Тема 17 (семинар 17). Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних и молодежи — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тема 17 (семинар 17). Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних и молодежи

2017-10-16 345
Тема 17 (семинар 17). Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних и молодежи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы, подлежащие изучению:

1. Понятие правонарушений и преступности несовершенно­летних и молодежи, их социологическая и правовая оценка.

2. Основные показатели преступности несовершеннолетних.

3. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних правонарушителей и преступников, их классификация и типология.

4. Детерминанты правонарушений и преступности несовершеннолетних и основные направления профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних.

5. Характеристика преступности лиц молодежного возраста и основные направления ее профилактики.

Литература

Основная:

Гилинский Я.И.Криминология.Питер.СПб.2002.Гл.12.

Криминология: Учебник./Под ред. А.И.Долговой/ М.: Инфра М - Норма, 2002. Гл. 32.

Дополнительная:

Афанасьев B.C. Проблема комплексного исследования нега­тивных явлений в молодежной среде // Сов. гос-во и право. 1989. № 9.

Бааль Е.П. и др. Современная система субъектов предупреж­дения правонарушений несовершеннолетних: Лекция. М.:Акад. МВД РФ, 1996.

Бааль Е.П., Бусурин С.В. Правовая социализация несовершен­нолетних: Лекция. М.: Акад. МВД РФ, 1995.

Базаров Р.А. Преступления несовершеннолетних: криминаль­ное насилие, меры противодействия. Екатеринбург: ВШ МВД РФ, 1995.

Булатов Р. Подростково-молодежные группировки // Сов. юс­тиция. 1991. №2.

Журавлева Л. Профилактика преступности несовершеннолет­них//Сов. юстиция. 1990. № 18.

Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика несовер­шеннолетних и организация их правового воспитания: Учеб. пособие. М.,1990.

Иншаков С.М.Криминология.Учебник.М.2000.Гл.19.

Криминология и профилактика преступлений:Учебник. М., 1989. Гл.13.

Криминология. М., 1992. Гл. 10.

Криминология. Учебник. М.: МГУ, 1994. Гл. 10.

Криминология. Учебник. М.: Юристь, 1995. Гл. 13.

Криминологическая ситуация в молодежной среде. Саранск, 1995.

Криминологи о неформальных молодежных объединениях. М,1990.

Преступность и профилактика девиантного поведения моло­дежи // Материалы межвуз. науч.-практ. конференции, Ростов-на-Дону: РЮИ МВД РФ, 1996.

Тяжкова И., Зубкова В. Влияние пьянства и употребления наркотиков на преступность несовершеннолетних // Сов. юстиция. 1990. № 4.

Методические указания

Для правильного понимания и должной социологической и правовой оценки преступности несовершеннолетних и молодежи необходимо рассматривать ее как специфическую структурную часть всей преступности, представляющую особую криминологическую проблему. Такой подход к пониманию и оценке преступности несовершеннолетних и молодежи должен основываться на знании и учете тех юридических, криминологических и социологических оснований, по которым данный вид преступности выделяется в самостоятельную особую проблему.

Анализируя основные показатели преступности несовершеннолетних, следует выделить две половозрастные подгруппы несовершеннолетних правонарушителей мужского и женского пола - 14-15 и 16-17 лет, а применительно к преступности "молодых взрослых" соответствующие подгруппы - 18-24 и 25-29 лет Важно также иметь в виду антиобщественные проступки "малолетних" (лиц, не достигших 14 лет), во многом определяющие перспективы преступности несовершеннолетних.

Оценивая данные официальной уголовной статистики преступности несовершеннолетних, необходимо учитывать обстоятельства, в силу которых статистические показатели неполностью отражают действительную картину преступности подростков (высокая латентность семейно-бытовых преступлений несовершеннолетних, практика освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности с применением мер воспитательного воздействия, возрастные ограничения уголовной ответственности несовершеннолетних 14-15 лет за многие антиобщественные посягательства и др.).

