Житие и подвиги иже во святых отца нашего Епифания, архиепископа Констанции Кипрской, просиявшего в V веке — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Житие и подвиги иже во святых отца нашего Епифания, архиепископа Констанции Кипрской, просиявшего в V веке

2017-10-16 211
Житие и подвиги иже во святых отца нашего Епифания, архиепископа Констанции Кипрской, просиявшего в V веке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Святой авва Епифаний был родом из селения Висандуки, расположенного в трех милях от Елевферополя в Финикий­ской области. Его отец занимался земледелием, а мать - об­работкой льна. Отец блаженного скончался рано, когда Епифанию было всего десять лет, поэтому мать и младшая сестра Каллитропа были вынуждены жить в довольно стес­ненных обстоятельствах: часто им не хватало денег на про­питание. Всем их богатством был непослушный вол. Как-то мать сказала Епифанию, чтобы он пошел на базар, продал эту скотину, а на вырученные деньги купил еды. Однако от­рок, зная нрав животного, воспротивился этому:

- Ты знаешь, что вол наш непослушен, и если я пойду его продавать, то народ на ярмарке, увидев его, накажет меня, - сказал он матери.

- Ступай, чадо, и Бог отцов наших Авраама, Исаака и Иакова сделает его послушным, чтобы ты смог его продать, а мы приобрели на эти деньги все потребное, - настояла на своем мать.

Призвав на помощь Бога и исполняя послушание матери, Епифаний взял животное и повел его на рынок. Здесь вол успокоился, стал кротким и привлек внимание одного тор­говца-еврея по имени Иаков.

- Поскольку мы одной веры, чадо, и являемся рабами Праведного Бога, соблюдем справедливость при продаже вола, чтобы ты не был обижен, и я не понес вреда, - обратился он к Епифанию. - Таким образом, мы не наведем потом на себя проклятия, и Бог не будет на нас негодовать, но привле­чем благословения, потому что Он Сам сказал: «Благослов­ляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят» (Чис. 24: 9).

Услышав это, Епифаний сильно испугался:

- Я больше не хочу продавать вола, потому что это жи­вотное непослушное, мать велела мне его продать, чтобы купить еды. У нас умер отец, и мы очень нуждаемся. Однако сейчас я услышал от тебя, что вредить ближнему плохо. Я боюсь Бога и не хочу, чтобы ты предал меня проклятию за непослушное животное, - вдруг сказал он старому еврею.

- Чадо, возьми это в благословение, ступай к матери сво­ей и дай ей, чтобы вы купили еды. Возьми с собой и вола. Если он оставит свой непослушный нрав, то пусть служит вам дома, а если не оставит, то выведите его из дома, чтобы он никого из вас не умертвил, - ответил удивленному маль­чику Иаков.

Епифаний взял три монеты и вола и отправился домой. На пути его встретил один христианин по имени Клеовий и попросил продать ему скотину. В эту минуту вол за­волновался и ударил Епифания копытом в бедро, от чего тот упал на землю и стал плакать от боли. Тогда Клеовий трижды перекрестил Епифанию больное место и - о чу­до! - мальчик тотчас же смог встать, не ощущая уже боль­ше никакой боли.

- О непослушное животное, за то, что ты хотел убить своего хозяина, во имя Иисуса Христа Распятого, не сойдешь больше с этого места, - сказал христианин волу. И в тот же миг, испустив дух, скотина упала.

- Кто такой Этот Иисус Распятый, именем Которого про­исходят такие знамения и чудеса? - в недоумении поинтере­совался Епифаний.

- Этот Иисус есть Сын Божий, Которого распяли евреи, -сказал Клеовий.

Отрок побоялся открыть ему, что он еврей, но тут же по­спешил домой, где рассказал матери о событиях дня. Прошло немного времени, и мать приняла решение отправить Епифания в подмастерья к мастеру, дабы сын смог своим ре­меслом научиться зарабатывать деньги на пропитание. Жил Елевферополе один еврей-законоучитель, дивный и бого­боязненный человек по имени Трифон. В селении Епифания у него было имение. Однажды, посещая его, Трифон пришел к матери Епифания.

- Не хочешь ли отдать мне Епифания, чтобы я усыновил его, а вы с дочерью будете получать все необходимое из мое­го дома? - предложил он бедной вдове.

Услышав такое предложение, мать Епифания весьма об­радовалась и тотчас же отдала ему сына. Трифон стал тща­тельно обучать его закону Моисееву и еврейским наукам, да­бы впоследствии он мог стать достойным мужем его единст­венной дочери. Однако Господь судил иначе: девица вскоре умерла, и Епифаний остался у него один, поэтому Трифон завещал ему все свое имение. По смерти матери юноша взял свою сестру в дом к Трифону, и они стали вместе владеть всем его имуществом.

