Библия короткое путешествие по главам — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Библия короткое путешествие по главам

2017-10-16 196
Библия короткое путешествие по главам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

БИБЛИЯ КОРОТКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГЛАВАМ

Создание мира

Бог создал мир легко. Вначале ничего не было, а затем вдруг богу захотелось его сотворить (причина неизвестна). Появилась земля и небо, остальное бога не волновало. Сразу же после сотворения, пока еще ничего другого не было, так называемый святой дух носился над водой.

В первый день бог создал свет и отделил его от тьмы, но «светила» создал только на четвертый день творения. Чуть ранее он отделил сушу от моря и создал растительность (без «светил»). В пятый день он создает птиц, а на шестой других животных и человека. Затем бог решил, что все это хорошо, а седьмой день — выходной.

В библии есть разделение на Элохиста и Яхвиста[2], то есть в первых главах библии написаны разные истории об одном и том же. В одном рассказе бог упоминается в единственном числе, в другом — во множественном. Элохим означает не бог, а боги. Почему боги? Есть гипотеза, что Элохим для составителя древнего текста символизировал древних богов — Эла (верхное божество западносемитской мифологии) и его жену Ашеру[3], так как: «И сотворил бог человека по образу своему, по образу божию сотворил его; мужчиной и женщиной сотворил их».

Человек — венец творения?

В первом варианте, когда человек был создан на шестой день, ему отводится роль хозяина, заместителя бога, а во втором варианте (2 глава кн. бытие) указано, что человек создан из праха земного для того, чтобы возделывать землю, а не господствовать над ней. Во второй версии бог вначале создал человека, а затем животных. Это не вызывает противоречий, поскольку первая версия популярнее второй, их логически связывают, а не упоминают по отдельности. Человека звали Адам, а женщину — Ева.

В популярной трактовке человек создан по образу и подобию бога, бог создал мир для человека, однако сотворение женщины берут из второй версии. Бог создал ее из ребра мужчины и изначально женщина не равна мужчине, а всего лишь его помощник. К слову, животные по второй версии также являются помощниками человека. Вторая версия появилась в период развитого патриархального земледельческого общества.

Райские кущи

В раю живется хорошо, но есть правило: человеку запрещено есть с дерева добра и зла. Для чего нужны эти деревья — загадка. Бог пообещал человеку, что если тот съест яблоко, то сразу же умрет.

Легенда не указывает на то, что бог создавал зло, однако вдруг появляется новый персонаж — говорящая змея. Если кто-то считает, что говорящая змея — дьявол или нечто схожее, то он ошибается. Говорящая змея — отдельный персонаж, который, возможно, символизировал какое-нибудь древнее языческое божество.

Говорящая змея вступает в диалог с первой женщиной, причем змея, судя по всему, окончила уроки софистики у древних греков, так как использовала уловки, как будто была специально этому обучена, а вот человек особым умом не отличался. Странного помощника человеку создал бог.

В итоге Ева сдалась, вкусила плод, а затем предложила его Адаму. После этого нарушения люди не умерли, хотя бог им и пообещал это. Доказывая вновь свою неразумность, люди решили скрыться от бога.

Это было то самое грехопадение. Бог грешников нашел, а затем обвинил. Адам обвинил Еву, а Ева — говорящую змею. Бог решил: нужно наказать всех. Причем не троих, а всех людей, всех змей и всех «помощников» человека — зверей, так как они оказались на грешной земле. Он проклял змею, что отныне, она будет ползти на своем чреве и есть прах. У женщины — боли при родах (видимо, бог также заодно решил наказать многих животных) и она должна терпеть деспотизм мужа. А мужчина обязан в поте лица добывать еду.

Затем бог изгнал людей из рая, а на вход поставил охранника — херувима. В общем, «золотой век» человечества продолжался недолго.

Братоубийство. Ветвь Каина

Несмотря на изгнание, отношения с божеством не прервались. Люди почитали создателя, а тот любил жертвоприношения. У первых людей появились дети по имени Каин и Авель. Каин был земледельцем, а Авель — пастухом. Конкуренция у братьев началась из-за жертвоприношения. Богу понравились дары Авеля, а вот дары Каина не произвели никакого впечатления. Это разозлило Каина, он возненавидел брата. В скором времени Каин убил Авеля.

После чего Каин скрывался. Он очень боялся, что его убьют, хотя это странно, так как в первое время не было никаких упоминаний ни о братьях, ни о сестрах. Однако, судя по библейскому повествованию, люди уже были. Откуда они взялись — неизвестно. Бог, дабы успокоить братоубийцу, наложил на него знамение «каиновая печать», чтоб его никто не убил.

