Раздел 22. Вакуфное имущество. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Раздел 22. Вакуфное имущество.

2017-10-16 251
Раздел 22. Вакуфное имущество. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Тема 1. Определение понятия «вакф» и шариатское законоположение о нём.


1- Определение понятия «вакф»
Слово «вакф» означает удержание определенного полезного долгосрочного имущества и использование его на богоугодные дела. Сам вакуфный актив сохраняется в первоначальном виде, а плоды, которые он приносит, расходуются исключительно в благотворительных целях.
Например, человек выделяет свой дом в качестве вакфа. Дом сдаётся в аренду, а вся выручка от этого расходуется на нуждающихся, содержание мечетей, издание религиозных книг и т.п.

2- Шариатское законоположение о вакуфном имуществе и доводы на это
Завещание имущества в качестве вакфа является желательным деянием. Основным доводом в данном вопросе является хадис, который передал Ибн Умар: «Получив землю после завоевания и раздела Хайбара, Умар пришёл к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы посоветоваться с ним об этом, и сказал: «О Посланник Аллаха, я получил землю в Хайбаре, и у меня никогда не было имущества, более ценного, чем эта земля. Что ты велишь мне делать с ней?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Если хочешь, завещай в качестве вакфа её основу и давай садаку [за счёт того, что она будет тебе приносить]. И чтобы землю не продавали, не даровали и не наследовали». И Умар стал давать садаку, заявив, что эту землю нельзя будет ни продавать, ни покупать, ни завещать, ни дарить» [Аль-Бухари и Муслим].

Кроме того, Абу Хурейра передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человек умирает, то все его дела прекращаются, кроме трех. Это – милостыня, которая продолжается [и после его смерти]; знания, которые приносят пользу людям; и праведный ребёнок, который обращается за него с мольбами к Аллаху». [Муслим].

Под «милостыней, которая продолжается [и после его смерти]» подразумевается вакуфное имущество.

Тема 2. Некоторые шариатские законоположения, связанные с вакуфным имуществом.


1 Завещатель вакуфного имущества должен быть правоспособным, разумным, совершеннолетним, свободным и рассудительным человеком.

2 В качестве вакфа должно выступать такое имущество, которое приносит постоянную пользу при сохранении самого имущества в изначальном виде. Имущество, завещаемое в качестве вакфа, должно быть чётко определено.

3 Вакуфное имущество должно быть выделено на одобряемые Шариатом цели. Например, доходы от вакфа могут быть израсходованы на содержание мечетей, помощь неимущим, издание религиозных книг и т.п., поскольку цель вакфа исключительно богоугодная. Поэтому запрещено расходовать доходы, полученные от вакуфного имущества, на содержание немусульманских храмов или приобретение запрещённых по Шариату вещей.

 

4 Если вакуфное имущество перестало приносить пользу, и оно не может быть использовано по целевому назначению, то его следует продать, а на вырученные средства приобрести аналогичный актив. Например, если вакф был мечетью, то на полученные от ее продажи средства следует построить другую мечеть, а если он был домом, то на полученные от его продажи средства следует приобрести другой дом. Такое распоряжение вакуфным имуществом более всего соответствует цели его учреждения.

5 Вакф относится к юридически обязывающему типу договоров, а не к свободному виду договоров. Для вступления в силу договора вакфа достаточно устного заявления учредителя. Договор вакфа не подлежит расторжению, а вакуфное имущество перепродаже.

6 Имущество, завещаемое в качестве вакфа, должно быть чётко определено. В противном случае договор вакфа недействителен.

7 Договор вакфа является абсолютным, поэтому он не может быть чем-то обусловлен или ограничен определённым сроком. Единственным исключением является тот случай, когда учредитель вакфа обусловливает использование его после своей кончины.

8 Необходимо выполнять условия, которые поставил учредитель вакфа, если только они не противоречат Шариату.

9 Если учредитель завещал вакуфное имущество своим детям, то мужчины и женщины получают равные права на него.

