Тема № 3.3 Политика – право – нравственность – культура. Культурная политика. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Тема № 3.3 Политика – право – нравственность – культура. Культурная политика.

2017-10-16 335
Тема № 3.3 Политика – право – нравственность – культура. Культурная политика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция № 1(2 часа).

Мораль как область культуры. Понятие нравственной культуры. Спорт и мораль. Место и роль политики и права в развитии культурных процессов. Понятия «политическая культура», «правовая культура». Субъекты политической и правовой культуры. Возможности и механизмы управления культурой. Культурная политика как неотъемлемая и специфическая часть политической деятельности.

Семинарское занятие № 1 (4 часа)

Занятие проводится в интерактивной форме путем групповых дискуссий для обсуждения студентами следующих вопросов: Возможности и механизмы управления культурой. Культурная политика как неотъемлемая и специфическая часть политической деятельности. Формы, цели и направления государственной культурной политики. Физическая культура и спорт в контексте современной культурной политики. Нравственные ценности спортсмена, тренера и болельщика.

Контрольная работа № 2 по теме: «Основные школы и направления в культурологии. Политическая и правовая культуры. Культурная политика".

Тематика рефератов для выступления на семинарском занятии:

1. Спорт и мораль.

2. Субъекты политической и правовой культуры.

3. Культурная политика как неотъемлемая и специфическая часть политической деятельности.

4. Физическая культура и спорт в контексте современной культурной политики.

5. Нравственные ценности спортсмена, тренера и болельщика.

Самостоятельная работа (8 часов)

1. Используя рекомендуемую литературу, составить конспект, осветив следующие вопросы: Место и роль политики и права в развитии культурных процессов. Понятия «политическая культура», «правовая культура». Субъекты политической и правовой культуры. Мораль как область культуры. Понятие нравственной культуры. Спорт и мораль. Проблемы политической и правовой культуры в современной России. Политическая, правовая культура и молодежь. Возможности и механизмы управления культурой. Культурная политика как неотъемлемая и специфическая часть политической деятельности. Формы, цели и направления государственной культурной политики. Физическая культура и спорт в контексте современной культурной политики. Нравственные ценности спортсмена, тренера и болельщика.

2. Используя учебное пособие: Рабочая тетрадь по дисциплине «Культурология», подготовить задания для самостоятельной работы, в электронном варианте.

Изучение темы направлено на приобретение:

знаний: об особенностях развития и характерных чертах современной культуры, о постмодернизме, основных отличительных особенностях массовой и элитарной культуры, физической культуре и спорте в контексте современной культурной политики, нравственных ценностях спортсмена, тренера и болельщика в современной России; анализа мировоззренческих, социально и личностно значимых научных проблем и процессов; осуществления научного анализа, обобщения и оформления результатов исследований; вариативности исторического развития; фактологии всемирного исторического процесса; причинно-следственных связей всемирного исторического процесса на современном этапе и в прошлом; базисных принципов участия России в современном интеграционном процессе

умений: дифференцирования полученных знаний, основываясь на методологических принципах познания социальных явлений и процессов; анализа содержания научной и учебной литературы с целью установления научных фактов; способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции; определения способов решения социально-экономических задач в области истории российского общества; обобщения информации исторического характера; дифференцирования полученных знаний, основываясь на методологических принципах познания социальных явлений и процессов; основных культурологических понятий и значения физической культуры как неотъемлемой составляющей общечеловеческой культуры; грамотно и доступно предоставлять информацию посредством общения

навыков: технологий приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных знаний; методами прикладных научных исследований, системного и сравнительного анализа, поиска, отбора и анализа научной и учебной литературы, подготовки реферата и его защиты путем ответов на возникающие в ходе обсуждения реферата вопросы, в результате выступления перед аудиторией; активного слушания при профессиональном взаимодействии с коллегами; приемами построения и поддержания межличностных отношений на уровне делового общения

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

5.1 Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы

1. Роль и возможности культурологии в анализе современной социокультурной ситуации в мире и российском обществе.

2. Общая характеристика понятийного аппарата культурологии.

3. Культурология и науки о физической культуре.

4. Культура как знаковая система.