Однажды, когда Епифаний пошел посмотреть на свои поля, он встретил некоего монаха Лукиана, дивного и об­разованного человека, который до пострига был известным каллиграфом. Став иноком, он этим ремеслом зарабатывал деньги, которые потом раздавал нищим. Епифаний ехал в повозке, запряженной волами, а Лукиан шел пешком. Оба встретили бедняка.

- Человек Божий, помилуй меня, потому что я три дня ничего не ел, — припал он с мольбой к Лукиану.

Не имея ничего, чтобы дать ему, монах снял с себя одежду и протянул ее нищему со словами:

- Ступай в селение, продай одежду и купи себе еды.

Когда Лукиан снял с себя одежду и отдал нищему, Епифаний увидел, как с неба спустилось белоснежное облачение и покрыло его. Епифаний почувствовал сильный страх и, сойдя с повозки, также упал к ногам Лукиана.

- Прошу тебя, человек, скажи мне, кто ты? - обратился он к блаженному.

- Скажи мне сначала какой ты веры, тогда и я скажу тебе кто я такой, - ответил ему авва.

- Я еврей, - признался Епифаний.

Будучи прозорливым, Лукиан понял, что на этого иудея сошла благодать Божия:

- Как же ты, еврей, спрашиваешь христианина, кто он та­кой? Ведь для христиан евреи - мерзость, равно как и хри­стиане для евреев. Итак, услышав, что я христианин, не спрашивай больше у меня ничего.

- А что мешает и мне стать христианином? - дерзнул спросить юноша.

- А мешает то, что не хочешь. Если захочешь, то смо­жешь, - мудро проговорил инок.

Умилившись от этих слов, Епифаний не пошел в селение смотреть поля, но взял Лукиана, привел к себе в дом и пока­зал все богатства, что были в нем.

- Отче, вот мое имущество, а вот моя сестра. Я хочу стать христианином и жить монашеской жизнью. Что ты на это скажешь? - обратился он к святому.

- Чадо, эти вещи мешают тебе стать иноком. Поэтому вы­дай замуж сестру и дай ей все необходимое, остальное же раздай нищим. Только после этого ты сможешь жить, как и подобает монаху.

- Для начала, отче, сделай меня христианином, а потом я исполню то, что ты мне повелел, - не унимался Епифаний.

- Я не могу сделать тебя христианином, это может только епископ, - объяснил ему Лукиан и вышел из дома.

- Я хочу стать христианином и жить монашеской жиз­нью, - поведал позже сестре о своем намерении юноша.

- Как ты хочешь сделать, так и я хочу, - поддержала его Каллитропа.

Тем временем Лукиан сообщил епископу о намерении Епифания, и владыка благословил наставить молодого иу­дея в христианском учении, а потом привести его в храм на богослужение. Тогда блаженный вернулся в дом к Епифанию, огласил его и сестру, а затем повел их к епископу. Когда Епифаний подошел к внешним вратам христианско­го храма и поднялся на одну ступень, с его левой ноги упал башмак. Когда же он ступил правой ногой, то произошло то же самое. Видя это, Лукиан изумился, а башмаки так и оста­лись лежать на лестнице, ведущей в церковь. Епифаний не стал поднимать спавшие с ног башмаки и никогда больше не ходил в обуви. Во время чтения Евангелия владыка уви­дел, что лицо Епифания просияло и на главе его появился прекрасный венец. Через семь дней по совершении Таинства Крещения Епифаний привел Лукиана и Вернику - святую деву, ставшую духовной матерью его сестры, в свой дом. Дав крестной тысячу золотых, он поручил ей свою сестру и от­правил их в монастырь, где Верника была настоятельницей. Сам же Епифаний, продав все свое имущество, вырученные деньги раздал нищим, удержав для себя только сорок монет для покупки священных книг, и пошел в обитель Лукиана, где пребывали на безмолвии десять монахов, занимавших­ся каллиграфией и от нее добывавших себе пропитание. Все это произошло в год шестнадцатилетия Епифания. В том монастыре был монах по имени Иларион, второй после Лу­киана, украшенный многими знамениями и дарами. Подоб­но им подвизался здесь и монах по имени Клавдий. Вот этим двум и стал подражать во всем молодой инок. По отшествии блаженного Лукиана ко Господу, настоятелем обители стал Иларион, пищей которого раз в два, а иногда и в три, и в че­тыре дня было небольшое количество хлеба с солью и не­много воды. Такое же жительство избрал для себя и Епифа­ний, и придерживался этого порядка всю свою жизнь. Место, где находился монастырь, было безводным. За водой братии приходилось ходить в ночное время за пять миль. Однажды проходили той дорогой какие-то путники, имевшие с собой животных, груженных бурдюками с вином. Поскольку стояла сильнейшая жара, они очень захотели пить, для чего зашли в монастырь. Воды же в монастыре в тот момент не оказалось, и путникам угрожала смерть. Братья сильно опе­чалились из-за этого и стали плакать.

