Композиционные части публичной речи — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Композиционные части публичной речи

2017-10-16 1338
Композиционные части публичной речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как и любое произведение, публичное выступление имеет трехчастную композицию: вступление, основную часть и заклю- чение. На разных этапах произнесения речи задачи оратора меня-


ются. В начале речи необходимо привлечь внимание и завоевать доверие аудитории, в основной части – удержать ее внимание, в конце – добиться от аудитории понимания основной мысли и осознания цели речи.

Вступление – очень важная часть выступления. В нем уста- навливается эмоциональный контакт с аудиторией. Этой цели в первую очередь служит обращение. Оно задает тип отношений (официальный/неофициальный), характер отношений (горизон- тальный/вертикальный), дистанцию общения, социальные роли говорящего и слушающих (ср. «Дорогие друзья! Позвольте мне на правах самого близкого друга семьи охарактеризовать невесту».

«Уважаемые граждане! Разрешите мне от лица администрации рай- она поздравить вас с наступлением весны!»).

Во вступлении обозначаются тема и проблема выступления и сообщается основная мысль (тезис). Цель оратора во вступлении – привлечь внимание аудитории. В зависимости от характера высту- пления, его цели, а также требований жанра оно может иметь формальное и неформальное начало. Степень формальности и сте- реотипности привлечения внимания во многом определяется нор- мами жанра публичного выступления. К стереотипным формаль- ным способам привлечения внимания относятся:

• обращение к актуальному событию (времени, месту). («Се- годня большой праздник – 275-летие нашего университета»);

• возбуждение любопытства, интереса («Знаете ли вы, какой закон вступил сегодня в силу»?);

• обращение к конфликтной ситуации («Наверное, многие из вас стояли в очереди? Почему простые вещи занимают у нас так много времени?»);

• цитата известного лица («Для веселия планета наша мало обору- дована», – написал когда-то Владимир Маяковский).

В более или менее неформальной обстановке уместно исполь- зовать следующие приемы для начала выступления: рассказ о сво- ем личном опыте; цитирование знакомого; демонстрацию предме- та; шутку.

В основной части оратор приводит аргументы и доказательства. Выбор аргументов и их расположение зависят от характеристики аудитории.

Аргументы – это высказывания, приводимые в подтверждение тезиса и свидетельствующие о его истинности, справедливости.


Тезис – это главное утверждение оратора, которое он старается обосновать или доказать.

Аргументы могут быть сильными и слабыми. К сильным ар- гументам обычно относят научные аксиомы, ссылки на закон, за- ключения экспертов, ссылки на авторитеты, свидетельства оче- видцев, статистические данные. Со времен Аристотеля их назы- вают аргументами по существу (или логическими), т. к. они апел- лируют к разуму и связаны с установкой на рассуждение. Они представляют собой логические доказательства и доводы к оче- видному.

Слабыми являются аргументы к человеку, обращенные к эмо- ционально-волевой сфере людей, поэтому их называют психоло- гическими аргументами. Они связаны с установкой на действие. Слабые аргументы представлены доводами к этосу (этические до- воды) и доводами к пафосу (чувственные доводы).

Этические доводы апеллируют к общности нравственных, мо- рально-этических норм оратора и аудитории. Они могут строиться на сопереживании или отвержении. Чувственные доводы апелли- руют к чувствам и эмоциям аудитории, ее потребностям – биологи- ческим, социальным, идеальным. Базовыми биологическими ин- стинктами человека являются инстинкт самосохранения и стрем- ление к удовольствию, они составляют основной объект воздей- ствия доводов к пафосу. Такие доводы строятся как угрозы и обещания.

В выступлении должно быть не менее трех аргументов. Раз- личают нисходящую аргументацию – расположение аргументов от сильных к слабым – и аргументацию восходящую – расположение аргументов от слабых к сильным. Использование восходящей ар- гументации эффективно в подготовленной, заинтересованной, благожелательной аудитории, нисходящей – в малоподготовлен- ной аудитории.

