Достоинства «продвинутой» лекции. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Достоинства «продвинутой» лекции.

2017-10-16 426
Достоинства «продвинутой» лекции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· «Продвинутая» лекция позволяет работать с достаточно большими группами студентов (с «потоком», например), активизируя каждого.

· Данная стратегия позволяет развивать мышление высокого порядка (анализ, синтез, оценивание).

· Использование «продвинутой» лекции позволяет студентам устанавливать межпредметные связи при генерировании гипотез.

· «Продвинутая» лекция позволяет использовать время с наибольшей продуктивностью.

· Данная стратегия способствует глубокому осмыслению изучаемого материала и выработке к нему личного отношения.

· «Продвинутая» лекция развивает письменную речь студента, что поможет ему при написании исследовательских работ.

 

? Заполните таблицу ПМИ (создатель Э. де Боно). В строку «П» («плюс») допишите положительные черты традиционной лекции, ее достоинства. В строку «М» («минус») –ее недостатки. А в строку «И» («интересно») – вопросы, которые Вам было бы интересно прояснить о возможностях лекции для развития критического мышления учащихся.

 

П · Лекция позволяет за ограниченный промежуток времени ознакомить с достаточно объемным блоком информации. · Лекция позволяет ознакомить студентов с тем материалом, которого нет в пособиях, книгах. ·.......................................... ·.......................................... ·..........................................
М · Традиционная лекция не развивает мышление высокого порядка: анализ, синтез, оценивание. · На лекции большинство студентов пассивны. ·............................................ ·.............................................. ·................................................
И · Как подготовить лекцию таким образом, чтобы студенты имели бы возможность самостоятельно организовывать материал? · Какие приемы помогут пробуждению у студентов интереса к теме: прогноз, анализ проблемы, групповая дискуссия и т.д.? ·..................................................... ·..................................................... ·....................................................

 

"Таблицы"
  Таблицы, заготовленные заранее будут способствовать активизации и сохранению внимания. Ведь для того, чтобы их заполнить, придется внимательно слушать. Предлагаем рассмотреть несколько табличных форм. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез.
Концептуальная таблица
Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

 

  Категория Сравнения Категория Сравнения Категория Сравнения Категория Сравнения
Персоналии факты        
Персоналии факты        
Персоналии факты        

 

"Сводная таблица" (описана Дж. Беллансом)
Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации.

 

Тема 1 Тема 2 Линия сравнения Тема 3 Тема 4
         

 

Основной смысл использования приема "Сводная таблица" в технологии развития критического мышления заключается в том, что "линии сравнения», то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы в какой-нибудь группе "линий сравнения" не было слишком много, можно предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно "линий", а затем попросить их определить наиболее важные. "Важность" необходимо аргументировать. Таким образом, мы избежим избыточности. И сделают это сами учащиеся. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так далее.
"Таблица-синтез"
На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание лекции. Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии. Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее следует лекция. Таблица заполняется в процессе и после лекции.

 

ключевые слова (словосочетания) /до лекции/ записи по ходу лекции (связанные с ключ. словами) почему эта цитата важна для меня (мысли, рассуждения)  
1……………. 2……………. 3……………. 4……………. 5…………….. /во время лекции/ 1…………….. 2……………..      
  Таблица "Что? Где? Когда? Почему?"
  Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.
         

 

Кто? Что? Где? Когда? Почему?
         

 

Ключевые слова

Если правильно найти в тексте ключевые слова, то не составит никакого труда восстановить весь текст. Александр Блок говорил об этом примерно так: текст – это покрывало растянутое на нескольких колышках. Ключевые слова – это опорные фрагменты текста, которые несут на себе содержательную нагрузку всего высказывания и располагаются в определённом порядке.

В преддверии нового материала учитель предлагает подборку ключевых слов. Учащиеся выдвигают свои идеи, пытаясь «восстановить» текст на основе данных ключевых слов. Записывают свои версии рассказов. Далее, знакомясь с оригинальным текстом, они сопоставляют свои идеи и замысел первоисточника.

 

Кластер

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

 

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

 

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

 

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты:

а) Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости).

б) Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

Разбивка на кластеры может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

 

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

 

Двойной дневник

 

Цитата Комментарий
   

«Двойной дневник» Дает возможность исследовать текст, письменно выразить свое понимание прочитанного, увязав с личным опытом.

Цель:

  • вызвать интерес к изучаемой теме.
  • развить навыки письменной речи.

Пошаговое описание метода

  • Предлагаем учащимся подготовленный текст для прочтения.
  • Убедившись, что все ознакомились с текстом, просим разделить тетрадный лист вертикальной чертой на две части.
  • Далее предлагаем учащимся слева записать цитаты (идеи, мысли) автора, которые понравились (или не понравились, озадачили).
  • Справа учащийся записывает комментарий к цитате (тезису) автора, т.е. обосновывает свой выбор и понимание прочитанного.
  • По завершении этой части задания предлагаем учащимся (добровольно) зачитать цитаты (по одной) и свои комментарии к ним. По ходу ознакомления можно задавать вопросы либо предлагать свой вариант комментария на ту или иную цитату.
  • Далее учащиеся могут поработать в парах (в тройках, малых группах), обсудить услышанное и отметить то, что понравилось в работах партнеров.

