Модуль VIII. Биохимия крови и мочи — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Модуль VIII. Биохимия крови и мочи

2017-10-16 776
Модуль VIII. Биохимия крови и мочи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическим занятиям

 

Модуль VIII. Биохимия крови и мочи

учебной дисциплины (модуля) «Биохимия»

для специальности Лечебное дело

курс II семестр 4

 

Составитель: Артюкова О.А., к.б.н., доцент Рецензент: Лемешко Т.Н., к.б.н., доцент    

 

 

Владивосток – 2016 г.

 

Практическое занятие № 13 (37)

Тема: « Белковый спектр и протеолитические системы крови. Ферменты плазмы, значение для энзимодиагностики. Небелковые органические компоненты, важнейшие азотсодержащие соединения плазмы»

Мотивация: химический состав белков крови в определенной степени отражает состояние обмена веществ в организме. Различные заболевания сопровождаются изменением содержания в крови тех или иных белковых компонентов. Биохимический анализ белков крови проводится с целью диагностики заболеваний, установления прогноза болезни и оценки эффективности проводимого лечения. Кровь является источником получения белковых лекарственных препаратов. На занятии студенты рассматривают основные биохимические показатели белкового состава крови, закрепляя знания об их происхождении, особенностях строения и функционирования, диагностической значимости.

Общая цель: сформировать знания о некоторых специализированных белках и пептидах крови, диагностической ценности анализа ферментов плазмы, небелковых органических компонентах плазмы и важнейших азотсодержащих соединениях, минеральных веществах крови.

Конкретные цели и задачи.

- знать основные свойства и функции белков плазмы и ферментов крови; небелковые органические компоненты плазмы и важнейшие азотсодержащие соединения, минеральные вещества крови.

- уметь обосновывать основные причины возникновения гипо –, гиперпротеинемий и диспротеинемий, применять знания о функциях белковых и небелковых органических компонентов крови и минеральных веществ для объяснения нарушений обмена при патологии.

- владеть методом анализа получаемой по дисциплине информации с позиции междисциплинарных связей и будущих задач профессиональной деятельности. Владеть медико-функциональным понятийным аппаратом (терминами): гипопротеинемия, гиперпротеинемия, диспротеинемия, парапротеинемия, белки «острой фазы».

Этапы проведения занятия:

1. Вводная часть

2. Основная часть занятия: семинар

3. Заключительная часть занятия

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний:

1. Кровь – часть внутренней среды организма. Главнейшие функции крови.

2. Белки крови. Альбумины, их транспортная функция и вклад в онкотическое давление плазмы.

3. Глобулины, их характеристика.

4. Общие закономерности действия каскадных протеолитических систем крови; их взаимосвязи в осуществлении защитных функций.

5. Роль антипротеиназ плазмы. Эндогенные ингибиторы протеиназ (альфа-1-антитрипсин, антиплазмин, альфа-2-макроглобулин и др.).

6. Белки «острой фазы».

7. Белки-переносчики ионов металлов (трансферрин).

8. Ферменты плазмы, «собственные» и поступающие при повреждении клеток. Диагностическая ценность анализа ферментов плазмы.

9. Небелковые органические компоненты плазмы. Важнейшие азотсодержащие соединения.

10. Минеральные вещества крови: распределение между плазмой и клетками; нормальные диапазоны концентраций важнейших из них.

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты):

1. Укажите ошибочное утверждение. Альбумины плазмы крови:

А. синтезируются в эритроцитах.

Б. сравнительно быстро обновляются.

В. играют важную роль в создании онкотического давления.

Г. выполняют роль белкового резерва организма.

Д. осуществляют транспорт метаболитов (жирных кислот, билирубина и др.).

2. Укажите верные утверждения. Глобулины плазмы крови:

А. принимают участие в создании гуморального иммунитета.

Б. осуществляют транспорт органических веществ (метаболитов, гормонов, витаминов).

В. осуществляют транспорт катионов (Сu2+, Fе3+, Мg2+ и др.)

Г. являются ингибиторами протеолитических ферментов.

Д. играют ведущую роль в создании онкотического давления.

3. Установить соответствие:

1. Церулоплазмин.

2. Трансферрин.

3. α2-Макроглобулин.

4. Гаптоглобин.

А. участвует в транспорте железа (Fе3+) по кровеносному руслу.

Б. ведущая роль в транспорте меди к тканям.

