Применение общих принципов культурологического анализа — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Применение общих принципов культурологического анализа

2017-10-16 220
Применение общих принципов культурологического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В области этнокультурологии

 

В этнокультурологическом исследовании культура предстает не как мир готовых материальных и духовных продуктов, социальных институтов, ролей или отношений, а как форма деятельности конкретного субъекта – этноса.

То, что составляет специфику предметной области культурологии и ее составной части - этнокультурологии, выходит за пределы готовых, овеществленных форм человеческой деятельности. Культура этноса как реальный способ его жизнедеятельности не существует вне этноса. Поэтому там и тогда, где и когда предметом исследования выступают готовые, овеществленные, автономные по отношению к бытию этноса результаты, условия, предпосылки, социальные институты, отношения и любые иные факторы его реальной жизнедеятельности, потребность в этнокультурологическом анализе не возникает. Многообразные материальные и духовные продукты жизнедеятельности этноса изучают другие науки: этнография, история, лингвистика, фольклористика и т.д.

 

Этнокультурологический анализ всегда является дифференцирующим.

Понятие «культура» специально вводится в познание, наряду с понятием «общество», для отражения отличительных особенностей той деятельности, посредством которой различные субъекты осваивают окружающий мир и осуществляют свое собственное развитие.

Этнокультуролог пытается выявить, понять, объяснить, истолковать то, что отличает этносы как субъекты культуротворческой деятельности друг от друга.

Этнокультурологу важно понять особенности жизнедеятельности различных этносов; выяснить, чем именно способы освоения мира, присущие этносам, отличаются друг от друга и отличают этносы от всех иных субъектов культуры: отдельных индивидов, социальных групп или сообществ.

 

3. Любые продукты культуры выступают для этнокультуролога как знаки и символы, несущие информацию о специфических особенностях «живой», здесь и сейчас (или там и тогда) разворачивающейся (или разворачивавшейся) деятельности конкретного этноса.

Любой результат человеческой деятельности становится объектом этнокультурологического анализа только в той мере, в какой позволяет выявить, обнаружить, продемонстрировать отличительные черты той культуры, продуктом которой он является.

Этнокультурология не подменяет собою другие науки и исследует не сами по себе социальные институты или продукты деятельности этноса, а исключительно – специфику жизнедеятельности этноса как субъекта культуры, проявляющуюся в особенностях этих любых социальных институтов и продуктов его деятельности.

Этнокультуролог всегда помнит, что вне реальной жизнедеятельности этноса существуют лишь опредмеченные, объективированные результаты его деятельности. Эти результаты являются необходимыми условиями и предпосылками осуществления культуротворческой деятельности каждого последующего поколения представителей данного этноса, но не самой деятельностью как таковой.

 

Этнокультуролога интересует не бытие вещей и идей, а бытие и деятельность конкретной общности людей в конкретных исторических обстоятельствах.

Любые социальные роли или институты, такие как государство, наука, религия, искусство и т.д., становятся объектом этнокультурологического анализа лишь тогда, когда возникает проблема выявления различий в деятельности конкретных этносов, осуществляющих реальную политическую, научную, религиозную или художественную деятельность в реальных исторических условиях.

То, чтó описывает этнокультуролог, можно назвать «социальностью изнутри», с точки зрения мотивов и манеры исполнения социальных ролей реальными этносами.

Этнокультуролог изучает:

– не содержание и функции той или иной социальной роли: ученого, учителя, политика или земледельца, – а сам процесс исполнения этой роли представителями конкретных этносов в конкретном обществе;

– не структуру и функции социальных институтов: государства, науки, искусства или семьи, – а тот смысл, который придает этим институтам конкретный этнос;

– не продукты культуры сами по себе, а воплощенный в этих продуктах способ материального и духовного освоения мира их создателей – конкретных этносов.

 

Исследуя своеобразие каждой этнической культуры, этнокультуролог исходит из принципа целостности культуры, рассматривает ее в единстве и взаимосвязи всех компонентов: мировоззренческих представлений, целей, смыслов, ценностных ориентаций, норм, идеалов, средств, методов и т.п.

Практическое руководство принципом целостности культуры означает, что:

· выяснение особенностей той или иной этнической культуры не должно превращаться в элементарное перечисление ее уникальных черт, лишенное понимания взаимосвязей, смысла и значения этих черт в целостном единстве культуры;

· без знания особенностей этнической культуры как целостного единства, невозможно понять смысл отдельных продуктов этой культуры;

· каждый продукт этнической культуры говорит с нами на языке своей культуры, но для того, чтобы понять смысл сообщения, нам необходимо знать язык, на котором оно зафиксировано;

· своеобразие этнической культуры во всех ее специфических особенностях может быть выявлено в любом продукте деятельности этноса только в том случае, когда этническая культура понята в своей целостной сущности.

 

v Например, русскую культуру как целостное явление характеризуют мировоззренческие представления русских о мире и самих себе, цели, которые русские перед собой ставили и ставят, ценностные ориентации, которых русские придерживались и придерживаются, идеалы, к которым русские стремились и стремятся, нормы, которыми русские руководствовались и руководствуются. Отражение целостной системы этих компонентов культуры мы найдем в любом феномене экономической, политической, идеологической, познавательной, художественной, религиозной и любой иной деятельности, осуществлявшейся и осуществляющейся русскими. Что бы ни совершали русские, в каком бы количестве деятельностей себя ни проявляли, они остаются все тем же этносом. И русская культура характеризует присущий только русским способ осуществления любого вида деятельности и принципы взаимосвязи всех видов и типов деятельности, которые русские осуществляют.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.