- Поверьте мне, братья, что Господь наш Иисус Христос, в Кане Галлилейской претворивший воду в вино, сотворит из этого вина воду, - обратился к инокам божественный Епи­фаний, взяв бурдюки, наполненные вином.

И - о чудо! - вино в тот же час превратилось в воду. Пут­ники напились сами, напоили животных, и ожили. Но чудо это вызвало удивление, как у братии, так и у путников. Свя­тому пришлось покинуть обитель, потому как странники разгласили об этом по всем окрестностям. Епифаний ушел в более дикое место и, не зная где его искать, вся братия опе­чалилась.

В то время проходили рядом с его кельей сарацины. Бу­дучи злыми насмешниками, они стали издеваться над от­шельником и даже хотели его избить. Однако, как только свирепый одноглазый разбойник занес над Епифанием нож, у слепого открылся незрячий глаз. Объятый сильным стра­хом, сарацин бросил меч и стоял без движения. Его товари­щи, заметив, что тот стоит без движения, подошли к ним. Увидев, что у того открылся глаз, они застыли в изумлении. Тогда авва стал спокойно и со смирением говорить с ними. Разбойники подумали, что он - бог, и понудили его идти с ними. Следуя за ними три месяца, святой препятствовал им в совершении беззаконий. Однако это смутило банду и она попросила Епифания оставить их. Наставив сарацин в зна­чительной мере, блаженный напоследок предупредил их, что если они не престанут творить злые дела, то не смогут жить спокойно и быть счастливыми. Затем сарацины при­вели его в то место, где он жил ранее и, построив ему жи­лье, оставили его с миром. Я же, будучи одним из них, но наставленный святым в слове истины и вере Христовой, ос­тался жить вместе с ним. По прошествии шести месяцев мы со святым пошли в монастырь к Илариону Великому. Братия очень обрадовалась нашему приходу, а через несколько дней в этой обители и я сподобился принять от настоятеля Та­инство Крещения, и был наречен Иоанном. Мы провели там десять дней, и все это время братия просила святого Епифа­ния остаться с ними в монастыре, на что тот не согласился. По дороге домой мы встретили юношу, одержимого одним из бесовских князей. Божественный Епифаний пожалел его и громким голосом воззвал:

- Во имя Распятого Иисуса Христа повелеваю тебе, нечис­тый демон, выйти из создания Божия.

Тотчас же бес скрутил юношу, бросил его на землю и про­кричал:

- Ты выгоняешь меня, Епифаний, с моего места, но знай, что я уйду к Персидскому царю и заставлю тебя прийти туда с большой скорбью.

После этих слов юноша пришел в разум и упал к ногам святого, который поднял его и с миром отослал домой. А тот лукавый действительно пошел в Персию и, вселившись в царскую дочь, стал мучить ее, как некогда и юношу.

- Царь, если не придет Епифаний, пославший меня в твою дочь, я не выйду из нее, - приговаривал бес постоянно и звал Епифания.

Услышав подобные слова от демона, царь послал мно­жество людей в Финикию искать подвижника. Однако труды воинов были тщетны: они не смогли найти отшельника. Но нечистый открыл царю, что Епифаний живет в местечке, на­зываемом Спанидрион, и в следующий раз воины отыскали божественного. Подойдя ночью к двери его кельи, они стали стучать, но поскольку святой в тот час молился, он не толь­ко не открыл им, но даже не откликнулся на стук. Разгне­вавшись, те хотели разрубить дверь, один из них вытащил ножен меч и уже занес руку для удара. Но в этот момент рука его застыла в воздухе и высохла. Тогда на остальных напал страх, и они отбежали далеко от кельи. Авва открыл дверь лишь спустя долгое время, когда закончил молитвен­ное правило.

- Помилуй меня, раб бессмертных богов, - возопил к Епифанию пострадавший воин.

- Чего ты хочешь от человека грешника? - удивленно спросил блаженный.

- Я пришел сюда здоровым, и вот, у меня высохла рука.

- Здоровым пришел, стань здоровым снова, - проговорил Епифаний и, как только взял его за руку, она стала здоровой как и другая.

Увидев это чудо, все припали к ногам святого и поклони­лись ему. Затем они открыли ему причину посещения. Услы­шав слова посланцев, святой понял, что тот демон, которого он изгнал из юноши, вселился в царскую дочь и мучает ее.

- Пойдем, чадо, вместе с этими людьми в Персию, - обра­тился ко мне Епифаний.

- Отче, царь послал нас за тобой, потому мы привели с собой и животное, на которое ты сядешь, - обрадовались во­ины, узнав о решении отшельника; посадили нас на верблю­да и повезли в свою страну.