В. обладает оксидазной активностью.

Г. связывает и транспортирует свободный гемоглобин плазмы в клетки РЭС

Д. ингибирует протеолитические ферменты крови

4. Доля альбуминов среди белковых фракций крови составляет

а. 15 – 22 % б. 9 – 13 %

в. 52 – 65 % г. 2,5 – 5,6 %

5. Причинами гипопротеинемии может быть все указанное, кроме

А. недостаток поступления белка с пищей

Б. активация цикла мочевинообразования

В. протеинурия

Г. снижение белоксинтетической функции печени

6. Парапротеинемия - это

А. изменение соотношения белковых фракций крови

Б. появление в плазме аномальных белков

В. снижение концентрации общего белка плазмы

Г. исчезновение из плазмы белков какой-либо фракции

7. Диспротеинемия - это

А. изменение соотношения белковых фракций крови

Б. появление в плазме аномальных белков

В. снижение концентрации общего белка плазмы

Г. исчезновение из плазмы белков какой-либо фракции

8. Гипопротеинемия - это

А. изменение соотношения белковых фракций крови

Б. снижение концентрации общего белка плазмы

В. исчезновение из плазмы белков какой-либо фракции

Г. повышение концентрации белка в плазме

9. К белкам “острой фазы” относятся все, кроме:

А. a1-антитрипсин В. гаптоглобин

Б. фибриноген Г. гистон

10. Повышение сывороточной активности ферментов при патологии может являться следствием

А. повышения проницаемости клеточных мембран Б. разрушения клеток

В. усилением их синтеза в клетках Г. действия активаторов на ферменты

 

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время: 1.Перечислите главные функции крови. 2. Каков состав крови? В чем заключается разница между сывороткой и плазмой крови? 3. Каков рН крови? Перечислите буферные системы крови.

4. Укажите нормальное содержание общего белка в сыворотке крови.

5. Что такое гипопротеинемия и каковы ее последствия?

6. Укажите транспортные белки крови.

7. Каково значение определения ферментов крови с целью диагностики? (Примеры).

8. Каково значение определения с целью диагностики "белков острой фазы"?

9. Что такое диспротеинемия? Каким методом анализа она может быть установлена?

10. Что такое парапротеинемия? Какие заболевания она сопровождает?

Белки ММ Содержание (мг/100 мл) Функция
  Альбумин   3500-4500 Поддержание коллоидно-осмо­ти­ческого давления крови, резерв белков, связывание и транспорт жирных кислот, билирубина.
a1-глобулины
 
a1-антитрипсин   200-400 Ингибитор протеолитических ферментов.
Тироксинсвязы- вающий белок   1-2 Транспорт тироксина.
a2-глобулины
Церулоплазмин   15-60 Транспорт меди.
Гаптоглобин   400-800 Связывает гем в очаге воспаления.
a2-макроглобулин   152-420 Ингибитор эндопептидаз, связывает гормоны.
b-глобулины
Трансферрин   200-320 Связывание и транспорт железа.
b-липопротеины (ЛПНП)   250-800 Транспорт липидов.
b-микроглобулин   0, 2 Связан с HLA-антигенами гистосовместимости.
С-реактив. белок     Проявляется при воспалительных процессах.
g-глобулины
IgG   800-1800 Отвечают за «вторичный» иммунный ответ.
IgA 360000-720000 90-450 Представляют первую линию защиты против микроорганизмов
IgM   60-250 Появляются в ответ на острую инфекцию
IgE   60-250 Роль в развитии аллергических реакций

Конкретные цели и задачи.

- знать основные свойства и функции белков плазмы и ферментов крови; небелковые органические компоненты плазмы и важнейшие азотсодержащие соединения, минеральные вещества крови.

- уметь обосновывать основные причины возникновения гипо,- гиперпротеинемий и диспротеинемий, применять знания о функциях белковых и небелковых органических компонентов крови и минеральных веществ для объяснения нарушений обмена при патологии.

- владеть методом анализа получаемой по дисциплине информации с позиции междисциплинарных связей и будущих задач профессиональной деятельности. Владеть медико-функциональным понятийным аппаратом (терминами): гипопротеинемия, гиперпротеинемия, диспротеинемия, парапротеинемия, белки «острой фазы».

Этапы проведения занятия:

1. Вводная часть

2. Основная часть занятия: лабораторная работа

3. Заключительная часть занятия

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний:

  1. Белки крови.
  2. Альбумины, их транспортная функция и вклад в онкотическое давление плазмы.
  3. Глобулины, их характеристика.

