II. Экспериментальная часть научно-исследовательской работы — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

II. Экспериментальная часть научно-исследовательской работы

2017-10-16 1766
II. Экспериментальная часть научно-исследовательской работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В ходе экспериментальной части научно-исследовательской работы мы выделили ряд этапов:

- разработка анкеты (см. приложение);

- проведение анкетирования;

- анализ полученных результатов по группам респондентов;

- сопоставление полученных результатов;

-формирование образа учителя глазами современного общества.

Методом проведения социологического исследования нами было выбрано анкетирование. Анкетирование как метод исследования позволяет за короткий срок получить максимально возможный объем информации о каком-либо продукте, узнать мнения общества по каким-то вопросам и в прочих подобных случаях. Основные преимущества данного метода – возможность получения информации от большого круга лиц [1]. Все вопросы анкеты делятся на два основных типа - открытые и закрытые. В открытых, после текста вопроса социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать своё мнение. В закрытых, после текста, вопроса социолог предлагает перечень закрытий или альтернатив. В разработанной нами анкете использовались как открытые, так и закрытые вопросы. Это объясняется задачами исследования.

В социологическом исследовании приняли участие следующие группы респондентов: родители- 21 человек, в возрасте от 32-56 лет; учителя-21 человек в возрасте от 23 лет до 61 года; ученики 5, 7 классов- 28 человек, средний возраст 12 лет; ученики 9, 11 классов-30 человек, средний возраст 17 лет. Данная выборка обусловлена тем, что в ней принимают участие все участники образовательного процесса. Таким образом, в исследовании приняло участие 100 человек.

Анализ анкет учителей показал следующее:

1. Вопрос: «Какими качествами должен обладать учитель» - 62% (13 человек) выбрали в качестве ответов «Применять творчество в педагогической сфере» и «Быть профессионалом своего дела», «Быть коммуникабельным, жизнерадостным, стрессоустойчивым, вовремя информированным».

2. На вопрос: «Важен ли внешний вид учителя» все 100% (21 человек) ответили «да».

3. В общении с учениками, по мнению педагогов, учитель должен быть общительным, открытым, любить детей, уметь слушать и слышать- 71% (15 человек).

4. Основная часть педагогов (67% -14 человек), считают, что учитель должен быть строгим.

5. По мнению педагогов, учитель не должен допускать в общении с учениками и родителями грубости-62% (13 человек).

6. Учителя считают, что совсем не важно, имеет учитель большой стаж работы или нет, мужчина это или женщина (52%-11 человек).

7. Стиль одежды учителя, по мнению 48% (10 человек) педагогов, должен быть «свободный» и он должен обладать яркой внешностью, 52% (11 человек) считают, что это не важно.

8. По мнению учителей, их профессия в современном обществе не пользуется почетом и уважением 48% (10 человек) и это связано с малым доходом и информацией, которую распространяют средства массовой информации. 32% (7 человек) считают, что данная профессия почетна в современном обществе, так как «это очень важная и нужная профессия», 10% (2 человека) считают, что все зависит от самого учителя, 10 % (2 человека) затруднились с ответом.

9. На статус учителя в обществе, по мнению учителей, влияют: политика государства-38% (8 человек), информация в СМИ-10% (2 человека), мнение учеников и родителей-19% (4 человека), уровень дохода- 19% (4 человека), затруднились с ответом-14% (3 человека).

10. Все педагоги (21 человек, 100%) считают, что в современном обществе «искусственный интеллект» не сможет заменить учителя.

11. 52% педагогов (11 человек) вспоминают всех своих учителей с любовью и благодарностью, 48% (9 человек) вспоминают только любимых учителей.

