Как подобает служителю приготовляться к достойному служению Божественной Литургии и причащению Божественных Христовых Тайн — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Как подобает служителю приготовляться к достойному служению Божественной Литургии и причащению Божественных Христовых Тайн

2017-10-16 381
Как подобает служителю приготовляться к достойному служению Божественной Литургии и причащению Божественных Христовых Тайн 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Краткое учительное известие

о том, как нужно иерею и диакону совершать служение
в Святой Церкви и приготовляться к священнодейству, наиболее же всего к Божественной Литургии, и какие вскоре при этом могут произойти бедственные и недоуменные случаи и как в них исправляться

По благодатному закону Спасителя нашего Бога Иисуса Христа, Святая Церковь содержит семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Евхаристию (Причащение), Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение. Все эти Таинства совершаются в святом храме священником, посвященным от архиерея, во известное спасение всех людей. Некоторые же из этих Таинств, по нужде, могут совершаться и в других местах.
Таинства Священства и Евхаристии, т.е. приношения бескровной жертвы Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа нигде, кроме как в освященном храме, не совершают, и не подобает совершать под великим грехом.
Условия, которые требуются для совершения этих Таинств, следующие:
– Храм святой (т.е. церковь), устроенный для собрания благодарственного Богу Всетворцу, в Троице Единому, молитвы, просвещения и очищения от грехов, должен быть освящен от самого архиерея, или в него должен быть прислан освященный антиминс и совершено освящение этого храма по чину священническому.
– Священник должен быть человеком избранным, честным, знающим священную грамоту и правильно рукоположенным от архиерея.
– Одеяния священные иерей должен иметь по установленному богопреданному чину: стихарь, епитрахиль, нарукавницы, пояс, фелонь. Диакон же – стихарь, нарукавницы и орарь, полагающийся на левое плечо. Божественные Литургии без этих одежд служить иерею и диакону не подобает. Если же иерей дерзнет совершить Таинство без этих одежд, то смертно согрешит и будет извергнут из сана.
– Прочие же святые Тайны, молитвы и пения в церкви совершаются в тех облачениях священных одежд, которые указываются для данного чина по уставу.
– Для совершения Тайны Святой, где совершается Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, вначале необходимо следующее: хиротонисанный иерей от архиерея и твердое намерение и воля священника к совершению Тайны Тела и Крови Господней, чтобы через чиновное действие совершенно произошло преложение в сущую Плоть и Кровь Иисуса Христа.
– Вещества для этой Тайны приличны следующие: пять просфор из чистой пшеничной, квасной муки и виноградное вино. Просфоры из иного зерна, кроме пшеницы, или черствые, или заплесневелые, а также и вино, изготовленное из иных деревьев и ягодных соков, или скисшее, никак не следует использовать для этого Таинства.
– Совершение Тайны происходит молитвой и следующими словами с благословением руки иерея: И сотвори убо хлеб сей, честное Тело Христа Твоего. А еже в чаши сей, честную Кровь Христа Твоего. Преложив Духом Твоим Святым. Как мудрствует и содержит Святая Апостольская Восточная Церковь.
Обо всем этом должно известно быть всем иереям.
– Что без освященного храма, или освященной трапезы (антиминса), без священных одежд и необходимых вещей для службы, без твердого намерения иерея совершить Таинство или если не чисты просфоры и не из чистой пшеницы, если иерей не знает слов, которыми происходит совершение Таинства, или если иерей служить дерзнет просто так, или помраченным от многого пьянства, мало сознавая что делает, то не только сам смертно согрешит святотатским грехом, но и Тайна Тела и Крови Христа Бога нашего никак не совершится.

О времени служения

Время служения Литургии есть, по древнему церковному обычаю, третий час дня, но также может и раньше и позже начинаться и совершаться Божественная Литургия, если будет такая необходимость; только не прежде рассвета дня, тем более, после полудня. Кто так начинает и совершает Литургию – согрешит. Но есть в Церкви особые урочные дни, в которые подобает литургисать после полудня, тем более, когда Литургия совершается вместе с вечерней, например: Преждеосвященные Литургии, Литургия в Великую субботу, Литургии в навечерие Рождества Христова и Богоявления и в день Пятидесятницы.