Ориентировочная основа деятельности студентов для проведения лабораторной работы

Конкретные цели и задачи.

- знать роль железа в метаболизме, пути его поступления, транспорта, депонирования, реутилизации и потерь в организме; основные этапы синтеза и катаболизма гема; значение определения концентрации билирубина в биологических жидкостях для диагностики желтух разной этиологии.

- уметь описать диагностические признаки порфирий, железодефицитной анемии, гемохроматоза, желтух, используя знания о молекулярных механизмах нарушений метаболизма железа и гема; интерпретировать уровни биохимических показателей продуктов катаболизма гемма в крови (моче) для диагностики различных типов желтух.

- владеть методом анализа получаемой по дисциплине информации с позиции междисциплинарных связей и будущих задач профессиональной деятельности. Владеть медико-функциональным понятийным аппаратом (терминами): порфирия, железодефицитная анемия, гемосидероз, гемохроматоз, желтухи, гипербилирубинемия, билирубинурия, уробилинурия.

Этапы проведения занятия:

1. Вводная часть

2. Основная часть занятия: семинар

3. Заключительная часть занятия

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний:

1. Обмен железа, гемосидероз, гемохроматоз, железодефицитные анемии. 2. Синтез гема и его регуляция. 3. Катаболизм гемоглобина, образование билирубина. Его дальнейшие превращения, судьба желчных пигментов. 4. Общие представления о желтухах и ее вариантах (гемолитическая, обтурационная, паренхиматозная, желтуха новорожденных, болезнь Жильбера). 5. Диагностическое значение определения билирубина и других желчных пигментов в крови и моче.

Ориентировочная основа деятельности студентов для проведения лабораторной работы

Работа 1. «Тимоловая проба»

Тимоловая проба, предложенная в 1944 году Маклаганом. Проба является положительной при уменьшении альбуминов и увеличении β- и γ-глобулинов, которые образуют глобулин-тимол-липидные комплексы (40%- глобулинов, 32%- тимола, 18%- холестерина, 10%- фосфолипидов), что является причиной помутнения раствора.

Принцип метода: патологически повышенные β - и γ-глобулины и липопротеиды осаждаются из сыворотки крови при рН = 7,55 буферном раствором, насыщенным тимолом. Измеряют интенсивность помутнения, зависящую от содержания белковых фракций и их количественного соотношения.

Порядок определения: в пробирку вносят пипеткой 3 мл рабочего раствора, добавляют 0,05 мл сыворотки, перемешивают и оставляют стоять ровно 30 мин. Потом содержимое пробирки вновь перемешивают и измеряют оптическую плотность на ФЭКе (кювета - 10мм, длина волны – 620-660мм).

Интерпретация результатов:

Нормальные величины 0-4 единиц помутнения (S-Н).

Границы нормы 4-5 единиц помутнения (S-Н).

Патологические величины – > 5 единиц помутнения (S-Н).

Клинико-диагностическое значение: Проба позволяет диагностировать «синдром воспаления» при поражении печёночной паренхимы. Тимоловая проба положительна в 90-100% случаев токсического, инфекционного (вирусного) гепатита ещё в преджелтушной стадии заболевания и при безжелтушной его форме. При механической желтухе проба отрицательна. На этом основано использование теста при дифференциальной диагностике желтух. У пациентов, перенесших инфекционный гепатит, показатели тимоловой пробы сохраняются повышенными на протяжении 6 мес после выписки из стационара. Поэтому этот тест наряду с определением уробилина в моче можно использовать и в период диспансерного наблюдения за больными с данной патологией.

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты):

1. Предшественником билирубина является:

А. миоглобин Б. гемоглобин

В. порфирин Г. цитохром

Д. всё перечисленное

2. Наибольший токсический эффект билирубин оказывает на:

А. гепатоциты Б. нервные клетки

В. мышечные клетки Г. фагоцитирующие клетки

3. Неконьюгированный (непрямой) билирубин в гепатоцитах подвергается:

А. соединению с серной кислотой

Б. декарбоксилированию

В. конъюгированию с глюкуроновой кислотой

Г. ацетилированию

4. Коньюгированный (прямой) билирубин в основной массе поступает в:

