Наука как одна из сфер человеческой деятельности — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наука как одна из сфер человеческой деятельности

2017-10-16 385
Наука как одна из сфер человеческой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В литературе существует более двухсот определений науки, раскрывающих различные стороны научного процесса. Для обобщения различных подходов к пониманию сущности науки необходимо рассмотреть ее в единстве трёх аспектов:

 

а) наука как познавательная деятельность,

б) наука как социальный институт,

в) наука как особая сфера культуры.

Наука как познавательная деятельность

Деятельность – это целенаправленная активность. Специфика научной деятельности заключается в том, что это когнитивная, т.е. познавательная деятельность. Целью данной деятельности является получение нового научного знания. Чаще всего считается, что целью науки являются истинные знания, т.е. такие знания, содержание которых соответствует действительности.

 

Наука как социальный институт

В качестве особого социального института наука формируется лишь в XVII-XVIII вв. Социальные институты предполагают наличие определенных организаций, формальных структур. Именно в XVII в. появляются первые академии наук (в России – в XVIII в.). Начинают выходить специальные научные журналы. Функционирование науки в качестве социального института предполагает также наличие специфических моральных норм. Совокупность этих моральных норм составляет этос науки.

 

Согласно учению Р. Мертона, этос науки включает в себя следующие основные ценности (нормы):

1. Универсализм означает объективный характер научного познания. Научное знание должно соответствовать наблюдениям и ранее удостоверенным научным знаниям. Универсализм предполагает демократический и интернациональный характер науки.

2. Коллективизм предполагает, что плоды науки принадлежат всему обществу. Наука является результатом коллективного творчества.

3. Бескорыстность означает, что главной целью деятельности ученых является служение истине.

 

Как «социальный институт» наука это - сообщество людей, объединенных общими целями задачами, способами и формами организации и деятельности. Важной чертой социального института является наличие в нем собственных (наряду с общими) законов функционирования, идеалов и традиций. Таким образом, наука, как и любой другой социальный институт – это организованное объединение людей, ученых профессионалов, деятельность которого связана с производством знаний. В этом качестве наука непосредственно связана с культурой, обществом и является объектом изучения социологии науки.

Дж. Бернал в работе «Социальная функция науки» подчеркивал информативную роль науки как жизненно необходимую обществу; Т. Парсонс указывал на устойчивое распределение ролей в науке как социальном институте; Э. Дюргейм подчеркивал принудительный характер институциональных форм деятельности ученого. По определению Т. Куна, современная наука – это, прежде всего, деятельность научных сообществ, историческими аналогиями которых являются «республики ученых»,

«невидимые колледжи» и др.

Превратившись из кабинетной деятельности ученого-одиночки в институализированную форму деятельности, наука стала достоянием многих профессионалов, научных сообществ и корпораций национального и наднационального масштаба. Современная наука выступает уже в роли непосредственной производительной силой общества, качественно меняющей все области человеческой деятельности: труд, свободное время,

быт, весь образ жизни. Еще недавно наука была свободной деятельностью отдельных ученых, которая мало интересовала общество, государство, общественность; сегодня наука – важнейшее национальное и общечеловеческое достояние, мощная движущая сила социального развития.

Наука ориентируется на объективность и на первый взгляд свободна от ценностей. Считается, что для науки нет запретных тем и что естествознание не может быть оценено по шкале «хорошо-плохо». Культура же, наоборот, есть царство ценностей. Так фактор ценностей используется для размежевания естественно-технического и социально-гуманитарного знания.

 

Наука как особая сфера культуры

Культура – это все рукотворное, всё, что создано умом и трудом человека. Она подразделяется на две части:

1. материальная культура;

Духовная культура.

Наука является областью духовной культуры. Духовная культура связана с функционированием и развитием идей и ценностей.

 

Выделяется четыре основные сферы духовной культуры:

1. мораль;

2. искусство;

3. религия;

Наука.

Мораль предполагает стремление к добру; искусство предполагает стремление к красоте, гармонии; религия предполагает стремление к сверхъестественному; наука предполагает стремление к истине. Наука как сфера культуры взаимодействует со всеми другими сферами культуры. Она соприкасается с искусством, моралью, философией, религией.

 

Большое значение для понимания специфики науки как формы культуры имеет идея К.Поппера о трёх мирах:

1. Первый мир – это реальность, существующая объективно (природа и общество).

 

2. Второй мир – это состояния человеческого сознания (мысли, чувства, настроения, интересы и т.д.).

 

3. Третий мир – это мир объективного содержания мышления. В него входят научные идеи, художественные произведения, моральные, религиозные, эстетические ценности.

Третий мир является продуктом человеческой деятельности. Но в то же время третий мир относительно автономен и независим от человека. Результаты деятельности человека начинают вести самостоятельную жизнь. С научными теориями происходит то же, что и с нашими детьми. Они становятся в значительной степени независимыми от своих родителей. Третий мир возможен только на базе существования языка. Научные идеи облекаются языковыми формами. Поэтому третий мир – это в значительной степени лингвистический мир. Третий мир способен к бесконечному прогрессу, так как человек с помощью языка постоянно творит новые идеи, понятия, ценности.

 

Автор фундаментального труда «Наука в истории общества» английский ученый Дж. Берналл замечает: «Наука так стара и на протяжении истории претерпела столько изменений…, что любая попытка дать ее однозначное определение (а таких имеется немало в истории науки), более или менее точно выражает лишь один из ее аспектов, … характерный для данной эпохи». Историческую изменчивость понятия «Наука» можно

проследить, сравнивая определения, например, у Ф. Бэкона, Р. Декарта, Ф. Ницше, К. Поппера и др. Наука - это исторически меняющийся, сложный по своей структуре

феномен культуры и, поэтому, представление о ней не могут быть неизменными (см. дискуссии о предмете науки, содержании понятия «наука» которые имели место практически все 20-е столетие).

 

Основные функции науки:

Функции – это направления влияния науки на общество и на человека.

1. Культурная функция. Она связана с влиянием на человека, с формированием мировоззрения личности. Наука приобщает личность к истинным знаниям о природе и обществе.

 

2. Функция непосредственной производительной силы открыта в XIX в. К. Марксом. Он показал, что в результате промышленной революции XVIII-нач. XIX вв. наука становится производительной силой. До XVIII в. наука не была связана с производством. Наука как производительная сила имеет не только положительное, но и отрицательное последствия, связанные, в частности, с загрязнением окружающей среды.

 

3. Наука как социальная сила. Данные науки используются для составления масштабных планов экономического и социального развития. Например, наука проявляет себя как социальная сила в решении глобальных проблем современности. Наука, с одной стороны, спровоцировала глобальные проблемы, но, с другой стороны, решить глобальные проблемы можно только с опорой на науку.

 

4. Функция производства истинного знания. Эта функция является главной среди всех остальных функций. Наука зародилась в ответ на потребность человека в формировании истинного знания в период, когда мифологическое и религиозное знания перестали устраивать человека.

 

 

Задания:

  1. Изучить и законспектировать теоретический материал к занятию

 

  1. Руководствуясь материалами методического пособия сформулировать основные черты современной науки; указать значение науки в познании окружающего мира

 

  1. Записать общую классификацию наук и области научного знания, которые они изучают.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.