Вещи, необходимые перед служением и в служении, иерей должен иметь следующие:

Антиминс. Если антиминс будет порванным, дырявым, или испачканным настолько, что надписи, существующие на нем, а также и на пишемой бумаге (от архиерея), уже не распознаются, то является непригодным к служению. Дерзающий же на таком антиминсе служить, как уничижитель Божественных Тайн, смертно согрешит и подпадет епископскому наказанию, то есть запрещению или отлучению.
На престоле подобает быть: первой – срачице, второй – индитии; ими престол одевается до земли. На верху престола – литон (на нем простирается антиминс), из тонкого плотного полотна или шелковый и размером такой же, как антиминс.
И срачица, и индития, и литон должны быть чистыми, не разорванными и не дырявыми, а если обветшают, необходимо их поменять с молитвами по указанному чину. В церкви же, и в алтаре, и на святой Божьей трапезе все должно быть честно, чисто, цело, благообразно и выметено, – да не уничижаются Божественные Тайны нерадением иерея. И надлежит за этим прилежно следить.
Если церковь и престол (уже освященные), по случаю какой-либо смуты, или окроплением человеческой крови (от удара оружием или рукой, или чем-либо другим), или от какой-либо телесной нечистоты будут осквернены, то иерей никак да не дерзает служить, пока обычное (с архиерейским благословением) не будет совершено очищение. Пренебрегающий же этим смертно согрешит, и будет подлежать архиерейскому наказанию.
Если эти случаи приключатся при начатой уже Литургии перед Великим входом, то иерей должен перестать литургисать и, потребив хлеб и вино как благословленные, но не как Тело и Кровь Христову, так как не были еще освящены, совлечется священных одежд и уйдет, не совершив службы.
Если же приключатся после Великого входа, то иерей, не переставая, совершит начатую Божию службу. Потом же не дерзает служить еще, пока с епископским благословением, через обычные к этому молитвы, не очистит и не освятит то место.Если церковь будет осквернена от языческого нашествия, или от еретического или отступнического насилия, или если явный еретик там будет погребен, то иерей да не дерзнет литургисать, пока с особым епископским благословением не очистит и, по обычаю, не освятит церковь. Дерзающий же служить так дальше, без благословения, смертно согрешит, и наказанию епископскому будет подлежать.

Сосуды священные к служению необходимы следующие:

Потир или чаша, дискос, звездица и лжица. К этим сосудам необходимы три покровца: один для покрытия потира, второй – дискоса, третий для покрытия обоих. Покровцы должны быть из хорошей материи, чистыми и целыми.
Эти четыре сосуда должны быть золотыми, или серебряными, или, в крайнем случае, оловянными, но не из какой-либо меди, железа и тем более не из дерева; служащий же на таких сосудах согрешит, и будет подлежать наказанию епископа.
Всячески необходима для служения книга «Служебник», на память без нее произносить молитвы нельзя. Если иерей будет служить на память, – смертно согрешит, так как тогда могут случиться многие препятствия – забвение и запинки. И иерей может даже не иметь представления, что делает или что говорит, чем людей введет в сомнение и, явную ошибку, забывшись, может совершить.
Также, при совершении Божественной Литургии, обязательно должны быть зажжены свечи, три или четыре: на престоле, на жертвеннике и две перед иконами – для выхода. По великой же нужде необходимо иметь хотя бы две или одну свечу. Если иерей дерзнет литургисать без свечей, то смертно согрешит.
Наконец, должен быть в алтаре прислужник мужского пола. Если священник, не имея прислужника, сам будет выполнять его обязанности, тем более во время совершения Божественной Литургии, то этим уничижит и Тайны Божественные и Самого Христа сущего в них. И Невесту Его – Церковь, Ее же образ в это время на себе носит, вменит ни во что, и этим смертно согрешит.
Во время службы Божественной Литургии, иерей должен быть кроток, тих, мирен и благоговеен, взирать умными очами на своего Владыку, перед Ним же стоит, Ему же служит и Его же образ на себе носит.
Молитвы должен читать со всяким благоговением, благочестно, внимательно, прилежно и полностью, ничего не пропуская. Зная, что Бог их принимает от его уст как некий многоценный бисер.
Служить иерей должен со страхом и трепетом, со смиренным воззрением очей и благоговейным движением рук. И всеми своими действиями – благочестным стоянием и внешней позой отображать свою внутреннюю веру, ею же крепко научается, что престол есть седалище Небесного Царя – Судьи живых и мертвых, на нем же Он истинно сидит и множество ангелов вокруг со страхом невидимо Ему предстоят.