А. желчевыводящие капилляры Б. кровь

В. лимфатическую систему Г. слюну

5. Доля коньюгированного (прямого) билирубина крови составляет (в % от общего):

А. 0 - 5 % Б.0- 25 % В.50 % Г.75 % Д. 100 %

6. Для ранней диагностики острого вирусного гепатита целесообразно исследовать:

А. фракции билирубина

Б. активность АлТ, АсТ

В. сывороточное железо

Г. активность ЛДГ, КФК

Д. все перечисленные соединения

7. В дожелтушный период инфекционного гепатита определяющим тестом является:

А. соотношение фракций билирубина В. активность АлАТ, АсАТ

Б. активность щелочной фосфатазы Г. тимоловая проба

8. Моча больных не содержит билирубин при желтухе:

А. надпеченочной Б. печеночной В. подпеченочной.

9. При надпеченочной (гемолитической) желтухе в крови увеличивается количество:

А. стеркобилина В. прямого билирубина

Б. непрямого билирубина Г. общего билирубина.

10. Нарушение обмена желчных пигментов может возникать в результате

А. нарушения коньюгации билирубина

Б. нарушения оттока желчи

В. интенсивного гемолиза

Г. нарушения функции гепатоцитов

Д. всех перечисленных факторов

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время:

  1. Какие соединения относятся к гемопротеидам?
  2. Какие соединения относятся к порфиринам?
  3. Что такое порфирии? Какими симптомами они проявляются?
  4. Перечислите возможные причины развития железодефицитной анемии.
  5. В каких тканях происходит деградация гемма?
  6. Каковы физико-химические свойства неконъюгированного (непрямого, свободного) билирубина?
  7. Где и каким образом происходит обезвреживание непрямого билирубина?
  8. Как протекает метаболизм билирубина в кишечнике?
  9. При какой концентрации билирубина в крови развивается желтуха?
  10. Какие бывают виды желтух? Каковы механизмы их развития?

Конкретные цели и задачи.

- знать функции почек, особенности их метаболизма; биохимию образования мочи. физиологическое значение этого процесса; роль почек в поддержании гомеостаза (изоволемии, изосомии, изотонии, рН, уровня глюкозы, Са2+ и др.); общие свойства и химический состав мочи в норме, патологические компоненты мочи.

- уметь описать диагностические признаки нарушений метаболизма, используя знания о молекулярных механизмах образования мочи, изменения ее состава при патологии; интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной диагностики при исследовании нормальных и патологических компонентов мочи.

- владеть методом анализа получаемой по дисциплине информации с позиции междисциплинарных связей и будущих задач профессиональной деятельности. Владеть медико-функциональным понятийным аппаратом (терминами): аминоацидурия, анурия, билирубинурия, гиперурикурия, гипостенурия, глюкозурия, олигурия, никтурия, протеинурия, полиурия, фосфатурия, ураты, оксалаты, клиренс.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы: знания о строении, топографии, развитии и функциях мочевыделительной системы в норме и при патологии (анатомия, гистология, нормальная физиология)

Этапы проведения занятия:

1. Вводная часть

2. Основная часть занятия: семинар, тестовый контроль

3. Заключительная часть занятия

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний:

1. Почки как главный орган экскреции конечных метаболитов. Клиренс (очищение) компонентов плазмы крови как показатель эффективности его выведения почками.

2. Процесс образования мочи. Критерии оценки клубочковой фильтрации.

3. Молекулярные механизмы реабсорбции и секреции в почечных канальцах.

4. Роль почек в регуляции кислотно-основного равновесия, осмотического давления, водно-электролитного баланса, артериального давления, процессов эритропоэза.

5. Нейро-гуморальная регуляция функций почек: молекулярные механизмы действия систем вазоактивных пептидов (ренин-ангиотензиновая система, калликреин-кининовая система), вазопрессина, альдостерона, предсердного натрийуретического фактора, паратгормона, кальцитриола.

6. Общие свойства и состав мочи. Суточная экскреция мочевины, аммиака, мочевины, мочевой и гиппуровой кислот, безазотистых веществ, минеральных ионов (Na+, K+, Ca2+, фосфаты).

7. Патологические составные части мочи (кровь, белок, глюкоза, кетоновые тела, порфирины, желчные пигменты). Возможные причины образования и состав мочевых камней.

