Осмотры летного поля аэродрома — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Осмотры летного поля аэродрома



Основные положения

 

6.1.1. Для обеспечения постоянной эксплуатационной готовности летного поля аэродрома необходимо своевременное проведение комплекса организационных мероприятий и работ по ремонту его элементов.

6.1.2. Содержание летного поля аэродрома заключается в контроле его технического состояния и выполнение работ по обеспечению его готовности к полетам.

6.1.3. Ремонт сооружений летного поля аэродрома представляет собой комплекс инженерно-технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств летного поля в целом, а также его отдельных элементов и конструкций.

6.1.4. В зависимости от объемов, характера, а также возможности выполнения ремонтные работы элементов летного поля подразделяются на:

текущие;

капитальные.

6.1.5. К текущим ремонтам относятся работы по своевременному и систематическому предохранению элементов летного поля аэродрома, конструкций и оборудования от преждевременного износа. Текущий ремонт аэродромных сооружений осуществляется путем проведения профилактических мероприятий и устранения повреждений и неисправностей на небольших площадях покрытия.

6.1.6. Текущий ремонт подразделяется на плановый и непредвиденный (оперативный). Плановый ремонт производится по плану-графику, утвержденному руководителем предприятия. Непредвиденный (оперативный) ремонт выполняется по мере возникновения аварийных дефектов, угрожающих безопасности полетов. Повреждения аварийного характера должны устраняться немедленно.

6.1.7. Текущий ремонт проводится в перерывах между полетами (без прекращения летной эксплуатации) силами и средствами АТС или подрядными организациями.

После окончания ремонтных работ целесообразно заключение с подрядными организациями договора на дальнейшее сервисное обслуживание отремонтированного аэродромного покрытия.

6.1.8. Для проведения оперативного ремонта аэродромно-техническая служба должна иметь базу с запасом необходимых материалов, готовых элементов конструкций и средств малой механизации.

6.1.9. Капитальный ремонт проводится на больших площадях с прекращением летной эксплуатации аэродрома и предусматривает восстановление разрушенного покрытия и при необходимости искусственного основания.

Работы по капитальному ремонту элементов летного поля аэродромов выполняются подрядными организациями, согласно разработанным проектам.

6.1.10. Ремонт аэродромных покрытий осуществляется в соответствии с проектно-сметной документацией и включает выбор способа ремонта, заблаговременную заготовку ремонтных материалов, обеспечение необходимым комплектом инструментов, машин и механизмов, подготовку участка покрытия к ремонту, выполнение ремонтных работ.



6.1.11. При проведении ремонтных работ особое внимание должно обращаться на осуществление мероприятий, обеспечивающих безопасность полетов в случае совмещения ремонтно-строительных работ с полетами.

6.1.12. При производстве ремонтных работ необходимо учитывать правила и требования техники безопасности, охраны труда и противопожарной безопасности.

 

Содержание искусственных покрытий аэродромов в летний период

 

6.4.1. При выполнении работ по содержанию летного поля аэродрома в летний период необходимо обеспечить эксплуатационные качества аэродромных покрытий: ровность; фрикционные свойства; чистоту поверхности; сохранность проектных геометрических форм и размеров.

6.4.2. Эксплуатационное содержание искусственных покрытий элементов летного поля в летний период включает:

ежедневную проверку состояния поверхности аэродромных покрытий (в том числе на участках, примыкающих к торцам ВПП);

проверку ровности аэродромных покрытий;

очистку покрытий от грязи, пыли, мусора и других посторонних предметов;

удаление резиновых отложений, битумных и масленых пятен и других загрязнений с поверхности покрытий;

поливку покрытий с целью охлаждения и обеспыливания в жаркое время;

удаление луж после обильных осадков в местах застаивания воды на поверхности покрытий;

обновление маркировки покрытий и переносных маркировочных знаков;

текущий и капитальный ремонт элементов аэродромных покрытий.

6.4.3. По результатам ежедневной проверки состояния аэродромных покрытий дается оценка их подготовленности к полетам, которая фиксируется в журнале учета состояния и готовности аэродрома к полетам (Приложение 1).



