Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-10-16 | 935 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Каждая эпоха представляет свои философские образцы, сохраняющие культурное значение до наших дней. В этом смысле следует говорить о философской классике Античности, Средневековья и т.д. В более узком представлении философская классика может быть ограничена XVII–XIX вв. и в основном – пространством европейского региона, т.к. именно в этом пространстве идея классичности получила подробное обоснование и развитие. Такое «сужение» «поля» философской классики делает и более четким сопоставление классического и постклассического. Завершение классического этапа фиксируется в середине XIX в., и классический этап – от Маркса до Гуссерля – развертывается до середины XX столетия, а постклассический оформляется и длится во второй половине XX в. с перспективой продолжиться в следующем столетии.
Классический тип философствования предполагает наличие системы образцов, определяющих соизмерение и понимание основных аспектов и сфер бытия; природы, общества, жизни людей, их деятельности, познания, мышления. Подразумевается соответствующий режим действия образцов: их редуцирование, распространение, закрепление в конкретных формах духовной, теоретической, практической деятельности людей. Так, например, обобщенное представление о человеке включается в конкретные описания, человеческих индивидов, объяснения их действий, оценки ситуаций. Соответственно, какие-то качества людей и вещей не учитываются образцом, остаются в «тени» или отсекаются им.
Этот аспект работы обобщенного представления о человеке в качестве методологического образца указывает на его родство с канонами традиционного здравого смысла. Подобно традиционным представлениям о человеческой природе, он может транслироваться как неменяющаяся схема опыта из поколения в поколение. Классическая философия использует авторитет и аргументы науки для придания своим образцам особой социальной значимости.
|
Связь классической философии с наукой является связью логикой, которая первоначально развивалась в составе самой философии, а затем работала в рамках отдельных наук, главным образом – естественных. Это – логика, обеспечивающая классификации, обобщения, редукции, процедуры сопоставления и измерения.
Восточная классика не дает примеров жесткого разрыва философии с формами обыденного опыта и такого взаимовлияния философии и науки как европейская философия ХIХ в.
Образцы философской классики вполне ответствовали канонам классической эстетики; они были достаточно ясны, просты, устойчивы по отношению к индивидуальному своеобразию и динамике явлений природной и общественной жизни.
Естественная, казалось бы, устойчивость классических образцов (их совокупности) оказалась одной из важных предпосылок их распада, ибо именно невозможность использовать классическую картину мира в работе со своеобразными и динамичными системами заставила людей засомневаться в ее надежности, а затем и подвергнуть ее критике и пересмотру. Неклассическое философствование – это не направление, а тип мышления и действия, сопряженный с реакцией на классические образцы, с кризисом классики и ее преодолением. Это – реакция на несоразмерность абстрактного субъекта классики конкретным индивидам, абстрактного объекта – эволюции природы, ее методологии – поиску ресурсов интенсивной деятельности во всех сферах практики.
В конце XIX в. определенные объекты воспринимаются как исключения из правил, как экзотические представители микро- и мегамиров. Однако, число подобных объектов неуклонно возрастает и уже приходится мириться с тем, что совсем еще недавно «простая и ясная природа» (которой следует «подражать») окружает человека хитросплетением ненаблюдаемых и четко не фиксируемых объектов. Более того, к середине XX столетия выясняется, что и общество, система жизни людей с ее условиями, средствами, продуктами, тоже принадлежит миру неклассических объектов, не может быть редуцирована к вещам, к инструментам, механизмам, машинам, работающим с вещами. Классическая установка на устойчивые природные и мыслительные образцы и следовавшая ей в этом плане позитивистская ориентация на «логику вещей» оказываются несостоятельными.
|
По мере того, как сокращалось поприще действия классических образцов, все более широкой становилась зона проявления человеческой субъективности, которая освобождалась от гносеологических оценок, сближавших ее с искаженным знанием, и выявляла онтологические аспекты жизни и действия человеческих индивидов. Этот сдвиг в проявлениях человеческой субъективности первоначально фиксировался психологическими исследованиями. Психология, фактически «реабилитировала» субъективность, и в то же время сама сместила фокус интересов с характеристики познавательных возможностей человека на трактовку эмоционально-волевой и внерациональной сфер его бытия.
В плане культурном и философском изменение статуса субъективности еще долго (до середины XX столетия) оценивалось в соответствии с классическими образцами, то есть негативно – как наступление субъективизма, иррационализма, нигилизма.
Логика перехода философии к постклассическому этапу и типу работы определяется не только философией. Важные стимулы дает развитие таких научных направлений как эволюционный универсализм, биология и физиология активности, синергетика, системный подход. В этом смысле можно говорить о том, что Н. Моисеев, Л. фон Берталанфа, И. Пригожин, Ф. Бродель, И. Валлерстайн и некоторые другие исследователи сделали для формирования стиля постклассического философствования не меньше, чем известные философы второй половины XX в.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!