Ориентировочная основа деятельности студентов для проведения лабораторной работы:

Экспресс - методы лабораторной диагностики — ускоренные методы лабораторных анализов, обеспечивающие проведение исследования в срок до 10—15 мин после получения материала. Экспресс - методы основаны на тех же или аналогичных химических реакциях, что и классические методы анализа. Широкое развитие Э.-м. стало возможным с 50-х годов ХХ в. на основе достижений клинической биохимии и промышленного производства наборов сухих реактивов (экспресс-тесты) для определения различных ингредиентов крови, мочи и других биологических жидкостей. Результаты анализа могут быть только качественными или позволяют приблизительно определить концентрацию вещества в исследуемой жидкости (полуколичественно). Полоски чувствительны к действию влаги и тепла, поэтому их хранят в плотно закрытых упаковках в прохладном месте; не допускается прикосновение пальцами к зонам индикации.


ПРОВЕДЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕСТ - ПОЛОСКАМИ

 

БИОХИМИЧЕСКИЕ ТЕСТ - ПОЛОСКИ КОМПАНИИ «БИОСЕНСОР АН»
Внедрение тест - полосок для определения физиологических и патологических компонентов мочи позволяет проводить анализ прямо в присутствии больного (в приемном отделении, в больничной палате или дома). При определении общего анализа мочи проводят исследования на наличие глюкозы, кетоновых тел, белка, гемоглобина, эритроцитов, билирубина, уробилиногена, лейкоцитов, нитритов, кислотность и плотность мочи и др.

 

Наименование Определяемый параметр мочи
Уриглюк-1 Глюкоза
Урикет-1 кетоновые тела
Урибел белок
Ури-рН рН (кислотность)
Урибилир билирубин
Уробилин уробилиноген
Уригем эритроциты и гемоглобин
Уринитр нитриты
Урилейк лейкоциты
Уриосм относительная плотность
Уриаск аскорбиновая кислота


Полифункциональные тест - полоски для исследования мочи:
Полифункциональные тест - полоски имеют несколько реакционных зон индикации (от 2 до 11) и могут определять целый спектр веществ в моче (глюкоза, кетоновые тела, кровь, нитриты, билирубин, уробилиноген, отн. плотность, лейкоциты, аскорбиновая кислота, белок и рН). Они позволяют систематически контролировать здоровье и своевременно обнаруживать заболевания такие как: сахарный диабет, пиелонефрит, цистит, уретрит и другие воспалительные заболевания мочевых путей.

Специальные биохимические тест-полоски: «Алкосенсор» - для определения алкоголя в биологических жидкостях (слюна, моча, плазма). Диапазон 0,0-2,0 промиле.

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты):

1. При нарушении процессов реабсорбции в почечных канальцах в моче обнаруживается:

а. мочевина б. белок в. холестерин г. Билирубин д. глюкоза

2. Гематурия свидетельствует о

а. нарушении фильтрации в клубочках почек

б. нарушении реабсорбции в канальцах почек

в. нарушении секреции в канальцах почек

3. Под влиянием альдостерона происходит:

а. увеличение реабсорбции воды в почках

б. увеличение реабсорбции натрия

в. увеличение выведения воды почками

г. увеличение выведения калия

4. Появление фосфолипидов в моче свидетельствует о

а. жировой инфильтрации печени

б. механической желтухе

в. дислипопротеинемии

г. остром панкреатите

д. деструктивных изменениях тканей почек

5. Полиурия - это

а. увеличение суточного количества мочи

б. уменьшение суточного количества мочи

в. прекращение выделения мочи

г. изменение соотношения дневного и ночного диуреза в сторону последнего

д. выделение мочи с одинаковой плотностью

6. Моча приобретает темный цвет при

а. Алкаптонурии б. Гематурии в. Порфирии г. Фенилкетонурии

7. Анурия - это

а. увеличение суточного количества мочи

б. уменьшение суточного количества мочи

в. прекращение выделения мочи

г. изменение соотношения дневного и ночного диуреза в сторону последнего

д. выделение мочи с одинаковой плотностью

8. Снижение количества выделяемого с мочой за сутки мочевины наблюдается при

а. голодании б. тяжелой физической работе

в. лихорадочных состояниях г. почечной недостаточности

д. нарушениях функций печени

9.Следствием нарушением фильтрационной способности почек является появление в моче

а. билирубина

б. альбумина

в. глюкозы

г. уратов

10. К гормонам, регулирующим реабсорбцию воды в канальцах почек, относится

а. окситоцин

б. адреналин

в. кортизол

г. инсулин

д. вазопрессин

11. Моча приобретает красно-коричневый цвет при

а. алкаптонурии

б. гематурии

в. порфирии

г. фенилкетонурии

12. Ураты образуются в мочевых путях при высокой концентрации

а. мочевой кислоты

б. мочевины

в. билирубина

г. щавелевой кислоты

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время:

1. Назовите основные функции почек.