О веществе Тела Христова

Веществом для Таинства Тела Господа нашего Иисуса Христа является хлеб из чистой пшеничной муки, замешанный на простой воде и хорошо испеченный, квасной, не пересоленный, свежий и чистый; имеющий приятный и свойственный для хлеба вкус. Пресный же хлеб, даже если будет и пшеничным, во Святой Восточной Православно-кафолической Церкви веществом для Тела Христова служить не может. И служить на таком хлебе не следует.
Квасной же хлеб, но изготовленный из какого-либо другого зерна, кроме пшеницы, служить веществом для Тела Христова также не может. Дерзнувший же служить на таком хлебе, или на хлебе хотя и из пшеничной муки и квасном, но помазанным молоком, маслом или яйцами, или на хлебе зацветшем, заплесневелом, изгорчавшем, черством или сгнившем, очень тяжко согрешит и подпадет извержению из сана, так как Таинство на таком хлебе не совершится.

О веществе Крови Христовой

Веществом для Крови Христовой является вино из виноградных плодов, то есть источенное из виноградных гроздьев. Оно должно иметь свойственный для вина вкус и запах, быть годным к питию и чистым, а также не смешанным с чем-либо другим; только на проскомидии полагается влить немного воды в вино, а также после освящения Тайн вливается теплая вода, как указано по чину службы.
Вином не являются и не могут быть соки, изготовленные из различных овощей и ягод, то есть – яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый и другие им подобные.
Если же кто дерзнет служить на ином вине, кроме как виноградном, или соках, или на прокисшем вине, или смешанным с чем-либо другим, то тяжко и смертно согрешит и подпадет извержению из сана, так как Таинство на таком вине не совершится.
Если, совершая проскомидию, иерей, произнося слова: Абие изыде кровь и вода – не вольет в вино немного воды, а также, если после освящения Святых Тайн (когда влагает часть Святого Агнца в потир), не вольет в чашу теплой воды, или вольет вместо теплой воды холодную, то смертно, как преступивший церковное предание, согрешит.
Вливать же воду во время проскомидии, или после ее совершения в потир необходимо с тщательным вниманием, чтобы вино, от избытка воды, не изменило своего вкуса, так как Тайна на таком вине, изменившем свой вкус в водный, не совершится, и служащий тяжко и смертно согрешит.

Краткое учительное известие

о том, как нужно иерею и диакону совершать служение
в Святой Церкви и приготовляться к священнодейству, наиболее же всего к Божественной Литургии, и какие вскоре при этом могут произойти бедственные и недоуменные случаи и как в них исправляться

