Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-10-16 | 465 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО ХИМИИ
Специальность _________________________
Курс _________группа___________________
_______________________________________
Ф.И.О. (обучающегося)
Ст. Выселки
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта и предназначена для студентов СПО. Рабочая тетрадь содержит задания для письменной самостоятельной работы по дисциплине «Химия».
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь разработана для студентов I курса СПО для выполнения письменной самостоятельной работы к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Химия». Целью рабочей тетради является закрепление знаний химической терминологии и приобретение навыков в решении задач и упражнений по разделам «Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия». Рабочая тетрадь состоит из 20 занятий и отражает темы дисциплины «Химия». Работая над имеющими в тетради заданиями, студент сможет проверить свои знания и практические умения, что облегчит подготовку к зачёту и дальнейшему изучению клинических дисциплин.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Теория строения органических веществ. Изомерия и ее виды.
Ключевые слова: органическая химия, изомерия, структурная изомерия, пространственная изомерия, органогены, стехиометрия.
Задачи и упражнения.
1. Закончите определения.
Органическая химия – это ________________________________________
________________________________________________________________
Органогенами называются химические _____________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изомерия – это__________________________________________________
|
________________________________________________________________
Изомеры – это___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
ВИДЫ ИЗОМЕРИИ
2. Напишите все возможные изомеры гексана (C6H14) и назовите их
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Напишите все возможные изомеры пентена-2 (C5H10) и назовите их
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ. АЛКАНЫ.
Ключевые слова: алкан, бутан, гексан, гептан, гомологи, гомологический ряд, декан, метан, неразветвлённый, номенклатура, нонан, насыщенный углеводород, октан, одинарная (простая) связь, парафиновые углеводороды, пентан, пропан, радикал, радикальный механизм реакции, структурная изомерия, углеводороды, углеродный скелет, этан, sp3-гибридизация.
Задачи и упражнения.
1. Закончите определения.
Углеводородами называют органические соединения, _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Алканами называют алифатические углеводороды ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гомологический ряд – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Заполните таблицу по образцу:
Название алкана | Формула алкана | Название радикала | Формула радикала |
метан | CH4 | метил | CH3- |
этан | |||
пропан | CH3CH2CH3 | CH3CH2CH2- | |
пропан | изопропил | ||
бутан | |||
пентан | |||
гексан |
3. Выберите правильный ответ. Какая формула соответствует алканам?
А) СnH2n+2 Б) СnH2n В) СnH2n-2
4. Ответьте на вопрос. Как можно назвать химическую связь в молекуле алкана?
Водородная | Ковалентная | Полярная | Неполярная | Одинарная | Двойная | Ионная |
5. Напишите название вещества по его структурной формуле:
СН3
½
1. СН3 – СН – СН2 – СН – СН2 – СН3 _________________________________________________
½
СН3
СН3 СН3
½ ½
2. СН3 – СН2 – С – С – СН3 ______________________________________________
½ ½
СН3 СН3
СН3 – СН2 СН2 – СН3
½ ½
3. СН3 – С – С – СН – СН2 – СН3 ________________________________________________________
½ ½ ½
СН3 СН3 СН3
СН3
½
СН3 – СН СН3 СН3
½ ½ ½
4. СН3 – С – СН – СН2 – СН – СН3 ____________________________________________________
½
СН3
СН3 СН3 СН2 – СН3
½ ½ ½
5. СН3 – С – С – С – СН– CH2 – CH3 ___________________________________
½ ½ ½ ½
СН3 СН3 СН3 СН3
6. Напишите структурные формулы соединений по их названиям:
а) 2,4–диметилгексан;
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) 2–метил–3,5–диэтилнонан;
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) 2–бром–3–метил–3,4–диэтилгептан;
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
г) 2,4–дихлор–2,3,4,5–тетраметил–3–бутилгептан.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Подпишите под моделями молекул соответствующие им названия и молекулярные (вида СхНу) формулы.
…………………. ……………… | ……………… ……………… | ……………. ……………. | ………………. ………………. | ……………… ……………… |
8. Осуществите ряд превращений: CH4 → CН3СI → C2Н6 → C2Н5Вr.
А)__________________________________________________________________________________________________________________________
Б)______________________________________________________________________________________________________________________
В)______________________________________________________________________________________________________________________
9. Напишите уравнения реакций превращения этана в бутан
(CH3- CH3 → CH3-CH2-CH2-CH3).
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. С какими из перечисленных веществ будет реагировать пропан:
а) HNO3 (t0), б) HCl в) H2O
г) Br2 (hn), д) NaOH е) Cl2 (hn),
Напишите уравнения этих реакций.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАСЧЕТНЫЕ ЗАДАЧИ
1. При полном сгорании 0,29 г органического газообразного вещества образовалось 448 мл углекислого газа (н.у.) и 0,45 г воды. Определите молекулярную формулу этого вещества, если его плотность паров по водороду 29.
|
Решение:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. При сгорании органического вещества массой 29 г получен углекислый газ массой 88 г и 45 г воды. Плотность паров неизвестного вещества по воздуху равна 2. Выведите молекулярную формулу вещества.