Изучая структуру преступности несовершеннолетних и особенности совершения ими различных преступлений, следует обратить внимание на специфическую "подростковую" мотивацию, характерную для многих краж, грабежей, разбоев, хулиганства и насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Оценивая показатели преступности несовершеннолетних, данные о рецидиве, групповой преступности и некоторые другие показатели, полезно сравнивать их с аналогичными показателями "взрослой" преступности.

Весьма важным вопросом данной темы является криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников. Особенно существенны данные об особенностях психики несовершеннолетних, их нравственно-правовых взглядов и представлений, во многом определяющих и объясняющих их преступное поведение. Знание этих особенностей необходимо для успешного осуществления общей и индивидуальной профилактики подростковой преступности. Столь же существенно для организации эффективной профилактики преступности несовершеннолетних выявление причин и условий их антиобщественного поведения. В данном случае важно детальное знание всех возможных неблагоприятных условий нравственного

формирования подростков в семье, учебном и производственном коллективах, бытовом окружении и т.д., а также специфических дли подростков криминогенных ситуаций, непосредственно способствующих совершению ими конкретных преступлений.

 

Тема 18 (семинар 18). Криминологическая характеристика незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (НОН) и их предупреждение.

Вопросы, подлежащие изучению

1. Понятие и сущность наркотизма, наркомании, токсикотизма и токсикомании. Характеристика наркотических средств и психотропных веществ наиболее употребляемых в России.

2. Криминологическая и уголовно-правовая характеристика незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

3. Социально-психологические характеристики личности преступников, специализирующихся в сфере НОН и незаконного оборота психотропных веществ. Криминологическая характеристика преступников, совершающих преступления, связанные с наркотиками и психотропными веществами

4.Виктимологическая характеристика участников НОН и незаконного оборота психотропных веществ.

5. Предупреждение преступлений, связанных с НОН и незаконным оборотом психотропных веществ.

 

Далее необходимо охарактеризовать наиболее употребляемые в условиях России наркотические средства, выделив группы растительного происхождения и синтезированные, в том числе производимые в подпольных лабораториях.

 

Литература

Основная:

Гилинский Я.И.Криминология.Питер.СПБ.2002.Гл.13.

Дополнительная:

Алферов Ю. А. Наркомания в ИТУ. Опыт работы с осужденными наркоманами. Домодедово, 1991.

Аргунова Ю. Н., Габиани А. А. Правовые меры борьбы с наркотизмом.М., 1989.

Важновец В. Н. Деятельность участковых инспекторов милиции по борьбе с наркоманией: Учеб. пос. М., 1990.

Вилкс А. Я., Готлиб Р. М. и др. Наркотизм: преступление против себя и общества. М.: Российское право, 1992.

Габиани А. А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990.

Габиани А. А. Наркотизм. Тбилиси, 1987.

Генайло С. П., Готлиб Р. М., Романова Л. И. Наркомания. Правовые и медицинские проблемы. Владивосток: ДГУ, 1988.

Аршеневский Ю. Кто снимет страну с иглы? (Проблемы борьбы с наркобизнесом инаркоманией) // Преступление и наказание. 1993. № 11/ 12. С. 8—11.

Боголюбова Т. А., Толнекин К. А. Наркотизм и наркомания: основные направления борьбы и профилактики // Советское государство и право. 1987. № 1. С. 78—86.

Кадыров М. М. Уголовно-правовая борьба с незаконным возделыванием наркотикосодержаших культур. Ташкент, 1991.

Криминологическая профилактика преступлений. М., 1989. Гл. 18.

Криминология: Учебник для вузов / Под ред. А И. Долговой. М., 1997.Гл.26.

Личность преступника и наркомания: Учеб. пос. М.: ВНИИ МВД РФ. 1993.

Миньковский Г. М., Побегайло Э. Ф., Ревин В. П. Уголовно-правовые средства борьбы с наркотизмом. М., 1991.

