Предметная деятельность и познавательные способности — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Предметная деятельность и познавательные способности

2017-10-16 397
Предметная деятельность и познавательные способности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В раннем возрасте познавательное развитие ребенка осуществляется в рамках предметной деятельности. Предметная деятельность в раннем возрасте определяет, т.е. «ведѐт» за собой психическое развитие, поэтому она и называется ведущей. Именно в ходе предметной деятельности создаются наиболее благоприятные условия для развития важнейших способностей, умений и личностных качеств ребенка - речи, мышления, познавательной активности, целенаправленности и самостоятельности. Поэтому создание оптимальных условий для обогащения и развития разнообразных действий с предметами – первая задача образовательного процесса в раннем возрасте. В этой области развития можно выделить несколько направлений, каждое из которых предполагает постановку специальных педагогических задач и использование соответствующих методов их реализации.

Прежде всего, это развитие культурно нормированных, практических и орудийных действий. Педагоги должны помочь детям научиться правильно пользоваться различными предметами домашнего обихода (есть ложкой и пить из чашки, застѐгивать пуговицы, причѐсываться расчѐской), игрушками, специально созданными для овладения орудийными действиями (лопаткой, молоточком, сачком и др.). Эта задача не сводится к развитию отдельных движений руки, общей моторики или определенных навыков. Овладение предметными действиями требует от ребенка преодоления спонтанной, импульсивной активности, а следовательно – развития произвольности, настойчивости и самостоятельности; полученный правильный результат дает ребенку возможность почувствовать свою умелость, уверенность в себе, ощутить себя причастным к делам взрослых. Таким образом, обучая ребѐнка правильно есть, одеваться или умываться, педагог не только формирует у него

навыки самообслуживания, но и воспитывает личность.

Для решения поставленных задач педагоги должны организовывать развивающую предметную среду, налаживать совместную деятельность с ребенком, создавать условия для самостоятельной деятельности ребенка с предметами.

Особая задача, стоящая перед педагогом в рамках предметной деятельности - овладение бытовыми навыками и навыками самообслуживания. Многие предметные действия дети осваивают, знакомясь с бытовыми предметами в процессе приема пищи, совершении туалета, переодевании а также принимая участие в бытовой деятельности взрослых. Обычно малыши охотно помогают воспитателю накрывать на стол, убирать игрушки, ухаживать за растениями и животными в живом уголке и на участке.

Орудийными действиями малыш овладевает не только в повседневной жизни, но и в процессе индивидуальных и совместных со взрослым игр и занятий. Для ознакомления детей с предметами окружающего мира и овладения культурно нормированными предметными действиями в группе должны находиться разнообразные бытовые предметы, игрушки, имитирующие их, и игрушки, специально предназначенные для развития разнообразных предметных действий. Богатая и разнообразная предметная среда стимулирует малыша к различным движениям и действиям, способствует обогащению чувственного опыта ребенка, развитию мышления. Предметы, игрушки и материалы должны находиться в открытом доступе, по возможности, рассортированы в наборы и размещены так, чтобы у детей возникало желание действовать с ними. Необходимо предусмотреть, чтобы в группе было достаточное количество и разнообразие игрушек, обеспечивающих детям свободный выбор занятий в соответствии с интересами и предпочтениями каждого ребенка.

Важно, чтобы предметы и игрушки можно было использовать для развития различных органов чувств и формирования разнообразных умений. Поэтому необходимо, чтобы они, по возможности, были выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.), имели разные размеры, фактуру, цвет, звучание, стимулировали разные виды действий.

Педагоги поддерживают интерес детей к игрушкам и предметам, предоставляя возможность самостоятельно исследовать их, побуждают малышей к совместным играм и занятиям. Наиболее эффективно ребенок овладевает предметными действиями, когда они включены в дидактическую или сюжетную игру. Например, из кубиков можно построить домик для ежика, из модульной мебели соорудить поезд, из песка «испечь» пирожки для кукол.

Совместная деятельность не должна навязываться ребенку. Педагог откликается на просьбу малыша о помощи, подключается к его игре, помогает

преодолеть затруднения. Он может помочь ребенку правильно скоординировать и распределить свои действия. При этом не следует выполнять действия за малыша, важно, чтобы ребенок научился сам выделять нужные свойства предметов, например, подбирать и соединять части пирамидки или матрешки в нужном порядке.

