам».

 

Также мнение об отмене этого аята посчитал верным имам аш-Шинкыты. [См. «Адуа уль-Байан», 10/240].

 

Мне кажется – а Аллах знает лучше – что именно это мнение является верным, ведь, слова ‘Аишы передаются от неё достоверно, а она лучше знала о делах пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Но следует заметить, что некоторые ученые заявили, что этот аят [№ 52] отменён не аятами Корана, а хадисом из сунны. На это мнение указал Макки ибн Аби Талиб в своей книге «аль-Идах ли-насих аль-Куран уа-мансухи-хи», стр. 385.

 

Также следует заметить, что некоторые ученые не считали этот аят отмененным.

Они заявили, что его смысл таков: отныне тебе (о, посланник) не дозволено жениться на женщинах, кроме тех женщин, которых Аллах Всевышний дозволил тебе в предыдущем аяте, сказав: «О Пророк! Мы сделали для тебя дозволенными твоих жен, которым ты уплатил их вознаграждение [брачный дар], и невольниц, которыми овладела твоя десница и которыми Аллах одарил тебя…». [Сура аль-Ахзаб, аят 50].

 

«Отныне тебе (о, посланник) не дозволено жениться на других женщинах…» ― то есть: на иудейках и христианках, на многобожницах, на бедуинках, и так далее.

 

Этого мнения придерживались Убей ибн Ка‘б, Муджахид [это одно из мнений, передаваемых от него], ‘Икрима, ад-Даххак [это одно из мнений, передаваемых от него], Абу Разин [это одно из мнений, передаваемых от него], Абу Салих, аль-Хасан [аль-Басри], Катада [это одно из мнений, передаваемых от него], ас-Судди и другие.

Также это мнение выбрали ибн Джарир [ат-Табари] и Абу Хаян.

 

[См. «Адуа аль-Байан», 10/240.

Следовательно, относительно этого аята существует два мнения:

Первое мнение – аят отменен аятом № 50 из суры «аль-Ахзаб».

Смысл аята таков: после того, как Всевышний приказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, дать выбор своим женам словами: "О Пророк! Скажи своим женам: «Если вы желаете мирской жизни и ее украшений, то придите, и я наделю вас благами и отпущу красиво. Но если вы желаете Аллаха, Его Посланника и Последней жизни, то Аллах приготовил творящим добро среди вас великую награду». (33: 28-29), жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, выбрали Аллаха, Его посланника и последнюю жизнь. После этого Всевышний ниспослал: "Отныне тебе не дозволено жениться на других женщинах и заменять их другими женами, даже если их красота поразит тебя" (33: 52) в знак внимания к женам пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Но после этого Всевышний опять разрешил пророку (да благословит его Аллах и приветствует) брать жен, кроме тех, которые у него уже были: "О Пророк! Мы сделали для тебя дозволенными твоих жен, которым ты уплатил их вознаграждение", но вместе с этим пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не воспользовался этим разрешением и не женился более.

Второе мнение – аят не является отмененным, но его следует понимать иначе.

Правильным является первое мнение ].

 

Восемнадцатый аят: Сура аль-Мумтахана, аят 11. (Аят действовал только во времена действия договора пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с курайшитами).

 

Аллах Всевышний сказал: «Если какая-либо из ваших жен (отреклась от веры и) ушла от вас к неверующим, после чего вы получили военную добычу, то отдайте тем, жены которых ушли, потраченное ими на приданое» [Сура аль-Мумтахана, аят 11].

 

Некоторые сказали, что этот аят отменён аятами о мече. Другие сказали, что этот аят отменен аятами о военной добыче. Третьи сказали, что аят вообще не является отмененным.

 

Следовательно, относительно этого аята среди учёных существует три мнения:

1-ое мнение: аят отменён и постановление, содержащееся в нем, отменено.

Этого мнения придерживался Катада [ибн Ди‘ама ас-Садуси], как это передали ибн уль-Мунзир в «аль-Аусат», 11/341; и аль-Куртуби в своём толковании Корана [том 18; стр. 69].

Передал ‘Абду-р-Раззак в книге «Мусаннаф», (№ 12709), от Ма‘мара, от Катады, который сказал: «Это постановление отменено».

Также этого мнения придерживался Ахмад ибн Ханбаль, как это передал аль-Кады Абу Йа‘ля. [См. «ан-Насих уа-ль-Мансух», (стр. 543) ибн уль-Джаузи].Также это – одно из мнений, передаваемых от аш-Шафи‘и. [См. «аль-Аусат», (11/339) ибн уль-Мунзира; «Шарху-с-Сунна», (5/652) аль-Багауи].