Затем Каин буквально на раз-два основал город, нашел жену. Все его потомки, судя по библейскому рассказу, — кенеи. Люди грубые, часто убийцы, которых преследует злой рок основателя рода. Но в то же время среди потомков Каина были «основатели» древних занятий: Иавал — пастух, Иувал — музыкант, Тувалкаин — кузнец всех орудий. Понятно, что у них все автоматически получалось. Взяли да придумали. Это типично для библии.

Род человеческий

Каин не был единственным оставшимся сыном Адама и Евы. Тем более что потомки Каина вовсе не были лучшими представителями человечества. Лучше были потомки другого сына первых людей — Сифа, который занял место Авеля.

Остальные рассказы созданы для того, чтобы подогнать все к истории еврейского народа, чтобы связать Адама, Еву и Ноя. То есть затем перечисляют «предков». И там есть интересная информация. Так, Адам прожил 930 лет, а его сын Сиф — 912. Ближайшие потомки не меньше. Но потомки потомков первых людей уже жили меньше, «всего» 300-400 лет, как, например, Енох (365 лет). Причем Енох прожил не только столько лет, сколько дней в году, но еще и бог его забрал на небо. В общем, в этих списках смысл такой: бог хотел заселить землю. Опять-таки неизвестно, для какой цели.

Причина всемирного потопа

Довольно скоро происходит всемирный потоп. Здесь главное — причина. В общем, некие «сыны божьи» (то ли мелкие боги, то ли ангелы) увлеклись дочерьми человеческими. Приходили на землю и «грешили». От этих связей рождались «исполины» (судя по всему, что-то вроде Геракла). Бог разгневался, причем в большей мере на людей, а не на своих сынов. История о подобных похождения есть во многих мифах разных стран.

Бог задумал уничтожить людей. Но не силой мысли, он задумал всемирный потоп, чтобы почти в точности повторить легенду из эпоса о Гильгамеше[4].

Потоп. История Ноя

Бог считал почти всех людей грешниками, но все-таки нашел одного праведника — Ноя. Ною он сообщил о своих планах по истреблению людей и животных, а затем велел построить ковчег, взять с собой семью (жена, сыновья и их жены) и по паре всех животных. Размеры ковчега — длина 300 локтей (133.5 м); ширина 50 локтей (22.25 м), а высота 30 локтей (13.35 м). Грузоподъемность такого судна, вероятно, недостаточна для всех видов.

Надо понимать, что помимо животных на корабле должна быть вода и еда. 8 человек должны кормить животных всех видов. В библии есть две версии этого события, которые следуют одна за другой. В одной версии Яхве, а в другой — Элохим. В версии, где Яхве, потоп длится 40 дней, а в версии Элохима — 150 дней. А вот на плаву ковчег оставался по одной версии 7 месяцев, а по другой — 10.

Но что точно — вода уничтожила все, были покрыты даже самые высокие горы. Естественно, авторов библии не занимает вопрос, каким образом в таких условиях можно выжить. Неужели животные размножались прямо в ковчеге? Ведь представители многих видов живут вообще пару месяцев, а иногда и меньше, не говоря о насекомых.

Со временем бог осушал землю, но не сразу. После остановки ковчега на горе Арарат Ной выпустил ворона, затем голубя. Птицы возвращались — земля не высохла. Ной подождал и снова выпустил голубя, тот вернулся с масличным листом в клюве. Видимо, на растительность потоп никак не повлиял. Вскоре с ковчега вся эта выборочная совокупность вышла, а Ной принес жертвоприношение. Это было не очень умно, если там действительно была только пара животных.

Богу настолько понравилось благоухание жертвы, что он решил раз и навсегда, что больше уничтожать людей не будет. Кто же ему еще доставит такое удовольствие? Бог заключает с людьми завет, а знак завета — радуга.

Люди, конечно, особо не изменились. Ной вот хорошо устроился на земле, особенно его интересовало виноделие. И как-то раз он перепил вина, лежал в шатре обнаженный, а один из сыновей — Хам — решил, что это довольно-таки забавное зрелище. Вначале сам посмеялся, а затем пригласил братьев. Но братья шутку не оценили и накрыли пьяного отца.

После того как праведник Ной протрезвел, ему стало известно о выходке Хама. Сына своего он проклял; заявил, что потомки Хама должны быть рабами, а потомки Сима и Иафета — господами. Так библия объясняет «естественность» рабства. Понятно, авторы библии считали себя потомками господ.