6.4.4. Ровность искусственных аэродромных покрытий проверяется весной, после полного оттаивания грунта, а также эпизодически в течение летнего периода.

6.4.5. Чистота поверхности искусственных аэродромных покрытий поддерживается регулярной уборкой: подметанием, продувкой, поливкой и мойкой покрытий аэродромно-уборочными машинами. Периодичность выполнения таких работ устанавливается в зависимости от степени загрязненности участков покрытий летного поля.

6.4.6. Очистка поверхности искусственных покрытий производится подметально-уборочными, ветровыми и вакуумно-уборочными машинами.

При очистке поверхности отряд подметально-уборочных машин должен двигаться с уступом на расстоянии 10-20 м друг от друга, перекрытие подметаемых полос должно быть не менее чем 0,5 м. Выходящие из форсунок струи воды с расходом до 0,03 , должны равномерно распыляться и перекрываться у поверхности покрытия.

 

Деформация ворса цилиндрических щеток, прижатых к покрытию, должна быть одинаковой по всей длине щетки и составлять 15-20 мм.

Длина ворса цилиндрической щетки должна быть в пределах 60-180 мм.

При подметании рабочая скорость движения подметально-уборочных машин выбирается с учетом загрязненности покрытия: при сильном загрязнении 5-6 км/ч, а при обычных условиях 10-15 км/ч.

Для уборки с покрытия стального ворса, образующегося при использовании металлических щеток, применяются электромагнитные очистители, которые движутся вслед за подметальными машинами.

Продувка покрытия осуществляется щеточно-пневматическими (ветровыми) машинами.

6.4.7. В сухие и жаркие дни для уменьшения запыленности и снижения температуры аэродромных покрытий производится поливка. Неоднократной поливке, особенно в жаркое время, подвергаются стартовые участки.

Количество воды, распределяемое по поверхности, должно обеспечивать равномерное смачивание всей поверхности, в то же время не должно происходить стекания воды. Расход воды на 1 покрытия составляет 0,2-0,5 л.

 

Поливка производится поливомоечными машинами, причем струя воды должна быть направлена вперед и вверх, наивысшая точка струи - 1,5 м от покрытия.

6.4.8. После окончания весенней распутицы искусственные покрытия, находящиеся в исправном состоянии, промываются.

Мойка обеспечивается одновременно двумя процессами: отделение пыли и загрязнений от поверхности покрытий и их перемещение в направлении продольных и поперечных уклонов к водоприемному сооружению. Расход воды при мойке на 1 покрытия составляет не менее 0,8-1,1 . Мойку следует вести под уклон.

 

Мойка покрытия производится отрядом поливомоечных машин, причем расстояние машин друг от друга составляет 10-20 м. Рекомендуется движение машин вести уступом с перекрытием обрабатываемых полос на 0,7-1,0 м.

Чрезмерно загрязненные покрытия рекомендуется мыть со скоростью 5-10 км/ч, а небольшие загрязнения - 10-15 км/ч.

6.4.9. Водосточно-дренажную систему необходимо периодически очищать от пыли и мусора (смываемых с поверхности покрытий водой) насосными машинами или машинами для прочистки канализационных сетей.

6.4.10. Первоначальную шероховатость поверхности покрытий на участках, загрязненных смазочными материалами, маркировочной краской, резиновыми отложениями и др. необходимо восстанавливать.

6.4.11. Удаление отложений резины производится химическим, механическим методами, или гидравлическим способом - струей воды высокого давления до 40 МПа.

При химическом методе происходит разрушение резины, продукты разрушения смываются водой, остатки подметаются уборочными машинами или удаляются машинами-пылесосами.

При механическом методе резиновые отложения удаляются фрезерованием, затем пыль и остатки резины удаляются подметально-уборочными машинами.

6.4.12. Загрязнения от пролитых горюче-смазочных материалов удаляются путем распыления веществ, растворяющих топливо и масла с последующим удалением продуктов реакции.

Загрязненные места обрабатывают маслопоглащающим веществом, затем очищают и подметают. При очистке покрытия химическими веществами необходимо проводить мероприятия по охране окружающей среды.