Доказывая свой основной тезис, оратор может приводить аргу- менты только в защиту своей точки зрения. Такая аргументация бу- дет считаться односторонней. Ее целесообразно использовать для убеждения людей, окончательно не укрепившихся в точке зрения или плохо разбирающихся в проблеме (малообразованных). Но для подготовленной аудитории, хорошо понимающей суть вопроса, а также в том случае, если оратор хочет аудиторию переубедить, по- добная аргументация непригодна. В такой ситуации эффективна


двусторонняя аргументация, когда слушателям излагаются раз- личные (не обязательно противоположные) точки зрения, которые они могут сопоставить.

Двусторонняя аргументация может быть опровергающей, когда оратор строит свою речь, опираясь на реальные или возможные аргументы противников, или поддерживающей, когда цель высту- пающего – поддержать чью-либо точку зрения. Опровергающая аргументация обычно предназначается для аудитории, на которую в дальнейшем могут оказывать давление оппоненты (например, в ситуации предвыборной борьбы), поддерживающая – для выступ- ления перед своими сторонниками.

Различают и способы аргументации по типу логического до- казательства. Аргументация на основе дедуктивного изложения строится от вывода к аргументам, аргументация на основе индук- тивного изложения – наоборот: от аргументов к выводу. Дедук- тивная аргументация более действенна в мужской аудитории, по образованию – естественно-научной, старше 23 лет, критически настроенной. Индуктивная аргументация более эффективна для женской, молодежной, дружески настроенной и малоподготовлен- ной аудитории.

Рассуждение с дефиницией строится как уточнение некоего определения. Сначала приводится ложное определение понятия, а затем оно уточняется. Кроме дедуктивного, индуктивного, про- блемного и метода аналогий (рассматривались подробно в рамках научного стиля) при построении выступлений применяют и дру- гие, обычно входящие как составные части в ткань текста.

Концентрический метод состоит в расположении материала вокруг единого центра, главной проблемы. В процессе изложения материала автор всѐ время удерживает в поле зрения эту пробле- му, возвращается к ней, постоянно углубляя и развивая выдвину- тое положение.

Ступенчатый метод – метод последовательного расположе- ния материала, когда автор шаг за шагом переходит от одной сту- пени темы к другой. Ступенчатый метод может быть пространст- венным или хронологическим (историческим). Хронологиче- ский метод наиболее удобен и естественен в текстах биографиче- ского и исторического характера. Пространственный помогает передать факты, события в том порядке, в каком они развивались на данном пространственном поле, в динамике и взаимодействии.


Эти методы могут применяться в сочетании, что позволяет при- дать сообщению нестандартный характер.

На характер аргументации влияет и место выступления в ряду других выступлений. Если оратор выступает после своего оппо- нента (например, во время дебатов), то ему необходимо строить свою речь с учетом аргументации предыдущего оратора.

Задача оратора на основном этапе выступления – удерживать внимание аудитории. Это особенно важно, если вы выступаете с лекцией или докладом. Внимание слушателей, по наблюдениям психологов, снижается на 15-й, 30-й и 45-й минуте. Период внима- ния, таким образом, равен 10–15 минутам. Поэтому, если ваше вы- ступление длится дольше 10 минут, следует учитывать периодич- ность падения внимания и делить свою речь на логически закон- ченные части, укладывающиеся в эти 10 минут. В перерывах меж- ду этими частями можно задать аудитории вопрос, попросить высказаться кого-либо из слушателей, пошутить (если это умест- но), обратиться к таблицам, примерам (т. е. сменить характер де- ятельности – задействовать зрительную активность, переключить внимание на изучение примера).

При редактировании разбейте основную часть на тематические блоки (например: «для начала я хотел бы привести вам некоторые данные о...», «после таких убедительных цифр становится ясно, что...», «...но я готова предложить интересное решение...», «а те- перь о том, как обсуждаемый проект может быть реализован на практике...»). Следите за логикой перехода от одной темы к дру- гой, и пусть вас не смущает большое количество вводных фраз ти- па «особенно важно то, что...», «а теперь основное...», «я совершен- но уверена в том, что...» и т. п.; они облегчают восприятие, расстав- ляя нужные акценты. Особенно важную информацию следует рас- полагать в начале или в конце выступления («эффект края»), чтобы слушатели лучше усвоили ее; для незаинтересованной или крити- чески настроенной аудитории – в начале. Не смешивайте в одном выступлении разные темы, а по выбранной теме приводите не более трех основных мыслей.