Советы преподавателю

  • Вы можете заранее оговорить количество цитат (2-3), все зависит от характера, объема текста.
  • При этом текст, безусловно, необходимо увязывать с вузовской (школьной) программой.
  • Можно предложить учащимся отразить свои размышления (после обсуждения) в сочинении или аргументированном эссе.

 

 

Синквейн

«Синквейн» это название формы стихотворения, причем не подразумевающей наличие рифмы. Придумала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, увлеченная японской поэзией танка и хайку. И, видимо, для того, чтобы довершить интернациональность своего детища, назвала литературную форму на французский манер: синквейн, то есть состоящий из пяти элементов. Этими пятью элементами, как не трудно догадаться, являются строки – в синквейне их действительно ровно пять, и каждая несет определенную функцию и смысловую нагрузку.

 

Как правило, синквейн используют для резюмирования изучения материала. Для оптимального достижения этих целей допускается вольная трактовка формы синквейна: можно варьировать количество слов, заменять существительные местоимениями, прилагательные – причастиями и наоборот. Опорной схемой, в общем описывающей состав дидактического синквейна, может служить такое описание:

 

1.В первой строке одним словом обозначается тема синквейна – это может быть любой предмет/объект/явление, названное одним словом. Можно использовать существительное или местоимение, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

 

2.Во второй строке уже в двух словах дается характеристика темы, изложенной в предыдущей строке. Достаточно простого описания фактических свойств предмета, для выражения которых можно использовать прилагательные и/или причастия.

 

3.В третьей строке речь идет о тех способностях, которыми обладает объект из первой строки – тех действиях, которые он производит. Используются три слова: глаголы и/или деепричастия, но при необходимости можно использовать и большее количество слов.

 

4.В четвертой строке автор выражает уже не объективное восприятие темы, а свое субъективное отношение к ней. В идеале его нужно уместить в четыре слова — самая сложная и самая интересная часть любого синквейна.

 

5.В пятой строке пишется снова всего одно слово, подводящее итог — это некий вывод, который делается из всей информации предыдущих четырех строчек и лаконично выражает суть темы, как бы закрывая ее и зацикливая смысл текста.

1. ____________________

2. ____________________________________

3. __________________________________________________

4._________________________________________________________

5____________________________

 

«Дерево предсказаний» (Дж.Белланс)
Предположения по поводу развития сюжетной линии. Ствол дерева –тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), «листья» - обоснования этих предположений.

 
 



 

 

Прием "Дерево предсказаний" заимствован авторами у американского коллеги Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Работа в группах - "Обучение сообща" или "обучение в сотрудничестве" заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

 

Зигзаг
(изучение, систематизация большого по объему материала)

Текст разбивается на число частей по количеству членов группы.

1.Стадия вызова. Осуществляется при помощи любых известных вам приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.

2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

3.Стадия размышления: работа в группе «экспертов». Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

Презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы.


Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

Дискуссии: «Совместный поиск»
«Перекрестная дискуссия»

В результате применения учебной дискуссии
- происходит обмен информацией, развивается критическое и рефлексивное мышление, создаются необходимые условия для общего развития интеллекта;
- расширяются границы восприятия за счет разных подходов к одному и тому же предмету или явлению, за счет несовпадения мнений;
- формируется коммуникативная и дискуссионная культура в процессе поиска группового соглашения;
- обогащается эмоциональный опыт, так как группа - это богатейшее поле эмоционального напряжения, где переплетается удивительное многообразие эмоциональных проявлений.
- ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни;
- ребенок может сопоставить свое "Я" с другими (самодиагностика).

Дискуссия (диалог) возможна только тогда, когда соблюдены определенные условия:
- наличие доброжелательной и открытой атмосферы взаимодействия;
- готовность участников слушать и слышать иные позиции, иные точки зрения;
- наличие достаточного объема информации по обсуждаемой проблеме;
- наличие возможности высказаться;
- развернутая, корректная аргументация своей позиции;
- наличие возможности задавать вопросы.

 

Заключение.

Источник: Критическое мышление: отчёт об экспертном консенсусе в отношении образовательного оценивания и обучения (Дельфи-доклад) перевод Е. Н. Волкова http://evolkov.net/critic.think/basics/delphi.report.html

 

В 80-е годы ХХ века было достигнуто определённое взаимопонимание в отношении того, что должно являться сутью образования. Согласие было достигнуто на позициях, обычно отстаиваемых сторонниками либерального образования: суть образования должна заключаться скорее в разборе, усвоении и обдумывании, нежели в накоплении несистематизированных навыков и устаревающих сведений. К концу десятилетия процесс внедрения критического мышления (КМ) в учебные планы учреждений среднего и повышенного среднего образования уже набрал заметную динамику.

Этот успех породил, однако, несколько новых вопросов. В чём конкретно состоят навыки и черты характера, служащие отличительными признаками КМ? Какие существуют эффективные методики обучения КМ?

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.