Следует разумно сочетать совместную деятельность ребенка со взрослым и самостоятельную деятельность малыша. Воспитатель должен предлагать ребенку виды деятельности, соответствующие его умениям, выявлять «зону ближайшего развития» и создавать условия для овладения более сложными действиями. Организуя совместную деятельность, прежде всего, необходимо заинтересовать малыша, поддерживать его желание действовать с предметом, не принуждая к точному воспроизведению образца действий. Маленькие дети ещѐ не умеют действовать с предметами совместно со сверстниками. Предметы и действия с ними всецело поглощают интересы малышей, они не могут при этом ориентироваться на действия партнѐра, согласовывать их с собственными действиями, учитывать чужие желания. Поэтому не нужно принуждать детей к совместной деятельности с предметами раньше времени – это может только вызвать ненужные конфликты с ровесниками. Сначала ребенок должен сам обследовать заинтересовавший его предмет, поиграть с ним так, как он считает нужным. Нельзя прерывать индивидуальную игру ребѐнка с предметами; напротив, нужно всячески поддерживать еѐ и создавать для неѐ условия. Организуя групповые занятия, воспитатель должен помнить, что у каждого малыша должна быть в руках своя игрушка. Вовлекать малышей в совместную предметную деятельность следует постепенно, побуждая их наблюдать за действиями друг друга, присоединяться к ним. Воспитатель распределяет действия между детьми, помогает соблюдать очередность.

Следующая задача воспитателей в рамках предметной деятельности – развитие у детей познавательной активности. Педагоги создают условия для ознакомления детей с окружающим миром, обогащения детей впечатлениями и

для детского экспериментирования.

Воспитатели должны поддерживать любопытство детей, поощрять любое проявление интереса ребенка к окружающему. Не следует ограничивать познавательную активность малышей, ограничение должно касаться только опасных для жизни и здоровья ребенка объектов и действий.

Педагоги организуют совместное с детьми наблюдение за различными явлениями природы. Цель этих наблюдений – поддержать или пробудить интерес детей к окружающему, познакомить с разнообразными свойствами природных объектов, вызвать удивление, радость открытия нового. В каждое

время года воспитатель привлекает внимание малышей к изменениям в природе, обращает их внимание на разнообразные природные звуки (пение птиц, шум ветра, шелест листьев) и запахи (цветов, листьев). Во время прогулки детей можно познакомить с названиями растений, понаблюдать за птицами, насекомыми, рассказать, где они живут, чем питаются. Наблюдение за разнообразными явлениями природы должно сочетаться с интересными играми и занятиями детей, в процессе которых они на собственном опыте знакомятся с различными свойствами объектов живой и неживой природы, получают общее представление об их отличительных признаках. Например, собирая букеты из опавших листьев, малыши могут сравнивать их по величине, цвету, форме. Воспитатели поддерживают интерес детей к деятельности взрослых. Дети любят наблюдать, как воспитатель кормит рыбок или ухаживает за цветами, как

строится соседний дом и др. Педагог комментирует свои действия, рассказывает, чем заняты люди, отвечает на вопросы детей.

В целях ознакомления детей с окружающим воспитатели обязательно должны читать им книги, показывать иллюстрации, диафильмы познавательного характера о природном и социальном мире. Их содержание должно быть интересно и понятно малышам. Книги, альбомы, открытки, фотографии должны находиться в открытом доступе. Дети довольно рано начинают проявлять интерес к знаковой стороне человеческой культуры. Рассматривая книги, малыши показывают пальчиком на буквы и цифры, спрашивают, что это такое. Они могут заинтересоваться дорожными знаками, буквами на вывеске магазина и пр. Следует поддерживать любознательность детей, отвечать на их вопросы. Однако это не означает, что детей следует специально обучать грамоте и заниматься с ними математикой. Достаточно создать соответствующую среду (разместить стенды с магнитной азбукой, карточки с буквами, цифрами, именами детей и т.п.) и поддерживать интерес малышей. Одним из важных направлений работы педагога по развитию у детей познавательной активности является организация детского экспериментирования. В процессе свободной исследовательской деятельности ребѐнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Самостоятельное экспериментирование даѐт возможность ребѐнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами действия. С целью развития любознательности и стимуляции исследовательского поведения детей педагоги создают соответствующие условия. В группе оборудуется специальный «уголок» для детского экспериментирования: для игр с водой, сыпучими, пластическими материалами, интересными для исследования и наблюдения предметами. Сминая пластилин, разрывая бумагу, ощупывая предметы разной фактуры и плотности, ребенок познает разнообразные свойства и качества объектов и материалов: твердость, мягкость, тепло, холод, тяжесть и пр. Разбирая и собирая игрушки и бытовые предметы, малыши узнают, как они устроены. Проводя шарики по лабиринту, пытаясь открыть коробочку со сложным запором, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи. Задача воспитателя состоит в том, чтобы поддержать познавательную активность детей, побудить к самостоятельному экспериментированию. Эффективным способом стимуляции самостоятельной исследовательской активности является предъявление ребенку специальных «загадочных» предметов. Эти предметы должны обладать следующими свойствами. Во-первых, они должны быть новыми и неопределѐнными. Высокая степень неопределѐнности требует большого разнообразия познавательных действий

