С алкоголизмом и наркоманией: специфика и особенности — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

С алкоголизмом и наркоманией: специфика и особенности

2017-10-16 277
С алкоголизмом и наркоманией: специфика и особенности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сулейманов Р.Р. (Казань), эксперт

Института национальной стратегии

 

Алкогольная и наркотическая зависимость широких слоев населения в России сегодня остается одной из актуальных и злободневных проблем для нашей страны. Нет необходимости объяснять насколько огромен масштаб этого национального бедствия, которое охватило многие регионы России. Численность наркоманов и алкоголиков пока имеет печальную тенденцию к увеличению в нашей стране. Поэтому лечение от данных заболеваний и пороков нашего общества является трудной, но остро необходимой и благородной работой.

Методы лечения наркомании и алкоголизма имеют два основных этапа: дезинтоксикационно-стабилизационный, когда пациенту, находящемуся в длительной зависимости от алкоголя или наркотиков, оказывается медицинская помощь через фармакотерапевтические процедуры, и реабилитационно-противорецедивный, когда необходимо предотвратить возврат к активному злоупотреблению алкоголем и наркотикам. Если на первом этапе пациент находится в государственных медицинских учреждениях на лечении, то на втором этапе он проходит реабилитацию в реабилитационных центрах. Вот тут наряду с государственными реабилитационными учреждениями для алкоголе- и наркозависимых существует на сегодняшний день и частные центры, которые специализируются в этой сфере деятельности. В их числе имеются такие, которые в основе своей реабилитационной деятельности стремятся использовать религию как путь для излечения и выздоровления алкоголика или наркомана. Ведь реабилитация такого человека – это не только избавление его от физического заболевания, но и переосмысление своей жизни, духовный поиск, нравственное оздоровление личности и обретение смысла жизни. Организаторы религиозных реабилитационных центров считают, что подобное выздоровление возможно с помощью религии, которая также поставит человека на новый духовный путь его развития.

Несмотря на то, что мусульманскими врачами (в Татарстане действует Ассоциация исламских врачей «Шифа») декларируется, что употребление алкоголя запрещено исламом и не распространено среди мусульманских народов России, причем для

 

 

этого приводятся исторические свидетельства[52], тем не менее на практике это не означает, что этнические мусульмане не подвержены этим порокам. Остановимся подробнее на деятельности мусульманских реабилитационных центров, которые появились в России в последние годы, чтобы понять глубже специфику их деятельности.

Мусульманское духовенство, курирующее социальную работу, которая включает также вопросы противодействия и профилактики алкоголизма и наркомании, признает, что на реабилитационно-противорецедивном этапе «необходимо подключаться к работе представителям мусульманского духовенства и просто мусульманам, которые могут и знают, как помочь человеку никогда не задумываться о наркотиках [и алкоголе] и обрести смысл жизни»[53]. Об этом пишет имам казанской мечети «Ярдам» Ильдар Баязитов, курирующий в Духовном управлении мусульман Республики Татарстан работу с инвалидами, алкоголе- и наркозависимыми: «Одна из самых больших проблем бывших наркоманов – это риск рецидива и возврата к прежнему образу жизни. По нашему глубокому убеждению, если человека удастся приобщить к духовно-нравственной основе Ислама, почувствовать, что такое религия Пророка (с.а.в.)[54], узнать не только о букве Ислама, но и о духе нашей религии, то шансы его возврата к наркотикам самые минимальные»[55], - убежден он.

Проблема в том, что благородное дело помощи в выздоровлении и ресоциализации наркоманам и алкоголикам нередко подключаются псевдореабилитационные центры, под которыми порой скрываются новые религиозные движения, которые используют попавших в трудное положение людей (наркоманов, алкоголиков) для индоктринации (вовлечения) в ряды своей религиозной группы. Надо сказать, что на подобную проблему обратили внимание еще в начале 2000-х годов в Татарстане. Так, 10 сентября 2002 года было принято решение Межведомственной комиссии Совета безопасности Республики Татарстан по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту за №6 «О взаимодействии государственных и религиозных организаций в противодействии злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами», в котором отмечалась данная проблема: «Популярный лозунг борьбы с наркоманией используется рядом религиозных организаций деструктивного толка для вовлечения оступившихся людей в свои ряды. Отказавшись от наркотиков, они попадают в не менее опасную зависимость от их лидеров. Разного рода миссии проводят откровенную пропаганду своего учения, используя при этом самые современные методы и средства воздействия на людей»[56].