6.4.13. В летнее время на аэродроме должны наноситься дневные маркировочные знаки в соответствии с требованиями Главы V.

Дневные маркировочные знаки на покрытии очищаются от пыли и грязи и обновляются по мере износа, затирания резиной и выцветания краски.

Переносные маркировочные знаки ремонтируются по мере разрушения или износа их конструкции с обновлением окраски.

Для очистки маркировочных знаков рекомендуется применять моющие (поверхностно активные) растворы.

 

Таблица 6.1. - Классификатор дефектов покрытий

 

Описание дефектов (повреждений) Показатель повреждений Степень дефектности
Продольные и поперечные трещины в асфальтобетоне Среднее расстояние между трещинами Отсут. более 30 15-30 5-15 менее 5
Частая сетка трещин на а/бетоне Процент повреждений площади Отсут. менее 5 5-20 20-50 более 50
Эрозия асфальтобетона Процент повреждений площади Отсут. менее 5 5-20 20-50 более 50
Колея асфальтобетонного покрытия Глубина колеи, мм Отсут. менее 10 5-25 25-40 более 40
Трещины в плитах бетонного и армобетонного покрытия Процент плит, имеющих трещины Отсут. менее 5 5-10 10-20 более 20
Сколы кромок бетонных и армобетонных покрытиях Процент со сколами кромок Отсут. менее 2 2-5 5-10 более 10
Шелушения бетона на поверхности Процент плит с шелушением поверх. Отсут. менее 5 5-10 10-20 более 20
Неровности покрытия в виде уступов Высота уступов, мм Отсут. менее 5 5-15 15-25 более 25
Неровности в виде волн Высота неровности на длине 3 м, мм Отсут. менее 5 5-15 15-25 более 25

 

Обнаруженные дефекты относят к одному из приведенных в таблице 6.1, определяют объем дефектов и по этим двум признакам оценивают состояние покрытия по пятибалльной шкале.

6.5.6.16. Одна из методик по определению эксплуатационно-технического состояния аэродромных покрытий, основанная на визуальной дефектации покрытий, "весовой градации" дефектов по степени их серьезности и определения интегральной оценки состояния покрытий с учетом плотности распространения дефектов по площади покрытия приведена в Приложении 8.

6.5.6.17. Образец составления акта технического обследования искусственных покрытий элементов летного поля с заключением по техническому состоянию покрытия и рекомендациями по его эксплуатационному содержанию и ремонту приведен в Приложении 9.

 

Требования к отремонтированным участкам

 

6.5.8.1. Все отремонтированные участки покрытия любых типов по главным характеристикам не должны отличаться от основного покрытия.

6.5.8.2. Освидетельствование отремонтированного участка покрытия производится визуально и с помощью измерительных установок и инструментов. При визуальной оценке устанавливается сплошность поверхности: на отремонтированных участках не должно быть раковин, выбоин и других дефектов, ухудшающих условия эксплуатации.

6.5.8.3. Прочность на сжатие материала отремонтированного участка должна быть не меньше прочности материала основного покрытия. Несущая способность покрытия с отремонтированными участками должна быть не ниже проектного значения.

6.5.8.4. Ровность отремонтированного участка: просвет под трехметровой рейкой должен быть не более 3 мм в любом направлении, 2% результатов определений могут иметь значения просветов до 6 мм.

6.5.8.5. Превышение граней поверхности отремонтированного участка и смежных с ним участков основного покрытия не должно превышать 3 мм, 10% результатов определений могут иметь значения просветов в продольном направлении до 10 мм, поперечном до 6 мм.

6.5.8.6. Коэффициент сцепления пневматиков колес воздушных судов на отремонтированном участке, а также на участках укрепления бетона способом пропитки не должен отличаться от коэффициента сцепления с основным покрытием более чем на 10%, и быть не менее 0,45.

6.5.8.7. Толщина конструктивного слоя при замене участков плит должна соответствовать толщине заменяемого покрытия. Не более 5% результатов определений толщины могут иметь отклонения от проектных значений до минус 7,5%, остальные до минус 5%, но не более 10 мм.