ребенка. В одних случаях исследовательская деятельность детей может быть не

связанной с решением практической задачи, иметь «бескорыстный» характер

(рассмотреть незнакомый предмет, потрогать, попробовать на вкус). В других

случаях она может быть направлена на решение какой-либо конкретной задачи

(например, открыть коробочку, чтобы достать спрятанную в ней игрушку). Во-вторых, такие предметы должны быть достаточно сложными для ребѐнка. Чем более сложной и загадочной будет игрушка, чем больше в ней будет разнообразных деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия. Вместе с тем, для разворачивания исследовательской деятельности ребенка необходим оптимальный уровень сложности предмета. Если предмет слишком прост или слишком сложен, интерес к нему может быстро угаснуть. Оптимальным является такой уровень

сложности, который требует определѐнных усилий, но эти усилия приводят к

достижению понятного для ребѐнка эффекта. Такими предметами являются специальные развивающие игрушки (например, музыкальные шкатулки, калейдоскоп, игрушки с разнообразными пусковыми механизмами, детский бинокль, лупа). Воспитатель может и сам изготовить «игрушку с секретом»: положить в прозрачную коробочку (для духов, сувениров, дискет) или в футляр для очков маленькую игрушку. Особый интерес детей вызывают бытовые приборы, открывающие богатые возможности для разнообразных манипуляций (часы, диктофон, транзисторный радиоприемник, фотоаппарат, телефон и пр.).

Исследовательский интерес ребенка можно пробудить, демонстрируя яркие необычные эффекты, организуя экспериментирование с зеркалом, магнитом, электрическим фонариком (пускать солнечных зайчиков, прикладывать магнит к игрушкам из различных материалов, освещать фонариком разные предметы и т.п.). Огромный простор для детского экспериментирования открывают игры с водой, красками, песком, бумагой. Эти игры не только чрезвычайно увлекательны для малышей, но и очень полезны для установления физических закономерностей, овладения представлениями об объѐме, форме, изменениях веществ и для познания свойств и возможностей того или иного материала. Малыши с удовольствием будут переливать воду из одной посудинки в другую, проверять, тонут или плавают игрушки, пускать кораблики. Взрослые могут помочь детям разнообразить игры с водой: подкрасить ее пищевыми красителями, сделать пену, пускать мыльные пузыри. Детям будет интересно замесить тесто (из муки, соли и воды) и лепить из него ―пирожки, фигурки, раскатывать колбаски, делать крендельки и др. Можно предложить малышам пересыпать фасоль, горох из чашки в миску, насыпать ложкой в чашку крупу. В процессе этих занятий ребенок получает представления о том, что такое «полный», «пустой», «много», «мало» и др.

Для развития познавательной активности детей полезны игры с изобразительными материалами. Эти игры могут не иметь изобразительных целей, а носить чисто исследовательский характер. Малыши с интересом смешивают краски, делают пальчиками, кистью, печатками мазки на бумаге, чиркают карандашом, фломастером, мелком. При этом дети не только знакомятся со свойствами различных веществ и материалов, но и получают быстрый видимый эффект от собственных преобразующих действий, что вызывает у них особую радость.

Богатые возможности для познавательного развития детей содержат музыкальные игрушки (колокольчики, бубны, барабаны, металлофоны и пр.) и разнообразные звучащие предметы (погремушки, деревянные ложки, шуршащая бумага). Экспериментирование со звуковыми предметами способствует формированию интереса детей к миру звуков, способности дифференцировать звуки, развитию мелкой моторики рук и артикуляционного

аппарата. Исследовательский интерес ребенка обязательно нужно поощрять, вместе с ним удивляться и радоваться его открытиям, хвалить. Не следует ругать малыша, если он из интереса разобрал или нечаянно сломал игрушку, налил воды на пол, насорил, испачкался. Обязательно нужно отвечать на все вопросы ребенка, стараясь формулировать ответы в доступной форме, спрашивать малыша о том, что он делает, что у него получилось. Если ребенок не проявляет исследовательского интереса или его действия с предметом ограничиваются простыми манипуляциями, педагог стимулирует познавательную активность малыша вопросами, подсказками, предложениями.

Важнейшим направлением познавательного развития в раннем возрасте является совершенствование всех познавательных процессов - восприятия, внимания, памяти и наглядно-действенного мышления. В ходе разнообразных

предметно-практических и орудийных действий, как и в процессе наблюдения и экспериментирования, осуществляется развитие всех сторон психики ребенка, и прежде всего познавательное развитие.