Решение:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выведите молекулярную формулу вещества, состоящего из углерода, водорода и хлора массовые доли, которых равны 37,5%, 6,25% и 56,25% соответственно. Плотность паров вещества по воздуху составляет 4,41.
Решение:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Выведите молекулярную формулу вещества, состоящего из углерода, водорода и хлора, массовые доли, которых равны 31,86%, 5,3 % и 62,84% соответственно. Плотность паров вещества по водороду составляет 56,5.
|
Решение:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.3. ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ. ЦИКЛОАЛКАНЫ.
Ключевые слова: нафтены, циклоалканы, циклопарафины, циклическое строение, sp3-гибридизация.
Задачи и упражнения.
1. Закончите определение.
Циклоалканами называют ___________________________________ ____________________________________________________
___________________________________________________
2. Какая формула соответствует ряду алканов, а какая циклопарафинов?
CnH2n+2 | CnH2n | CnH2n-2 | CnH2n-6 | |
Алкан | ||||
Циклопарафин |
3. Получите циклогексан: а) из бензола; б) из дигалогеналкана
а)________________________________________________________________________________________________________________________
б)________________________________________________________________________________________________________________________
4. Допишите до конца следующие реакции:
_________________________________________________
_________________________________________________
________________________________________________
_________________________________________________
_______________________________________________
____________________________________________________
_____________________________________________________
5. Разгадайте ключевое слово кроссворда. Ответы записывайте по вертикали.
ХАРАКТЕРИСТИКА АЛКЕНОВ
1. Особенности строения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Общая формула:
____________________________________________________________________________________________________________________________
3.Номенклатура________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Физические свойства. Перечислите свойства этилена.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Способы получения. Запишите уравнения реакций:
а) промышленного; б) лабораторного способов получения этилена.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Заполните таблицу по образцу
Алкен | Структурная формула | Число атомов углерода | Число атомов водорода |
1-пентен | |||
Изобутилен | |||
2-бутен | |||
2-метил-2-гексен |
4. Какие виды изомерии характерны для алкенов?
А) _________________________, Б) ________________________
5. Написать все возможные изомеры пентена-2.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Напишите уравнения химических реакций и укажите тип реакций:
а) CH2 = CH – CH3 + H2 →_____________________________________
б) CH2 = CH – CH2 – CH3 + HCl → ______________________________
в) С3H6 + O2 → _____________________________________________
г) CH2 = CH2 + Br2 →________________________________________
д) CH3 – CH = CH2 + J2 →_____________________________________
е) C4H8 + H2 →______________________________________________
7. Разгадайте ключевое слово кроссворда. Ответы записывайте по вертикали.
Задания и упражнения.
1. Запишите определение:
Галогенопроизводные - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Приведите по 2 примера галогенопроизводных углеводородов согласно приведенной классификации:
______________________ ______________________ |
______________________ ______________________ |
______________________ ______________________ |
3. Напишите изомеры веществ состава С3Н7I. Назовите их.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Напишите схему реакции взаимодействия пропина с 2 моль брома. Назовите промежуточный и конечный продукты.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Напишите схему реакций получения 2-бромбутана из соответствующих алкенов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Напишите схему реакции взаимодействия 1-хлорпропана с цианидом калия.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Осуществите превращения. Назовите продукты реакций.
1) СН3 – СН3 → CH3CH2Br + KCN → X + 2H2O →СН3СН2СООН
1. ______________________________________________________________
2._______________________________________________________________
3._______________________________________________________________
2) СН3-СН3 → СН3СН2Br + КОН (водн) →X + CН3СООН
1._______________________________________________________________
2._______________________________________________________________
1.8. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ.
СПИРТЫ И ФЕНОЛЫ.
Ключевые слова: алкоголят, водородная связь, глицерин, глюкоза, диол, диэтиловый эфир, крезол, метанол, фермент, функциональная группа, этанол, этиленгликоль, фенол, фенолят.
Задачи и упражнения:
1. Закончите определения.