Через тридцать дней пути мы прибыли в страну персов и остановились в месте, называемом Урион. Трое из сопро­вождавших отправились к царю, чтобы доложить о прибы­тии, после чего тот приказал привести нас к нему. Святой шел с такой смелостью, как будто речь шла вовсе не о встре­че с царем, я же при виде множества предстоящего народа сильно испугался. Когда Епифаний подошел к правителю, тот захотел встать с трона, но авва успокоил его и призвал не печалиться о страдающей дочери:

- Мой Помощник - Человеколюбец Бог, Который изгонит злобного демона, лишь веруй в Него и увидишь дочь свою здравой. Приведи ее сюда и узришь благодать Человеколюб­ца Иисуса, - сказал он Персидскому царю.

- Приди в разум, девушка, и поклонись Отцу своему, ибо волк уже более не будет обладать тобою, - призвал он деви­цу, которую привели к божественному и трижды перекрес­тил ее Честным и Животворящим Крестом. - Как вошел ты в царскую дочь, так и выйди из нее и ступай в места необи­таемые, - возгласил святой бесу, и лукавый в ту же минуту вышел из девушки

- Радуйся, царь, ибо волк оставил дочь твою, - обратился он удивленному отцу. - А ты, дщерь, ступай радоваться к сво­ей[ матери. И с этого дня соблюдай тело и душу свою чисты­ми и неоскверненными грехом, тогда злодей-диавол больше никогда не приблизится к тебе, - предупредил авва царевну.

После этого изумленный правитель и его свита стали упрашивать Епифания остаться в Персии и научить своему волхвованию всех местных колдунов.

- О, волхв, враг истины, научись не произносить беспутные слова, - сказал святой самому главному магу страны. - Не думай, что раб Божий является служителем беззакония. Образумься, говорю тебе, и пребудь безгласен.

И тотчас же волхв потерял дар речи и замер без движе­ния. Тогда царь и все присутствующие здесь от страха упа­ли на землю, но блаженный поднял царя и дал знак народу, чтобы и они встали с колен, а затем проговорил колдуну:

- Размысли, что ты видишь и слышишь. Не думай, что я волхв, ибо я - раб Распятого Иисуса Христа. Во имя Его вновь начни говорить, но теперь подружись с Истиной.

В тот же момент маг снова заговорил и стал просить у святого прощения, говоря, что согрешил. Царь же приказал принести золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни и по­ложил все это перед святым.

- Отче, возьми все это и вспоминай меня, - сказал прави­тель преподобному.

- Ради небесных даров мы все это презираем, так как это ложные и ничего не стоящие блага мира сего. Не утруждай меня этим даром, потому что Христос научил меня обхо­диться без него. Забери и положи его в свою сокровищницу, где богатство будет лежать у тебя мертвым грузом, всегда в бездействии. Ты будешь заботиться о нем, но никакой пользы для своей души от него не получишь, ибо будешь лишь помышлять как погубить души с помощью золота, данного тебе от Господа для пожертвований нуждающимся.

Итак, поступи по справедливости, пребудь с Богом, и, как Он дал золото тебе, так и ты дай его нищим, чтобы на будущем суде не быть тебе осужденным и брошенным «во тьму внешнюю» (Мф. 8:12). Тогда ты вспомнишь мои справедли­вые слова, но уже безо всякой пользы. А если сейчас послу­шаешь меня - всегда будешь радоваться. Не имей нужды в сем мире и во благах его, и весь мир подчиниться тебе. Да, и тщательно оберегайся волхвов, дабы они не прельстили те­бя законом тьмы. Хотел я поведать тебе и многое другое, но ты не внимаешь мне, потому что помысел твой - за столом. Итак, ступай и ешь все в меру, - наставил царя Епифаний.

- Отче, пойдем вместе, вкусим от трапезы, - пригласил святого царь.

Однако божественный авва отказался от его угощения и насытился лишь небольшим количеством предложенно­го хлеба. На другой день правитель позвал святого к себе, а когда преподобный пришел, встал с трона и бросил на зем­лю свой скипетр.

- Царь, подними скипетр, и благодари Бога, давшего его тебе, - образумил правителя блаженный.

- Прошу тебя, отче, останься с нами, и я буду делать все, что ты мне скажешь, - стал упрашивать властитель.

- Если ты соблюдешь мои слова, то я буду поминать тебя, где бы я ни находился, - пообещал ему авва и остался в цар­ском дворце на десять дней.

По прошествии этого срока Епифаний заповедал царю спокойно править своей страной, не ходить войной на рим­лян, дабы не стать врагом Распятого Иисуса Христа и не погибнуть злой смертью от рук своих противников. После этого царь со своим двором решил проводить нас до дома. По дороге из дворца путники увидели погребальную про­цессию: несли умершего ребенка одного Персидского князя, чтобы бросить его на съедение псам (у персов существовал обычай бросать умерших псам). Но святой обратился к несущим с просьбой поставить носилки на землю, чтобы посмотреть на покойного.

