Краткое житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Нектария, подвизавшегося в XV веке на Святой Горе Афон, в скиту Кареев, в келье Архангелов, называемой Игарийской — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Краткое житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Нектария, подвизавшегося в XV веке на Святой Горе Афон, в скиту Кареев, в келье Архангелов, называемой Игарийской

2017-10-16 167
Краткое житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Нектария, подвизавшегося в XV веке на Святой Горе Афон, в скиту Кареев, в келье Архангелов, называемой Игарийской 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сей божественный Нектарий был родом из местности, ныне называемой Бетолия. Родители его были людьми пра­ведными и благочестивыми. Однажды мать преподобно­го, находясь на гумне, заснула и увидела во сне Пречистую Богородицу, Которая повелела ей взять мужа и детей и как можно скорее уйти из той страны и укрыться где-нибудь, ибо агаряне хотят напасть на их местность и обратить жи­телей в рабство. Проснувшись, она тотчас же прибежала до­мой, рассказала мужу об увиденном во сне и, взяв детей, они ушли, укрывшись, как им показалось, надежно. И действи­тельно, вскоре варвары разграбили их страну и близлежа­щие области. Спустя некоторое время родители божествен­ного Нектария вышли из укрытия, сохраненные невредимы­ми покровом и заступничеством Богородицы, Которую они благодарили от всей души, одновременно скорбя и радуясь. Скорбели они из-за нашествия варваров и похищения хри­стиан, что было попущено жителям за грехи их, а радова­лись из-за необычайного спасения, которого сподобились предстательством Богородицы.

По соглашению с женой, отец преподобного Нектария, будучи уже в преклонном возрасте, взяв с собой Нектария и второго сына, оставил мир и все что в мире, и пришел в монастырь Святых бессребреников Космы и Дамиана, который был расположен у подножия горы. В монашестве он был назван Пахомием. Он начал там безмолвствовать молясь Богу, внимая себе и воспитывая сыновей в страхе и наставлении Господнем, как заповедует божественный Павел (см. Еф.6: 4).

Вот так и жил в монастыре Пахомий, а Бог сотворил во дни его пребывания там такое чудо. У христиан, что жили вблизи монастыря, был обычай отдавать часть плодов, соб­ранных на земле, по усмотрению каждого, в монастырь на содержание монахов, в нем находившихся, чтобы они каж­дый год могли совершать память святых бессребреников Космы и Дамиана. Когда настал день их памяти, то иноки и христиане ближних селений после службы торжественно отмечали этот праздник, как вдруг у них закончилось вино. Старец Пахомий возжег свечу и вместе с детьми пошел мыть сосуд. Когда же он хотел взять в руки сосуд, то обнаружил, - о чудо! - что он полон благоуханного вина. С радостью и удивлением старец прославил Бога, прославлявшего святых бессребреников, и ради них совершившего такое чудо.

Николай же, сын старца Пахомия, который потом был на­зван Нектарием, и о котором ныне будет идти речь, с самого детства будучи разумным и просвещенным от Бога, увидев произошедшее чудо и вспомнив о сне, который видела его мать (о спасении от варваров предстательством Богороди­цы), был уязвлен в сердце любовью к Богу и жаждал на­сладиться желанным Христом. Он с горячим чувством хо­тел посвятить себя Богу, а «ищущий находит», как говорит Господь в Евангелии (Мф.7: 8). Забыв обо всем плотском, он пошел на Святую Гору, где и познакомился с весьма добро­детельным старцем по имени Дионисий, которого все звали Иагарис. Будучи сыном сенатора и первого архонта Констан­тинополя, Дионисий всей душой возлюбил Господа нашего Иисуса Христа. Он оставил богатство, славу, знатность рода и все, что земной человек почитает за счастье, облекся в убо­гие и нищенские монашеские одежды и пошел в послушание к старцу Филофею, простецу словом, но весьма искусному в добродетели, и старец повел его по пути добродетели.

К сему-то дивному Дионисию Иагарису и прилепился Ни­колай, горячо прося позволить ему остаться. Что же сделал дивный Дионисий, сострадательнейшая и человеколюбивая душа, неужели он отверг Николая за его невежество или с презрением отнесся к нему из-за его нищеты? Нет, но, сжа­лившись над ним, старец приклонился на его просьбу и, при­ведя к своему духовному отцу, старцу Филофею, представил Николая. Украшенный даром прозорливости и предвидения будущего по Промыслу Божию, сотворив молитву, Филофей радушно приветствовал юношу, назвав его по имени:

- Ты, чадо Николай, сын Пахомия, хочешь жить с нами?

- Откуда ты знаешь меня, честный отче?

- Бог, Отец наш, Который послал тебя к нам, Он открыл мне о тебе.

Услышав это, Николай пришел в умиление и с большим благоговением и готовностью пошел в послушание старцу.

Вскоре старец облек его в монашеские одежды и с по­стрижением волос Николай отсек все мирские помышле­ния. Сняв с себя мирские одежды, он снял вместе с ними и «одежды кожаные» (Быт. 3: 21), полученные нами в результате преслушания, и стал монахом Нектарием. Но преподобный не остановился на этом, как поступают сегодня большин­ство монахов, которые думают, что монашество заключает­ся только в том, чтобы надеть схиму и черные одежды и не заботятся о добродетелях, которые должные творить мона­хи. Не задумываются они и о том, что, надевая ангельскую монашескую схиму, необходимо соблюдать каноны и стро­гость монашеской жизни, подражая жизни Ангелов. Но не так поступил божественный Нектарий. Приняв ангельскую схиму, он тотчас же всеми силами стал подвизаться в испол­нении монашеских дел, подражая ангельскому жительству, подчиняя плоть духу послушанием, отсечением воли, сми­рением, постом, непрестанной молитвой, бдением и всеми прочими добродетелями, подобающими монахам.