6.5.8.8. На сопряжения "старого" и "нового" участков жесткого покрытия обязательно должны быть восстановлены существовавшие ранее деформационные швы. Ширина и глубина новых швов должна быть не менее ширины и глубины фактического раскрытия сохранившихся швов соседних участков, но не более 35 мм.

6.5.8.9. Для приемки отремонтированных участков должны быть представлены исходные документы:

паспорт применяемых ремонтных материалов;

сертификат качества или другой документ, разрешающий применение этих материалов для ремонта аэродромных покрытий;

гарантия исполнителя на определенный срок службы отремонтированного участка.

Составляется акт приемки в эксплуатацию отремонтированного покрытия с приложением перечисленных выше документов.

 

Ремонт цементобетонного покрытия. Подготовка поверхности цементобетонного покрытия

 

6.5.9.1. Подготовка поверхности выполняется с целью обеспечения высокой прочности сцепления ремонтных материалов с существующим покрытием. От тщательности подготовки поверхности зависит долговечность и надежность работы отремонтированного участка.

Требования к подготовке бетонной поверхности и способ производства работ устанавливаются в зависимости от степени разрушения и применяемых материалов для ремонта.

6.5.9.2. Подготовка поверхности заключается в:

очистке поверхности от пыли и грязи;

удалении различных загрязнений (пятен масла, краски и т.д.)

удалении слабого разрушенного слоя бетона;

промывке очищенной поверхности, продувке и высушивании (в случае применения ремонтных составов, которые нельзя укладывать на влажную поверхность).

6.5.9.3. Очистка покрытия от пыли и грязи производится механическими щетками поливомоечной машины и газовоздушной струей ветровой машины. Сильно загрязненные участки покрытия промываются водоструйной машиной и затем просушиваются ветровой машиной.

6.5.9.4. Удаление поверхностных разрушений, наплывов герметика, наслоений резины производится путем обработки поверхности шероховальной машиной или холодной фрезой, на глубину 1-3 мм. Обработанная поверхность очищается механическими щетками, промывается водой под давлением и высушивается с применением компрессора.

Загрязнения от пролитых ГСМ удаляются путем распыления веществ, растворяющих топливо и масла с последующим удалением продуктов реакции.

Очистка покрытий при поверхностных разрушениях и загрязнения, толщиной до 2 мм, распространенных на значительной площади, может быть выполнена с применением пескоструйного аппарата.

6.5.9.5. Отдельные глубинные разрушения покрытия перед их очисткой оконтуривают прямыми линиями параллельными швам покрытия, нарезаемыми алмазным диском. Не допускается запиливание за границы дефектного участка.

Из дефектных участков удаляют ослабленный бетон на глубину, равную глубине дефекта, но не менее требуемой толщины укладываемого слоя. Стенки вырубки должны быть вертикальными, дно горизонтальным.

Удаление бетона производится фрезерованием или с использованием маломощного ударного инструмента. Для облегчения работ во втором случае рекомендуется предварительно по площади дефектного участка нарезать пазы шагом 50-70 мм на глубину разрушения цементобетона.

Поверхность дефектного участка очищается от остатков бетона, пыли и грязи путем промывки водой под напором и продувки сжатым воздухом.

6.5.9.6. При вскрытии арматурных стержней в процессе подготовки бетонной поверхности не допускается их повреждение алмазными дисками. Минимальная глубина резанья бетона по периметру ремонтируемого участка в этом случае должна быть 20 мм, а максимальная не должна превышать толщину защитного слоя.

Вскрытые арматурные стержни должны быть полностью оголены, а зазоры между подготовленной поверхностью и стержнем должны быть не менее 10 мм при крупности заполнителя в ремонтном материала до 5 мм, и не менее 20 мм при крупности заполнителя более 5 мм.

Стальная арматура в армобетонных и железобетонных конструкциях, а также вновь устанавливаемые металлические элементы должны быть очищены от ржавчины, окалины и краски.