Избранный народ Авраама

Раньше народ был един, но были рабы и господа. Теперь же народ разделен. Бог поступил интересно — выделил «избранных», оставив остальное человечество. Избранный богом — Аврам, который стал Авраамом и его жена Сара, которую назвали Саррой. Авраам, конечно, — потомок Сима.

Как-то раз Бог явился Аврааму и сказал, чтобы тот искал путь в Ханаан. Авраам отправился туда с женой и с племянником Лотом (с ними скот и рабы). Но долго они там не задержались, а со временем рассорились и разделились. Лот оказался в Содоме.

Авраам же продолжал следовать туда, куда ему указывал бог. Бог постоянно обещал ему многое, но самое главное, что великий, или избранный, народ непременно будет из его колена и вскоре этот народ овладеет землей Ханаанской.

Поскольку «потомкам Авраама» нужна была красочная история, она довольно быстро появилась. Некие «восточные цари» пошли на город Содом. Авраам быстро собрал 318 воинов и легко, не без помощи божества, победил войска четырех царей, освободил племянника из плена. Понятно, что об этом величайшем подвиге нигде, кроме библии, не написано.

Но на месте оставаться Авраам не мог. Когда он оказался в Египте, то с ним непременно должен был встретиться сам фараон, который сказал, что жена Авраама прекрасна, что он прямо-таки никогда такой красоты и не видел. Надо заметить, что Сарре на тот момент было всего лишь 65 лет. Ее еще не раз похвалят за красоту и позже, когда ей было 90 и более 100 лет.

Авраам выдавал красотку за сестру, так как боялся расправы. Схему проворачивали несколько раз: Сарру отдавали царям, но очень быстро к царям обращался бог и они не только возвращали ее Аврааму, но еще и одаряли их.

Сарра не могла родить ребенка Аврааму. И это проблема, так как его потомки — избранный народ. Что же делать? Сарра решила отдать Аврааму служанку Агарь, та родила ему сына, которого вместе с матерью сама же Сарра выгнала из-за ревности. Вторая попытка тоже не увенчалась успехом, очередная наложница родила, но тот сын тоже никак не мог быть в глазах бога наследником Авраама. Зато впоследствии эти истории использовались в исламе, и некоторые арабские племена ведут свою родословную именно от этих сыновей — Измаила и Мадиана.

Яхве решил — шутки в сторону. Во время очередного разговора с Авраамом он заявил: заключаю с вами союз, беру под защиту ваш род, впоследствии еврейский народ, и отдаю вам всю землю Ханаанскую. Условия для евреев достаточно просты: нужно обрезать крайнюю плоть, чтобы отличаться от остальных. Это правило странное по той причине, что в той местности обрезание было типично не только для евреев.

Только когда Аврааму стукнуло 100 лет (а прожил он 175) Сарра забеременела. Родился Исаак. Бог решил посмеяться над Авраамом и, когда Исаак подрост, заявил, что долгожданного сына стоит принести в жертву. Авраам покорился. Когда Исаак лежал на жертвеннике, а Авраам уже стоял с ножом, его остановил ангел, мол, это просто испытание веры.

Израиль. История Иакова

Иаков — один из главных персонажей в Ветхом Завете, от него ведут родословную все праотцы Израиля. Это выделяется в библейском тексте. Отец Иакова Исаак долго ждал потомства, постоянно молился богу, и спустя время «чудо» произошло. Жена Ревекка получила известие, что в ее теле бьются праотцы двух народов. Это были близнецы Исав и Иаков. Отец больше любил Исава, а мать — Иакова. Исаак был охотником, а Иаков — пастухом.

Как-то раз Исав вернулся домой, хотел есть, но Иаков не дал ему пищу, пока тот не «подарил» ему первородство. Дело в том, что Исав родился раньше Иакова, а первородство было очень важно, так как приносило две части отцовского наследия. За тарелку чечевицы Исав передал брату право на первородство.

Исав не относился серьезно к этой передаче, однако Иаков и мать решили обмануть Исаака. Когда Исаак был стар и зрение было плохое, он призвал Исава и попросил наловить дичи, приговорить еду, за что обещал благословить. Хитрая жена подслушала разговор и, пока Исав охотился, приготовила пищу, отдала ее Иакову и послала к отцу. Иаков должен был прикинуться Исавом, чтобы получить благословение. Отец сомневался, но все же дал благословение. После этой истории (а подобных историй в библии полно) Иаков бежал, так как понимал, что Исав отомстит.