Постепенно эта обозначенная проблема стала особенно актуальной ближе к 2010-м годам, когда об этом стали все чаще и громче говорить специалисты. Поток публикаций и работ на тему использование новыми религиозными движениями реабилитационных центров для нарко- и алкоголезависимых для вовлечения в свои ряды их пациентов стал настолько велик, что проблему уже невозможно не замечать. Наличие шарлатанства и мошенничества в деятельности реабилитационных центров, прикрывающихся нередко маской той или иной религии, признают и исследователи. Специалисты указывают, что «отсутствие контроля со стороны государственных надзорных служб в то время (имеется в виду рубеж 1990-х – 2000-е годы. – прим.) обусловило уже в наши дни резкий всплеск создания псевдореабилитационных структур, являющихся на самом деле вербовочными пунктами адептов многотысячной армии нетрадиционных религиозных движений, которая с каждым днем все больше и больше расширяет границы своего влияния»[57].

Такая же обеспокоенность от функционирования некоторых негосударственных реабилитационных центров стала вызывать у профессиональных врачей. Рынок услуг реабилитации от алкогольной и наркотической зависимости сегодня весьма широк. И нередко на ниве помощи алкоголикам и наркоманам работают те, кто воспринимает это просто как бизнес, а методы лечения, применяемые в таких частных реабилитационных центрах, далеки от того, чтобы их считать медицинскими. Эта проблема поднималась в феврале 2017 года на пресс-конференции Республиканского наркодиспансера Татарстана, где заместитель главного врача этого медучреждения Резеда Хазиева сообщила, что в регионе только 13 частных реабилитационных центров прошли экспертизу Совета при Антинаркотической комиссии Республики Татарстан (они входят в соответствующий реестр), а 38 центров не смогли пройти ее, поскольку хоть и позиционируют себя как медицинские, таковыми не являются. В них нередко работают не профессиональные врачи, а бывшие пациенты, которые часто применяют насильственные и антигуманные методы лечения и используют программы, которые критически оцениваются профессионалами («12 шагов»)[58].

Так, известны факты, что организация неопятидесятников-харизматов «Церковь Бога» активно занимается подобной формы прозелитизма через создание реабилитационных центров, о чем писалось в СМИ. «Церковь Бога» ведет свою религиозно-миссионерскую деятельность через аффилированного с ней фонд «Центр здоровой молодежи». Через такую схему «Центр здоровой молодежи» стал проникать в российские регионы компактного проживания мусульман, действуя посредством фонда по формированию духовно-нравственного и физически здорового молодого поколения «Аль-Амин» (официальную регистрацию получил в Москве в 2014 году). Через «Центр здоровой молодежи» были открыты филиалы «Аль-Амина» в Пятигорске (в 2012 году), в Казани (в 2013 году) и Крыму (в 2014 году). При этом организация стремится действовать, заручившись поддержкой официального мусульманского духовенства, не видящего ничего плохого в их деятельности, тем более, что они стараются позиционировать себя как мусульманские реабилитационные центры. Так, удалось в Пятигорске (Ставропольский край) заручиться поддержкой местного муфтия Мухаммада Рахимова, выступившего публично с одобрением их деятельности (соответствующее видео есть в Интернете). В Татарстане они вошли в доверие к известному в Казани имаму мечети «Ярдам» Ильдару Баязитову, занимавшему в 2013-2017 гг. пост заместителя муфтия Татарстана, который принял представителей «Центра здоровья молодежи»[59] и пригласил их на круглый стол «Взаимодействие общественных и религиозных организаций с государственными структурами в работе реабилитации наркозависимых» (31 марта 2015 года)[60] с участием православного духовенства. «Суть цинизма этой идеи в том, что эти люди, адепты нетрадиционной христианской религиозной организации «Царство Бога», заручившись поддержкой некоторых региональных муфтиев, начали по Северному Кавказу активно пропихивать этот «суррогат веры», а на реабилитацию в Пятигорск и чуть позже в Казань, отправлять всех мусульман со всех регионов, назвав это исламоориентированной реабилитацией. Особо уточнять, какими мусульманами могут быть представители уже неоднократно изобличённой неопятидесятнической харизматической христианской секты, смысла особо не имеет»[61], - пишет о фонде «Аль-Амин» и «Центре здоровья молодежи» изучавший деятельность скрывающихся под видом реабилитационных центров новых религиозных движений Николай Каклюгин, сам профессиональный нарколог, кандидат медицинских наук. Участие официального мусульманского духовенства в проектах этого «исламского» фонда (на его сайте указано, что партнером в Татарстане стал благотворительный фонд «Ярдам», принадлежащий Ильдару Баязитову) можно объяснить то ли неразборчивостью и неосведомленностью имамов, которые поддержали адептов харизматической «Церкви Бога», умело прикрывающих свою сущность тем, что хотят помочь этническим мусульманам, ставшими алкоголиками и наркоманами, либо тем, что пока мусульманских реабилитационных центров не так много, а в условиях их дефицита любой, кто позиционирует себя как «исламский центр» или «исламский фонд» будет автоматически вызывать комплиментарность у мусульманского духовенства. Собственно, на это и рассчитано.