6.5.9.7. Окончательно поверхность ремонтируемого покрытия во всех случаях промывается струей воды под давлением. Перед нанесением ремонтных материалов на основе цемента излишки воды удаляются сжатым воздухом так, чтобы поверхность сцепления была только влажной (влажность поверхности не более 95%). В случае применения материалов на основе битума и полимеров поверхность должна быть тщательно высушена (влажность не более 4%).

6.5.9.8. Без тщательной подготовки поверхности дефектных участков покрытия укладка ремонтных материалов категорически запрещается.

 

Ремонт уступов в швах

 

6.5.9.53. Ремонт уступов в швах выполняется двумя способами:

срезкой превышения;

заделкой пониженных мест ремонтными материалами.

6.5.9.54. Срезку кромок производят фрезерованием на ширину в 100 раз большую высоты уступа. Для этой операции применяют машины, рабочий орган которых - вал с набором алмазных дисков.

6.5.9.55. Устройство выравнивающего слоя выполняют из ремонтных материалов на основе минеральных вяжущих. На РД и МС допускается использовать асфальтобетон.

6.5.9.56. Для повышения прочности сцепления выравнивающего слоя с существующим покрытием по линиям их сопряжения (контуру участка укладки ремонтного материала) прорубают паз глубиной 20-30 мм и шириной не менее 50 мм, а на остальной части ремонтируемого покрытия делают насечку внутри контура с помощью нарезчика швов. При слабом бетоне верхний его слой на глубину 20-30 мм рекомендуется, предварительно разрушив, удалить.

6.5.9.57. Поверхность дефектного участка очищается от остатков бетона, пыли и грязи промывкой водой под напором и продувкой сжатым воздухом.

6.5.9.58. Грунтование и укладка выравнивающего слоя выполняются теми же способами, что и при устранении глубокого шелушения в соответствии спунктами 6.5.9.27-6.5.9.35.

 

Ремонт просадок плит

 

6.5.9.59. Ремонт просадок плит выполняют заменой их на полную толщину или устройством выравнивающего слоя.

6.5.9.60. Размеры ремонтируемого участка следует определять по результатам геодезической съемки высотных отметок дефектного участка по углам плит и вдоль трещин, если таковые имеются.

6.5.9.61. В случае, когда деформации вызвавшие просадку стабилизировались, ремонт выполняют устройством выравнивающего слоя из материалов на основе минеральных вяжущих. На РД и МС допускается использовать асфальтобетон.

Технология ремонтных работ та же, что и при ремонте разрушения верхнего слоя покрытия на глубину более 10 мм в соответствии с пунктами 6.5.9.24-6.5.9.35.

6.5.9.62. Замену просевших плит покрытия выполняют путем их вскрытия с устранением причин образования просадки и восстановления плит покрытия. Замену плит выполняют в соответствии с требованиями пунктов 6.5.9.43-6.5.9.50.

6.5.9.63. Несущая способность восстановленного участка должна быть не ниже несущей способности существующего покрытия.

 

Герметизация швов

 

6.5.9.64. При подготовке швов к герметизации последние тщательно очищаются от старого заполнителя минитрактором с плужком с металлическим зубом переменной ширины (ширина зуба должна соответствовать ширине шва). Затем при необходимости швы разделываются нарезчиком швов с алмазными дисками со снятием фасок (при ширине шва менее 8 мм).

6.5.9.65. Очистка швов от грязи и выкрошившегося бетона производится металлическими щетками или нарезчиками швов с дисковыми щетками.

6.5.9.66. Расчищенные швы промывают водой, просушивают и обеспыливают сжатым воздухом от компрессора под давлением не менее 0,7 МПа.

6.5.9.67. На дно паза укладывают уплотнительный термостойкий шнур, с диаметром на 10% превышающим ширину паза шва. При этом используют специальный колесный уплотнитель шнура.

6.5.9.68. Боковые грани паза шва грунтуют праймером. После высыхания последнего в паз вносят герметик, при этом внутренний диаметр выходящего сопла заливщика швов не должен превышать ширину паза.

При необходимости герметик после остывания посыпают минеральным порошком для предотвращения налипания его на пневматики самолетного шасси.

