Способы совершенствования познавательных психологических процессов. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Способы совершенствования познавательных психологических процессов.

2017-10-16 3975
Способы совершенствования познавательных психологических процессов. 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Тренировка внимания и памяти. "Тратака." Этот способ для концентрации внимания и развития памяти был известен еще в древней Индии. Возьми стандартный белый лист, в центре которого нарисуй черный кружок диаметром 1-2 см. Рисовать желательно красками или вырезать из цветной бумаги, чтобы не было разводов.Сядь на стул или в йогическую позу, при этом, позвоночник и затылок должны составлять одну прямую линию, руки лежать в спокойном положении на коленях, дыхание должно быть естественное. Прикрепи лист вертикально на расстоянии 1,5-2м от себя на уровне глаз. Сосредоточься на точке. Отбрось все посторонние мысли, просто смотри, не отвлекаясь. Желательно, чтобы при выполнении упражнения вокруг не было внешних раздражителей. Такая концентрация внимания может быть рассмотрена как типичная медитация на "янтру" (графическое изображение).

Тренировка ритма внимания. В удобном положении, расслабившись, рассматривай кисть руки, стараясь почувствовать каждый миллиметр. Смотреть только на кисть (можно моргать). Если внимание пытается "уйти", постарайся его вернуть. Причем, каждый новый подход следует делать по-разному (под разным углом зрения, в разном положении, в другом кресле, в другом настроении и т.д.). Упражнение освоено, когда ты сможешь удерживать взгляд на кисти руки, ни о чем не думая, столько, сколько хочешь.

Тренировка внимания, памяти, воображения и ощущений. Запечатление – стирание. Найди приятный или безразличный тебе предмет. Смотри на него неотрывно в течение 3-5 секунд, стараясь запомнить, "сфотографировать" (на вдохе). Закрывай глаза и в течении 3-5 секунд старайся его вызвать (на задержке дыхания), теперь выдыхай, мысленно растворяя образ (сжигая, выбрасывая куда-либо и т.д.). Каждые 3-5раз меняй способ запечатления-стирания, скорость, ритм. Постоянно ищи новые способы и вместе с ними состояния удивления и озарения. Это позволит очень быстро двигаться вперед.Повторяй упражнение 30-50 раз, начиная с 5-7 и доводя до 50 раз. Задача - научиться по желанию "повторять" образ в воображении и "стирать" его. Тренироваться нужно не менее двух раз в день по 10-15 минут. Объекты внимания необходимо чередовать, например, части тела. Причем, когда ты стараешься вызвать в воображении часть тела, помогай себе ощущениями - почувствуй пульс в этом месте, теплую волну и т.д. Важно помнить, что в голове в момент выполнения упражнения не должно быть ни одной мысли, она должна "пустой".

Тренировка внимания, памяти, воображения. «Запечатление – удержание». В течение 3-10 минут в состоянии "пустоты" в голове смотри внимательно на предмет (смотреть лучше в центр, стараясь охватить весь предмет или часть тела). Затем закрой на 3-4 минуты глаза, и постарайся вызвать соответствующий образ как можно ярче и четче. Желательно, чтобы он был цветной. Повтори 5-10 раз за один подход, постоянно сличая с оригиналом. Не забывай каждый новый раз выполнять по-другому, не допускай однообразных повторов. Когда ты четко научишься видеть запечатленный предмет с закрытыми глазами, переходи к следующему упражнению. В течении 3-10 минут (сколько удастся смотреть на предмет до появления первой мысли) смотри на предмет, выполняя все вышеуказанные рекомендации. Затем отвернись от предмета на 180 градусов и смотри на заранее приготовленный белый лист бумаги, стараясь вызвать соответствующий образ.Когда ты легко будешь удерживать различные предметы, переходи к запечатлению картин, открыток и т.д. Когда получится с картинами, переходи к отдельным буквам, слогам, словам, словосочетаниям, предложениям, абзацам, постепенно доходи до страницы текста (запечатление букв книжных размеров).

Тренировка воображения. «Скрытая камера». Сядь где-либо на лавочке или в другом месте, выбери прохожего, брось на него взгляд, закрой глаза. У тебя получилось "мгновенное фото", но ты постарайся не останавливать ситуацию в воображении, а увидеть с закрытыми глазами, как и куда продолжает двигаться человек. Сначала это может не получиться, но, потренировавшись 1-2 недели, ты сможешь оживить картину и постепенно уменьшить количество ошибок при сравнении с действиями идущего прохожего.

Фигуры. Тренировка памяти. Попроси кого-либо разложить спички на столе и накрыть листом бумаги, а затем на 1-2 секунды поднять его и показать тебе полученную фигуру. Посмотрев, закрой глаза и постарайся мысленно подсчитать количество спичек. Затем открой глаза и выложи из заранее запасенных спичек запечатленную в памяти тобою фигуру. Затем подними лист и сверь количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. По мере тренировки запоминаются разноцветные спички или палочки (количество, место расположения и цвет). Переходить к следующему упражнению можно в том случае, если свободно удерживается в памяти не менее десяти спичек.