 

2-ое мнение: аят действовал только тогда, когда между пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и между курайшитами был заключен мирный договор.

Сказал ибн уль-‘Араби: «Это постановление Аллаха касалось только того времени и той ситуации по единогласному мнению общины» [См. «Ахкам уль-Куран», 4/1788].

Эти слова передал аль-Куртуби [том 18; стр. 68], но промолчал относительно единогласного мнения. Также эти слова передал аш-Шаукани, который также промолчал относительно единогласного мнения [См. «Фатх уль-Кадир», 5/216]. Однако аль-Куртуби на следующей странице всё-таки указал на наличие разногласия в этом вопросе [«Тафсир аль-Куртуби», том 18; стр. 69].

Это мнение также передаётся от [Мухаммада ибн Муслима ибн Шихаба] аз-Зухри, ‘Ата, Муджахида [ибн Джабра] и [Суфьяна] ас-Саури.

 

Передал ‘Абду-р-Раззак в книге «Мусаннаф», (№ 12707), от ибн Джурейджа, который сказал: «Я спросил у ‘Ата: ″Как ты считаешь, если женщина сегодня переселится от многобожников к мусульманам и примет Ислам, нужно ли вернуть её мужу брачный дар (махр), который он выплачивал ей когда-то?″ Тогда он ответил: ″Это постановление касалось только договора между пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и между курайшитами″».

 

Цепочка передатчиков этого сообщения является достоверной.

Также передал ‘Абду-р-Раззак в книге «Мусаннаф», (7/185), от Ма‘мара, а тот – от аз-Зухри, который сказал: «Это постановление прекратило своё действие в день открытия Мекки, поэтому (сегодня) её мужу ничего не выплачивают».

 

Цепочка передатчиков этого сообщения также является достоверной.

Также передал аль-Бухари, что Муджахид сказал: «Всё это действовало только во времена договора между пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и курайшитами» [См. «ас-Сахих», книга развода, 20-ая глава].

 

Также аль-Хафиз [ибн Хаджар] указал на то, что это же сообщение передал ибн Аби Хатим от ибн Аби Наджиха, а тот – от Муджахида, который высказался относительно слов Всевышнего:

«Требуйте (у многобожников) назад то, что вы потратили на приданое (на своих жён, которые затем отступили от Веры и присоединились к ним). И пусть они [неверующие] требуют то, что они потратили на приданое (на бывших своих жён, которые затем приняли Ислам и присоединились к вам) » [Сура аль-Мумтахана, аят 10].

 

Муджахид сказал: «Если жена какого-либо мусульманина убежала к неверующим, то пусть неверующие выплатят её бывшему мужу брачный дар, который он потратил, после чего оставят её у себя. Если же жена неверующего переселилась к сподвижникам Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, то нужно сделать то же самое [то есть: выплатить её бывшему мужу брачный дар, который он потратил при женитьбе на ней]. И это постановление действовало только между пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и между курайшитами».

 

Также передал ‘Абду-р-Раззак в книге «Мусаннаф», (7/185), от [Суфьяна] ас-Саури, который сказал: «Это действовало между пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и между жителями Мекки. Сегодня так уже не поступают».

 

Именно это мнение является верным, а Аллах знает лучше!

Также следует заметить, что именно это мнение посчитал верным шейх Яхъя ибн ‘Али аль-Хаджури, да сохранит его Аллах.

 

Примечание: сегодня запрещено вмешивать женщин в мирные договора между мусульманами и многобожниками. Это стало запретным после того, как Аллах Всевышний ниспослал:

«Когда к вам прибывают переселившиеся (из страны неверия в страну Ислама) верующие женщины, то подвергайте их испытанию (дабы узнать, действительно ли они являются верующими). Аллаху лучше знать об их вере. Если вы узнаете (по их словам и делам), что они (на самом деле) являются верующими, то не возвращайте их неверующим [к их неверующим мужьям] » [Сура аль-Мумтахана, аят 10].

3-ье мнение: аят не является отмененным и действует даже сегодня.

Этого мнения придерживались некоторые обладатели знания. На это указал аль-Куртуби в своём толковании Корана [том 18; стр. 69].

Сказал аль-Багауи: «Это мнение передаётся от Муджахида. Также это – последнее мнение аш-Шафи‘и».

[См. «Шарх ас-Сунна», 5/652.

Следовательно, относительно этого аята существует три мнения:

Первое мнение - аят отменён и постановление, содержащееся в нем, отменено.

Второе мнение [именно оно является правильным] - аят действовал только тогда, когда между пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и между курайшитами был заключен мирный договор.