6.5.9.69. Для разогрева и внесения герметиков горячего применения в швы используют плавильные заливочные устройства, основные параметры которых должны удовлетворять следующим требованиям:

рабочая температура разогрева герметиков должна регулироваться в диапазоне 110-180°С;

объемный обогрев и внутреннее перемешивание должны обеспечивать однородность плавления герметика;

время от начала разогрева герметика до момента внесения его в швы должно быть не более 3 часов;

должно обеспечиваться автоматическое выключение горелки при перегреве термального масла, автоматическое выключение мешалки при загрузке, электроподогрев шланга и аппликатора.

6.5.9.70. Герметизацию швов производят в сухую и безветренную погоду при температуре покрытия не ниже +5°С для герметиков горячего применения.

6.5.9.71. Швы заполняют на всю глубину заливки за один проход заподлицо с покрытием.

Соотношение глубины заливки шва к его ширине регламентируется технологией укладки на конкретный герметик.

 

Ремонт выбоин

 

6.5.10.15. При заделке выбоин в качестве ремонтных материалов используют плотные горячие и холодные мелкозернистые асфальтобетонные смеси.

В качестве временной меры при оперативном ремонте допускается применять литой асфальтобетон.

6.5.10.16. Ремонт покрытия с использованием горячих асфальтобетонных смесей выполняют в сухое время при температуре воздуха не ниже +5°С.

6.5.10.17. Холодные смеси, и литой асфальтобетон допускается применять при пониженной температуре воздуха до -5°С.

6.5.10.18. Подготовка ремонтируемого участка покрытия включает:

оконтуривание поврежденного участка прямыми линиями вдоль и поперек осей элементов летного поля с захватом неразрушенного слоя покрытия на 30-50 мм, при этом несколько близко расположенных выбоин объединяют одним контуром;

вырубку или холодное фрезерование асфальтобетона в оконтуренном участке на всю глубину выбоины, но не менее чем на 20-30 мм, боковые стенки должны быть вертикальными. При ремонте выбоин на двухслойном покрытии, когда сцепление верхнего слоя с нижним слоем ослаблено, покрытие вырубают на толщину слоя, а если разрушение распространилось и на нижний слой, то на всю толщину покрытия;

очистку дна и стенок ремонтного участка от мелких кусков, крошек и пыли;

обработку дна и стенок тонким слоем вязкого битума или битумной эмульсии. Избыточная смазка битумом, как и недостаточная отрицательно сказываются на качестве сцепления нового слоя покрытия со старым покрытием.

6.5.10.19. На подготовленное место (вырубку) укладывают ремонтный материал слоями по 50-60 мм, с учетом коэффициента запаса на уплотнение, асфальтоукладчиком или вручную при малой площади ремонтируемой поверхности.

6.5.10.20. Уплотнение уложенной смеси производят виброплитами или малогабаритными виброкатками, на малых площадях 0,2-1,0 с помощью трамбовки или предварительно нагретыми ручными металлическими катками. Смесь уплотняют от краев к середине.

 

6.5.10.21. Отремонтированные участки должны быть на уровне примыкающего асфальтобетонного покрытия.

 

Содержание и текущий ремонт грунтовых частей летного поля

 

6.6.1. К грунтовым частям летного поля аэродрома относятся:

грунтовая взлетно-посадочная полоса (ГВПП);

боковые полосы безопасности (БПБ);

концевые полосы безопасности (КПБ);

территория между БПБ и магистральной рулежной дорожкой (МРД);

территория между боковой полосой безопасности (БПБ) и ограждением территории аэродрома; территории прилегающие к местам стоянок самолетов (МС) и наладочно-испытательным площадкам (НИП), а также все остальные территории не имеющие искусственных покрытий.

6.6.2. Содержание и ремонт грунтовых частей летного поля в летний период включает:

проверку и обеспечение надлежащей ровности, прочности и плотности грунтов на рабочих элементах летного поля;

проведение мероприятий по обеспыливанию и уборке с поверхности посторонних предметов;

обеспечение водоотвода с поверхности летного поля и поддержание в исправном состоянии дренажно-водосточных систем;

проведение комплекса агротехнических мероприятий и улучшение состояния дернового покрова летного поля;

проведение мероприятий по сокращению нелетного периода;

обновление аэродромных маркировочных знаков.