Анализ анкет родителей показал следующие результаты. По мнению родителей, учителей должен быть «профессионалом своего дела», «быть коммуникабельным», «уметь управлять своими эмоциями». Данный набор качеств выбрало 62 % родителей (13 человек). Для 93% родителей (20 человек) важен внешний вид учителя. В общении со своими учениками учитель должен быть «открыт и общителен», проявлять «тактичность», «любить детей». Данные ответы выбрало 62% родителей (13 человек). 86% (18 человек) родителей считают, что учитель должен быть строгим. По мнению родителей, учитель не должен допускать в общении с учениками и родителями грубости- 62% (13 человек). 33% родителей (7 человек) больше доверяют педагогу с большим стажем работы, для 67% (14 человек) не важен стаж педагога, также для всех родителей не важен пол учителя. Для 73% родителей (15 человек) не важен стиль одежды учителя. 73% родителей (15 человек) считают, что быть учителем не почетно в нашем обществе и связывают это с политикой государства. Но в тоже время, по мнению родителей (100%- 21 человек), «искусственный интеллект» не сможет заменить учителя, так как живое общение очень важно в процессе обучения и воспитания.

66 % (14 человек) родителей с благодарностью вспоминают всех своих учителей и 34% (7 человек) только «любимых педагогов».

Ученики 5,7 классов в качестве основных качеств учителя выделяют: профессионализм, коммуникабельность, творчество (57 %, 16 человек). Для 50 % (14 человек) учеников данной группы важен внешний вид учителя. Ученики 5, 7 классов хотят видеть учителя, который общителен и открыт, умеет слушать и слышать, любит детей (67%, 19 человек). 25 % (7 человек) учеников данной группы считаю, что учитель должен быть строгим, 32% (9 человек) считают, что нет, остальные 43% (12 человек) затруднились с ответом. В общении с учениками и родителями учитель не должен допускать грубости. Это наиболее популярный ответ среди учеников 5 и 7 классов. 39 % учеников (11 человек) 5, 7 классов склонны больше доверять учителю с большим педагогическим стажем, 11 % (3 человека) больше доверяют молодым педагогам, 21 % (6 человек) больше доверяет педагогам женщинам, 7 % (2 человека) склонны доверять больше мужчинам, остальные 22 % (6 человек) доверяют всем педагогам без исключения. 50% (14 человек) считают, что у учителя должен быть свободный стиль одежды, яркая внешность. Для 50% (14 человек) не имеет значение то, как должен выглядеть современный учитель. Большинство учеников 5, 7 классов (80%, 22 человека) считает, что учителем быть почетно, так как он более образован, чем другие люди, так как он обучает детей. На вопрос: «Что и кто влияет на социальный статус учителя?» ученики 5, 7 классов ответили следующее: 36% (10 человек) затруднились ответить; 32% (9 человек) считают, что мнение учеников, которых учит учитель; 14% (4 человека) считают, что стаж работы и преданность делу; 18% (5 человек) считают, что руководство школы. Ученики 5, 7 классов (100%, 28 человек) считают, что учителя никогда не заменит искусственный интеллект, так как дети не смогут иметь прямой контакт с учителем и вследствие этого компьютер не сможет поделиться своим опытом с учениками.

Ученики 9, 11 классов видят современного учителя творческим, коммуникабельным и профессионалом своего дела (69 %- 20 человек, выбрали данные позиции). Для 20 человек (69 %) важен внешний вид учителя. В общении с учениками, по мнению учеников данной возрастной группы, должны преобладать общительность, умение слушать и слышать, тактичность (80%- 25 человек). На вопрос: «Должен ли учитель быть строгим» 16 учеников (53 %) ответили «да», 8 (27 %) - «нет», 6- (20 %) «не знаю». На вопрос: «Что не должен допускать учитель в общении с учениками и родителями» наиболее популярными ответами являются: грубость, унижение, безразличие, неуважение, повышение тона, бестактность, переход на личности. 40 % (12 человек) старшеклассников склонны доверять педагогам с большим опытом работы, для остальных 60 % не важен стаж учителя, так же для старшеклассников не важен пол учителя. Для 20 человек (67%) не важен стиль одежды учителя, 6 человек (20%) хотят видеть учителя с яркой внешностью и свободным стилем одежды, для остальных 4 человек (13%) предпочтительней строгий стиль одежды учителя. 22 человека (73%) считают, что быть учителем почетно, объясняя это тем, что «Учитель - неотъемлемая часть общества, будущее за учителем, который формирует личность учеников». 8 человек (27 %) считают, что быть учителем в современном обществе не почетно, так как «недостойные зарплаты, неуважение учеников, невнимание со стороны государства». На статус учителя в современном обществе, по мнению учеников старших классов, влияют: «мнение учеников»- 8 человек (27%), «политика государства»- 10 человек (33%), «деятельность самого учителя»- 12 человек (40%). По мнению большинства учеников старших классов, 29 человек (97%) искусственный интеллект заменить учителя не сможет, один человек (3 %) считает, что информации, которую он получает из других источников вполне достаточно.