Он отправился к родственникам. Как-то ему приснился сон. Там лестница на земле, и если по ней подняться на небо, то наверху были ангелы и бог. Эту лестницу, как посчитал автор библии, использовали ангелы. Во сне бог благословил Иакова.

Когда Иакова прибыл в Харран, ему приглянулась дочь дяди по имени Рахиль. Он попросил ее в жены, но не просто так, а предложил себя в качестве рабочего на 7 лет. Но через 7 лет Иакова обманули, вместо Рахили подсунули другую дочь, причем уродливую. За Рахиль избраннику божьему пришлось трудиться еще 7 лет, а затем еще 6 за приданное.

Иаков устал, что его постоянно обманывают, и решил обмануть хозяина дома. Он сказал главе семейства Лавану, чтобы тот ему за работу отдавал всех ягнят козлят, которые рождаются с крапинками. Лаван согласился, потому что это большая редкость. Короче, Иаков проделал какие-то манипуляции с пищей животных, в итоге все потомство было с крапинками. Иаков разбогател, а затем похитил имущество Лавана и бежал.

Естественно, Лаван погнался за ним, а когда догнал — обвинил в краже, так как у него украли даже домашних идолов. Спор, однако, решился в пользу Иакова, так как действительно у него в женах были дочери Лавана.

После этого был интересный случай. Иаков отдыхал в шатре, и к нему ночью кто-то вошел и начал с ним бороться. Боролись они до зари. Так как существо не могло победить Иакова, то пришлось схитрить. Существо коснулось бедра и тут же повредило сустав избранного персонажа. После этого Иаков понял, что перед ним сам бог. Бог же заявил, что теперь имя избранника не Иаков, а Израиль, потому что он боролся с богом и теперь людей легко одолеет. Это, видимо, главный подвиг Иакова.

Дети избранного

У Иакова было много детей. Однажды произошла странная история. Дочь Израиля Дину похитил и изнасиловали князь Сихем. Он почти сразу же решил жениться на жертве.

Он спросил у отца и братьев — каковы условия. Они заявили, что условие — обрезание. Сихемцы на это пошли. Однако после обрезания братья все же отомстили за сестру — напали на город, устроили резню, мародерствовали, хотя изнасиловал их сестру только один человек. Сестру они отбили. После этого семейство покинуло новый дом, так как боялось мести.

Затем еще одна странная история, связанная с великими «традициями». Жена сына Иакова Иуды родила трех сыновей — Ира, Онана и Шела. Ир женился, но не успел оставить потомство, так как бог его убил (причина — «делал злое»). После чего жена автоматически перешла Онану. Почему это произошло? Все дело в наследстве. Избранному народу было важно, чтобы имущество не доставалось представителям других племен. Рожденные дети в этом браке считались бы наследниками не Онана, а именно Ира.

Онан не хотел детей, и поэтому, как написано в библии: «когда входил к жене брата

своего, изливал (семя) на землю, чтобы не дать семени брату своему». Бог его уничтожил. Забавно, что в представлении еврейских народов именно Онан является предтечей онанизма. Видимо, до него подобных явлений не было.

Остался один сын. Тут все крепко задумались. Черную вдову отправили домой, но она не захотела лишаться наследства, так что пошла на хитрость. В общем, сняла она вдовье покрывало и оделась как «блудница». Затем соблазнила не Шела, а его отца Иуду и зачала от него.

Святой Иосиф

Иосиф был хотя и не старшим, но любимым сыном отца, за что его ненавидели братья. Иосиф способствовал этому, так как рассказывал свои сны, где видел, как братья ему поклоняются. Как-то раз, пока братья пасли скот, Иосиф пришел узнать, здоровы ли они. Тогда братья и решили его убить. Рувим рассудил, что лучше не убивать, а бросить в ров, а Иуда предложил продать Иосифа. В общем, продали они Иосифа, а отцу сказали, что Иосифа съели дикие звери. В качестве доказательства предоставили окровавленную одежду.

Иосифа продали в Египте царедворцу фараона. Ему не повезло, так как жена хозяина пыталась его соблазнить, а когда у нее ничего не вышло, то обвинила Иосифа в домогательствах. В итоге бедняга оказался в темнице.

В темнице Иосиф становится популярным, так как всем подряд разгадывал сны. К нему все чаще приходили разные люди за толкованием снов. И однажды странный сон приснился фараону. Никто не мог ему поведать смысл этого сна. Ну и кто-то, конечно, посоветовал ему обратиться к Иосифу. Фараон последовал совету.