- Должно, царь, мертвецов погребать в земле, а не бросать их на съедение псам. Знай, что злодеи живут в твоем государстве, которые безвременно убивают людей, как вот, например, этого ребенка. Злые люди беззаконно умертвили его с помощью магии. Но мой Бог, Который был распят на древе, воскресит его перед всеми, - с этими словами он взял мертвого за руку и громким голосом обратился к Богу с мо­литвой, умоляя воскресить этого отрока.

Сняв с себя плащ, Епифаний накинул его на одр, ибо пер­сы имеют обыкновение нести покойников обнаженными, и тотчас же - о чудо - сын именитых родителей воскрес и поблагодарил святого. Тогда правитель подумал, что перед ним стоит сам бог, но блаженный успокоил его:

- Не думай так обо мне, царь, потому что я подобный тебе смертный человек, но мой Бог, в Которого я уверовал, дает совершать такие знамения тем, кого любит.

- Сколько вооруженных воинов тебе нужно, отче, чтобы охранять тебя в пути?

- У меня есть Бог, Который защищает меня Своим воору­женным воинством - Ангелами.

- Ступай в здравии, Епифаний, слава римлян, и помни и о нас, живущих в Персии, - поклонился правитель авве и отпустил его с миром.

Расставшись, мы пришли к себе домой. Через три дня у нас закончилась питьевая вода.

- Господи Боже наш, скалу рассекший, воду из нее исто­чивший и жаждущий народ напоивший, рассеки эту землю и сделай так, чтобы из нее возле жилища бедных забил источник воды, - обратившись к востоку, помолился преподобный.

И сразу же в этом месте разлилось неизреченное благоухание. Блаженный сделал три земных поклона, взял заступ и покопал немного, после чего вышло немного воды. Затем он покопал еще, и из дотоле сухой земли вышло столько воды, что земля стала плодородной: здесь выросло много овощей и это привлекло к нашему жилищу диких зверей, которые повадились есть эти плоды. Тогда святой встал у растений и беседовал со зверями, как если бы они были людьми:

- Звери, зачем вы доставляете мне столько трудов? Я, че­ловек грешный и нищий, пришел сюда оплакивать множест­во своих грехов, и Бог утешил меня, дав овощи в пищу, а вы приходите сюда и едите их. Сам Бог повелевает вам более не приходить сюда и не вредить растениям.

Услышав слова преподобного, звери, будто разумные лю­ди, тотчас же покинули это место и с тех пор более уже не приходили к нам. Но о нашем возвращении из Персии уз­нали сарацины. Они пришли к божественному Епифанию взять благословение и построили рядом с прежней кельей еще три, а затем вернулись к себе. Так по всей Финикии про­шел слух, что авва живет в Спанидрионе. Вокруг него собра­лись другие братья, теперь нас стало обитать здесь восемь.

Однажды мы пошли навестить иноков в монастыре свя­того Илариона. Здесь нас, как и всегда, приняли с большой радостью и продержали несколько дней. Этим обстоятель­ством воспользовался диавол: он принял образ Епифания и появился в нашем монастыре. Увидев якобы Епифания, один из наиболее нерадивых братьев подбежал к нему, пал на землю и поклонился злобному демону. В тот же час бес вошел в него. Брат стал беспорядочно бегать туда-сюда. В этот момент преподобный Епифаний, духом почувствовав опасность, сказал Илариону Великому:

- В наш монастырь вошел волк и смутил всех братьев.

Попрощавшись с братиями, авва и я отправились в свои монастырь. По возвращении блаженный помолился Человеколюбивому Богу и Господь избавил того нерадивого бра­та от беса.

В другой раз пришли в монастырь три крестьянина, один из которых был бесноватым, и два его товарища просили святого изгнать из него демона.

- Возьмите, чада, вашего брата, и ступайте в мире. Во имя Иисуса Христа отныне он свободен от всякого зла.

Поверив этим словам преподобного, они ушли, и прежде чем достигли своих домов, демон оставил одержимого кре­стьянина, и он стал здоров.

В одном пустынном месте на расстоянии около шестиде­сяти миль от монастыря жил лев, который часто выходил из чащи на дорогу и пожирал людей, проходивших по ней. И вот однажды все, пользовавшиеся этой дорогой, собрались и пришли в монастырь просить святого помолиться Богу, что­бы он прогнал льва.

- Во имя Господа пошли туда и посмотрим на кровожад­ного, - призвал их авва.

Когда они подошли к лесу, лев, увидев божественного Епифания, упал и испустил дух. Заметив мертвого зверя, все удивились, а блаженный на это лишь заметил:

- Если вы будете верить в Иисуса Христа, то все, кто на вас замышляют злое, падут точно таким же образом.

Наряду с другими дарами, данными Богом святому, Епифаний искусно толковал Священное Писание: когда он читал братии Ветхий или Новый Завет, то сразу объяснял смысл прочитанного отрывка.