Кроме того в педагогике разработаны дидактические приемы и игрушки, специально направленные на развитие восприятия, внимания, мышления и памяти ребенка раннего возраста.

Многие детские игрушки являются самообучающими, или автодидактическими. Это различные составные игрушки, которые требуют соотнесения размеров или цвета разных деталей. К таким игрушкам относятся фигурные пирамидки, матрешки, вкладыши, мозаики, разрезные картинки. Они

побуждают ребенка подбирать и соединять предметы или их части в соответствии с их формой и размером. Так, чтобы сложить пирамидку, нужно

учитывать соотношение колец по величине. В случае с фигурной пирамидкой,

нужно собрать определѐнный предмет (клоуна, грибок, собачку), соотнеся составные части по форме. При сборке матрѐшки нужно подбирать половинки

одинаковой величины и совершать действия в определѐнном порядке - сначала

собрать самую маленькую, а потом вложить еѐ в большую и т.д. При складывании картинки из частей нужно подобрать части так, чтобы получилось

целостное изображение предмета. Самые маленькие дети в этих занятиях действуют путем проб и ошибок. С помощью внешних ориентировочных действий ребѐнок рано или поздно получает нужный результат. Такой способ решения практической задачи характерен для наглядно-действенного мышления. Но уже в пределах раннего возраста у детей развивается наглядно-образное мышление, что позволяет ребенку совершать соотносящие действия в уме и достигать правильного результата без предварительных проб.

Познавательному развитию детей способствуют также игры с кубиками, геометрическими плоскостными и объемными формами, детские лото, домино.

Следующей педагогической задачей данного направления развития ребенка является формирование целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности.

Известно, что деятельность ребѐнка до 2-х лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат еще не имеет какого-либо самостоятельного значения. К трем годам у ребѐнка уже складывается определѐнное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать действия малыша. Его деятельность приобретает целенаправленный характер, ребенок настойчиво стремится к получению правильного результата. Представление о правильном результате складывается как на основе заданного образца (инструкцией взрослого, картинкой и др.), так и собственного замысла. Он действует уже не просто так, а с целью получения определѐнного результата («хочу построить гараж»). Нацеленность на результат, настойчивость и самостоятельность в достижении цели является важнейшей характеристикой не только деятельности ребѐнка, но и его личности в целом.

Для формирования этих ценных качеств необходима помощь взрослого. Маленькому ребѐнку нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на

достижение желаемого результата. Для этого можно использовать игры с конструкторами и игрушки, предполагающие получение определѐнного продукта. Это могут быть фигурные пирамидки, из которых нужно собрать определѐнный предмет (машинку, солдатика, собачку и пр.), всевозможные мозаики или пазлы, из которых складываются картинки, кубики. Такие виды детской деятельности, как лепка, конструирование из природного и бросового

материала, изготовление аппликаций также способствуют формированию у ребенка представления о результате, образце, на достижение которого направлена работа.

Это представление формируется не сразу, и в полном объеме доступно детям уже за пределами трехлетнего возраста, но в своих элементарных формах оно закладывается на третьем году жизни. Чтобы помочь ребенку действовать целенаправленно, необходимо выделить в его сознании представление о конечном результате действия. Например, малыш хочет выложить узор из мозаики по картинке. Воспитатель вместе с ним рассматривает образец, спрашивает, какие понадобятся детали, куда их нужно будет положить. Если

ребенок начинает что-то лепить из пластилина, взрослый спрашивает, что он

хочет слепить. По ходу работы педагог поощряет правильные действия малыша, обращает его внимание на ошибки, помогает их исправить, побуждает

сравнивать полученный результат с образцом или замыслом. По окончании работы очень важно похвалить ребенка, зафиксировать результат его деятельности.

Следует учитывать, что замыслы малыша в раннем возрасте еще очень слабо подкреплены его реальными практическими умениями. Он часто стремится к целям, реализовать которые еще не умеет, а неуспех вызывает сильную аффективную реакцию. Без помощи взрослого ребенку трудно правильно скоординировать и распределить свои действия, сделать их целедостигающими, определить их пригодность для данной конкретной задачи. На взрослых лежит обязанность оснастить малыша необходимыми ему способами действия, откликаясь на его просьбы или предлагая ему помощь по собственной инициативе. При этом помощь взрослого не должна гасить инициативу и самостоятельность ребенка. Взрослый предоставляет малышу возможность сделать самостоятельно все, что он может.

 

 

Социально-коммуникативное развитие:


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.