Третье мнение - аят не является отмененным и действует даже сегодня].

 

 

Девятнадцатый аят: Сура аль-Муджадаля, аят 12. (Является отмененным).

Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Если вы беседуете с Посланником в тайне, то предварите вашу тайную беседу милостыней (дав её нуждающимся) » [Сура аль-Муджадаля, аят 12].

 

Ас-Суюты сказал, что этот аят отменён словами Всевышнего:

«Если вы не сделали этого и Аллах принял ваше покаяние, то совершайте молитву (вовремя и надлежащим образом) и выплачивайте закят» [Сура аль-Муджадаля, аят 13].

 

Об отмене этого аята заявило большинство толкователей Корана. Это мнение передаётся от ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, ‘Али ибн Аби Талиба и [‘Абдуллаха] ибн ‘Умара. [См. «Тафсир ибн Джарир», 28/20; «Тафсир аль-Куртуби», 17/302].

 

Это мнение установлено от Катады [ибн Ди‘амы ас-Садуси], Муджахида [ибн Джабра], аль-Хасана [аль-Басри], Мукатиля ибн Хаяна, а также от многих других учеников сподвижников, а также от многих обладателей знания из следующий поколений.

 

Сказал Макки ибн Аби Талиб аль-Кайси: «Большинство людей (знания) придерживаются мнения о том, что этот аят отменён» [См. «аль-Идах», стр. 426].

 

Учёные разногласили относительно того, действовал ли кто-нибудь в соответствии с этим аятом до его отмены или нет.

Передаётся, что только ‘Али ибн Аби Талиб действовал в соответствии с этим аятом до его отмены.

Передал имам ‘Абду-р-Раззак ибн Хамам ас-Сана‘ани от Ма‘мара [ибн Рашида], а тот – от Аюба [ибн Аби Тамимы ас-Сахтияни], а тот – от Муджахида, который передал, что ‘Али [ибн Аби Талиб] сказал: «Никто не действовал в соответствии с этим аятом, кроме меня, после чего он уже был отменен». Затем Муджахид сказал: «Мне кажется, он [‘Али ибн Аби Талиб] сказал о том, что этот аят действовал лишь короткое время».

Эта цепочка передатчиков в целом является достоверной, но следует заметить, что ученые разногласили в том, слышал ли Муджахид что-нибудь от ‘Али [ибн Аби Талиба] или не слышал. Однако аль-Бухари в книге «ат-Тарих аль-Кабир» сообщил, что Муджахид действительно слышал от ‘Али [ибн Аби Талиба].

Затем мне стало ясно, что Муджахид услышал эти слова от ‘Абду-р-Рахмана ибн Аби Лейли, который слышал их от ‘Али [ибн Аби Талиба], да будет доволен им Аллах.

Ведь, аль-Хаким (2/481-482) передал от ‘Абдуллаха ибн Мухаммада ас-Сайдаляни, который слышал от Мухаммада ибн Аюба, который слышал от Яхъи ибн аль-Мугиры ас-Са‘ади, который слышал от Джарира, который передавал от Мансура, а тот – от Муджахида, а тот – от ‘Абду-р-Рахмана ибн Аби Лейли, который передавал следующие слова ‘Али ибн Аби Талиба:

Поистине, в Книге Аллаха есть такой аят, в соответствии с которым не поступал никто, кроме меня, и в будущем уже никто не поступит в соответствии с ним. Это – аят о тайной беседе: ″О те, которые уверовали! Если вы беседуете с Посланником в тайне, то предварите вашу тайную беседу милостыней (дав её нуждающимся) ″.

У меня был динар и я разменял его на десять дирхемов, чтобы побеседовать затем с посланником, да благословит его Аллах и приветствует. Затем всякий раз, прежде чем побеседовать с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, я раздавал один дирхем. Затем этот аят был отменён и никто не успел поступить в соответствии с ним, кроме меня. Затем был ниспослан аят, в котором сказано: ″Неужели вы боялись предварять вашу тайную беседу (с пророком) милостыней? Если вы не сделали этого и Аллах принял ваше покаяние, то совершайте молитву (вовремя и надлежащим образом), выплачивайте закят, и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику (во всём, что вам повелено). Аллах ведает о том, что вы совершаете″» [Сура аль-Муджадаля, аят 13].

 

Сказал аль-Хаким: «Этот хадис является достоверным и соответствует условиям аль-Бухари и Муслима, хотя они его не передали».

 

И это сообщение на самом деле передаётся по достоверной цепочке передатчиков, но не соответствует аль-Бухари и Муслима, так как они оба ничего не передавали от Яхъи ибн аль-Мугиры ас-Са‘ади.