В это время в Едесской стране жил один удивительный философ и ритор, и тоже по имени Епифаний. Он захо­тел побеседовать с образованным и умеющим толковать Писание чудотворцем. Придя в монастырь, он поклонился святому.

- Удивляюсь тебе, философ, и недоумеваю, для чего ты, великий оратор, проделал такой путь, чтобы прийти и уви­деть меня, грешного? - сказал ему авва.

- Возлюбленный учитель, не удивляйся этому, потому что в беседе произносится множество слов, а где произносится множество слов, можно узнать много нового, - ответил ему философ.

Тогда Епифаний открыл Книгу "Бытие". В Ветхом Завете философ одних положений не принимал, другим противоречил. И так они беседовали три дня, не приходя к со­гласию. Однако, наблюдая за жизнью святого и его нравами, оратор полюбил преподобного и на четвертый день сказал:

- Учитель, хорошее здесь место, если позволишь, и я хо­тел бы здесь жить.

- Это целиком зависит от тебя, если хочешь - живи.

- Можно я принесу с собой свои книги?

- Неси.

- Но я больше не выйду отсюда, поэтому прошу тебя, пош­ли Каллиста, пусть он принесет мои книги и все мои вещи.

Тот Каллист был сыном Аэтия, первого эпарха города Ри­ма, и некогда был одержим бесом. Однажды ночью во сне он увидел святого Епифания.

- Каллист, хочешь я выгоню из тебя беса? - спросил он юношу.

- А кто ты, господин, что можешь изгнать беса?

- Я - Епифаний из Финикии Палестинской, живу в мо­настыре Спанидрион. Если я выгоню из тебя беса, ты при­дешь жить в мой монастырь?

- Выгони, господин, из меня беса, и я приду жить в твой монастырь, - пообещал молодой человек.

- Смотри, не поступай иначе, а то бес снова войдет в тебя.

Проснувшись, Каллист рассказал свой сон отцу, и с того дня уже больше не мучился от беса, поэтому через три ме­сяца он попросил отца отпустить его в обитель Епифания. Отец не воспротивился желанию сына, дал ему денег и бла­гословил на монашеское жительство. В Финикии Каллист нашел святого и, поведав ему обо всем случившемся, посе­лился вместе с ним. Он-то, вместе с двумя отроками, соглас­но повелению отца Епифания, на верблюдах отправился в Едессу и привез в монастырь книги философа.

С того дня святой и философ каждый день проводили много времени в спорах.

- Пророк Даниил говорит: «Судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7:10). Принеси сюда свои книги, а я - свои, которые мне даровал Бог. Сядем и рассудим между нами, - как-то сказал оратору преподобный и положил Священное Писание спра­ва, а философ свои книги - слева.

Свою беседу они начали от сотворения мира. Епифаний излагал так, как это написано в Книге "Бытие" у Моисея, а философ - по Гесиоду. Они прочли эти две книги, а потом стали спорить. Но свет был светом, а тьма осталась тьмой, то есть происхождение мира по Моисею было истинным, а по Гесиоду - ложным. Моисей написал Книгу "Бытие" по бла­годати Божией, а Гесиод от Бога имел жизнь, а от демонов - свои заблуждения. И целый год треблаженный так и не смог убедить философа...

В те дни семь крестьян привели в монастырь одного одер­жимого, а поскольку эти семь не могли его удержать, то они связали несчастного цепями. Тогда святой попросил фило­софа призвать множество своих богов, чтобы они изгнали демона из юноши. Оратор подумал, что Епифаний так ска­зал, потому что проиграл в споре.

- Философ, что скажешь об этом юноше? Или ты исце­лишь его с помощью своих богов, и я уверую в них, или мой Бог, Распятый, исцелит его, и ты уверуешь в Него, - уразумев ложные мысли философа проговорил божественный авва.

Однако язычник не поверил, что сказанные чудотворцем слова могут быть истинными. Он подумал, что тот сказал их из гордости.

- Хочешь, я сниму с твоих рук железные оковы? - обра­тился Епифаний к бесноватому юноше.

Услышав это, философ от страха убоялся и закрылся на замок в своей келье. «Этот монах напрасно хочет снять око­вы с бесноватого. Убегу я, пожалуй, чтобы не претерпеть мне от него какое-нибудь зло», - подумал оратор.

- Я, грешный Епифаний, раб Господень, повелеваю тебе во имя Иисуса Христа Распятого, Сына Божия, выйти этого человека и более не входить в него, - возгласил преподобный.

Бес тотчас же вышел, а к юноше вернулся разум, и он пришел в нормальное состояние. Тогда, открыв дверь, философ увидел, что юноша исцелен, и побежал поклонить­ся святому.

- О, Епифаний, победитель и венценосец, верую твоим словам через твои дела, и именно - благодаря этому чуду которое вижу. Ведь слова, будучи бесплодными, сотрясают воздух, дела же имеют плод и видны. Поэтому и я хочу стать рабом Распятого, - исповеднически обратился язычник к блаженному.

