Просветительство в русской литературе: М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Просветительство в русской литературе: М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев

2017-10-16 276
Просветительство в русской литературе: М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эпоха Просвещения в России

Что же такое про­све­ще­ние? Это слово, ко­то­рое при­ме­ни­мо ко всей ли­те­ра­ту­ре XVIII века, упо­треб­ля­ет­ся до­воль­но часто. Дело в том, что на ру­бе­же XVII-XVIII веков Рос­сия была стра­ной в выс­шей сте­пе­ни непро­све­щён­ной. Это была стра­на, в ко­то­рой не су­ще­ство­ва­ло все­об­щей си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния – была толь­ко цер­ков­ная си­сте­ма об­ра­зо­ва­ния, свя­зан­ная с де­я­тель­но­стью церк­ви, и прак­ти­че­ски от­сут­ство­ва­ла на­уч­ная де­я­тель­ность, а про­мыш­лен­ное про­из­вод­ство на­хо­ди­лось толь­ко в самом за­ча­точ­ном со­сто­я­нии.

В эпоху Петра I стра­на сде­ла­ла гран­ди­оз­ный ска­чок. В пе­ри­од с на­ча­ла XVIII века и до 1725 года (конец цар­ство­ва­ния Петра I) Рос­сия, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни, стала вро­вень со мно­ги­ми дру­ги­ми пе­ре­до­вы­ми стра­на­ми Ев­ро­пы. И вме­сте с этим дви­же­ни­ем Рос­сии к Ев­ро­пе в стране на­ча­лась эпоха Про­све­ще­ния.

Есть сим­во­ли­ка света, ко­то­рая в хри­сти­ан­ском мире озна­ча­ет стрем­ле­ние к добру и зна­нию. В сущ­но­сти, по хри­сти­ан­ским пред­став­ле­ни­ям, зна­ние – это и есть добро. Свет – это сим­вол добра и зна­ния, ко­то­рое несёт в себе стрем­ле­ние людей к по­зна­нию но­во­го, к удо­вле­тво­ре­нию по­треб­но­сти в новых зна­ни­ях. В ка­кой-то мо­мент Про­све­ще­ние на­чи­на­ет про­ти­во­ре­чить ре­ли­ги­оз­ным дог­ма­там. И имен­но в то время, о ко­то­ром идёт речь, рас­хож­де­ние цер­ков­ных пред­став­ле­ний о Про­све­ще­нии и свет­ских, на­уч­ных пред­став­ле­ний, ста­но­вит­ся осо­бен­но ост­рым и ощу­ти­мым. Свет, по воле Петра I шед­ший в Рос­сию из Ев­ро­пы, ока­зал­ся во мно­гом непри­ем­ле­мым для тех цер­ков­ных ре­ли­ги­оз­ных уста­нов­ле­ний, ко­то­рые су­ще­ство­ва­ли в стране.

Когда мы го­во­рим о Ра­ди­ще­ве, как о про­све­ти­те­ле, то это слово упо­треб­ля­ет­ся уже в дру­гом, новом смыс­ле. Про­све­ти­тель­ство Ра­ди­ще­ва было свет­ским, никак не свя­зан­ным с ре­ли­ги­оз­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми.

Просветительство в русской литературе: М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев

Пер­вым рус­ским про­све­ти­те­лем, по-ви­ди­мо­му, был Ло­мо­но­сов. Не слу­чай­но Ра­ди­щев имен­но Ло­мо­но­со­ву по­свя­ща­ет зна­чи­тель­ную часть своей книги. «Слово о Ло­мо­но­со­ве» ста­но­вит­ся одной из глав «Пу­те­ше­ствия из Пе­тер­бур­га в Моск­ву». И сла­во­сло­вие, ко­то­рое про­из­но­сит Ра­ди­щев, имеет осо­бое для него зна­че­ние. Но всё-та­ки ещё и Ло­мо­но­сов вы­нуж­ден был пи­сать о поль­зе книг цер­ков­ных: от­ча­сти для того, чтобы всё-та­ки ла­дить с цер­ко­вью, от­ча­сти по­то­му, что он был че­ло­ве­ком сво­е­го вре­ме­ни. И мысли, свя­зан­ные с ре­ли­ги­оз­ны­ми дог­ма­та­ми, а ино­гда и про­ти­во­сто­я­щие ре­ли­ги­оз­ным дог­ма­там в на­уч­ных пред­став­ле­ни­ях, его не остав­ля­ли: мысль о про­ис­хож­де­нии че­ло­ве­ка, мысль о том, как бо­же­ствен­ный про­мы­сел ужи­ва­ет­ся с за­ко­на­ми при­ро­ды.