Помимо «Аль-Амина» существуют и другие примеры исламских реабилитационных центров. Например, региональная общественная организация «Первый исламский реабилитационный центр «Насихат» Республики Башкортостан» была создана в 2009 году в Уфе, которая даже сумела прошедшим у нее реабилитацию мусульман (9 мужчин и 1 женщину) помочь поступить на учебу в Российский исламский университет в Уфе[62]. Об идее открыть исламский реабилитационный центр в Грозном стали говорить в 2015 году, поскольку проблема наркомании и алкоголизма, несмотря на сильную степень религиозной активности местного населения, имеется[63].

Впрочем, у подобных реабилитационных центров не все так однозначно и успешно, если посмотреть внимательно на их деятельность. Так, к примеру центр «Насихат», созданный в 2009 году в Уфе на территории поселка Максимовка и возглавляемый имамом Нурмухаметом Нуриевым, вначале был известен как медресе «Китап»[64]. Затем этот центр был через два года в 2011 году лишен арендованного им помещения, и вынужден был в итоге свернуть деятельность в столице Башкортостана и перебазироваться на территорию Салаватского и Караидельского районов Башкортостана, где открыл свои филиалы, а в 2017 году неожиданно сменить название – теперь он именуется как мусульманский центр «Шифа»: причин подобного ребрендинга нигде не сообщается, что лишний раз порождает вопросы и домыслы.

Отметим, что одна из причин появления реабилитационных центров, аффилированных с нетрадиционными религиозными движениями, в отсутствии аналогичных центров у традиционных религиозных организаций. То, что разного рода новые религиозные движения успели освоить и занять свое место на рынке предоставления услуг по профилактике и лечению от наркомании и алкоголизма, больше свидетельствует о недостаточной работе в этом направлении РПЦ и ДУМ. Спрашивается: что мешало последним создать самим реабилитационные центры ранее?

Пока применительно к Татарстану духовные реабилитационные центры по противодействию наркомании и алкоголизму со стороны традиционных доминирующих религиозных общин не получили своего организационного оформления. В свое время была попытка создать даже объединенный православно-исламский центр в Казани, где попавших под алкогольную и наркотическую зависимость этнических православных и мусульман будут реабилитировать. Однако из идеи ничего не вышло: ее просто не реализовали.

У мусульман Татарстана вопрос о создании реабилитационного центра для профилактики наркомании и алкоголизма поднимался еще в 2002 году[65]. Однако кроме высказывания намерения тогда дело не сдвинулось. В 2015 году муфтием Татарстана Камилем Самигуллиным было анонсировано открытие соответствующего реабилитационного центра[66]. Правда, пока о его опыте работы говорить рано: к сожалению, открытой информации об этом нет, как и неизвестно действительно ли он был открыт.

В среде православных Татарстана тоже пришли к осознанию необходимости создавать свои реабилитационные центры для лечения и профилактики наркомании и алкоголизма. В апреле 2017 года приход Храма святителя Варсонофия в Казани выиграл грант Международного благотворительного фонда «Православная инициатива» на реализацию проекта по профилактике зависимого поведения среди населения Республики Татарстан. По этому проекту будет создан Православный ресурсный центр комплексной профилактики зависимостей, в котором будет внедрена новая оригинальная методика профилактики зависимостей, представляющая собой авторский метод профессора психотерапии и наркологии Казанской государственной медицинской академии, доктора медицинский наук Анатолия Карпова[67]. Каков будет результат у этого начинания, каковы будут его успехи, покажет время.

Итак, постараемся пока оценить опыт функционирования мусульманских реабилитационных центров по избавлению от наркотической и алкогольной зависимости. Их отличительными признаками являются:

1) упор на пробуждение религиозного сознания пациента;

2) обучение его основам исламского вероучения;

3) укрепление духовного фундамента внутреннего психологического перерождения человека через отказ от употребления наркотиков и алкоголя в будущем;

4) начало выполнения религиозных обрядов ислама, совершение регулярной молитвенной практики;

5) ресоциализация реабилитантов и возвращение их в ряды исламской уммы.

Объективно пока, к сожалению, мы не можем утверждать о том, что накоплен большой позитивный опыт в деятельности именно мусульманских реабилитационных центров, который позволил бы оценить эффективность их работы. Их просто физически не так много, при этом есть опасность функционирования под прикрытием исламских реабилитационных центров новых религиозных движений, которые ставят собой цель увеличить численность своей паствы таким вот образом, и их совершенно не смущает, что они работают с мусульманами и как бы под видом исламских реабилитационных центров. Один из возможных способов предотвратить подобное негативное явление – создание исламских реабилитационных центров самими Духовными управлениями мусульман или их приходами, которые могли бы специализироваться на этой реабилитационной работе и могли нести должную ответственность (например, приход казанской мечети «Ярдам» успешно создал Реабилитационный центр помощи слепым), и под контролем государственных органов. В настоящий момент в Совете Федерации России прорабатывается вопрос о том, чтобы обязать негосударственные центры по лечению наркозависимости получать лицензию на медицинскую деятельность.

E-mail: [email protected]

 

Десятилетие


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.