Однако завистливый диавол не мог этого вынести; наблюдая, как Нектарий преуспевает в добродетелях, он стал воевать на него помыслами. Он постарался лишить его об­щения с таким добродетельным старцем, чтобы потом, как юного и лишенного помощи старца, ввергнуть в сети греха. Знал скверный, что пока юноша пребывает со старцем, он не сможет его уловить, потому что тот опирается на молитвы и отеческие наставления старца. Но бес все же не смог уловить Нектария этой мысленной бранью, потому что Бог хранил юношу. И что же тогда придумал всезлобный? Он разжег сердце собрата и послушника того же старца завистью, и настроил его против Нектария настолько, что уже в откры­тую кричал: "Либо прогоните Нектария, либо один из двух должен быть убит". Услышав это, старец вместе с Дионисием Иагарисом сильно испугались и стали убеждать его слова­ми из Священного Писания и творений святых отцов, чтобы он прекратил зависть и злобу против Нектария. Иногда они успокаивали страсть гнева мирными и кроткими словами, иногда устрашали послушника неугасимым огнем мучения, которому подвергнуться завистливые и братоненавистники, но ничего не добились и попросили Нектария на некоторое время удалиться из их общины, надеясь, что это приведет в чувство завистливого брата. Благословив Нектария, стар­цы отослали его к тогдашнему проту Святой Горы Даниилу, у которого он должен был провести некоторое время, пока Господь все устроит. Так божественный Нектарий пришел к проту и был принят с радостью, ибо был добродетельным и имел опыт монашеской жизни. Прот очень полюбил его и продолжил учить правилам монашеского жития.

В то время, когда Нектарий находился у прота, преставил­ся Филофей, который был уже глубоким стариком, и отошел к Желанному Господу. Дивный же Дионисий Иагирис, не в силах выносить братоненавистничества того брата, захотел жить вместе с Нектарием. Он пригласил его еще и потому, что они оба были чадами одного и того же духовного отца и старца. И подвизались они вместе в течение долгого вре­мени, как мы уже говорили ранее. Найдя небольшой монас­тырь, который был освящен в честь Небесных Сил бесплотных или Кофу, они получили разрешение от прота Святой Горы Даниила поселиться там. Подвижники стали жить в этом монастыре, угождая Богу, добывая хлеб рукоделием и по силе помогая всем нуждающимся. А тот братоненавист­ник, оставшись нераскаянным, как сумасшедший скитал­ся по Святой Горе, а потом вышел в мир. Там он проводил жизнь распущенную и невоздержную и закончил ее тем, что изверг свою душу на дороге, не имея ни дома, ни крыши над головой, и даже без последней молитвы, которую читают над всеми христианами.

Видите, братья, каким злом является ненависть и преслушание? Ненависть и зависть ослепляют око душевное, то есть ум того, кто одержим ими. Преслушание отлучает человека от рабов и друзей Божиих, лишает его их помощи и защиты, и как слепого ввергает в глубину погибельную. Возненави­дим преслушание и ненависть всеми силами, если кто из нас не хочет разлучаться от славы Божией. Полюбим послуша­ние и любовь к братьям нашим, чтобы через них смогли мы насладиться Царствием Божиим. Об этом все.

Блаженный Дионисий Иагарис, прожив достохвальную и преподобническую жизнь во всех добродетелях и особенно в смиренномудрии, в глубокой старости отошел к Желанному Богу. Божественный Нектарий с благоговением и почестями похоронил его останки. С той поры он пребывал в глубокой печали, ибо не имел более общения с присноблаженным Дионисием, и жалел, что сам не отошел к Желанному Хри­сту вместе с дивным Филофеем и блаженным Дионисием, и, находясь на земле, лишен возможности наслаждаться обще­нием с ними. Нектарий, по апостолу, «забывая заднее и простираясь вперед» (Флп.3:13), не считал совершенными собственные подвиги и добродетели, но старался добиться большего. Подвижник постоянно восходил от силы в силу, прибавляя желание к желанию и подвиги к подвигам. По­тому, видя его намерения, Бог не презрел преподобного, но желая дать ему больший венец на Небесах, попустил впасть во многие страшные телесные болезни, которые блаженный переносил с крайним великодушием и благодарением. Про­жив жизнь поистине преподобническую и достойную свя­тых, он сподобился мирной и богоугодной кончины, предав в руки Божий блаженную свою душу в 1500 году от Рожде­ства Христова в пятый день декабря месяца, и был сопри­числен на Небесах с любимым им преподобным отцом Филофеем и Дионисием. Ученики похоронили его со всяческим благоговением, а через четыре года были обретены его свя­тые мощи, от которых исходило неизреченное благоухание. В северной части храма в прекрасную гробницу с благогове­нием и почестями положили его всечестные мощи. Святой его лик был изображен на иконе, которую поместили над мощами. Многие, приходившие сюда с благоговением, ощу­щали духовное благоухание от святых мощей, и получали освящение души и тела, во славу Христа и Господа нашего и в доказательство богоугодной жизни преподобного Не­ктария, молитвами которого и мы да сподобимся Царствия Небесного. Аминь.

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.