По благодатному закону Спасителя нашего Бога Иисуса Христа, Святая Церковь содержит семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Евхаристию (Причащение), Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение. Все эти Таинства совершаются в святом храме священником, посвященным от архиерея, во известное спасение всех людей. Некоторые же из этих Таинств, по нужде, могут совершаться и в других местах.
Таинства Священства и Евхаристии, т.е. приношения бескровной жертвы Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа нигде, кроме как в освященном храме, не совершают, и не подобает совершать под великим грехом.
Условия, которые требуются для совершения этих Таинств, следующие:
– Храм святой (т.е. церковь), устроенный для собрания благодарственного Богу Всетворцу, в Троице Единому, молитвы, просвещения и очищения от грехов, должен быть освящен от самого архиерея, или в него должен быть прислан освященный антиминс и совершено освящение этого храма по чину священническому.
– Священник должен быть человеком избранным, честным, знающим священную грамоту и правильно рукоположенным от архиерея.
– Одеяния священные иерей должен иметь по установленному богопреданному чину: стихарь, епитрахиль, нарукавницы, пояс, фелонь. Диакон же – стихарь, нарукавницы и орарь, полагающийся на левое плечо. Божественные Литургии без этих одежд служить иерею и диакону не подобает. Если же иерей дерзнет совершить Таинство без этих одежд, то смертно согрешит и будет извергнут из сана.
– Прочие же святые Тайны, молитвы и пения в церкви совершаются в тех облачениях священных одежд, которые указываются для данного чина по уставу.
– Для совершения Тайны Святой, где совершается Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, вначале необходимо следующее: хиротонисанный иерей от архиерея и твердое намерение и воля священника к совершению Тайны Тела и Крови Господней, чтобы через чиновное действие совершенно произошло преложение в сущую Плоть и Кровь Иисуса Христа.
– Вещества для этой Тайны приличны следующие: пять просфор из чистой пшеничной, квасной муки и виноградное вино. Просфоры из иного зерна, кроме пшеницы, или черствые, или заплесневелые, а также и вино, изготовленное из иных деревьев и ягодных соков, или скисшее, никак не следует использовать для этого Таинства.
– Совершение Тайны происходит молитвой и следующими словами с благословением руки иерея: И сотвори убо хлеб сей, честное Тело Христа Твоего. А еже в чаши сей, честную Кровь Христа Твоего. Преложив Духом Твоим Святым. Как мудрствует и содержит Святая Апостольская Восточная Церковь.
Обо всем этом должно известно быть всем иереям.
– Что без освященного храма, или освященной трапезы (антиминса), без священных одежд и необходимых вещей для службы, без твердого намерения иерея совершить Таинство или если не чисты просфоры и не из чистой пшеницы, если иерей не знает слов, которыми происходит совершение Таинства, или если иерей служить дерзнет просто так, или помраченным от многого пьянства, мало сознавая что делает, то не только сам смертно согрешит святотатским грехом, но и Тайна Тела и Крови Христа Бога нашего никак не совершится.

Как подобает служителю приготовляться к достойному служению Божественной Литургии и причащению Божественных Христовых Тайн