В заключении подводятся итоги, повторяется основная мысль. В зависимости от жанра выступления концовка может включать в себя призыв к аудитории, благодарность, предложение и т. д. Повторим, что заключение – очень важная часть выступления, потому что именно она лучше всего запоминается. Именно поэто-


му не рекомендуется заканчивать выступление извинением «Из- вините, если утомил(а) вас!», «Простите за сумбурность, времени было мало, я не успел(а) все рассказать». Не стоит ничего допол- нять после того, как вы уже сделали вывод, это разрушает впечат- ление законченности вашего выступления.

Словесное оформление публичного выступления

Когда вы готовите публичное выступление, необходимо все вре- мя думать о слушателе: как сделать так, чтобы ваша речь была по- нятна, информативна и выразительна, т. е. действенна.

Оратор должен помнить, что его речь аудитория воспринимает на слух. У нее нет возможности, как при чтении текста, вернуться к услышанному. Отсюда следуют важные правила словесного оформления публичного выступления, в соответствии с которыми рекомендуется:

информацию подавать порциями, оформляя каждую ее часть в отдельное предложение; предложения должны быть корот- кими;

не использовать цепочки отглагольных существительных (ср. «Необходимость подготовки проведения конференции моло- дых ученых очевидна». – «Очевидно, что необходимо подготовиться к проведению конференции молодых ученых»);

заменять причастные обороты придаточными опреде- лительными предложениями («Время, требующееся на подготовку конференции, известно» – «Время, которое требуется на подготов- ку конференции, известно»);

заменять предложно-падежные словосочетания при- даточными предложениями («Благодаря хорошей работе оргкоми- тета конференция прошла успешно». – «Благодаря тому что оргко- митет конференции хорошо поработал, конференция прошла ус- пешно»);

используя цифры, «очеловечивать» их, например: «глазные нервы примерно в 25 раз толще тех, что идут от мозга к органам слу- ха», а не «толщина глазных нервов... микрон, а слуховых... микрон». Для установления и поддержания контакта с аудиторией необ- ходимо использовать специальные контактоустанавливающие

средства. К ним относятся:

этикетные формулы приветствия, прощания, благодарности и т. д. (Уважаемые коллеги! Разрешите мне..., Благодарю за внима- ние..., Позвольте мне на этом закончить);


апелляция к предварительным знаниям слушателей (Ну, вы прекрасно знаете..., Вы помните, что..., Вероятно, вам известно, что...);

прямые призывы к сомышлению (Вслушайтесь..., Пред- ставьте себе..., Давайте предположим..., Давайте вместе подума- ем...);

прямые вопросы аудитории (Вы согласны со мной?).

Для облегчения восприятия выступления используют спе- циальные метакоммуникативные (комментирующие собственную речь) средства, которые служат для аудитории ориентирами вос- приятия речи. Метакоммуникативные средства выполняют сле- дующие функции:

членение выступления на части (Я начну с..., Моей се- годняшней задачей является...);

переход к новой теме (Я перехожу ко второму вопросу);

введение цитаты, иллюстрации (Я приведу конкретный пример...);

характеристика речи (Я кратко остановлюсь на...).

Существуют и специальные риторические приемы, повы- шающие выразительность выступления. Во-первых, это приемы, придающие речи определенный ритм: повтор начала фразы (анафо- ра), повтор конца фразы (эпифора), использование одинаковых синтаксических конструкций (лексико-синтаксический паралле- лизм), противопоставление (антитеза). Во-вторых, это синоними- ческий повтор: восходящая и нисходящая градация. Иллюстрацией может служить сравнение, аллегория, притча, сказка, басня, по- словица, поговорка, крылатое выражение.

Контрольные вопросы

1. Какие специфические черты публицистического стиля вам известны?

2. Расскажите о сфере применения, функциях и основных жанрах публицистического стиля.

3. Назовите основные роды и виды красноречия.