Оживление. Развитие воображения и представлений. Попробуй представить какого-либо зверя, животное. Теперь представь, что он ожил и начал двигаться. Отпусти его, пусть живет своей жизнью в твоем воображении. Поупражнявшись с живыми существами, переходи к предметам по той же схеме. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а затем и с открытыми.Всего "оживить" предлагается 50 живых существ и 100 предметов. Можно представлять, что ты касаешься предмета, и он оживает по твоей воле. Необходимо достигнуть состояния, когда легко удается манипулировать предметами и живыми существами.

Метод Патриция. Тренировка памяти. Суть методазаключается в том, что человек запоминает предметы, расставляя их на заранее запомненных объектах. Это может быть квартира, путь на работу, запомненные ранее слова. Суть метода: к каждому отдельному объекту (в углах квартиры, на улицах города, к отдельным словам) привязывают запоминаемую информацию.Правила запоминания:образы "ставятся" на хорошо освещенные места;маленькие образы увеличиваются до больших размеров, большие уменьшаются до маленьких; связка должна быть яркой, необычной, динамичной.

Общие рекомендации по выполнению упражнений:

Занимайся каждый день по несколько минут. Не назначай себе твердого, конкретного времени дня, не откладывай удовольствие. Учти, что попытка четко утвердить строгое время занятий редко приводит к хорошим результатам. Гораздо более продуктивно заниматься небольшими отрывками, достигая с помощью удивления состояния творческого подъема. Лучше, если все предложенные упражнения станут потребностью, превратятся в удовольствие, и ты будешь заниматься значительно больше предложенного. Перед каждым упражнением закрывай глаза и проигрывай в воображении до мельчайших деталей его выполнение, воображая нужный результат. Этот способ позволяет повысить эффективность интеллектуальных и физических упражнений в два-три раза. Учти, что любое упражнение без намерения малоэффективно.

Познавательные психические процессы и их роль, место и значение в учебной деятельности студентов и профессиональной деятельности врача.

Студент медицинского вуза, будущий врач, обязан знать и учитывать в своей учебной и затем профессиональной деятельности психологию познавательных психических процессов человека.

Усвоение учебного материала опирается на элементарные знания законов памяти и мышления. Знание этих законов в значительной мере способствует запоминанию теоретического материала, а его осмысление способствует его прочному усвоению.

Усвоение учебного материала в вузе осуществляется посредством теоретического мышления, требующего умения оперирования научными понятиями.

«Проработка» студентом учебного материала посредством мыслительных операций,– сравнения понятий, их обобщения, выделения существенного, установления родовидовых и причинно-следственных связей и отношений между ними и их систематизация способствует формированию у него фундамента прочных знаний.

Применяя полученные знания и оттачивая в своей учебной деятельности способы оперирования учебным материалом посредством универсального инструмента развития интеллекта - мыслительных операций - студент поднимается на его новый уровень развития, при котором становится возможным мыслить категориями, иметь свои суждения и уметь делать свои собственные умозаключения.

Обладая вышеназванными способностями врач, вчерашний студент, будет успешно взаимодействовать с пациентами, применяя в своей профессиональной деятельности общие знания о познавательных психических познавательных процессах и учитывая их специфику в проявлениях у конкретного человека - пациента.

Рекомендации для студентов (мнемотехника) по запоминанию учебного материала:

1. Тренировка воспроизведения материала при его заучивании. Метод представляет ответы на заданные себе после прочтения вопросы и уточнение отдельных мест, которые трудно было воспроизвести.

2. Осмысление при кодировании. Чем больше установлено связей между запоминаемыми элементами, тем легче эти элементы воспроизводить впоследствии. Установление связей происходит при обдумывании информации, постановке вопросов к тексту, установлению причинно-следственных связей.

3. Использование контекста. Информация запечатлевается вместе с контекстом, и для того, чтобы восстановить утраченное из памяти, следует вернуться в то место контекста, где это запечатление происходило.

4. Укрупнение единиц запоминаемого материала. Укрупнение – это группировка (как при запоминании телефонных номеров).

5. Сортировка по категориям. Применение крупных обобщающих единиц для категориальной группировки.

6. Нахождение связей или их конструирование. Это нахождение или создание мысленных образов, связующих в пары запоминаемое. Применяется при запоминании списков, не связанных между собою, то есть, не поддающихся категоризации. При этом чем абсурднее и эмоциональнее образ, тем запоминание лучше.

7. Конструирование повествования заключается в создании рассказа, связывающего пункты запоминаемого списка.