- Что ты удивляешься, философ, думая, что я сотворил это чудо? Нет же, не я, а Сын Божий творит чудеса через тех, кто веруют в него, - образумил его авва.

Уразумев все услышанное, философ попросил святого крестить его. Это славное событие произошло в монастыре Илариона Великого. После совершения Таинства божествен­ный учитель попросил Илариона Великого послать одного брата вместе с новопросвещенным Епифанием (так назвали философа) к епископу Элевферополя, где тот был рукоположен во священника.

- Тот, кто прежде думал о себе, что он - великий философ, хотя на самом деле был никем, благодатью Христовой стал истинным философом и достойным священником. Отныне он будет вашим духовным отцом, - сказал преподобный инокам своей обители по возвращении отца Епифания.

Так философ удостоился принять дар от Бога и стать игу­меном для всей братии. Святой же, поскольку в обитель при­ходило много народа, не дававшего ему покоя, решил оттуда уйти в отдаленные области Египта.

- Дети, хочу пойти навестить братьев в монастыре Иларио­на Великого, - сказал святой Епифаний насельникам.

Однако те поняли, что он хочет уйти из монастыря, пали ему в ноги и с плачем и рыданиями просили его не уходить. Сжалившись над ними, святой пообещал некоторое время не покидать их, но не прошло и десяти дней, как он позвал меня и ночью мы ушли. Сначала мы пришли в Иерусалим, где поклонились жизни нашей - Честному Кресту Господ­ню а затем, обойдя все святыни и поклонившись им, напра­вились в Египет. По дороге мы встретили женщину, одержи­мую бесом, которая схватила плащ треблаженного и порва­ла его. В этот же момент демон вышел из нее, и несчастная стала просить авву простить ее поступок.

- Ступай здравой в свой дом, а тот, кто порвал мой плащ, ушел, - утешил женщину чудотворец и продолжил свой путь, спустившись к Иоппи, называемой всеми Гиафой, от­куда он отплыл в Александрию.

Там мы встретили еврейского законоучителя по имени Акила. Святой начал с ним беседу с Ветхого Завета, и у них разгорелся сильный спор. На следующий день они стали снова беседовать, причем длилось это довольно долго. На этот раз слова святого убедили Акилу, и тот захотел стать христианином. Епифаний привел его к Афанасию Велико­му, папе Александрийскому, чтобы тот огласил и крестил его. Мы же вышли из страны и по пути к Верхней Фиваиде встретили одного из учеников Антония Великого по имени Пафнутий.

- Благослови нас, отче, - обратился к нему божественный Епифаний.

- Благословенны вы у Господа, - ответил ему препо­добный.

Тогда святой попросил Пафнутия рассказать ему о подви­гах Антония Великого, а после его дивного рассказа поде­лился своим намерением поселиться в Нитрии.

- Ступай в здравии и поприветствуй находящихся там отцов, собери траву горную, и отправляйся на Кипр. Питай овцы на одежду себе и чти отроков твоих, чтобы стали агнцами (ср. Притч. 27:25-26), - сказал ему на это Пафнутий, после чего, сотворив молитву, каждый из нас пошел сво­ей дорогой (Эти слова взяты из 27-ой главы Притчи Соломона, 25 стиха, и явились пророчеством божественного Пафнутия о том, что должно было случиться со святым Епифанием).

В окрестностях Леонтополя жил монах Иеракас, который много постился, не вкушая даже масла, и не употреблял ви­на. Некоторые считали его святым и имеющим дар прозор­ливости. Епифаний тоже пожелал его увидеть и пришел к нему в монастырь. Множество людей собралось здесь, что­бы послушать его учение. Увидев святого, этот инок спро­сил, откуда он и как его зовут. Узнав, что это Епифаний из Палестины, он сильно струсил, потому что о преподобном шел слух, как о человеке ученом и прозорливце, но, тем не менее, продолжал учить народ. Так, рассуждая о воскресе­нии, Иеракас говорил, что в будущем веке то человеческое тело, которое у нас есть, не воскреснет, но вместо него вос­креснет другое, а это - согласно изречению: «ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3: 19) - распадется в прах. По­мимо этого он говорил, что после воскресения дети не будут совершенны возрастом. Слушая это, святой расстроился и сказал монаху:

- Да замолкнут уста твои, чтобы научился не богохуль­ствовать.

И тотчас же, по слову преподобного, Иеракас замер в безгласии, а весь народ изумился. И тогда Епифаний начал в течение трех часов их учить о воскресении, приводя в подтверждение своих слов свидетельства из Священного Писания.

- Слышал истинную веру, отныне говори народу толь­ко слово истины, - по окончании своей речи произнес бла­женный.