От мирского человека, также и от клирика, диакона или иподиакона, кроме правильно рукоположенного иерея, Тайна Святой Евхаристии никогда не освятится. Поскольку ничего из этого священнодейства они не смогут совершить, и только в тяжкое осуждение и в грех святотатства, дерзнувши, впадут.
Правильно же посвященный иерей и диакон готовиться к служению должен так:
– Прежде всего внимательно хранит себя от вещей, препятствующих достойному литургисанию и Пречистых Тайн причащению.
– Препятствия же наибольшие следующие: если он находится под клятвой, или в отлучении, или в запрещении от архиерея, или имеет в себе смертный грех.
– Если под клятвой, в отлучении или запрещении, находится наказанный, то никак да не дерзает служить Литургии, пока от наказавшего его не будет прощен и разрешен совершенно. Потому что, кто не разрешенным дерзнет священнодействовать, совершит грех святотатства и с новым и более тяжким грехом от Божественной службы возвратится и будет повинен Телу и Крови Господней. – Богоубийцей, вместе с неверными иудеями, убившими Христа, станет, и в суд себе и во осуждение причастится Пречистых Тайн.
– Также, если кто, будучи и мирским человеком, быв одержим какою-либо страстью и находящийся под запрещением от архиерея или иерея – своего духовного отца, и, пренебрегая того, к иному духовнику без разрешения перейдет и дерзнет Пречистых Тайн Тела и Крови Иисуса Христа причаститься, тоже пострадает и как богоубийца осудится.
– Если о смертном грехе обличает иерея совесть, то не дерзает литургисать, пока не очистит себя от этого греха сокрушением и болезнью сердечной и устным исповеданием перед своим духовным отцом, имея крепкое намерение больше не возвращаться к этому греху.
– Если же находящийся в смертном грехе, дерзнет, не исповедавшись и покаянием не очистив себя, – литургисать, то к греху смертному, в котором находится, другой более тяжкий смертный грех приложит, и Божественные Тайны в суд себе и во осуждение (недостоинства ради) примет.
– Если во время служения Божественной Литургии иерей познает, что находится в смертном грехе, то насколько сможет, великим болезнованием и жалостью умилит и сокрушит свое сердце, имея непременное намерение вскоре полно и сокрушенно исповедаться в своем грехе.
– Очень сильно препятствует к достойному служению и Пресвятых Тайн причащению и следующее: если кого иерей или диакон унизил, оскорбил или оболгал и знает, что тот гневается и скорбит на него, или если сам иерей и диакон, быв оболган или оскорблен от кого, гневается и скорбит, то никак да не дерзает литургисать. Но, идя прежде, по Господню повелению, помирится со своим братом и потом литургисает.
– Если же оскорбленный находится далеко, а в служении имеется большая необходимость, то иерей должен иметь доброе настроение, что когда увидится с ним, полностью помирится. И, сожалея крепко сердцем, по нужде литургисает.
– Также достойному служению и причащению Святых Тайн препятствует многоядение и многопитие с вечера. Необходимо всячески воздержаться от еды и питья с вечера, или весьма мало что вкусить. После же полуночи, конечно, не подобает вкушать ничего; если же и мало кто вкусит что после полуночи, то никак да не дерзнет литургисать, так как от полуночи начинается естественный день.
– Наконец же, всякий иерей и диакон, имеющий жену, перед литургисанием должен воздержаться несколько дней от общения с ней, а также и в день служения. Не воздержавшийся и служивший – тяжко согрешит.
От этих препятствий не только иерей, но и всякий христианин, хотящий достойно причаститься Божественных Христовых Тайн (кроме людей, находящихся в смертной нужде), должен весьма себя блюсти.
Есть также и другие препятствия к достойному служению и Святых Тайн причащению. Они, хотя и меньшие от вышеперечисленных препятствий, но стараться прилежно их искоренять и беречься также необходимо как иерею, так и каждому христианину.
– Первое – излишнее рассеяние помыслов, которые собрать воедино и обуздать можно теплой молитвой и усердным размышлением о Страстях Господних.
– Второе – внутреннее смущение, или тоскливость, которое отогнать от себя надо стараться упованием принятия благодати Божьей через причащение Пречистых Тайн.
– Третье – уныние, или разленение, которое надо отгонять бодрствованием, трезвением и бдением, или малоспанием.
