Комплексная индивидуально-ориентированная — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Комплексная индивидуально-ориентированная

2017-10-16 219
Комплексная индивидуально-ориентированная 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа

Группы кратковременного пребывания

«Радость»

МАДОУ д/с № 26 «Золотая рыбка»

Г.о.г. Кумертау Республики Башкортостан

Для воспитанников

С тяжелыми нарушениями ОДА,

В том числе ДЦП.

1. Пояснительная записка

Актуальность программы

В настоящее время существует достаточно большая группа детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести, например, нарушение общения в сочетании с умственной отсталостью, церебральный паралич с сенсорным или умственным дефектом, выраженные эмоциональные и поведенческие расстройства, слепота, тяжелые посттравматические расстройства, различные варианты сложных нарушений у детей с генетическими или нейрохирургическими заболеваниями и т.д. Дети указанных категорий нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, преодоление психогенных нарушений. Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной психологической помощи.

Актуальность функционирования группы кратковременного пребывания для детей с ОВЗ (далее ГКП), объясняется необходимостью непрерывного сопровождения ребёнка-инвалида на ранних этапах развития. Посещение ГКП непременно усилит эффективность развития ребёнка.

В связи с этим для реализации деятельности ГКП и оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, возникла необходимость создании индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы.

Научная обоснованность

Данная программа предназначена для использования специалистами, реализующими психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

При создании программы упор делался на теоретическую базу достижений Московской психологической школы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, А.И. Мещеряков и др.), в которой признается ведущая роль обучения в развитии ребенка; общение с близким взрослым, а через него и общекультурными общественными достижениями, рассматривается как основное условие умственного и эмоционального развития ребенка; источником формирования самостоятельного предметного действия считается совместное, а потом совместно-разделенное со взрослым действие. В трудах Л.С. Выготского доказано, что социальная ситуация воспитания формирует или задерживает процесс расширения зоны ближайшего развития, в которой реализуются потенциальные возможности ребёнка. Учёт соотношения первичных нарушений и вторичных отклонений, а также признание неравномерности детского развития послужили основой для понимания механизмов компенсации и построения на их базе целостной системы коррекционно-педагогического воздействия.

Коррекционная работа основывается на следующих теоретических положениях и принципах:

·Целостность – учет взаимосвязи и взаимообусловленности различных сторон психической организации ребенка: интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной.

·Структурно – динамический подход – выявление и учет первичных и вторичных отклонений в развитии, факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие ребенка, что позволяет определить механизмы компенсации, влияющие на процесс обучения.

·Онтогенетический подход – учет индивидуальных особенностей ребенка. При проведении занятий учитывается уровень двигательного, когнитивного, речевого и эмоционально-личностного развития ребенка, ведущий тип мотивации деятельности, поэтапность в формировании новых видов деятельности.

·Антропологический подход – учет возрастных особенностей ребенка.

·Комплексный подход к проблемам ребенка имеет особое значение: совместная разработка развивающего маршрута и психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, а также активное участие родителей обеспечивают эффективность развивающих мероприятий.

·Активность – широкое использование в ходе занятий практической деятельности ребенка.

·Доступность – подбор методов, приемов, средств, соответствующих возможностям ребенка.

·Гуманность – любое решение должно приниматься только в интересах ребенка.

·Оптимизм – вера в возможность развития и обучения ребенка, установка на положительный результат обучения и воспитания.

·Единство диагностики и коррекции – наблюдение за динамикой развития имеет значение для определения путей, методов коррекционной работы на различных этапах обучения и воспитания.

·Принцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению – успехов в коррекционной работе можно достичь при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Деятельностный подход предусматривает формирование психических функций в процессе деятельности детей. Основной деятельностью детей данного возраста является игра.

·Систематичность заданий и используемых на занятиях игр предполагает наличие определенного порядка в подаче материала, повторяемости заданий и игр, использование их в определенной последовательности.

·Вариативность заданий позволяет при формировании у ребенка одних и тех же понятий использовать разные игры и задания.

·Творческий подход дает возможность не ограничивать свободу творчества ребенка, если цели, поставленные перед ним в процессе занятия, будут решены.