Социальные отклонения. М: Юридическая литература, 1989. Гл. 15 (Наркомания).

Социальные, правовые и криминологические проблемы борьбы с наркоманией / Под ред. Р. А. Сабитова. Хабаровск, 1991.

 

Методические рекомендации.

При изучении материала по теме следует в первую очередь уяснить понятия наркотизма и токсикотизма, как явлений социальных, их отличия от наркомании и токсикомании (болезней, требующих медицинского вмешательства)

В ответе на первый вопрос должны быть показаны негативные послед­ствия наркомании и токсикомании для лиц, употребляющих наркотики или психотропные вещества, причиняемый ими психологический, физиологический и социально-нравственный вред, ведущий в конечном счете к полной деградации личности.

Заключать ответ должны указания на связь наркома­нии и токсикомании с криминализацией наркоманов и токсикоманов и совершением ими тяжких и особо тяжких преступлений, а также на недостатки учета соответствующих лиц и высокую латентность наркотизма и токсикотизма.

При ответе на второй вопрос следует дать определение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ как разнопланового криминального явления и охарактеризовать его в уголовно-правовом аспекте: показать специфику преступлений, предусмотренных ст. 228,228-1, 233 УК РФ, обратив внимание на превалирование в них корыстной и корыстно-насильственной мотивации.

Обращаясь к криминологической характеристике неза­конного оборота наркотических средств и психотропных веществ, необходимо детально рассмотреть его детерминацию применительно к ее объективным и субъективным факторам, высказав свои соображения относительно реаль­ности коррелирующего воздействия на них.

При изучении третьего вопрос следует уяснить, что представляют собой преступники, занятые в незаконном обо роте наркотических средств и психотропных веществ с точки зрения их демографических данных, характерной для них микросреды (как до, так и после их приобщения к преступной деятельности), наличия или отсутствия криминального опыта, личного отношения к употреблению наркотиков или психотропных веществ. Далее необходимо обратиться к социально-психологическим и конкретным криминологическим характеристикам, связав их в оценочном плане с типологией личности преступников указанной криминальнойориентации. Исходить при этом следует из известных криминологических типологий, приняв за основу уровень, характер и степень общественной опасности личностной установки преступников.

Ответ по четвертому вопросу должен содержать возможно более полную информацию о личностях и поведенческих проявлениях наркоманов и токсикоманов: их возрастные, иные демографические характеристики, историю приобщения к наркотикам или психотропным веществам, наличие или отсутствие криминального опыта, "стаж" потребления, источники средств на приобретение агрессивности или иной предуготованности к совершению преступлений (не только ради удовлетворения болезненной потребности в наркотике, психотропном веществе).

Необходимо показать наркомана, токсикомана с позиций их детерминационного влияния на практику незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ через создаваемые их усилиями криминогенные ситуации.

Заключить ответ следует краткой характеристикой типологии наркоманов и токсикоманов применительно к известным типологиям жертв преступлений, основанным на оценке их участия в механизме конкретных преступлений.

Отвечая на пятый вопрос, студент должен охарактеризовать меры общесоциального плана, имеющие целью оздоровление наркоситуации в России в целом, меры специиально-криминологической направленности, рассчитанные на предупреждение преступлений, связанных с наркотиками и психотропными веществами, применительно к конкретным социальным, возрастным группам, а также меры индивидуальной профилактики, в том числе и виктимологической.

В ответе следует особое внимание уделить воспитательным мерам в отношении несовершеннолетних и лиц молодого возраста; использованию возможностей медицинских уч­реждений, психолого-педагогических служб; правоприменительным мерам (включая и принудительные), составляющим компетенцию правоохранительных органов, активизации в данной работе школьных учреждений, общественных организаций, населения в целом.

Необходимо отметить и наличие государственных и региональных программ борьбы с наркотизмом и наркоманией.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.