– Над всеми же ними есть четвертое смущение – движение телесное, бывающее от осквернения во сне. Которое, если и без всякой со стороны иерея вины приключится, является препятствием к литургисанию (разве только ради великой нужды). Если же иерей сам виновен в этом: беседами, или скверными помыслами с вечера, или многоядением, или многопитием, или чрезмерным сном, то ни в каком случае не дерзает литургисать, пока не исповедается своему духовному отцу и не примет от него епитимию и разрешение.
Таким образом, теплой молитвой, слезами и сокрушением сердечным можно искоренить и все другие недостатки, возникшие как перед службой, так и во время нее.
– Во первых, иерей, приготовляясь к Божественному служению, от всех вышеперечисленных препятствий должен храниться.
– Во вторых, надлежит ему иметь сердечную болезнь о грехах, пусть даже и простительных, то есть повседневных.
– Также, если и в чем малом обличает его совесть, должен исповедаться своему духовному отцу и от него принять разрешение. Вкратце же сказать: постарается иметь все, что ведет к чистоте совести от грехов. Сердце свое очистит от всякой чувственной любви и от похотей и услаждений телесных, противящихся Любви Божьей, и чувства свои, находящиеся в рассуждении, если и не о запрещенных вещах, обуздает.
– Третье, иметь благое произволение, чтобы послужить Господу в преподобии и правде во все дни своей жизни, и это произволение обнаруживать в свое время благими делами.
– Четвертое, должен крепко возбуждать в своей душе и сердце голод и жажду (духовные) к Божественному брашну и питию, следующим двойственным размышлением: Первое – величеством этой Пребожественной Тайны, так как вещественно в ней Царь и Творец всей видимой и невидимой твари, Христос Бог и Человек, невидимо под видом хлеба и вина, в пищу верным предлагается и истинно дается. И пользой, происходящей от этой Тайны, так как достойно служащий и причащающийся Божественных Тайн, не только оставление грехов получает, но и сподобляется освящения и изрядной благодати; приобщается ведь Христу, Который есть неисчерпаемый источник освящения и благодати. Второе – недостаточностью и требованием, происходящим от своей нищеты (духовной); всякий, кто прибегает к этому Сокровищу, воистину принимает изобилие богатства Божественных даров и восполняет недостаток своей духовной нищеты. Также и с несомненной верой приступает к причастию Пречистых и Животворящих Тела и Крови Христовых Тайн, чтобы ими питать душу; это произволение и веру должны иметь не только иерей и диакон, но и всякий верный, хотящий причаститься. Ко всему же этому иерей и диакон, хотящие литургисать, когда изволят в предложении своем во славу Бога в Троице Святой славимого и в честь всех святых, в небесном раю веселящихся, для пользы же и оставления грехов себе и всем верным рабам Божьим, на земле живущим и в правоверии благочестно усопшим, обо всех живых и усопших, особо врученным молитвам иерея и о благостоянии Святой Соборной и Апостольской Восточной Церкви Литургию Божественную по уставу Господню и обычаю Церкви Святой Восточной, как Тайну, освящающую и как жертву, Бога умилостивляющую, совершать, должны непреложно знать, что в ней Дух Святой устами священника, по Божественным словам: и сотвори убо хлеб в Тело Христово, и вино (немного растворенное водой) в Кровь Его Божественную, преложив Духом Твоим Святым, – предложенное на престоле истинно пресуществит.
– Пятое, всячески старается с великой честью и глубоким смирением приступить к Божественной Тайне, помня Его величество и милосердие, и безмерную чистоту, – свою же худость, скверность и немощь. От этого великую благодать и радость приобретет человек.
– Шестое, прилежно старается стяжать в себе благоговение и размышление о Страстях Господних; через это же приобретет духовную надежду и любовь к Христовой Тайне, для чего также необходима прилежная молитва со вниманием. Служитель, приготовляя себя к достойному служению, или желая приобщиться Божественного Тела и Крови, должен с вечера, по чину церковному, совершить (или выслушать) вечерню. На ней же благоговейно да поучается в уме своем, умиленно размышляя, как Господь и Спас наш Иисус Христос, после спасительных Своих страстей, в пятницу вечером, быв распят на кресте ради наших грехов, умер ради нашего спасения, как один из воинов прободил копьем Ему ребра, из них же тотчас вышли кровь и вода, как потом Иосиф с Никодимом, сняв Тело Христово, плащаницей Его обвили и положили в гробе и как Мария Магдалина с Пречистой Матерью Господней с плачем и великим рыданием, в горести сердца видели это.