2. Перечислите этапы образования мочи.

3. Что понимают под клиренсом? По клиренсу, каких веществ судят о почечной

недостаточности?

4. Назовите гормоны, участвующие в регуляции процессов образования мочи

5. Какие гормоны регулируют обмен кальция и фосфатов в почках?

6. Каким образом почки участвуют в поддержании кислотно- основного равновесия?

7. Каким образом почки участвуют в поддержании уровня глюкозы?

8. Каким образом почки участвуют в регуляции тонуса сосудов?

9. Перечислите патологические компоненты мочи

10. О нарушении какой функции почек свидетельствует протеинурия, аминоацидурия,

глюкозурия?

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическим занятиям

 

Модуль VIII. Биохимия крови и мочи

учебной дисциплины (модуля) «Биохимия»

для специальности Лечебное дело

курс II семестр 4

 

Составитель: Артюкова О.А., к.б.н., доцент Рецензент: Лемешко Т.Н., к.б.н., доцент    

 

 

Владивосток – 2016 г.

 

Практическое занятие № 13 (37)

Тема: « Белковый спектр и протеолитические системы крови. Ферменты плазмы, значение для энзимодиагностики. Небелковые органические компоненты, важнейшие азотсодержащие соединения плазмы»

Мотивация: химический состав белков крови в определенной степени отражает состояние обмена веществ в организме. Различные заболевания сопровождаются изменением содержания в крови тех или иных белковых компонентов. Биохимический анализ белков крови проводится с целью диагностики заболеваний, установления прогноза болезни и оценки эффективности проводимого лечения. Кровь является источником получения белковых лекарственных препаратов. На занятии студенты рассматривают основные биохимические показатели белкового состава крови, закрепляя знания об их происхождении, особенностях строения и функционирования, диагностической значимости.

Общая цель: сформировать знания о некоторых специализированных белках и пептидах крови, диагностической ценности анализа ферментов плазмы, небелковых органических компонентах плазмы и важнейших азотсодержащих соединениях, минеральных веществах крови.

Конкретные цели и задачи.

- знать основные свойства и функции белков плазмы и ферментов крови; небелковые органические компоненты плазмы и важнейшие азотсодержащие соединения, минеральные вещества крови.

- уметь обосновывать основные причины возникновения гипо –, гиперпротеинемий и диспротеинемий, применять знания о функциях белковых и небелковых органических компонентов крови и минеральных веществ для объяснения нарушений обмена при патологии.

- владеть методом анализа получаемой по дисциплине информации с позиции междисциплинарных связей и будущих задач профессиональной деятельности. Владеть медико-функциональным понятийным аппаратом (терминами): гипопротеинемия, гиперпротеинемия, диспротеинемия, парапротеинемия, белки «острой фазы».

Этапы проведения занятия:

1. Вводная часть

2. Основная часть занятия: семинар

3. Заключительная часть занятия

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний:

1. Кровь – часть внутренней среды организма. Главнейшие функции крови.

2. Белки крови. Альбумины, их транспортная функция и вклад в онкотическое давление плазмы.

3. Глобулины, их характеристика.

4. Общие закономерности действия каскадных протеолитических систем крови; их взаимосвязи в осуществлении защитных функций.

5. Роль антипротеиназ плазмы. Эндогенные ингибиторы протеиназ (альфа-1-антитрипсин, антиплазмин, альфа-2-макроглобулин и др.).

6. Белки «острой фазы».

7. Белки-переносчики ионов металлов (трансферрин).

8. Ферменты плазмы, «собственные» и поступающие при повреждении клеток. Диагностическая ценность анализа ферментов плазмы.

9. Небелковые органические компоненты плазмы. Важнейшие азотсодержащие соединения.

10. Минеральные вещества крови: распределение между плазмой и клетками; нормальные диапазоны концентраций важнейших из них.

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты):

1. Укажите ошибочное утверждение. Альбумины плазмы крови:

А. синтезируются в эритроцитах.

Б. сравнительно быстро обновляются.