В тот же момент разрешился язык инока, и он покаялся перед всеми, что неправо мыслил о воскресении. В Верхней Фиваиде божественный Епифаний встретил удивительно­го своей добродетелью мужа по имени Иоанн. Он принял нас с радостью и большой любовью. Некие жители тех мест привели к Иоанну связанным юношу, одержимого демоном, чтобы оставить его там. Но, как только бесноватый увидел святого, то громким голосом возопил:

- Что ты пришел сюда, Епифаний, раб Божий?

Он кричал так от шестого до девятого часа, а затем, не­ожиданно порвав узы, одержимый подбежал к чудотворцу и, схватив его за ноги, закричал:

- Раб Божий, отпусти меня, ради Бога, в Которого ве­руешь.

Случилось это потому, что ранее божественный авва уже запретил бесу выходить из юноши, чтобы Иоанн не узнал, что он изгоняет бесов.

- Встань, человек, что ты донимаешь меня? - промолвил Епифаний.

И тотчас же лукавый вышел из юноши, и тот стал здоров и благодарил святого. Мы пробыли у Иоанна три дня, а за­тем спустились в Вуколии, где провели семь лет. Однако и там люди причиняли преподобному сильное беспокойство. Однажды пришел к нему один философ по имени Эвдемон и беседовал с ним десять дней. Треблаженный доказывал ему истину из Божественных Писаний, а язычник возражал ему бесполезными пререканиями. Вместе с Эвдемоном пришел слепой на один глаз ребенок.

- Смотри, философ, как украшен ты словами, богатством, даже множество богов есть у тебя, что же ты не позаботился своем ребенке и не исцелил ему глаз? - спросил чудотворец ученого мужа.

- Если бы во всей вселенной был только один мой ребе­нок, у которого один глаз, тогда бы я позаботился о нем. А если во всем мире бесчисленное количество людей, кото­рые вообще не видят, что мне заботиться о том, у кого один глаз? - рассмеявшись, ответил ему философ.

- А если таким был бы только твой ребенок, что бы ты сделал, чтобы исцелить его?

- Ничего, только часто размышлял бы и говорил о том, что нет никого другого во всем мире, как мой ребенок.

- Философ, не обращай мои слова в шутку, потому что посреди нас Бог. Приведи сюда своего ребенка и увидишь славу Божию.

И в ту же минуту святой взял ребенка Эвдемона за руку, трижды перекрестил его слепой глаз Животворящим Крес­том и - о чудо! - он прозрел. Тогда Эвдемон попросил Епи­фания сделать его христианином. Преподобный отвел его к епископу, и тот крестил философа.

Слава о божественном авве распространилась по всему Египту, и многие архиереи стали искать повод, чтобы рукоположить его во епископа. Но Бог, Который вел чудотворца, открыл ему их замысел, так что мы ушли оттуда и вернулись к себе на родину, в мо­настырь Илариона Великого, где братия встретила нас с ве­ликой радостью, ибо Иларион. по причине беспокойства, до­ставляемого ему людьми, тоже покинул монастырь и ушел на Кипр, в область Пафскую. Мы провели в монастыре сорок дней, а затем пошли в нашу обитель, где игуменом был Епи­фаний Едесский. В это время по всей Финикии настал голод из-за длительного бездождия. Множество народа пришло к святому Епифанию просить молитвы к Творцу о даровании дождя и плодоносии земли.

- Что вы искушаете меня, люди? И я человек грешный, -ответил им авва.

Но люди не отступали, а продолжали просить его еще более.

- Повели братиям поставить столы и накормить людей, чтобы они возвеселились и пошли своей дорогой, - попро­сил игумена чудотворец.

Когда все сели за стол, святой пошел к себе в келью и, пре­клонив колена, просил Бога дать дождь жаждущей земле. И в ту же минуту небо закрыли тучи, засверкали молнии, дался раздался гром и пошел сильный дождь. Все встали из-за стола и благодарили Бога. Дождь продолжался три дня по всей Финикии. Тогда люди снова пришли в келью святого и попросили остановить дождь.

- Почему вы, дети, думаете обо мне такое? Ведь я, как и вы человек грешный. Бог же Благодетель знает, что нам не­обходимо, и дает нам это, - попытался убедить их преподоб­ный, однако миряне продолжали просить его еще сильнее.

- Повели поставить столы для народа, пусть едят и пьют, а затем пусть идут своей дорогой, - вновь сказал настоятелю Епифаний.

Все было устроено по его слову, народ сел за стол и попро­сил святого благословить пищу. Но как только блаженный сказал: «Благословен Господь», дождь немедленно прекра­тился. Из-за беспокойства, которое доставляли ему люди, божественный авва снова решил удалиться. В то время соб­рались епископы той страны, чтобы рукоположить на од­ну вдовствующую кафедру епископа. Поискав достойного кандидата, они рассудили рукоположить святого Епифа­ния. Для этого они позвали одного


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.