Результаты сравнительного анализа анкет представлены в диаграммах 1 и 2.

Диаграмма 1.

Рисунок 6. Качества современного учителя (данные в % от числа респондентов)

Диаграмма 2.

Рисунок 7. Что должно преобладать в процессе общения учителя с учениками

(данные в % от числа респондентов)

По результатам нашего исследования, мы можем сделать следующие выводы:

1. Педагоги видят себя коммуникабельными, информированными, творческими, общительными. Учителя считают, что лучше подходить к своему делу строго и профессионально, с объёмным «багажом» за плечами. Также, большая часть педагогов считают, что внешний вид не важен (может быть свободным и ярким), что при общении с учеником, учитель должен быть вежлив и ни в коем случаи не должен унижать ученика. 100% учителей считают, что искусственный интеллект не может заменить опытного педагога. А чтобы статус учителя в обществе повысился, большинство считают, что нужно изменить политику и отношение государства к этой профессии, и увеличить заработную плату педагога. Большая часть всех педагогов вспоминает своих школьных учителей с любовью и благодарностью, видимо выбор своей профессии зависел и от них.

2. Родители же считают, что учитель должен быть профессионалом, коммуникабельным, тактичным, открытым и общительным, вежливым, стрессоустойчевым. В отличие от педагогов, родители считают, что внешний вид учителя важен. Большей части родителей не важно, какой у учителя стаж работы, главное, чтобы педагоги любили свою работу и учеников. Большинство родителей уверены, что профессии учителя недооценена в нашем обществе, опять же из-за политических проблем в государстве. Большая часть всех родителей вспоминает своих школьных преподавателей с любовью и благодарностью.

3. Ученики 5-7 классов видят идеального преподавателя немного иначе. Отмечают такие качества, как: профессионализм, коммуникабельность и творчество, вежливость и отмечается большой стаж работы. Ровно половине учеников важен внешний вид учителя, и половине учеников не важен. А вот большинство учеников средних классов (80%) считают, что учителем быть почетно, так как именно педагоги имеют большее образование, чем другие, и учитель должен поделиться своими знаниями и опытом с подрастающим поколением. Ученики 9-11 классов видят идеального учителя примерно так же, только им важнее, чтобы учитель был строгим и опытным. Видимо для старшеклассников важнее не процесс обучения, а его результат, ведь им скоро сдавать экзамены.

Таким образом, мы видим, что результаты анкетирования по каждым из групп респондентов имеют свои особенности, что обусловлено возрастными и статусными различиями. Но в тоже время, наблюдается и много общего. На основании этих данных мы можем сформировать портрет современного учителя, каким его видит современное общество. Это человек настоящий профессионал своего дела, знающий свой предмет и владеющий методикой его преподавания, коммуникабельный, творческий. Человек, который умеет управлять своими эмоциями, умеет слушать и слышать своих учеников и их родителей. Современный учитель открыт, общителен, тактичен, любит детей.


 

Заключение

Изучив историю появления первых школ и профессии учителя, а также проведя опрос современных школьников, их родителей и учителей, мы поняли следующее.

Несмотря на то, что профессия учителя существует много веков, в современном обществе отношение к ней ничуть не изменилось и она будет существовать еще много столетий. Ведь нам часто все равно, как выглядит учитель, сколько ему лет, какого он пола, лишь бы он был в классе, любил свою профессию и нас. Учил новому, рассказывал интересное, объяснял непонятное, сеял разумное, доброе, вечное!

Нам только жаль, что не все учителя чувствуют свою значимость для общества. Мы считаем, что государство должно более внимательно относиться к педагогам. Ведь они выполняют самую ответственную задачу – они формируют человека!

Наш идеальный учитель – это учитель, который умеет формировать человека!


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.