5. Семиотика культуры.

6. Основные типы знаковых средств культуры.

7. Специфика и сущность символов в культуре.

8. Понятие «культурного кода».

9. Парадигмальные смыслы культуры.

10. Познавательные функции категории «культура».

11. Диалогичный характер культуры.

12. Понятие морфологии культуры.

13. Сферы и уровни культурного пространства.

14. Нормы, символы и ценности как элементы культуры.

15. Понятие «культурные универсалии».

16. Система культуры.

17. Специализированная и обыденная культура.

18. Культура повседневности.

19. Профессиональная, демографическая, этническая, региональная, религиозная и др. виды культуры.

20. Механизм культуры.

21. Субкультуры и контркультуры.

22. Основные характеристики и место физической культуры в пространстве культуры.

23. Основные функции культуры.

24. Концепции культуры и цивилизациии в эпоху Просвещения в Великобритании, Германии, Франции.

25. Идеи И.Г. Гердера о культуре как духовности, гуманности и справедливости.

26. Соотношение культуры и цивилизации в трудах Ж.-Ж. Руссо.

27. Критика невежества и суеверий просветителями (Вольтер, Кондорсе, Новиков).

28. Эволюционизм (Г.Спенсер, Э. Тайлор.), диффузионизм (Ф. Ратцель и др.).

29. Теория культурно - исторических типов и «локальных цивилизаций» (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А.Сорокин).

30. Натуралистическая школа в культурологии (Ф. Ницше, З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм и др.).

31. Семиотические и символические концепции культуры (Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, Ю.М.Лотман).

32. Марксистская концепция культуры (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ульянов (Ленин).

33. Социологическая школа в культурологии (Э.Дюркгейм, Б.Малиновский, Т.Парсонс). 34. «Идеальные типы» в концепции культуры М. Вебера.

35. Гуманистические концепции культуры (А. Швейцер, Н. К. Рерих).

36. Концепции культуры в постмодернизме (Ж.Бодрийяр, Ж. Деррида, М. Фуко).

37. Культурологические аспекты теорий физической культуры и спорта (Кубертен, Лесгафт).

38. Развитие культурологической теории современными отечественными учёными.

39. Содержание исторического и социального времени.

40. Динамика историко – культурных процессов.

41. Цикличность, волновые явления, эволюционность и революционность в культуре.

42. Понятие культурного прогресса.

43. Принципы и подходы к периодизации всемирного культурного процесса.

44. «Осевое время» К. Ясперса.

45. Историко – культурные эпохи и периоды.

46. Основные теории происхождения культуры.

47. Принципы и подходы к периодизации всемирного культурного процесса.

48. Историко – культурные эпохи и периоды.

49. Теории происхождения культуры.

50. Основные закономерности становления культуры (культурогенез).

51. Особенности первобытной культуры.

52. Синкретизм первобытной культуры.

53. Табу, тотемизм, анимизм, фетишизм, магия – основные понятия первобытной культуры.

54. Основные культуры древнего времени (Месопотамии, Древнего Египта, Древнего Ирана, Древней Индии, Древнего Китая, Мезоамерики).

55. Структура культурного пространства античности.

56. Доминанты ценностного мира античности.

57. Боги и культ в античности.

58. Телесное и духовное в культуре античности.

59. Особенности становления и развития культуры в Древней Греции.

60. Легенды и мифы античности.

61. Зарождение Олимпийских игр.

62. Другие виды спортивных состязаний в античности.

63. Агонистика.

64. Греция и Рим: проблема преемственности культур.

65. Особенности культур республиканского и императорского Рима.

66. Римское право и ораторское искусство.

67. Рим и Византия: сравнительно – культурный анализ.

68. Особенности развития культуры в Центральной и Северной Европе в эпоху Средневековья.

69. Смеховая культура.

70. «Эпоха вольномыслия» в средневековой восточной культуре.

71. Рыцарские традиции и мораль в культуре позднего Средневековья.

72. Нравственные идеалы средневековья.

73. Художественная культура средневековья.

74. Культура эпохи Возрождения.

75. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения.

76. Гуманистические идеи эпохи Возрождения, их историческая судьба.