Иосиф растолковал: во сне из Нила вышли 7 тучных коров, а затем 7 тощих, эти тощие съели тучных. Был еще аналогичный сон, но там вместо коров колосья. Иосиф сказал: 7 тучных коров — 7 лет изобилия в Египте, а семь тощих — 7 лет голода. Иосиф заявил: нужно наполнять закрома в течение 7 лет изобилия.

Фараон посчитал, что это разумно. Он не только освободил Иосифа, но и наделил его полномочиями. Иосиф отвечал за урожай. Действительно, 7 лет было изобилие, затем наступил голод. В это время Иосиф отвечал за распределение пшеницы. Так как был голод, людям пришлось отдавать все за еду. Вначале деньги, потом земли, а в конечном итоге им приходилось продавать себя в рабство. Большинство жителей стали «рабами от одного конца Египта до другого».

В это время от голода страдали не только в Египте. Иаков отправил своих сыновей в Египет за пищей. Братья тогда поклонились Иосифу и просили еды, они не узнали брата. Иосиф знал, кто перед ним, но сразу признаваться не стал, а расспрашивал их о семье.

Братьям пришлось возвратиться назад за младшим сыном Иакова — Вениамином. Это было условие Иосифа. Когда они возвратились в Египет, Иосиф их встретил, дал им пшеницу, но схитрил, и в один из мешков положил чашу. Когда братья отправлялись домой, Иосиф велел охране обыскать их, там была обнаружена эта чаша. Их обвинили в воровстве. Братья раскаивались, клялись, что ничего не сделали, Иосиф тогда раскрыл карты. В общем, произошло примирение братьев.

Братья вернулись за отцом и сказали, что теперь Иосиф «владычествует над всею землею Египетскою». Вся семья зажила в Египте. Иосиф считался праотцем нескольких племен.

Египетское пленение

Прошло какое-то время и евреи перестали «владычествовать» над Египтом. Произошло это почти сразу после смерти фараона, который считал Иосифа великим мудрецом. Новый фараон использовал евреев как рабочую силу, заставлял их работать в самых тяжелых условиях.

Фараон рассчитывал, что если евреи будут только трудиться, то в скором времени их будет меньше, однако их становилось только больше. Фараон приказал повивальным бабкам убивать новорожденных евреев, но они не делали этого. Так что фараон приказал бросать каждого еврейского ребенка в реку.

Моисей

В таких условиях жить невозможно. А поскольку евреи — избранный народ, то бог никак не мог допустить их полного уничтожения. Нужен был герой. Мать Моисея не выбросила в реку, а скрывала. Она сплела корзину и оставила младенца возле реки, а сестра за ним следила.

Как-то раз дочь фараона гуляла возле этого места и обнаружила младенца. Она его пожалела и взяла к себе. Более того, она связалась и с сестрой, и с матерью, так что они навещали Моисея, мать вообще была кормилицей.

Моисей, когда подрос, осознал несправедливость мироустройства и решил, что с этим нужно что-то делать. Однажды он был свидетелем того, как египтянин избивал еврея. Моисей проследовал за обидчиком и убил его, после чего бежал из Египта.

Герой повествования попал в землю Мадиамскую, где даже нашел жену. Пока он пас стада Иофора, к нему явился бог в виде горящего и говорящего куста. Бог сообщил новость Моисею — евреи страдают в Египте. Затем он отметил, что именно Моисей должен решить эту проблему, в чем ему поможет бог. Бог также ему поведал, что выведет всех евреев в страну, где «текут молоко и мед».

Моисей тогда был скептиком и задал вопрос: какой бог к нему обращается? Бог назвал себя Яхве, перечислил основных персонажей библии — Авраама, Исаака и Иакова. Однако и после этого Моисей оставался скептиком. Веры, как видно из рассказов библии, не требовалось. Все эти личности знали, что бог есть, но все равно сомневались. Будущий освободитель евреев так и сказал богу, что ни фараон, ни евреи ему не поверят.

Бог тогда научил его трюкам: превращение жезла в змею, а затем обратно. Поразил Моисея проказой и исцелил. А еще воду превратил в кровь. Но Моисею и этого было мало. Он сказал богу, что очень плохой из него оратор. Бог и тут нашел что сказать: брат Моисея Аарон будет говорить. Тут странно вот что: евреев убивали всех, а брат Моисея спокойно жил в Египте.