8. Метод мест. Особенно удачно применяется для запоминания упорядоченной последовательности произвольных элементов (например, список запланированных дел, слова, обозначающие последовательность изложения речи, действий). Необходимо ввести один раз в свою память упорядоченную последовательность мест. Для запоминания необходимо связать первое слово с первым местом, второе – со вторым.

9. Метод ПВЧУК. Часто рекомендуется студентам для изучения учебного материала. Название метода – аббревиатура названий этапов: П – предосмотр (беглое ознакомление), В – вопросы, Ч – чтение, У – устное воспроизведение, К – контроль.

Рекомендации для студентов по осмыслению учебного материала с применением мыслительных операций:

1. Анализируйте - расчленяйте сложное на составляющие части, выделяйте наиболее существенные признаки частного и общего.

2. Синтезируйте - переходите от частей к целому.

3. Сравнивайте - сопоставляйте понятия, выявляйте их общее и различное.

4. Обобщайте - объединяйте понятия по какому-то общему признаку, выделяйте у них общее.

5. Абстрагируйтесь - отвлекаясь от несущественных признаков понятий, выделяйте основное, главное в понятиях. Выделяйте общие свойства понятий и устанавливайте родовидовые отношения между понятиями, тем самым систематизируя их и выстраивая определенную классификацию понятий.

6. Классифицируйте – устанавливайте связи между понятиями, выявляйте классы понятий.

7. Категоризируйте понятия – относите единичное в понятиях к более общему, - классу и виду понятий.

8. Конкретизируйте - двигайтесь отобщего к частному.

 

Примеры осмысления учебного материала посредством применения мыслительных операций по теме «Познавательные психические процессы».

1. Задание 1 на конкретизацию понятий: из перечисленных понятий постройте логический ряд от общего к частному (род-вид - на уменьшение):ощущение, психика, осязание, познавательный процесс, чувственный образ, отражение.

(Правильный ответ: психика, отражение, познавательный процесс, чувственный образ, ощущение, осязание).

2. Задание 2на категоризацию понятий: из перечисленных понятий постройте логический ряд от частного к общему (вид-род – на увеличение): отражение, зрительное восприятие, психика, познавательный процесс, восприятие, восприятие цвета.

(Правильный ответ: восприятие цвета, зрительное восприятие, восприятие, познавательный процесс, отражение, психика).

3. Задание 3 на сравнение понятий: вставьте пропущенные слова: в отличие от ощущений, в которых отражаются ……. свойства вещей и явлений, восприятие дает их ……..целостно, в ………всех их свойств.

(Правильный ответ: в отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства вещей и явлений, восприятие дает их целостно, в совокупности всех их свойств).

4. Задание 4 на сравнение понятий: вставьте пропущенные слова: в отличие от ощущений, восприятие – это не только ….. образ, но и …… выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета.

(Правильный ответ: в отличие от ощущений, восприятие – это не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета).

5. Задание 5 на сравнение понятий: вставьте пропущенные слова:в отличие от непроизвольного внимания главной особенностью произвольного внимания является то, что оно (……) (……...) (,,,,,,,,,,,).

(Правильный ответ: в отличие от непроизвольного внимания главной особенностью произвольного является то, что оно управляется сознательной целью).

6. Задание 6 на обобщение понятий: вставьте пропущенные слова: восприятие, так же, как и ощущение, является чувственным (………) (……….) (………..).

(Правильный ответ: восприятие, так же, как и ощущение, является чувственным отображением объективной реальности).

7. Задание 7 на обобщение, классификацию и категоризацию понятий. Вставьте пропущенные слова: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и речь являются (…….) (……..) (……..), поскольку относятся к классу (……..) (………), при помощи которых человек познает окружающий мир.

(Правильный ответ: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и речь являются познавательными психическими процессами, поскольку относятся к классу психических процессов, при помощи которых человек познает окружающий мир).

8. Задание 8 на синтезирование понятий и их категоризацию понятий. Вставьте пропущенные слова: наличие таких характеристик понятия как: устойчивость, концентрация, объем, переключение и распределение, позволяет нам определить класс понятия как (………..).

(Правильный ответ: наличие таких характеристик понятия как: устойчивость, концентрация, объем, переключение и распределение, позволяет нам определить класс понятия как внимание).

9. Задание 9 на синтезирование понятий. Ответьте на вопрос. О каком частном случае проявления человеческого воображения идет речь: … величественно спускались кентавры – мифические существа, представляющие собою органическое сочетание человека и лошади.

(Правильный ответ: об агглюцинации).

10. Задание 10 на синтезирование и абстрагирование понятий. Ответьте на вопрос. О каком понятии идет речь: отличительной характеристикой, позволяющей выделить его из всего класса познавательных психических процессов, является выход за рамки внешнего бытия и отражение внутренних, скрытых свойств, предметов и явлений.

(Правильный ответ: о мышлении).


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.