6.6.3. Состояние грунтовой взлетно-посадочной полосы, боковых и концевых полос безопасности должно отвечать возможности эксплуатации ее определенными типами воздушных судов, базируемых на аэродроме. Не допускается эксплуатация ее судами массой больше расчетной, в данный период года.

6.6.4. Поверхность ГВПП, КПБ и БПБ должна быть однородной по прочности грунтов, тщательно спланированной и не иметь колей, впадин и других неровностей.

Контроль ровности поверхности грунтовых частей летного поля заключается в выявлении микронеровностей (колеи, выбоины, блюдца и т.п.) и мезонеровностей (изменение профиля поверхности в виде волнистости, образования бугров и впадин на участках длиной до 40 м), превышающих предельно допустимые значения, указанные в таблице 6.2.

 

Таблица 6.2. - Контроль ровности поверхности грунтовых частей ЛП

 

Эксплуатируемый тип воздушных судов Неровности под трехметровой рейкой, см Разность смежных уклонов при расстоянии между точками измерения отметок, м
Транспортные 0,040 0,030 0,020
Другие типы 0,030 0,022 0,015

 

6.6.5. Наличие микронеровностей выявляют визуально. Величина отдельных неровностей измеряется просветом под трехметровой рейкой. При микронеровностях более допустимых значений, указанных в таблице 6.2, грунтовая поверхность должна ремонтироваться.

6.6.6. Мезонеровности определяются нивелирной съемкой профиля поверхности по характерным направлениям дефектного участка.

6.6.7. Контроль ровности поверхности производится весной после полного оттаивания грунта, а также после ремонта грунтовой поверхности летного поля.

6.6.8. Прочность грунта ( ) - способность грунта выдерживать нагрузку от колес самолетов, зависит от влажности, гранулометрического состава, степени уплотнения грунта и должна проверяться весной и осенью, во время распутицы, летом - в период дождей, после ремонта и в случае изменения состояния грунта.

 

Контроль прочности грунта должен осуществляться в сроки, указанные в Приложении 13, таблица 13.2.

6.6.9. Под проходимостью воздушного судна по грунту понимается его способность стронуться с места на тяге собственных двигателей с грунта минимальной прочности для данного типа самолета и в пределах ГВПП набрать скорость, достаточную для отрыва, с обеспечением устойчивости в начальный период разбега.

Проходимость воздушных судов по грунту характеризуется:

минимальной прочностью ( ) без дернового покрова, при которой воздушное судно может стронуться с места, производить руление, разбег и пробег с образованием колеи максимально допустимой глубины ( );

 

эксплуатационной прочностью ( ), равной или выше , при которой образуется колея эксплуатационной глубины ( ), необходимая для сохранения дернового покрова.

 


Для каждого типа воздушного судна существуют свои значения прочности грунта и глубины колеи.

6.6.10. Эксплуатация воздушных судов на грунтах минимальной прочности разрешается только на грунтовых аэродромах без дернового покрова, поскольку образующаяся колея разрушает дерновый покров. Исключение составляет только те воздушные суда, для которых .

 

6.6.11. Эксплуатационная глубина колеи зависит от размеров колес главных опор воздушных судов и определяется из условий сохранения дернового покрова. В тех случаях, когда больше или равна , полеты воздушных судов могут производиться на грунтовых аэродромах с дерновым покровом при минимальной прочности грунта.

 

6.6.12. Колеи, образующиеся при полетах воздушных судов аэродромов, имеющих прочность грунта выше эксплуатационной , могут быть исправлены укаткой катками с пневматическими шинами или металлическими катками без разрушения дернового покрова.

 

Заделка колей глубиной более на грунтах прочностью ниже должна производиться сразу же после окончания полетов.

 


6.6.13. Определение прочности грунта производится с помощью ударника типа У-1 по методике, изложенной в Приложении 13, или пробным рулением нагруженного самолета со скоростью 8-15 км/ч с последующим измерением глубины колеи. По глубине колеи конкретного типа самолета устанавливается условная прочность грунта, которая используется для определения возможности взлета или посадки.