Исход

По пути в Египет Моисея встретил брат Аарон, назначенный богом в помощники. Они пришли к «народу», и «народ» поверил им. В библии всегда все так просто, что несколько человек могут поговорить со всем «народом» в сжатые сроки. Затем братья отправились к самому фараону, видимо безымянному.

Фараон, который ненавидел евреев, почему-то отказался их отпускать. Более того, фараон разозлился и поэтому угнетение усилилось, а народ уже не ликовал по поводу появления Моисея, а возненавидел его. Тут самое интересное в том, что бог наслал на фараона «злого духа», то есть по собственной воле, возможно, он бы и отпустил евреев, но богу нужна была хорошая история.

В такой сложной ситуации богу не оставалось ничего, кроме «десяти казней». Первая — превращение воды в кровь, а последняя — первенцы людей и скота у египтян погибали, а у евреев прибавлялись. Фараону пришлось вызвать Моисея и согласиться на все требования божьих людей. Евреи покинули Египет. Но прежде они потребовали золото и серебро за годы угнетения, так как их труд не был оплачен.

Спустя время фараон передумал и вместе с войском решил догнать евреев и вернуть их в Египет. Войска заметили евреев у чермного моря, но тут произошло чудо — море расступилось, евреи спокойно прошли по сухому дну. А вот египтяне утонули.

Затем евреи только шли к тому самому месту, где «текут молоко и мед». Пустыня — не лучшее место, в чем могли убедиться, судя по рассказу, миллионы. Как только эти люди обнаружили воду, то не смогли ее пить, так как она была горькая. Естественно, сразу же все обратились к Моисею, избраннику божьему. Моисей бросил в воду ветку, она стала сладкой.

Со временем запасы еды у евреев закончились, но и тут у Моисея был выход — бог по его просьбе послал хлеб и перепелов прямо с неба. Потом, чтоб запить все это дело, Моисей добыл воду из скалы магическим образом.

Путешествие не обошлось без конфликтов. Во время схватки с амаликитянами евреям пришлось пойти на хитрость. Они побеждали тогда, когда Моисей поднимал руки вверх, а проигрывали тогда, когда он опускал руки. В общем, пришлось поддерживать руки Моисея, чтоб обеспечить победу.

Божьи заповеди

Бог уже много раз заключал союз со своими избранниками. Вначале со всем человечеством, потом речь шла о группе родов, теперь же только с одним народом — сынами Израиля.

Случилось это тогда, когда евреи дошли до горы Синай. Моисей провел вокруг горы черту, чтоб никто не смел ее переступать, ибо так угодно богу. Дело в том, что в то время бог находился на горе и никого видеть, кроме Моисея, не желал.

Моисей услышал заповеди. В библии есть несколько вариантов, которые немного различаются, но суть одна. Первые три заповеди связаны с божеством: не произноси имя бога напрасно, не поклоняйся другим богам. Четвертая — день субботний, когда нельзя работать. И остальные:

  • Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  • Не убивай.
  • Не прелюбодействуй.
  • Не кради.
  • Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  • Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Помимо этого в библии еще есть законы завета. Например, там как раз содержится известный принцип «око за око, зуб за зуб», а также написано, какая ответственность ждет того, кто нарушит заповедь «не убивай» — «да будет предан смерти». Моисей с богом тогда урегулировал все, что только можно на тот момент. Не только законы и заповеди появились, но еще и культовые правила. Какую нужно носить одежду, как жертвовать богу и что и т. д. Так просто доказывался простой тезис: священные правила, сложившиеся во время написания этой легенды, незыблемы.

Также евреи должны создать некий ковчег завета — «И пусть сделают ковчег из дерева ситтим: два локтя с половиною длина его и полтора локтя ширина, и полтора локтя высота его. И обложишь его чистым золотом; изнутри и снаружи покрой его; и сделаешь на верху его золотой венец кругом». В этом ковчеге скрижали, всякие необходимые религиозные реликты и даже сам бог будет через него говорить с «избранными», ковчег считался домом Яхве.

События на горе, явно божественные, так как бог демонстрировал свою «славу», воодушевили людей на то, чтобы пообещать божеству верность. В знак верности, пока Моисей все еще находился на горе, евреи соорудили идола, который олицетворял Яхве. Но как выглядит бог? Неизвестно. Брат Моисея Аарон собрал все золотые украшения и отлил из них золотого тельца. Мол, это и есть бог. Тельцу поклонялись почти все евреи.

Но тут спустился с горы Моисей со скрижалями (10 заповедей). Как только он увидел евреев, то сразу же разбил скрижали, а затем быстренько сжег золотого тельца в огне. Золото ведь так легко плавится на костре, особенно если в этом процессе участвует сам Моисей.