Спиртами называются ________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фенолы – это ___________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Функциональная группа _________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предельные одноатомные спирты_________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Многоатомные спирты ___________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Водородная связь - _______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Назовите следующие соединения:
СН3
½
1. СН3 – СН – СН2 – СН – СН3 _________________________________________________
½
ОН
СН3
½
2. СН3 – СН2-СН – СН – СН3 ______________________________________________
½
ОН
СН3 – СН2 ОН
½ ½
3. СН3 – С – СН – СН = С – СН3 ________________________________________________________
½ ½
СН2 – СН3 СН3
СН3 – СН – СН3 ОН
| |
4. СН3 – СН – CН – СН – СН – СН2 – СН – СН3_____________________________________________
| | |
СН2 – СН3 СН3 ОН
3.Напишите структурные формулы следующих соединений:
а) 2-метилбутанол-1
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) 3- метил-4-этилгексанол -2
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) 3-изопропил-2-метил-4,2-диэтилоктен-5-ол-1
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Напишите структурные формулы всех изомерных спиртов состава C4H9OH. Назовите эти спирты.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Напишите структурные формулы изомерных ароматических соединений состава C7H8O и назовите их. Укажите, к каким классам органических соединений они относятся.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. С какими из перечисленных веществ будут реагировать фенол и метанол: 1) HBr, 2) Na, 3) NaOH? Напишите уравнения реакций.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Рассчитайте массу фенолята калия, который можно получить из гидроксида калия массой 20г и фенола массой 20г.
Решение:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Рассчитайте массу этандиола-1,2, который можно получить из оксида этилена массой 250г и воды массой 90г.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
АЛЬДЕГИДЫ И КЕТОНЫ.
Ключевые слова: альдегид, ацетальдегид, ацетон, диметилкетон, карбонильная группа, карбонильные соединения, кетон, формальдегид, уксусный альдегид, этаналь.
Задачи и упражнения:
1. Продолжите определение: Альдегиды – это органические вещества, в молекулах которых_________________________________ ______
_______________________________________________
2. Какие вещества называются кетонами?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Напишите структурные формулы следующих альдегидов и кетонов:
а) 2-бутанон_______________________________________________
б) 3-метил-2-пентанон ________________________________________
в) 2-этилпентаналь__________________________________________
г) 3,4-диметил-3-гексанон____________________________________
д) 2-бром-3-метилбутаналь____________________________________
4. Запишите структурные формулы и названия изомеров состава С4Н8О, укажите тип изомерии.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Получите пропаналь и пропанон из соответствующих спиртов.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Осуществите цепочку превращений:
Этилен → этан → иодэтан → этанол → этаналь
1. ___________________________________________________________2.___________________________________________________________
3._____________________________________________________________
4.__________________________________________________________
КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ.
Ключевые слова: ароматическая кислота, бензойная кислота, двухосновная кислота, валериановая кислота, жирные кислоты, карбоксильная группа, муравьиная кислота, непредельная кислота, одноосновная кислота, предельная кислота, уксусная кислота, этерификация.
Задачи и упражнения:
1. Что такое карбоновые кислоты?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Напишите формулы основных предельных карбоновых кислот:
Название кислоты | Формула кислоты |
Муравьиная, или метановая кислота | |
Уксусная, или этановая кислота | |
Пропионовая, или пропановая кислота | |
Масляная, или бутановая кислота | |
Валериановая, или пентановая кислота | |
Капроновая, или гексановая кислота |
3. Расставьте формулы и названия кислот: олеиновая кислота С17Н33СООН, стеариновая кислота С17Н35СООН, линолевая кислота С17Н31СООН, пальмитиновая кислота С15Н31СООН, уксусная кислота СН3СООН, бензойная кислота С6Н5СООН, муравьиная кислота НСООН – на соответствующие им места в схеме.
СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ. ЖИРЫ. МЫЛА.
Ключевые слова: гидрофильный, гидрофобный, глицериды, жир, карбоксилат-анионлинолевая кислота, моющая способность, омыление, пропантриол, стеариновая кислота, эмульсия, этилпропаноат, эфир.
Задачи и упражнения.
1. Ответьте на вопрос: «Какие органические вещества называются сложными эфирами?»
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Продолжите определения: Жиры – это ________________________
___________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________
Мыла – это натриевые и калиевые _______________________________
____________________________________________________
3. Карбоновые кислоты и сложные эфиры являются межклассовыми структурными изомерами. Напишите формулы кислот и эфиров состава С4Н8О2 и назовите их.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________
4. Сколько тонн мыла можно получить из 445 тонн тристеарата, если его выход составляет 75 %?
Решение:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Напишите реакции гидролиза этилацетата: а) в присутствии Н2SO4, б) в присутствии КОН и назовите продукты реакции:
А)________________________________________________________
Б)________________________________________________________
6. Напишите структурную формулу сложного эфира, образованного глицерином и кислотами: масляной (бутановой), олеиновой и стеариновой.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Где применяют сложные эфиры и жиры?
Сложные эфиры | Жиры |
1. | |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
8. Рассчитайте объем этанола (ᵖ=0,8 г/мл), который требуется для получения 120г этилового эфира масляной кислоты.
Решение:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Амины. Аминокислоты. Белки.
Ключевые слова: аланин, амин, аминокислота, анилин, белок, диметиламин, производное аммиака, метиламин, триметиламин, этиламин, пропиламин, глицин, пептидная связь.
Задачи и упражнения:
________________________________________________________________________________________________________
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!