Совершая же повечерие и молитвы перед сном, и определенные для себя каноны, например: акафист Боговладычице, или Господу Иисусу, или каким– либо седмичным святым, или Ангелу своему Хранителю, благоговейно размышляет: как Пресвятая Душа Спасителя, Божеству сочетавшаяся, сойдя в ад и властно князя тьмы связав, царство его пленив и души, от века всех находящихся там праведных, от мучительства освободив, с Собою возвела, и в рай, даже еще до Своего Преславного Вознесения, вселила. Так, благодаря Его за все благодеяния, которые сотворил роду человеческому спасительной страстью и животворной Своей смертью, прилежно молит, да и его все согрешения очистив, избавит от вечной муки и Царства Своего сподобит.
Пречистую же Богородицу, соучастницу страстям и смерти Сына Своего бывшую и, видев все это, соболезновавшую, прилежно молит, – быть в этой жизни Предстательницей и Помощницей к деланию всех добродетелей, и да в день смерти, душу от всех диавольских нападок крепким Своим предстательством избавив, в Царстве Сына Своего вселила; так как все это, как Мать у Сына Своего, для всех, верно к Ней прибегающим, испросить может.
В утреннее же время службы, прежде рассвета, совершая полунощницу, о следующем благоговейно да размышляет: как Господь наш, в полночь, идя на вольную страсть, в саду так прилежно молился, что пот Его был как капли крови капающие на землю, как там был взят воинами и сначала к Анне, как злодей связанный, веден был и какие там поношения, уничижения, оплевания, биения же и, не счесть всего злого, вольно претерпел, чтобы нас от уз греховных и от мучительства и пленения диавола освободить.
Совершая же утреню, прилежно с умилением размышляет: как Господь в великом уничижении веден был от Анны к Каиафе и какие там испытания, лютые мучения, заушения, оплевания, надругания и немилостивые ударения, от полуночи и даже до утра, ради наших грехов вольно претерпел.
После же утрени, при совершении первого часа, благоговейно размышляет: как Спаситель наш в первый час дня был веден от Каиафы в претор – к Пилату, как злодей связанный, и как там, Судья всего мира, от беззаконных архиереев и старцев иудейских был оболган и, от неправедного судьи, – осужден.
Третий же час, в свое время благоговейно совершая, в умилении своего сердца прилежно размышляет: как Спаситель наш в третий час дня Пилатом был судим и какие там бесчисленные надругания и заушения перенес. Потом же, быв связан у мраморного столба, лютые раны, а также острым тернием венчание и другие нестерпимые муки претерпел, чтобы нас освободить от мучений диавола.
К этому же размышлять прилично и следующее: как Дух Святой в третий час дня в огненных языках на апостолов, находящихся на молитве, сошел и их просветил. Размышляя об этом, прилежно да молится Богу, чтобы подал и ему Духа Святого, как святым апостолам, к просвещению духовного разума и для достойного совершения Божественной службы.
Шестой же час совершая, благоговейно размышляет: как в шестом часу дня Спаситель наш, неся Свой Крест, был веден на распятие и как немилостиво четырьмя гвоздями на кресте, – на Голгофе, люто быв пригвожден, посреди двух разбойников висел распятым и как воины разделили Его ризы между собой, как проходящие мимо ругались на Него и разбойник, висящий слева от Него, хулил Его, и как тьма была по всей земле.
Девятый же час (когда в какое время поется) также со всяким благоговением совершая, внимательно размышляет о следующем: как Спаситель наш, желая спасения рода человеческого, на кресте вися, воззвал, говоря: жажду, и как оцтом, смешанным с желчью, был напоен, как Душу Свою Пресвятую в руки Бога Отца предал, и как все основания земли потряслись, камни распались, мертвые от гробов восстали и как один из воинов копьем прободил Ему ребра и тотчас из них вышли кровь и вода.
Обо всем этом вкратце упомянутом и о других спасительных страданиях Господних благоговейно размышляя, усердно с сокрушением сердца, если возможно, и со слезами, совершает молитвы часов.