Затем благочестивые мужи племени Левия бросились на идолопоклонников, которые считали, что молятся правильному богу, и изрубили тысячи человек. За что эти замечательные люди получили право быть первосвященниками. Получили право собирать десятину. Аарон, который создал идола и заставил других ему поклоняться, никак не пострадал. Он как был, так и оставался голосом Моисея.

После резни Моисей вновь отправился на гору за новыми каменными скрижалями от бога. По возвращению у Моисея был нимб, который затем изображали на иконах всех святых. Понятно, что раз автором всех этих норм был бог, то их исполнение — обязанность евреев.

Путешествие по пустыне

Евреи отправились в Ханаан, так как считали эту территорию своей землей «по праву». В библии указано, что евреев вел сам бог 40 лет намеренно, чтобы «испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди его, или нет; он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною... И знай в сердце твоем, что Яхве, бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Итак храни заповеди Яхве, бога твоего, ходя путями его и боясь его».

Весь этот путь бог над евреями издевался. Они же терпели все из-за того, что шли к земле обетованной, где заживут чуть ли не как в раю. Например, как-то раз во время голода евреи захотели мяса, бог им отправил перепелов с небес, но на этот раз пища была частично отравлена, так что многие евреи умерли, это место, где по легенде умели люди, называется «гробы прихоти».

Когда все-таки евреи приблизились к Ханаану, но все еще находились достаточно далеко от него, то послали разведчиков. Интересно, почему они не решили поверить богу на слово, что там «течет молоко и мед»? Однако сообщение подтвердилось. В качестве доказательства несколько человек принесли виноградную гроздь, которая ни к молоку, ни к меду отношения не имеет. Но помимо хорошей новости была и плохая. Город, как сказали разведчики, силен. Захватить его в тех условиях можно только при помощи божественных сил.

Некоторые евреи испугались и решили свергнуть Моисея и Аарона, поскольку те, по представлению заговорщиков, оказались лжецами. Евреи ожидали, что придут на все готовенькое. Бог покарал неверных сразу же. Остальных, которые сомневались, истребил по пути разными способами. И в итоге прийти к месту могли только родные Халева и Иисуса Навина, а также лица, которым не исполнилось 20 лет. Остальные должны были остаться в пустыне и там умереть.

Иисус Навин

После смерти Моисея главным стал Иисус Навин — полководец. Основная задача Навина — захват Ханаанской земли. У Навина преимущество — на его стороне божество. Военная операция началась с того, что разведчики отправились в Иерихон, где их приютила блудница Раав, а затем помогла разведчикам бежать. Естественно, Раав никто не трогал во время захвата города.

После доклада разведчиков повторился фокус Моисея. Избранный народ перешел Иордан, не замочив ноги, так как воды расступились. Евреи приготовились к атаке, а затем прокляли город и пообещали принести в жертву богу все живое и неживое.

Брали Иерихон. Конечно, вначале евреи обносили ковчег, в котором обитал бог, вокруг стен этого города, после этого странного обряда священники затрубили в трубы и стены города обвалились. Затем началась богоугодная резня: «И предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечом». Повезло, как говорилось выше, только одному самому достойному человеку в городе — блуднице, укрывательнице убийц. Затем был захвачен город Гай.

В землях Ханаанских по этому поводу шли разговоры. Местные цари предложили объединить усилия, но жители Гаваона все-таки посчитали разумным примкнуть к евреям, так как видели в них победителей. Иисус Навин принял их помощь, но когда узнал, что те его обманули (они сказали, что не жители Ханаанских земель, а жители дальних земель), то вместо благочестивого убийства превратил их всех в вечных рабов. Суров, но справедлив!

Вскоре ханаанские цари узнали, что гаваонцы — предатели, и решили истребить их. Однако Иисус не оставил новых союзников, пускай и вечных рабов. Он встретил местных царей и победил их. В этом ему помогли чудеса. Во-первых, большая часть противников полегла из-за божественного града. А затем Иисус остановил солнце и луну: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!». Солнце и луна остановились до тех пор, пока евреи не победили своих врагов. Несмотря на такую поддержку, завоевание Ханаанских земель продолжалось очень долго.

Позднее Иисус Навин участвовал в объединении 12 израильских колен. Основа союза — вера в Яхве. После объединения Иисус умер. В библии сообщается, что бог выполнил все, что обещал. Хотя это странно, так как, судя по рассказам, никакого особенного благоденствия там и близко не было. А земля не досталась евреям легко, ее пытались захватить довольно долго.