Рис. 1. Ло­мо­но­сов М.В. (Ис­точ­ник)

Эпоха Просвещения в России

Что же такое про­све­ще­ние? Это слово, ко­то­рое при­ме­ни­мо ко всей ли­те­ра­ту­ре XVIII века, упо­треб­ля­ет­ся до­воль­но часто. Дело в том, что на ру­бе­же XVII-XVIII веков Рос­сия была стра­ной в выс­шей сте­пе­ни непро­све­щён­ной. Это была стра­на, в ко­то­рой не су­ще­ство­ва­ло все­об­щей си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния – была толь­ко цер­ков­ная си­сте­ма об­ра­зо­ва­ния, свя­зан­ная с де­я­тель­но­стью церк­ви, и прак­ти­че­ски от­сут­ство­ва­ла на­уч­ная де­я­тель­ность, а про­мыш­лен­ное про­из­вод­ство на­хо­ди­лось толь­ко в самом за­ча­точ­ном со­сто­я­нии.

В эпоху Петра I стра­на сде­ла­ла гран­ди­оз­ный ска­чок. В пе­ри­од с на­ча­ла XVIII века и до 1725 года (конец цар­ство­ва­ния Петра I) Рос­сия, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни, стала вро­вень со мно­ги­ми дру­ги­ми пе­ре­до­вы­ми стра­на­ми Ев­ро­пы. И вме­сте с этим дви­же­ни­ем Рос­сии к Ев­ро­пе в стране на­ча­лась эпоха Про­све­ще­ния.

Есть сим­во­ли­ка света, ко­то­рая в хри­сти­ан­ском мире озна­ча­ет стрем­ле­ние к добру и зна­нию. В сущ­но­сти, по хри­сти­ан­ским пред­став­ле­ни­ям, зна­ние – это и есть добро. Свет – это сим­вол добра и зна­ния, ко­то­рое несёт в себе стрем­ле­ние людей к по­зна­нию но­во­го, к удо­вле­тво­ре­нию по­треб­но­сти в новых зна­ни­ях. В ка­кой-то мо­мент Про­све­ще­ние на­чи­на­ет про­ти­во­ре­чить ре­ли­ги­оз­ным дог­ма­там. И имен­но в то время, о ко­то­ром идёт речь, рас­хож­де­ние цер­ков­ных пред­став­ле­ний о Про­све­ще­нии и свет­ских, на­уч­ных пред­став­ле­ний, ста­но­вит­ся осо­бен­но ост­рым и ощу­ти­мым. Свет, по воле Петра I шед­ший в Рос­сию из Ев­ро­пы, ока­зал­ся во мно­гом непри­ем­ле­мым для тех цер­ков­ных ре­ли­ги­оз­ных уста­нов­ле­ний, ко­то­рые су­ще­ство­ва­ли в стране.

Когда мы го­во­рим о Ра­ди­ще­ве, как о про­све­ти­те­ле, то это слово упо­треб­ля­ет­ся уже в дру­гом, новом смыс­ле. Про­све­ти­тель­ство Ра­ди­ще­ва было свет­ским, никак не свя­зан­ным с ре­ли­ги­оз­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми.

Просветительство в русской литературе: М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев

Пер­вым рус­ским про­све­ти­те­лем, по-ви­ди­мо­му, был Ло­мо­но­сов. Не слу­чай­но Ра­ди­щев имен­но Ло­мо­но­со­ву по­свя­ща­ет зна­чи­тель­ную часть своей книги. «Слово о Ло­мо­но­со­ве» ста­но­вит­ся одной из глав «Пу­те­ше­ствия из Пе­тер­бур­га в Моск­ву». И сла­во­сло­вие, ко­то­рое про­из­но­сит Ра­ди­щев, имеет осо­бое для него зна­че­ние. Но всё-та­ки ещё и Ло­мо­но­сов вы­нуж­ден был пи­сать о поль­зе книг цер­ков­ных: от­ча­сти для того, чтобы всё-та­ки ла­дить с цер­ко­вью, от­ча­сти по­то­му, что он был че­ло­ве­ком сво­е­го вре­ме­ни. И мысли, свя­зан­ные с ре­ли­ги­оз­ны­ми дог­ма­та­ми, а ино­гда и про­ти­во­сто­я­щие ре­ли­ги­оз­ным дог­ма­там в на­уч­ных пред­став­ле­ни­ях, его не остав­ля­ли: мысль о про­ис­хож­де­нии че­ло­ве­ка, мысль о том, как бо­же­ствен­ный про­мы­сел ужи­ва­ет­ся с за­ко­на­ми при­ро­ды.

Рис. 1. Ло­мо­но­сов М.В. (Ис­точ­ник)


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.