Тема 4. Проблема «чужеродности» культуры и этноцентризм. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 4. Проблема «чужеродности» культуры и этноцентризм.

2017-10-16 608
Тема 4. Проблема «чужеродности» культуры и этноцентризм. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие «свой» и «чужой»

Тот, кто сталкивается с чужой культурой, переживает много новых чувств и ощущений при взаимодействии с неизвестными и непонятными культурными явлениями. В ситуации расхождения или несовпадения каких-либо культурных явлений другой культуры с принятыми в «своей» культуре возникает понятие «чужой». В межкультурной коммуникации понятие «чужой» приобретает ключевое значение. На обыденном уровне это понятие имеет несколько значений и смыслов:

· чужой как нездешний, иностранный, находящийся за границами родной культуры;

· чужой как странный, необычный, контрастирующий с обычным и привычным окружением;

· чужой как незнакомый, неизвестный и недоступный для познания;

· чужой как сверхъестественный, всемогущий, перед которым человек бессилен;

· чужой как зловещий, несущий угрозу для жизни.

Понятие «свой» подразумевает тот круг явлений окружающего мира, который воспринимается человеком как знакомый, привычный, само собой разумеющийся.

В процессе контактов между представителями различных культур сталкиваются различные культурно-специфические взгляды на мир, при которых каждый из партнеров первоначально не осознает различия в этих взглядах, каждый считает свои представления нормальными, а представления другого ненормальными. Нечто само собой разумеющееся с одной стороны сталкивается с нечто само собой разумеющимся с другой стороны. Большинство людей судят о чужих культурных ценностях, используя в качестве образца и критерия культурные ценности собственного этноса. Такой тип ценностного суждения называют этноцентризмом. Этноцентризм - психологическая установка воспринимать и оценивать другие культуры и поведение их представителей через призму своей культуры.

Этноцентризм подразумевает, что собственная культура превосходит другие культуры, и в этом случае она расценивается как единственно правильная, превосходящая все другие, которые, таким образом, недооцениваются.

Исследования этноцентризма, проведенные Д. Кемпбеллом и его коллегами, показали, что для него свойственно:

-считать то, что происходит в своей культуре, естественным и правильным, а то, что происходит в других культурах, неестественным и неправильным;

-рассматривать обычаи своей группы как универсальные: что хорошо для нас, то хорошо и для других;

-воспринимать нормы и ценности своей этнической группы как безусловно верные;

-оказывать при необходимости всестороннюю помощь членам своей группы;

-действовать в интересах своей группы;

-чувствовать неприязнь по отношению к другим этническим группам;

-гордиться своей группой.

Переоценка собственной культуры встречается у многих народов в разных регионах мира и основывается на том обстоятельстве, что многие народы и племена еще на раннем этапе своей истории обозначили себя как «людей», а все, что находилось за пределами их культуры, было обозначено как «нечеловеческое», «варварское».

Большинство культурных антропологов сходятся во мнении, что этноцентризм в той или иной степени свойственен любой культуре. Положительные моменты этноцентризма в том, что он позволяет бессознательно отделить носителей чужой культуры от своей, одну этнокультурную группу от другой. Негативная его сторона – в сознательном стремлении изолировать одних людей от других, сформировать уничижительное отношение одной культуры по отношению к другой.

Интерпретация явлений чужой культуры происходит в результате столкновения привычного и непривычного. Это создает ситуацию отстранения, в соответствии с которой понимание чего-то нового, неизвестного происходит путем сравнения с привычными и известными явлениями подобного рода из собственной культуры. Такой механизм освоения чужой культуры придает изучаемым ею явлениям вторичный характер, поскольку прообразом и критерием (первичным) становится здесь какое-то явление собственной культуры. Знание о чужой культуре представляет ценность, поскольку по своему содержанию зависит от наличия и соотношения в нем различных компонентов понимания (объема информации, культурной значимости, способов интерпретации). В зависимости от этого интерпретация может быть адекватной или неадекватной.

Исследователи этноцентризма отмечают, что он может проявляться в большей или меньшей степени, в зависимости от особенностей культуры. Если в обществе некритическое отношение распространено не на все сферы жизнедеятельности этнической группы и присутствует стремление понять и оценить чужую культуру, то это благожелательная, или гибкая, разновидность этноцентризма. При наличии этнического конфликта между общностями этноцентризм может проявляться в ярко выраженных формах –это воинственный этноцентризм, при котором люди навязывают собственные ценности другим и который выражается в ненависти, недоверии, обвинении других групп в собственных неудачах.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.