6.6.14. Плотность грунта в значительной степени обуславливает его прочность, а также устойчивость к воздействиям погодно-климатических факторов.

Коэффициент уплотнения грунтов (отношение величины фактической плотности грунта к величине его максимальной плотности) на глубину до 30 см должен быть не менее:

на стартовых участках ГВПП, местах опробования двигателей, путях руления: для песков и супесей - 0,95, для суглинков и глин - 1,00;

на средних участках ГВПП и остальных грунтовых элементах летной полосы, а также для насыпных грунтов на летном поле, не входящих в летную полосу - 0,90 и 0,95 соответственно.

Коэффициент уплотнения грунтов на глубину до 55 и до 70 см может быть снижен не более чем на 5 и 15% соответственно.

6.6.15. Грунты рекомендуется уплотнять при оптимальной влажности, при которой достигается максимальная плотность средствами уплотнения при минимальных затратах. Допустимые отклонения влажности грунта не должны превышать 0,8-1,1 величины его оптимальной влажности.

При недостаточной влажности уплотнение грунтов потребует использование более тяжелых катков, а при избыточной влажности - времени на просушку или применения различных катков с постепенным переходом от легких к тяжелым.

6.6.16. Число проходов катков по одному следу рекомендуется ориентировочно принимать согласно таблице 6.3.

 

Таблица 6.3. - Число проходов катков по одному следу

 

Толщина уплотнения, см Песчаные и супесчаные грунты Суглинистые и глинистые грунты
коэффициент уплотнения ориентировочное число проходов катков коэффициент уплотнения ориентировочное число проходов катков
гладких металлических на пневматических шинах массой 10-50 т гладких металлических на пневматических шинах массой 10-50 т
0,95 1,00
0,90 0,95
Примечания: 1. Тип грунта определяется на основе данных лабораторного анализа его гранулометрического состава, а в полевых условиях - приближенным способом по методу Красюка (Приложение 13, таблица 13.3); 2. Катки массой 25-50 т применяются на грунтах с влажностью ниже оптимальной.

 

6.6.17. Объем выполняемых измерений прочности и плотности должен быть не менее, чем в трех точках на поперечнике грунтовой части летного поля на каждые 2000 . При этом поперечник размещают не реже, чем через 50 м.

 

Качество уплотнения грунта контролируется сравнением его фактической плотности с максимальной (коэффициент уплотнения).

6.6.18. Прочность уплотненного грунта определяется выборочно, прежде всего, в тех местах, где первоначальная ее величина (перед уплотнением) была наименьшей. Определение прочности производится не раньше чем через 5-6 часов после завершения работ по уплотнению грунта. При этом учитывается, что последующие 1-4 суток после уплотнения грунта его прочность обычно возрастает на значение до 2 .

 

6.6.19. Если по результатам контроля качества работ по уплотнению грунта обнаруживаются участки летного поля с недостаточной плотностью или прочностью грунта, то принимаются необходимые меры по дополнительному его уплотнению.

6.6.20. Грунтовая летная полоса считается пригодной к эксплуатации, если:

средняя прочность грунта на летной полосе не ниже допустимой величины ( ) для данного типа воздушного судна;

 

отсутствуют участки протяженностью более 10 м со средней прочностью грунта менее ;

 

неровности не превышают значений, приведенных в таблице 6.2.

 

Содержание и ремонт грунтовых частей летного поля аэродрома без дернового покрова

 

6.6.21. Содержание и ремонт грунтовых частей летного поля без дернового покрова предусматривает планировку, исправление микрорельефа, заделку колей и уплотнение грунта укаткой на отдельных участках и элементах летного поля.

6.6.22. Планировочные работы выполняются с целью придания грунтовой поверхности ровности, отвечающей требованиям безопасности полетов, и уклонов, обеспечивающих отвод атмосферных и паводковых вод.

На аэродромах, грунты которых имеют каменные включения (гравий, щебень), необходимо систематически производить планировку поверхности с последующим увлажнением, укаткой тяжелыми гладкими металлическими катками и удалением несвязных камней во избежание повреждения самолетов.





Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.032 с.