·Развивающий характер коррекционно-педагогического воздействия. Взаимосвязи развития речи, познавательных процессов, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).

·Использование технологий, характеризующихся эмоционально-игровой окрашенностью (тактильно-действенным обследованием, экспериментированием, трансформацией) и ценностной значимостью для ребёнка того, что он делает, познаёт, с чем играет и взаимодействует;

·Проведение оздоровительной работы, создающей благоприятную базу для организации занятий, игр и других видов деятельности детей.

Гуманистический подход к современному образованию требует от психологов и педагогов пристального внимания к изучению природы ребенка. Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое “Я”, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье. Всё это требует расширения спектра традиционно используемых методов и приёмов, появились новые технологии, сберегающие здоровье, которым определена роль и найдено место в обучающем процессе среди них арт-терапевтические методы, оздоровительные кинезиологические упражнения, различные виды гимнастик, массажа, самомассажа, применение приёмов Су-Джок.

Основной целью программы является психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья для социализации, а также создание благоприятных условий для развития личности ребёнка и оказания психолого-педагогической поддержки его семьи.

Общность основных законов развития ребенка в норме и в ситуации отклоняющегося развития определяет основные направления педагогической работы, которые обеспечивают целостность и гармоничность психического развития дошкольника посредством развития:

· коммуникативных способностей и речи;

· эмоционально-личностной сферы;

· когнитивной сферы;

· деятельности (исследовательской, игровой, познавательной, продуктивной и др.);

· физической сферы;

· социальной адаптации;

· музыкально – эстетических представлений.

Задачи

1. Осуществление социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей).

2. Реализация образовательной программы исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Проведение психопрофилактики и психокоррекции, средствами игры у детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Оказание помощи родителям в подборе адекватных средств в общении с ребёнком.

5. Помощь в личностно-социальном развитии ребенка.

6. Содействие решению психологических проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольные образовательные учреждения, адаптации в семье и других социальных группах.

7. Помощь в адаптации семьи к инвалидности ребенка, помощь родителям в преодолении психологических проблем.

Планируемые результаты.

Исходя из того, что посещающие ГКП дети имеют нарушения:

· разные по природе происхождения;

· по степени выраженности дефекта развития;

· по разным условиям воспитания в семье и отношению членов семьи к проблеме ребенка.

Соответственно и результаты психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи строго индивидуальны.

Это предполагает сугубо индивидуальные результаты для каждого ребенка и его семьи. Позитивным результатом следует считать достижение краткосрочных целей, которые признаны специалистами реальными для данного ребенка и семьи на данном этапе. Среди них могут быть:

· формирование у ребёнка потребности в игре и общении с учётом индивидуальных особенностей;

· освоение заинтересовавшей ребёнка деятельности с учётом его особенностей, возможностей и потребностей;

· подготовка ребёнка к интеграции в среду сверстников в детском саду и школе;

· и др.

Основополагающие принципы воздействия на ребёнка:

· Принцип гуманизма основан на вере в потенциальные возможности ребёнка, признание человека высшей жизненной ценностью. Все направления коррекционно-педагогической помощи с опорой на этот принцип способствуют максимально безболезненному вхождению развивающегося ребёнка в социальную жизнь (определение резервов, положительных свойств, на которые можно опираться).

· Принцип коррекционно-педагогической помощи ориентирован на социализацию, социальное формирование личности и её саморазвитие в процессе взаимодействия личности и общества. Принцип включает в себя формирование жизненных навыков, которые могут проявиться в достижении умения реализовать определённые функции и действия под влиянием специальных воздействий.

· Принцип целостности предполагает единство диагностики и коррекции. На основе диагностики составляется заключение об уровне развития ребёнка, определяются задачи целенаправленного воздействия на него; реализация плана коррекционных мероприятий требует систематического контроля динамических изменений в развитии ребёнка, его поведения, деятельности.

· Принцип комплексного воздействия включает взаимодействие специалистов разного профиля, создание единой объединённой системы научно-практических служб — педагогической, психологической, медицинской. Этот принцип обеспечивает принятие в отношении каждого ребёнка объективных решений, основанных на данных диагностики и учитывающих её результаты всеми участниками процесса сопровождения.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.