77. Реализм и романтизм в искусстве, их связь с другими мировоззренческими учениями эпохи: иррационализмом, позитивизмом, интуитивизмом.

78. Культура Нового времени.

79. Формирование нового типа сознания и светской культуры.

80. Многообразие культурных стилей в Новое время.

81. Романский и готический стили.

82. Физическая культура и спорт в контексте культурного развития Европы эпохи Средних веков и Нового времени.

83. Особенности развития и характерные черты древнерусской культуры.

84. Византия и Русь: о взаимовлиянии.

85. Русская культура в условиях образования единого Российского государства XV-XVI в.в.

86. Концепция Москва – «третий Рим».

87. Эпоха Петровских реформ и традиции русской культуры.

88. Россия и Европа: взаимодействие культур.

89. Основные черты культуры во времена Екатерины II.

90. Основные черты и особенности развития культуры XIX века.

91. Война 1812 – 1814 гг. и её влияние на судьбы отечественной культуры.

92. «Золотой век» отечественной художественной культуры.

93. Новые традиции в отечественной культуре.

94. Декадентство, модернизм, символизм, футуризм.

95. «Серебряный век» русской культуры.

96. Культура России на рубеже XIX-XX веков.

97. Особенности развития культуры в советское время.

98. Проблемы сохранения и возрождения культурных традиций в России.

99. Специфика физкультурно – оздоровительного движения, как направления физической культуры в современной России.

100. Общая характеристика современной культуры.

101. Теории культурной модернизации.

102. Постмодернизм.

103. Массовая и элитарная культура.

104. Социодинамика XX века и глобальные проблемы современности.

105. Художественная культура XX века.

106. Физическая культура и спорт в контексте современной культурной политики.

107. Нравственные ценности спортсмена, тренера и болельщика в современной России.

108. Культура и цивилизация.

109. Культура и общество.

110. Культура и природа.

111. Противоположность и взаимосвязь культуры и природы.

112. Глобальные проблемы и вопросы формирования экологической культуры общества и личности.

113. Культура и техника.

114. Социокультурная роль техники и науки.

115. Техногенная европейская цивилизация.

116. Наука как область рационализации социокультурного опыта.

117. Структура науки как специализированной области культуры.

118. Техника как феномен культуры.

119. Современные технологии – основа мировой хозяйственной культуры.

120. Позитивные и негативные последствия использования современных технологий.

121. Этический императив ученого.

122. Наука и техника в области физической культуры и спорта.

123. Проблема человека в культуре.

124. Культура и личность.

125. Социокультурная среда и ее роль в формировании личности.

126. Современные проблемы культурной идентификации человека.

127. Соотношение понятий «инкультурация» и «социализация».

128. Проблема творчества.

129. Сущность и специфика искусства в сравнении с другими видами культурной деятельности.

130. Полифункциональность искусства.

131. Новые виды, направления, жанры искусства в современном мире.

132. Понятие и виды картины мира.

133. Соотношение и связь художественной культуры с научной, политической, правовой, религиозной культурами.

134. Религия как феномен культуры, её социальные функции. Религиозная культура.

135. Специфика духовной жизни и её выражение в сфере религии.

136. Эзотерическое знание и эзотерический язык.

137. Священные книги как памятники культуры.

138. Воздействие религиозного сознания на другие формы культурной жизни общества. 139. Религия в пространстве современной культуры.

140. Маргинальность в культуре.

141. Идеалы и идолы в культуре.

142. Мода и культура.

143. Физическая культура личности как составная часть культуры общества и личности. 144. Отношение различных религий к физической культуре и спорту.

145. Место и роль политики и права в развитии культурных процессов.

146. Понятия «политическая культура», «правовая культура».

147. Субъекты политической и правовой культуры.

148. Мораль как область культуры.

149. Понятие нравственной культуры.

150. Спорт и мораль.

151. Проблемы политической и правовой культуры в современной России.

152. Политическая, правовая культура и молодежь.

153. Возможности и механизмы управления культурой.

154. Культурная политика как неотъемлемая и специфическая часть политической деятельности.

155. Формы, цели и направления государственной культурной политики.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.