 

Также слова ‘Али немного в другой форме передаются по другой цепочке передатчиков.

Передали ат-Тирмизи (№ 3297), Абу Джа‘фар ан-Нуххас в «ан-Насих уа-ль-Мансух», стр. 146; ибн Джарир ат-Табари в своём толковании Корана, (28/21); Абу Йа‘ля (№ 400), ибн уль-Джаузи в «ан-Насих уа-ль-Мансух», (стр. 529), по следующей цепочке передатчиков: передал Суфьян от ‘Усмана ибн аль-Мугиры, а тот – от Салима ибн Аби-ль-Джа‘да, а тот – от ‘Али ибн ‘Алькамы аль-Анмари, который передал, что ‘Али ибн Аби Талиб сказал:

Когда был ниспослан аят ″о те, которые уверовали! Если вы беседуете с Посланником в тайне, то предварите вашу тайную беседу милостыней (дав её нуждающимся) ″, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: ″Как ты считаешь, динар это много?!″ Я ответил: ″Люди не смогут давать столько″. Тогда он спросил: ″А сколько?″ Я ответил: ″Пусть выплачивают ячменное зернышко″. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ″Поистине, ты – (совсем уж) аскет″. И тогда был ниспослан аят, в котором сказано: ″Неужели вы боялись предварять вашу тайную беседу (с пророком) милостыней? Если вы не сделали этого и Аллах принял ваше покаяние, то совершайте молитву (вовремя и надлежащим образом), выплачивайте закят, и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику (во всём, что вам повелено). Аллах ведает о том, что вы совершаете″ [Сура аль-Муджадаля, аят 13]. Посредством меня Аллах облегчил этой общине.

Но цепочка передатчиков этого хадиса является слабой.

 

Сказал ‘Али ибн аль-Мадини, что от ‘Али [ибн ‘Алькамы] аль-Анмари не передаёт хадисы никто, кроме Салима ибн Аби-ль-Джа‘да.

Сказал аль-Бухари: «В его хадисах есть сомнение».

Этого ‘Али [ибн ‘Алькаму] аль-Анмари назвали слабым передатчиком (да‘иф) ибн уль-Джаруд, аль-‘Укайли и ибн Хиббан.

Именно этот хадис является слабым, хотя сама история является достоверной, как об этом уже было сказано выше.

 

Передал также Абу Дауд [См. «ан-Насих уа-ль-Мансух», (стр. 530), ибн уль-Джаузи] от Ахмада ибн Мухаммада, которому рассказал ‘Али ибн аль-Хусейн от своего отца, который передал от Йазида ан-Нахви, а тот – от ‘Икримы, что [‘Абдуллах] ибн ‘Аббас также заявил о том, что этот аят [№ 12] отменен словами Всевышнего: «Если вы не сделали этого и Аллах принял ваше покаяние, то совершайте молитву (вовремя и надлежащим образом) и выплачивайте закят» [Сура аль-Муджадаля, аят 13].

 

‘Али ибн аль-Хусейн ибн Уакыд является слабым передатчиком по более правильному мнению. Но у слов ибн ‘Аббаса есть другие цепочки передатчиков, которые укрепляют достоверность этих слов.

Первая цепочка: передал Абу ‘Убейд в «ан-Насих уа-ль-Мансух», 470, от Хаджаджа, а тот – от ибн Джурейджа и ‘Усмана ибн ‘Ата аль-Хурасани, которые передавали от ‘Ата, а тот – от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.

‘Усман [ибн ‘Ата аль-Хурасани] – это оставленный передатчик (матрук). Также [Абд уль-Малик ибн ‘Абд уль-‘Азиз] ибн Джурейдж ничего не слышал от ‘Ата [аль-Хурасани]. Также ‘Ата [аль-Хурасани] ничего не слышал от [‘Абдуллаха] ибн ‘Аббаса.

Вторая цепочка: передали Абу ‘Убейд (№ 471) и [ибн Джарир] ат-Табари (23/249) от ‘Абдуллаха ибн Салиха, который передал от Му‘авии ибн Салиха, а тот – от ‘Али ибн Аби Тальхи, а тот - от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.

‘Абдуллах ибн Салих – это писарь аль-Лейса [ибн Са‘да], слабый передатчик. Также ‘Али ибн Аби Тальха ничего не слышал от [‘Абдуллаха] ибн ‘Аббаса.

Мне кажется, что посредством этих трёх цепочек это сообщение усиливается и становится достоверным от ибн ‘Абба<


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.165 с.