4. С какими видами ораторской речи вам приходится иметь дело в практической деятельности?

5. Композиция публичного выступления. Как подбираются аргументы в зависимости от аудитории?

6. Какие существуют способы аргументации по типу логиче- ского доказательства?


7. Расскажите о специфике словесного оформления публичного выступления.

Тестовые задания

1. Определите, к какой группе жанров публицистического стиля относятся перечисленные жанры. Отдельные позиции пре- дусматривают несколько вариантов ответов.

а) статья; б) информация; в) интервью; г) очерк; д) репортаж; е) фельетон; ж) отчет. 1) информационные жанры; 2) аналитические жанры; 3) художественно-публицистические жанры.

2. Каждый функциональный стиль подразделяется на более кон- кретные стилистико-речевые разновидности, которые образуют …

а) композиционные типы текстов; б) подстили и речевые жанры; в) конкретные формы речи; г) смысловые типы речи.

3. Если оратор в начале приводит наиболее сильные аргумен- ты, затем менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом, то он использует … способ аргументации.

а) эмоциональный; б) нисходящий; в) восходящий; г) индуктивный.

4. К основным характеристикам публицистического стиля относятся …

а) подчеркнутая логичность, терминологичность, отсутствие чувств и переживаний автора;

б) предельная точность, не допускающая разночтений; в) минимум требований к форме выражения мысли;

г) социальная оценочность, массовость, демократичность.

5. Воздействие на слушателей при помощи несловесных средств, которые сопровождают нашу речь, называется в риторике …

а) эмоциональным; б) невербальным; в) вербальным; г) логическим.

6. К жанру социально-политического красноречия относятся …

а) поминальные речи; б) речи на соборе; в) научные доклады; г) выступления, посвященные вопросам экономики, права, этики, культуры.

7. Ступенчатый метод изложения материала перед аудитори- ей – это …

а) изложение материала в хронологической последовательности; б) сопоставление различных явлений, событий, фактов;

в) расположение материала вокруг главной проблемы, поднимае- мой оратором;

г) последовательное изложение одного вопроса за другим.

8. В ораторской речи нежелательно …

 

а) неоправданное использова- ние терминов; б) использование аналогий; в) использование поговорок, пословиц; г) использование риторических восклицаний, риторических во- просов.

9. Определите, к каким композиционным частям выступления относятся нижеследующие речевые формулы. Обратите внимание: отдельные позиции теста предусматривают несколько вариантов ответов.

 

а) вступление; б) основная часть; в) заключение. 1. А теперь разрешите перейти к следующему вопросу. 2. Зачем мы здесь собрались? 3. Вернемся к началу моего выступления. 4. Так как же нам решить эту проблему? 5. Давайте все вместе решать эту проблему! 6. Вы, вероятно, знаете, что случилось вчера вечером.

10. Найдите определения следующих риторических фигур:

 

а) анафора; б) восходящая градация; в) антитеза. 1. Ряд синонимов, усиливающих друг друга. 2. Одинаковое начало ряда фраз. 3. Противопоставление.

11. Найдите определение (объяснение) к каждому типу аргу- ментов:

 

а) аргументы к пафосу; б) логические аргументы; в) аргументы к этосу; г) естественные аргументы. 1. Оперируют фактами. 2. Апеллируют к чувствам. 3. Опираются на рассуждение. 4. Апеллируют к общности нравст- венных ценностей.

12. Для воздействия на мужскую образованную техническую аудиторию эффективно использование следующих типов аргумен- тации:

 

а) индуктивная, восходящая; б) дедуктивная, двусторонняя; в) дедуктивная, односторонняя; г) индуктивная, нисходящая.

13. В основе разделения аргументов «по существу» и аргумен- тов «к человеку» лежит:

а) количество аргументов, используемое в аргументации;

б) представление об истинности или ложности аргументов;

в) характер воздействия на человека (на его разум или эмоции); г) характеристика аудитории, к которой обращены аргументы.

14. Дедуктивное рассуждение – это рассуждение:

 

а) от общего к частному; б) от частного к общему; в) рассуждение по аналогии; г) рассуждение с дефиницией.

Контрольные задания

Вариант I


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.