Судьи Израилевы

Когда евреи контролировали Ханаан, их положение не было крепким. Войны с местным население — обычное дело. В книге судей указано, что евреям пришлось бороться за землю Ханаан 250 лет.

Книга судей так зовется потому, что в один момент евреи перестали верить в Яхве, снова стали язычниками. После чего их взяли в плен мадианитяне, а освободили их именно судьи в тот момент, когда евреи вновь уверовали в правильного бога. Собственно каждый раз, когда евреи проигрывали тем или иным народам, это было связано с их слабой верой. Чем сильнее вера, тем больше шансов на победу.

Один из главных персонажей книги — судья Гедеон. Он также оставил Яхве на некоторый период. Вот сразу после того, как евреи вновь поверили в Яхве, пока находились в плену, к Гедеону пришел ангел и просил освободить евреев. Гедеон, будучи скептиком, потребовал доказательств у ангела, тот показал довольно слабый фокус, если сравнивать с фокусам Моисея и Иисуса Навина, — Гедеон положил мясо на камень, ангел прикоснулся жезлом к камню и камень как бы съел это мясо. Собственно это и есть чудо. Затем Гедеон разрушил жертвенник Ваалу, популярному на тот момент божеству.

Но Гедеон вновь усомнился, ему нужно было знамение бога. Он расстелил шесть на земле и потребовал: «если ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил

ты, то вот, я расстелю здесь на гумне стриженую шерсть: если роса будет

только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою

моею израиля, как говорил ты. Так и сделалось».

В каких-то местах бог карает за скепсис, но бывает, что ему приходится не один раз доказывать, что он бог. После чего Гедеон окончательно уверовал и собрался освобождать евреев. Интересно, что Гедеон поначалу собрал 30 тысяч воинов, но затем решил, что они присвоят себе победу, так что 20 тысяч отправил сразу домой. А затем, пока воины пили воду, Гедеон отобрал лишь тех, которые быстро пили, а остальных тоже отправил домой. В итоге у него осталось 300 человек, поделенные на три группы. Победа досталась очень легко: они трубили в трубы ночью, тем самым напугали врагов. Враги бежали.

Гедеон отказался быть царем. Но вот после него среди сыновей разыгралась драма, поскольку они-то уже могли претендовать на трон. В общем, сын Гедеона Авимелех убил 70 братьев и стал царствовать. Но в живых остался сын Гедеона по имени Иофам, он предрек братоубийце позорную смерть, что и произошло через 3 года. Его убила женщина обломком жернова.

Следующая история произошла в Галладе, который взяли аммонитяне. Освободить город решил бывший разбойник Иеффай. Он возглавил Израиль и пообещал богу, что если победит, то принесет богу в жертву первого человека, которого встретит. Это немного противоречило тому, что ранее написано в библии, так как человеческие жертвоприношения практически исчезли, а место человека заняли животные, но вот Иеффай все-таки пообещал, а ангел его не остановил. Иеффай победил, и когда пришел домой, то встретил свою дочь. Тут уж ничего не поделаешь — пообещал богу. Дочь свою он принес в жертву Яхве.

Бог скоро решил, что евреям нужен царь, нужна централизация, так как: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым». И тут дело не только в странных порядках, но в том, что евреи в основном вновь отошли от Яхве. Так уж получилось, что они обращались к своему богу только в случае нужды, когда голод или война, а после избавления от голода или победы они снова становились язычниками. В мирное время их совсем не убеждали «чудеса» ни бога, ни его избранников.

Герой Самсон

Библейский персонаж Самсон во многом напоминает типичного героя в языческом понимании. Не стоит думать, что он недостойный персонаж. Конечно, с точки зрения современности это так, но тогда он действительно считался героем.

Самсон отличался от всех силой, он мог в одиночку победить хоть тысячу врагов. Его боялись. Естественно, рожден он стандартным для героев образом. В один момент его матери об этом сообщил ангел, хотя она считала себя бесплодной. Мальчика Самсона посвятили богу, приняли обет назорейства (аскетизма). Согласно древним преданиям, назорей не мог пить вино и стричь волосы, ибо сила его физическая и духовная именно в волосах.

Но Самсон не стал таким уж духовным персонажем или аскетом. Он влюбился в филистимлянку и хотел жениться на ней, против чего были ее родные. Несколько слов о мудрости Самсона, что для авторов библии, видимо, считалось мудростью. Как


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.