На изобразительных же (если Литургии не будет) да благодарит усердно Спасителя, ради тех лютых страданий, которые вольно ради нас претерпел, чтобы от мучительства диавола нас освободить. И ради излияния Пречистой Его Крови, Ею же нас от клятвы законной искупил и род человеческий, умерший грехом, оживотворил, и теперь жизнь Дающей ради Его смерти. И прилежно в смирении сердца молится, да ради всех Святых благодеяний, ими же род человеческий облагодетельствовал, подал и ему благодать оставления грехов, чтобы достойно принести Ему бескровную жертву и неосужденно причаститься Святых Его Тайн.
Если же иерей, или диакон, или кто другой, готовясь к Причащению, назначенное церковное правило и все подобающее Божественному Причащению, самовольно по лени, или от небрежения, все или часть некоторую оставит, то смертно согрешит.
Если же иерей, упражняя себя в необходимых для человеческого спасения духовных вещах, то есть, слушая исповедь больных или здоровых, или причащая, или крестя больных, по недостатку времени перед началом Божественной Литургией вынужден будет оставить правило, то не согрешит. Только после Божественной Литургии все оставленное правило должен совершить, а молитвы ко Причащению все же неотложно сотворит перед Литургией.
Таким образом, и все желающие причаститься Таинства должны церковную службу и правило ко Святому Причащению исполнить со всей душой, и о Страстях Господних при этом стараться размышлять, если же кто не знает Писание, то иерей или диакон, или причетник должен их научить, чтобы этим убедить людей на большее желание Любви Господней. А если кто и Писание могущие читать, но о правиле церковном нерадящии и без сокрушения сердца, имея о себе высокое мнение, дерзнут приступить к этому страшному Таинству, да отступят от него, какого бы пола они не были и какое бы важное положение не занимали. И иерей, как отец духовный, да испытает его и отлучит от Святыни, пока не исправится и со вниманием должное не исполнит; страшно же есть впасть в руки Бога Живого, – в суд или в осуждение вкушая Тело и пия Кровь Господа нашего Иисуса Христа.
Иерей и диакон перед служением Божественной Литургии должен быть чист как душой, так и телом, и как чистое тело, так и чистые и целые одежды должен иметь на себе. Если же одежды будут весьма грязные, или разорванные, и иерей дерзнет в них служить, то смертно согрешит, поскольку этим уничижит Христа Бога, в Пречистых Тайнах Своих истинно пребывающего. Об этом всячески заботиться должны все священнослужители, имея хотя и нищие, но благообразные и чистые священные одежды. Также надлежит иметь голову причесанную, лицо и уста вымыты и ногти обрезаны, – все это ради чести Божественных Тайн, а также для того, чтобы люди, смотрящие на него и руку его лобызающие, чем-либо по этому поводу не огорчались.
Хорошо сделает всякий хотящий причаститься, если зубы с вечера почистит и уста свои вымоет, чтобы случайно ничего от воды утром в гортань (когда будет мыть уста) не попало и не послужило препятствием к службе, или причастию. Но если и утром осторожно вымоет уста так, что ничего от воды не проглотит, то без сомнения да служит.

О времени служения

Время служения Литургии есть, по древнему церковному обычаю, третий час дня, но также может и раньше и позже начинаться и совершаться Божественная Литургия, если будет такая необходимость; только не прежде рассвета дня, тем более, после полудня. Кто так начинает и совершает Литургию – согрешит. Но есть в Церкви особые урочные дни, в которые подобает литургисать после полудня, тем более, когда Литургия совершается вместе с вечерней, например: Преждеосвященные Литургии, Литургия в Великую субботу, Литургии в навечерие Рождества Христова и Богоявления и в день Пятидесятницы.

Вещи, необходимые перед служением и в служении, иерей должен иметь следующие:

Антиминс. Если антиминс будет порванным, дырявым, или испачканным настолько, что надписи, существующие на нем, а также и на пишемой бумаге (от архиерея), уже не распознаются, то является непригодным к служению. Дерзающий же на таком антиминсе служить, как уничижитель Божественных Тайн, смертно согрешит и подпадет епископско<


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.