 

 

Раздел 23. Подарки.


Тема 1. Определение понятия «хиба» и шариатские доводы на дарение.


1- Определение понятия «хиба»
Слово «хиба» означает пожертвование определённого имущества, которое правоспособный человек по собственному желанию и безвозмездно преподносит при жизни другому лицу.

2 — Шариатское законоположение о подарках и доводы на дарение
Если подарок преподносится с целью снискать довольство Аллаха, например, одаряемым является праведник, бедняк или родственник, то это действие относится к категории одобряемых. Абу Хурейра передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Делайте друг другу подарки, и вы возлюбите друг друга». [Аль-Байхаки. Аль-Албани назвал это хадис хорошим в «Ирва аль-Галиль», 1601]. Кроме того, Айша передала, что «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принимал подарки и отдавал что-нибудь взамен» [Аль-Бухари]. Преподношение подарков с целью показухи, самопрославления или хвастовства относится к крайне порицаемому деянию.

Тема 2. Условия дарения.


1 Даритель должен быть правоспособным, свободным, совершеннолетним и благоразумным человеком.
2 Даритель должен преподносить подарок по собственному желанию, а не по принуждению.
3 Подарок должен быть такой вещью, которой дозволено торговать. Если же какую-то вещь нельзя продавать, то такой дар недействителен. Например, вино или свинина.
4 Одариваемый должен принять подарок, поскольку преподнесение дара относится к договору владения, который нуждается в предложении и принятии.
5 Договор дарения немедленно вступает в силу, поэтому нельзя дарить подарок на определённый срок. Например, дар не будет действительным, если человек скажет: «Я подарил тебе эту вещь на один месяц или год». Дело в том, что дарение является договором владения, к которому неприменимы ограничения в сроках владения.
6 Подарок должен быть безвозмездным, поскольку он является подлинным добровольным пожертвованием.

Тема 3. Некоторые шариатские законоположения, связанные с дарением.


1 Договор дарения вступает в силу после того, как одаряемый получил подарок с дозволения дарителя. Дарителю запрещено требовать свой подарок обратно, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек, забирающий назад то, что он подарил, подобен псу, который возвращается к своей блевотине и поедает её» [Аль-Бухари и Муслим]. Единственным исключением является родитель, который может забрать назад то, что он подарил своим детям. Этот вывод следует из хадиса, который передал Ибн Аббас со слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Делать подарок, а затем брать его назад не позволяется ни одному человеку, кроме родителя, который сделал подарок своему ребёнку». [Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим и достоверным, а аль-Албани — достоверным в «Ирва аль-Галиль», 1624].

 

2 Отец должен поровну одаривать своих детей. Если же он сделал подарок нескольким детям или одному из них, что вызвало недовольство других детей, то акт дарения является недействительным. Если же те, кто не получил подарок, согласны с решением отца, то дарение является действительным. Этот вывод следует из хадиса, который передал ан-Нуман ибн Башир. Однажды отец подарил ему часть своего имущества, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: «И ты сделал такой же подарок каждому из своих детей?» Тот ответил: «Нет». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Побойтесь Аллаха и будьте одинаково справедливы по отношению ко всем своим детям!” В другой версии хадиса сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…не призывай меня засвидетельствовать несправедливость!» [Аль-Бухари и Муслим].

 

3 Если отец составил дарственное завещание в пользу одного из детей во время предсмертной болезни или сделал подарок кому-то из них, то акт дарения является недействительным, если только на это не дадут согласие остальные наследники.

4 Дозволено обусловливать акт дарения. Например, когда человек говорит: «Если такой-то вернётся из поездки, или если пойдёт дождь, то я подарю тебе то-то».

5 Дозволено одаривать должника прощением долга, если даритель является его кредитором.

6 Не следует возвращать подарок или дар, даже если он мал. Согласно Сунне желательно дать что-нибудь в ответ, поскольку так поступал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Айша передала, что «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принимал подарки и отдавал что-нибудь взамен» [Аль-Бухари].


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.