В. играют важную роль в создании онкотического давления.

Г. выполняют роль белкового резерва организма.

Д. осуществляют транспорт метаболитов (жирных кислот, билирубина и др.).

2. Укажите верные утверждения. Глобулины плазмы крови:

А. принимают участие в создании гуморального иммунитета.

Б. осуществляют транспорт органических веществ (метаболитов, гормонов, витаминов).

В. осуществляют транспорт катионов (Сu2+, Fе3+, Мg2+ и др.)

Г. являются ингибиторами протеолитических ферментов.

Д. играют ведущую роль в создании онкотического давления.

3. Установить соответствие:

1. Церулоплазмин.

2. Трансферрин.

3. α2-Макроглобулин.

4. Гаптоглобин.

А. участвует в транспорте железа (Fе3+) по кровеносному руслу.

Б. ведущая роль в транспорте меди к тканям.

В. обладает оксидазной активностью.

Г. связывает и транспортирует свободный гемоглобин плазмы в клетки РЭС

Д. ингибирует протеолитические ферменты крови

4. Доля альбуминов среди белковых фракций крови составляет

а. 15 – 22 % б. 9 – 13 %

в. 52 – 65 % г. 2,5 – 5,6 %

5. Причинами гипопротеинемии может быть все указанное, кроме

А. недостаток поступления белка с пищей

Б. активация цикла мочевинообразования

В. протеинурия

Г. снижение белоксинтетической функции печени

6. Парапротеинемия - это

А. изменение соотношения белковых фракций крови

Б. появление в плазме аномальных белков

В. снижение концентрации общего белка плазмы

Г. исчезновение из плазмы белков какой-либо фракции

7. Диспротеинемия - это

А. изменение соотношения белковых фракций крови

Б. появление в плазме аномальных белков

В. снижение концентрации общего белка плазмы

Г. исчезновение из плазмы белков какой-либо фракции

8. Гипопротеинемия - это

А. изменение соотношения белковых фракций крови

Б. снижение концентрации общего белка плазмы

В. исчезновение из плазмы белков какой-либо фракции

Г. повышение концентрации белка в плазме

9. К белкам “острой фазы” относятся все, кроме:

А. a1-антитрипсин В. гаптоглобин

Б. фибриноген Г. гистон

10. Повышение сывороточной активности ферментов при патологии может являться следствием

А. повышения проницаемости клеточных мембран Б. разрушения клеток

В. усилением их синтеза в клетках Г. действия активаторов на ферменты

 

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время: 1.Перечислите главные функции крови. 2. Каков состав крови? В чем заключается разница между сывороткой и плазмой крови? 3. Каков рН крови? Перечислите буферные системы крови.

4. Укажите нормальное содержание общего белка в сыворотке крови.

5. Что такое гипопротеинемия и каковы ее последствия?

6. Укажите транспортные белки крови.

7. Каково значение определения ферментов крови с целью диагностики? (Примеры).

8. Каково значение определения с целью диагностики "белков острой фазы"?

9. Что такое диспротеинемия? Каким методом анализа она может быть установлена?

10. Что такое парапротеинемия? Какие заболевания она сопровождает?

Белки ММ Содержание (мг/100 мл) Функция
  Альбумин   3500-4500 Поддержание коллоидно-осмо­ти­ческого давления крови, резерв белков, связывание и транспорт жирных кислот, билирубина.
a1-глобулины
 
a1-антитрипсин   200-400 Ингибитор протеолитических ферментов.
Тироксинсвязы- вающий белок   1-2 Транспорт тироксина.
a2-глобулины
Церулоплазмин   15-60 Транспорт меди.
Гаптоглобин   400-800 Связывает гем в очаге воспаления.
a2-макроглобулин   152-420 Ингибитор эндопептидаз, связывает гормоны.
b-глобулины
Трансферрин   200-320 Связывание и транспорт железа.
b-липопротеины (ЛПНП)   250-800 Транспорт липидов.
b-микроглобулин   0, 2 Связан с HLA-антигенами гистосовместимости.
С-реактив. белок     Проявляется при воспалительных процессах.
g-глобулины
IgG   800-1800 Отвечают за «вторичный» иммунный ответ.
IgA 360000-720000 90-450 Представляют первую линию защиты против микроорганизмов
IgM   60-250 Появляются в ответ на острую инфекцию
IgE   60-250 Роль в развитии аллергических реакций

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.239 с.